Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Средства информации о товарах



В зависимости от назначения средства товарной информации подразделяют на группы, а в зависимости от носителей информации на подгруппы.

Группы товарной информации:

- информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных носителях: нормативные документы (стандарты, технические документы, общероссийские классификаторы технико-экономической информации), товарные документы (товаросопроводительные документы, эксплуатационные документы, проектные, конструкторские документы и др.);

- специальная литература (словари);

- реклама (буклеты, каталоги, листовки, рекламные щиты);

- маркировка.

Маркировка – текстовое условное обозначение или рисунки, нанесенные на товар или упаковку, а также другие средства, предназначенные для идентификации товара или его отдельных свойств, доведение информации до потребителя об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.

Идентификация товаров – установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.

В зависимости от места нанесения различают маркировку:

· производственная, носители: этикетки, кальеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы;

· торговая.

Этикетки – наносятся типографским способом на товар или упаковку. Они могут быть самостоятельными носителями информации, прикладываемые или приклеенные к товару. Отличаются значительной информационной емкостью, кроме текста они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки сведения на этикетках наиболее обширны по количеству характеризуемых признаков.

Кальеретки – этикетки особой формы, наклеены на горлышко бутылки. Не несут большой информационной нагрузки, а выполняют в основном назначение эстетического оформления бутылок. Они применяются вместе с основной этикеткой на бутылках и самостоятельного значения не имеют. На них могут быть указаны наименования напитка, производитель, год изготовления, шифрованные знаки. Иногда информация может отсутствовать.

Вкладыши – разновидность этикеток, предназначены для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе. Наиболее часто применяются для кондитерских изделий (конфеты), а также для парфюмерно-косметических, лекарственных, бытовых средств.

Ярлыки и бирки – носители маркировки, прикладываемые или подвешенные к товару. Для них характерна меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.



Бирки отличаются от ярлыков меньшей информированностью. Бирки могут указывать только наименование или фабричную марку или только название фирмы-изготовителя. Ярлыки содержат наименование товара, фирмы изготовителя, ее адрес, сорт, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных. Так на ярлыках, подвешенных к одежде указывается артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска.

Контрольные ленты – носители краткой дублирующей информации, расположенной на ленте небольшого размера и предназначенная для контроля сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Отличительная особенность – преобладание цифровой или символической информации (артикул изделия, номер модели, размер, сорт).

Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетку, наносимые с помощью специальных приспособлений установленной формы.

· в зависимости от места нанесения:производственные, торговые;

· от назначения: ветеринарные, товароведные, карантинные:

· от формы: овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные;

Способы осуществления: нанесение несмываемой краской, выжигание, выдавливание с помощью штампов, вдавливание цифр, букв.

Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки, счета, меню, штампы, упаковка.

Торговая маркировка предназначена для предоставления сведений о продавце и в меньшей степени информации о товаре.

Благодаря идентифицирующей информации отдельные носители ТМ служа основанием для предъявления претензий к продавцу в случае обнаружения дефектов товара.

Товарный чек:

- наименование продавца;

- его товарный знак;

- наименование товара;

- его размерные характеристики;



- дата реализации;

- цена.

Кассовый чек:

- наименование продавца;

- номер кассового аппарата;

- дата реализации;

- стоимость покупки.

Товарный ценник – наименование товара и его изготовителя:

- сорт;

- срок годности;

- цена товара за единицу измерения.

Кассовый чек и товарный ценник – обязательные для всех товаров и организаций.

Товарный чек – преимущественно для непродовольственных товаров.

Счета– выписываются при покупке крупногабаритных товаров, доставляемых покупателю на дом. В этом случае они выполняют функции товарной маркировки и товаросопроводительных документов. Счета не являются обязательным документом, они служат основанием подтверждения оплаты покупки покупателем и основанием для предъявления претензий при выявлении дефектов товара.

Счета, выдаваемые ресторанами и т.д. выполняют функции товарных или кассовых чеков и служат обоснованием стоимости услуг, предоставляемых посетителям.

Меню заменяют ценники и вывешиваются при входе в предприятие питания, а также около раздаточных или расчетных узлов.

Услуги по производственной и торговой маркировке товаров потребителем дополнительно не оплачиваются, так как включаются в издержки обращения или производства.

Основные элементы маркировки:

1) текст (удельный вес от 50 до 100%), он более предпочтителен;

2) рисунок (не всегда присутствует, но удельный вес его может быть до 50%);

3) информационные знаки – идентификация характеристик товара, до 30%.

Условные обозначения позволяют выделить товар из массы аналогичных, идентифицировать товар:

- компонентные знаки (пищевые добавки);

- размерные знаки – конкретные физические величины (масса, объем);

- эксплуатационные – для информирования потребителя о правилах эксплуатации, монтаже, наладке; перечень знаков утвержден на международном уровне, наибольшее распространение – текстильные изделия;

- манипуляционные знаки – для информации о способах обращения с товарами, грузами;

- предупредительные знаки – для обеспечения безопасности потребителя товаров и сохранение окружающей среды при перевозке, хранении, использовании товаров;

- экологические знаки – для информирования потребителей об экологически безопасных способах их применения, эксплуатации или реализации.

Товарные знаки предприятия

- формируют лицо фирмы, ее узнаваемость на рынке, являясь одним из элементов рыночной символики товара.

В зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, делятся на: фирменные, ассортиментные, коллективные, индивидуальные.

Основные типы обозначения этих знаков:

1. фирменное имя (слово, буква, которые соотносятся с выпуском продукции);

2. фирменный знак (символ, рисунок, обозначение, цвет или сочетание цветов, которые позволяют опознать товар данной фирмы среди ему подобных);

3.

P
торговый знак – персонифицированная товарная марка; в отличие от других ТЗ обладает юридической силой, защищенной в межнациональном реестре, обозначается

, если ТЗ является собственностью фирмы - ©; ТЗ имеет исключительное право владельца на его использование и т.д. и запрещает незаконное применение.

По степени значимости:

- обыкновенные фирменные знаки разрабатываются либо владельцем, либо по поручению владельца дизайнером и регистрируются в установленном порядке. Но в законах не предусматривается их обязательная регистрация, которая дает исключительное право владельцу на пользование ТЗ.

- престижные фирменные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством: значительные заслуги в экспорте товаров и услуг (медали, которые получают товары на выставках); регистрации не подлежат.

Ассортиментные ТЗ – предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые – по видам товаров, марочные – по торговой марке или наименованию.

«СТС» - гранулированный чай.

«Д» - практически пыль.

«F» - мелкий чай.

«Р» - чай пеко, самый лучший.

«ВР» - чай резанный.

«ВОР» - резанный, но могут быть лист и почки.

На маркировке необходимо указывать наименования мест происхождения товаров. Это название страны, населенного пункта и т.д., используемое для обозначения товаров, особые свойства которых главным образом определяются природными условиями или людскими факторами одновременно. Должны быть зарегистрированы и только тогда он будет охраняться.

Знак соответствия – защищенный в установленном порядке знак, применяемый и выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует стандарту или иному нормативному документу.

Знак соответствия РФ: знак «РОСТЕСТ»

DIN – Германия

CEN – Европейский знак соответствия

Информацию допускается располагать в одном или нескольких удобных для прочтения местах. Изготовитель, продавец, упаковщик должны располагать информацию для потребителей всегда в одном и том же месте единицы упаковки товара, тары. При небольших размерах единиц тары и упаковки, на которых технически сложно поместить текст, а также на сувенирных, подарочных изделиях допускается размещать информацию на листе-вкладыше.

Информация может быть нанесена любым способом, но должна быть четкой и легко читаемой.

Информация при хранении, транспортировке и т.д. должна быть выделена от остальной информации (другой цвет, шрифт).

Идентификация – совпадение испытуемых товаров с базовыми образцами, моделями из однородной группы, характеризующихся той же совокупностью показателей.

Виды в зависимости от поставленных целей:

- потребительская – проводится для продовольственных товаров с целью установления возможности использования продукции для питания;

- товарно-партионная – устанавливает принадлежность представляемой части товаров к конкретной товарной партии, отсутствуют методы принадлежности к данной товарной партии (какая смена изготовила товар установить невозможно);

- ассортиментная – установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обуславливающих предъявляемые к товарам требования; очень важен при таможенной экспертизе;

- качественная – установление экспертами соответствия показателей соответствующих нормативным документам;

- специальная – установление экспертами соответствия показателей установленному сорту, который указан на маркировке; устанавливает отношение данного товара к перечню запрещенных, либо к товарам имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование товаров), либо принадлежность товара, выработанных из генетически модифицированных источников.

Правовую основу информационного обеспечения потребителей составляют следующие законы "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об информации, информатизации и защите ин­формации", "О рекламе" и т.д.

Штриховое кодирование товаров:

Штриховой код - знак, предназначенный для автоматизированной идентификации и учета информации о товаре, закодированный в виде цифр и штрихов. Штрих-код наносится на транспортную или потребительскую упаковку. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. При реализации товаров на внутреннем рынке нанесение штрихового кода является добровольным для производителя.

Наиболее широко распространен на международном потребительском рынке штриховой код EAN, разработанный Международной ассоциацией товарной нумерации. Это 13-ти или 8-разрядный код, состоящий из сочетаний штрихов и пробелов. Каждая цифра - сочетание двух штрихов и двух пробелов. Восьми разрядный код размещают на упаковке продукции с ограниченным местом для печати.

Структура 13- разрядного кода:

ХХ ХХХХХ ХХХХХ Х

1 2 3 4

позиция 1 - код страны, где находится банк данных о стране-производителе товара;

позиция 2 - код фирмы-производителя товара;

позиция 3 - код товара (артикул);

позиция 4 - контрольный знак, обеспечивающий надежность штрихо-вого кода.

Методика расчета контрольной цифры:

1. Складываются цифры, стоящие на четных позициях кода.

2. Результат первого действия умножается на 3.

3. Складываются цифры, стоящие на нечетных позициях кода (кроме контрольной).

4. Складываются результаты 2-го и 3-го действий.

5. Определяется контрольное число, представляющее собой разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!