Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава I Теоретические основы развития творческого потенциала молодежных и юношеских объединений



Введение

В сложных условиях трансформации российского общества возникает необходимость в новом подходе к осмыслению развития личности, от которой требуется, активность, инициативность, решительность, готовность брать на себя ответственности, энергичность, целеустремленность. Поэтому в настоящее время наиболее актуально стоит проблема всестороннего развития личности и предоставления ему возможности освоить новые социальные роли или попробовать себя в качественно иной деятельности.

Среди проблем психологии, педагогики, практики образования одной из ведущих и интенсивно исследуемых является проблема одаренности и творчества. Эта проблема не является новой. Однако, переориентация образования с авторитарно-догматической на личноетно ориентированную модель приводит к необходимости создания воспитательных технологий, обеспечивающих реализацию личностных потенциалов молодежи. Приоритетной задачей образования становится развитие творческого потенциала личности и создание условий для его реализации. Важнейшей педагогической целью становится творческая личность.

Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, важен любой вид творчества, но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.

Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода. Недаром психологи для более эффективного стимулирования развития творческого потенциала у детей рекомендуют игры с самыми простыми предметами, чтобы дать возможность ребенку «домыслить», «досочинить». Выделяя свободу как непременное условие всякого творчества, Лев Выготский замечал, что «творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникнуть только из детских интересов».

Понятия творчества и свободы тесно взаимосвязаны между собой, но было бы ошибочным считать их тождественными. Примером этому может служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества. Это позволило долгое время смотреть на творчество как на деятельность, по преимуществу, индивидуальную. Но индивид, проявляя себя в творческой деятельности, опирается на опыт, накопленный человечеством. Коллектив часто вносит необходимые поправки в творчество индивида, что, безусловно, является ценным, при условии, что не сковывает инициативы последнего.



При организации творческой деятельности важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто отождествляется с понятием «деятельность». Этому отождествлению способствует существование в романских и англо-германских языках лишь одного термина для обозначения понятий «активность» и «деятельность», например, английское activity, а также само происхождение от латинского activus, что означает «деятельный».

Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива. Под последней понимают внутреннее побуждение к новым формам творческой деятельности. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой и иногда отождествляется с активностью. Инициатива выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения.

Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания:



- эмоциональное переживание творческого объекта;

- эмоциональное переживание самого процесса деятельности.

Эмоции являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).

Объект исследования: молодежные и юношеские объединения

Предмет исследования: условия развития творческого потенциала молодежи

Цель исследования: разработать и предложить технологию развития творческого потенциала у молодежных и юношеских объединений

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию творческого потенциала молодежных и юношеских объединений;

2. Изучить опыт поддержки творческих объединений на территории Московской области

3. Разработать паспорт проектной идеи «Твой Шанс»

4. Разработать план проекта «Твой Шанс»

 

Глава I Теоретические основы развития творческого потенциала молодежных и юношеских объединений

1.1. Теоретические подходы к исследованию творческого потенциала молодежных и юношеских объединений

Одной из наиболее актуальных проблем, современных гуманитарных наук, является исследование личностного творческого потенциала, выяснение его конкретного содержания, специфических тенденций развития, взаимоотношений с другими личностными компонентами. В связи с этим все более пристальное внимание уделяется рассмотрению взаимообусловленности социально-культурной сферы и личности, в частности, наличия педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных и юношеских объединений, максимально способствующих их самореализации.

Процесс развития творческого потенциала молодежи управляем, поэтому развитие личностных качеств (вокальных данных, хореографии, умения держатся на публике и др.) должно стать важной составляющей организации работы с молодежью по месту их пребывания. Именно здесь закладывается фундамент творческой деятельности личности, особенно это касается учреждений социально-культурного профиля, где идет становление и развития творческого потенциала юношей и девушек.

В настоящее время российское система дополнительного образования переживает серьезный кризис. Новая социально-экономическая ситуация в стране диктует необходимость массового вовлечения молодежи в деятельность досуговых учреждений, в связи с этим должны измениться цели, содержание и методы работы с молодежью. Тем не менее, консерватизм и авторитарные методы управления, наличие множества образовательных тенденций и методологических подходов в педагогической теории и практике затрудняют решение данной задачи. В таких условиях каждый из субъектов системы вынужден справляться с этой проблемой собственными методами.

Общественно-государственная поддержка молодежных социокультурных объединений находит отражение в законах, нормативных актах и направлена на формирование и укрепление правовых, экономических, организационных условий для гражданского становления и социально-культурной самореализации молодежи. К ним относятся: «Положение о любительском объединении» (1986 г.), Закон РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), «Положение о государственном и муниципальном учреждении культурного типа» (2003 г.), «О государственной поддержке молодежных и общественных объединений». Целесообразность изучения проблемы развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений обусловлена реализацией Федеральной целевой программы Стратегией государственной молодежной политики до 2016 года, и Областной долгосрочной целевой программы Московской области «Молодое поколение Подмосковья на 2013-2015 годы», которая является долгосрочным механизмом развития социально-культурной сферы региона.

Роль творческого потенциала молодежи все больше возрастает. Творческий уровень граждан признан одним из ведущих факторов развития духовности и культуры российского общества. Поиск талантов, создание условий для их развития и применения их способностей на благо общества, а также готовность общества принимать таланты – вопрос престижа страны, но кроме того – необходимое условие решения проблемы создания инновационной экономики. Проблема реализации творческого потенциала одаренной молодежи связана и с социальной устойчивостью общества. Таланты создают особое творческое напряжение в молодежной среде и в обществе в целом, стимулируя активность своего ближайшего окружения. Важно вовлекать наиболее активных, инициативных, творческих членов общества в конструктивную, созидательную деятельность, таким образом, способствуя росту социальной стабильности[1].

Понимание сложной структуры одаренности предполагает использование комплексного подхода к ее выявлению. Такая система предусматривает определение не только уровня предметной подготовленности, индивидуально-творческих особенностей, но и выявление уровня владения элементарными исследовательскими навыками, опыта изобретательской, рационализаторской деятельности, что имеет определяющее значение для ориентации молодежи к участию в деятельности досуговых центров. Оценку признаков одаренности важно проводить не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.

Творчество, творческая деятельность, по нашему мнению, является одним из наиболее эффективных педагогических средств развертывания индивидуально-личностных возможностей развития молодежи, становления их неповторимой индивидуальности, их личностного самоопределения, самоактуализации и самореализации.

Творчество часто связывают с внутренней интеграцией личности, что является важным звеном в развитии творческого потенциала каждого человека, который характеризуется некоторыми особенностями личности, носящими признаки творческих задатков. К числу таких признаков относят:

1. потребность в новых идеях;

2. способность замечать и формировать альтернативы, сомневаясь в том, что на первый взгляд является очевидным;

3. умение полностью «погружаться» в проблему, в то же время, отталкиваясь от реальности, видеть перспективу;

4. умение представлять предполагаемый объект в новом измерении.

Среди важных характеристик творческой личности выделяются следующие: потребность в новой идее, способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

К признакам творческой личности относятся: легкость переключения мыслей от движения в одном направлении к движению в обратном, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации; способность к оценочным суждениям и критичности мышления, умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, готовность к овладению достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний, а также способность к свертыванию операций, обобщению и отбрасыванию несущественного. Многие ученые к признакам творчества относят способность увидеть целое раньше частностей, способность к переносу функции с одного предмета на другой [3].

Организация социально-культурной деятельности, способствующая актуализации творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений, все чаще осознается исследователями как острая необходимость сегодняшнего дня. Социально-экономические, материальные трудности, низкая мотивация руководителей объединений, недостаточное использование педагогического потенциала социально-культурной деятельности негативно влияют на качество учебно-воспитательного процесса в молодежных социокультурных объединениях, снижают общий уровень развития творческого потенциала молодежи, приводят к угасанию у неё интереса к культуротворческой деятельности. Это обусловило поиск педагогических условий развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений.

Психолого-педагогический анализ стандартов второго поколения позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты профессионального образования, могут быть обобщены в одно общее определение «творческий потенциал».

Это понятие интегративно включает в себя нижеследующие личностные характеристики [1]:

• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

• сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

• освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

• владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Л.А. Даринская определяет «творческий потенциал» как сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности [2].

С точки зрения Ю.Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеются основания полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:

• богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;

• уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого;

• высокой роботоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей [3].

Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. [4].

Развитие творческого потенциала человека происходит поэтапно. Вначале определяется уровень творческого развития личности посредством психологических методов диагностики. Следующим, ведущим этапом работы является мотивация, без которой развитие творческих задатков невозможно. Под мотивацией подразумевается готовность человека к осуществлению творческой деятельности, скорость, с которой он включается в данный процесс, эффективность выполнения творческих заданий, стремление к личностному совершенствованию в творческом процессе. Немаловажной ступенью в развитии творческого потенциала человека является организация процесса творческой деятельности. С этой целью создаются определенные условия, которые будут способствовать развитию и реализации творческих способностей личности.

Следующий этап развития творческих задатков человека – контроль качества выполнения проекта. При этом основное внимание должно акцентироваться на качестве процесса организации творческой деятельности, и создания благоприятных условий для ее осуществления. На завершающем этапе выявляется соответствие результатов, полученных в процессе творческой деятельности, запланированным. Помимо этого, проводится анализ ошибок, затруднений, возникших в процессе решения творческих задач и внесение корректив. Чтобы человек достиг успехов в творческой деятельности, он должен обладать некоторыми качествами, а именно – творческой активностью, оригинальностью, способностью и желанием к новизне, умением комбинировать идеи, использовать прошлый опыт, обладать развитым воображением, эмоциональной отзывчивостью. Необходимым условием для развития творческого потенциала у человека является свобода. Процесс творчества не может быть ни принудительным, ни обязательным, и связан лишь с интересами и желанием человека.

Таким образом, изучение основных подходов к определению творческого потенциала молодежных и юношеских объединений, показало, что на современном этапе развития науки существует множество подходов к определению данного термина, каждый из которых не является совершенным, но имеет место быть. Нами же, творческий потенциал молодежных и юношеских объединений рассматривается как совместная деятельность, характеризующаяся включением в социокультурную сферу жизнедеятельности молодого человека, в которой он самореализуется как саморазвивающийся субъект на основании общественных и личностных ценностных установок. Результат творчества может состоять не только в создании какого-либо продукта, но и в развитии самого субъекта творчества, то есть в развитии его потенциала. Степень реализации сущностных сил человека в процессе творческой деятельности становится критерием творчества.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!