Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные этапы развития отечественной социологии молодежи



История и причины выделения молодежи в особую социальную группу.

Категория «молодежь», помимо научного дискурса, активно используется в обыденной речи. Поэтому важно очертить социологические характеристики молодежи как социальной группы. Общепризнанно, что в качестве особой социальной группы молодежь выделилась с началом индустриальных революций в конце XVII – начале XVIII вв. Данный процесс явился результатом изменения взаимоотношений между семьей и производством вследствие усложнения последнего. Если до этого отец имел возможность передать свое ремесло сыну в рамках домашнего, семейного обучения, то сложные производства – мануфактуры и фабрики потребовали вне семейного обучения. В доиндустриальных обществах, как только молодой человек приступал к работе, помогая родителям, он сразу приобретал статус взрослого. Существовал обряд инициации – посвящения во взрослые (сохранившийся до сих пор в ряде первобытных племен).

Исторически первый сложившийся подход к определению молодежи – узкоэмпирический, описывающий молодежь по возрастному критерию (молодежь – это люди в возрасте от 16 до 30 лет). В настоящее время более распространены подходы, учитывающие, помимо возрастного аспекта, и социологические характеристики молодежи как социальной группы. Наиболее эффективным является подход, предложенный английским социологом С.Фрисом. В соответствии с данным подходом, молодежь можно наиболее адекватно охарактеризовать с точки зрения ее движения:

1) от зависимости к независимости;

2) от безответственности к ответственности.

6.Социология молодежи как научная дисциплина: предмет, объект, цели, задачи, функции.

Социология молодежи — это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа.

Предметная область социологического исследования молодежи достаточно широка:

  • общие социально-групповые характеристики молодежи — границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, социально-демографические показатели;
  • основные качественные параметры существования молодежи в обществе — условия и особенности прохождения процесса социализации;
  • специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам;
  • реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества;
  • характер и направленность социальной мобильности;
  • особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в том числе в контексте межгенерационного взаимодействия;
  • возможности самореализации молодежи применительно к конкретным социокультурным и политико-экономическим условиям.

Основные этапы развития отечественной социологии молодежи



Становление и развитее Отечественной социологии молодежи включает в себя 3 этапа: 1) окончание 19 начало 20 века 2) середина 20 века 3) окончание 20 века по настоящее.

Первый этап – на рубеже 19-20 веков Россия вступает в эпоху индустриализации, что сопровождается возникновением новых социальных слоев и классов. В тоже время в России появляются первые кафедры социологии при московском государственный университете (МГУ) и СпБГУ. В указанный период стали проводиться исследования посвещённые проблемам молодой интелегенции, проблемами трудного быта рабочих подростков, проблемам материального обеспечения студенчества, а также проблемам молодых семей московских рабочих. После октябрьской революции исследование молодого поколения приобретают во многом идеологический оттенок, результаты соц. Исследований начинают контролироваться ВЧК и НКВД. Социология признается буржуазной наукой и многие социологии иммигрируют. В это время исследовательская тематика затрагивает в основном проблемы отношения молодежи к правящему слою, отношения к советской власти, а так же проблемам обучение воспитания коммунистической молодежи. На рубеже 20-30 годов формируется первый отечественный молодежный конструкт – молодежь как строители социализма.

В 30-е годы для осуществления взаимосвязей между молодым поколением и правящей партией создается Комсомол. В 40-е 50-е годы исследования в молодежной тематике не проводились.

Середина 20-ого века В 1964 году инициативная группа молодых ученых обратилось с письмом к Н. Хрущеву с просьбой разрешить преподавание социологии и восстановить социологию, как науку в СССР. В следствии этого письма в стране начинают создаваться исследовательские центры перед которыми ставились следующие задачи: 1) разработка методики и методологии проведения социологических исследований 2) подбор кадров для проведения соц. Исследований 3) применение результатов исследования на практики.



В 60-х годах формируется первые отечественные школы социологии молодежи: Новосибирская, Свердловская, Ленинградская, Эстонская. (школы, основатели, что изучали)

В 60-е годы отечественный конструкт молодежи меняется. В этот период молодежь определяется как результат влияние Западной культуры.

В 70-е годы молодежный конструкт меняется, получает слудующее опредление – молодежь как результат прериода застоя

Окончание 20-ого века

В 80-90х годах с распадом СССР и утратой комустической партии доминирующего положения в обществе изменяется исследовательская тематика, молодежь также как и на западе начинает анализироваться во всей много аспектности и рассматривается как самостоятельная социальная группа. В указанный период молодежный конструкт меняется следующим образом – молодежь как результат перестройки, молодежь как результат рыночных реформ


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!