Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации



Поскольку общ-во развивается, то в его развитии выделяются отдельные этапы => возникает проблема периодизации. В исторической науке применяется периодизация по каким-то значимым историч.событиям. В фил-ии к настоящему времени сложились след.подходы. (1) Теория общественно-экономических формаций. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания об-ва. Формация - определенный тип общества, связанный с опред.способом пр-ва. Основным критерием опред. развитие и смену формаций является способ производства, который представлен единством развития производительных сил и производственных отношений. Вслед за сменой способа производства меняется и социально-классовая структура развития общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая формация имеет базис и надстройку. Базис - это совокупность производственно- экономических отношений. Надстройка - это совокупность идей, организации, утверждений и идеологических отношений. (2) Цивилизационная теория. Фил-я употребляет термин «цивилизация» в глобальном смысле, т.е.без учёта особенностей отдельных цивилизаций. Этапы развития общ-ва: 1) Доцивилизационный (период дикости, варварства), 2) Цивилизация: а) аграрно-ремесленная (рабовлад., феодальн.; ручной труд; человек зависит от природы, но перестаёт её обожествлять; чел сохраняет жёсткую зависимость от своей соц.группы; традиционализм; провиденциализм; знания передаются из поколения в поколение; почетание старших. В объяснении общ-ва превалирует т.зр.общественного регресса или цикличности), б) индустриальная (техногенная; капитализм, социализм – возникновение паровой машины и машин.пр-ва; чел-к пытается разорвать свою зависимость от природы. Опосредует техникой своё отношение с природой. Цель – подчинить природу; принципиально меняется связь м/у чел-ком и общ-вом. Машинное пр-во требует мобилизации творческого потенциала отдельной личности. Гл.черта чел-ка – индивидуализм. Основные принципы общ.жизни – свобода и исходное рав-во людей), в) Постиндустриальная (переход в сер20в, связан с изобретением ПК). (3) Культурологический подход к анализу общества. Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал эту проблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8 культур, каждая из которых вырастает на основе собственного способа переживания жизни. Культура: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. Каждая культура имеет 2 основных этапа: восхождение культуры (собственно культура), нисхождение или цивилизация. Первый характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни: социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной. Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющим собой окостенение органической жизни культуры и ее распад.




58. Техника и ее роль в истории цивилизации

Слово «техника» употребляется в 2-х смыслах - во-1-ых, для обозначения мастерства субъекта какой-либо деят-ти, во-2ых, для обозначения ср-в и орудий деят-ти. Техника - настолько сложное явление, что сформировать его сущностные хар-ки весьма трудно. Наиб. популярная - схема Ясперса; по ней некот. хар-ки техники: 1)Техника-часть общей рационализации общ-ва. Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка. 2)Техника-применение силы природы против са­мой природы. 3)Применение силы природы против самой природы основано на зн-и, в конечном счете, науч.зн-и. 5)Применение техники имеет своим следствием «об­легчение жизни». Совр.техника является практ.приложе­нием науки и составляет с ней сложный симбиоз. Этот симбиоз - гл.ср-во развития совр.общ-ва. В силу чего общ.прогресс часто рассм-ется прежде всего как научно-техн-ий. В к.19в. отнош-е к последнему стало раздваиваться. На­ряду с положительным, сформировалось и отрицат.отнош-е к нему. Это сказалось не только на отн-ии к науке, но и к технике. В общ-ве сформировалось 3 подхода к технике: нейтральный (все зависит от ее при­менения), положительный и отрицательный. Примером 1-го является подход, сформулирован­ный Ясперсом. Техника не является ни благом, ни злом, но м.б. использо­вана во благо и во зло. Все более возрастающая роль техники в общ-ве при­вела к выделению в ф-ии относительно самостоя­тельной области - ф-ии техники. Хотя термин был введен еще в 1877 г.нем.мыслителем Каппом, статус особой фил.дисциплины она приобрела в 60-е г.20в. В наст.время на 1ый план в ф-ии техники выдвигаются след.проблемы: глобальный хар-р техн.развития, его способность затрагивать инте­ресы всех народов планеты; угроза всемирной катастрофы.



 


59. Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество держится на острие. Ускорение процессов развития общества сопровождается понижением уровня его стабильности, сопровождается состояниями неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что индивидуальная деятельность совсем не бессмыс­ленна. При этом мир, видимо, навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов. Особенно стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на входе дает большой на выходе, и повышение темпоральности – чувствительности к ходу времени. Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа". Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение первых". Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше ответственность". В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это, прежде всего, означает, что челов. должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно... Другие проблемы невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. На­рушено ли хрупкое равновесие между природой и чел. Уничтожение прир ископаемых, пресной воды, лесов, видов жи­вотных. Вправе ли чел, осознавая ответственность перед лицом Вселенной, изменять Землю? Действия людей носят некомпенсируемый характер. Озоновый слой, парниковый эффект, проблема шума. Сам человек начинает эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к негативному или к полезному? Психические изменения в рез-те жизни в неестественных условиях. Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др проблемы. Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении. Население растет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и Лат Америке. Вопрос о ко­эволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в космос и загрязне­ние космоса. Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вы­шли на первый план. Ну и так далее, словом, здесь можно говорить, не останавливаясь. Нравственные про­блемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появи­лись приспо­собления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема - когда можно говорить о жизни нового человеческого сущ-ва? проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации – повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему – если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас? При анализе глобальных про­блем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стра­тегией природы. Понятие об экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, в частности изменение некото­рых св-в окружаю­щей среды недопустимо ни при каких обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности человечества. актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, в рамках которого и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая формами контроля международных организаций. Невозможность разделения этических и научных ценностей, следовательно, новая этика, построенная на ответственно­сти как на высшей ценности. Концепция - изменить путь современной цивилизации, совершив коренной поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух совершенствование.

 


Просмотров 876

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!