Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема 3. Современный опыт проведения анимационной работы в социуме



 

Опыт современной социально-культурной анимации в странах Западной Европы и Америки. Основные направления анимационной деятельности - школьная анимация, театральная анимация, социальная (муниципальная) анимация.

Деятельность ассоциации социальных работников и социальных педагогов России, постоянной лаборатории социальной педагогики при Российской Академии образования.

Культурно-досуговая деятельность в процессе проведения анимационной работы с различными социальными группами.

 

Опорный план-конспект

 

Основные направления анимационной деятельности в странах Западной Европы –театральная анимация, школьная анимация, социальная (муниципальная) анимация, арт-терапия, коммуникативная реабилитация.

Театральная анимация. Театральные аниматоры – деятели театрального искусства, которые предпринимают определенные организационные и творческие усилия для достижения продуктивного контакта с аудиторией.

В 1997 году во Франции 50000 представлений в государственных театрах, драматических центрах и частных театрах собрали около 8 миллионов зрителей. Кроме уже существующих крупных сценических площадок в Париже и пригороде и театров в провинциальных городах, а также таких знаменитых театральных фестивалей, как, например, Авиньонский, начиная с 1980-х годов появилось множество новых независимых трупп. Именно такие независимые театральные коллективы ориентируются на открытое взаимодействие с публикой, которое имеет явный педагогический и психолого-коррекционный подтекст – «анимация должна устранить пропасть между двумя явлениями: общепризнанной духовной асфиксией и облегченными способами приобщения к духовности» (Р.Монад). Иными словами, задача аниматора состоит в том, чтобы проложить мостик между высоким искусством и публикой.

Движение театральных аниматоров связано с многими идеями и практическими достижениями театра XX века, но в первую очередь должны быть названы Б. Брехт, Дж.Стреллер, П. Брук, Ж. Вилар, Ж.-К. Паншон, те, чье влияние на мировой театр, особенно молодежный, уличный и политический театр 1960-1970-х годов, было весьма значительным. При этом концептуальным можно назвать призыв к аниматорам Антонена Арто – заменить слово зрелищем, музыкой, светом, движением, криками и другими звуковыми эффектами, создать сцену, которую окружали бы со всех сторон зрители, принимающие участие в спектакле. На творчество французских театральных аниматоров определенное влияние оказали также известные театральные коллективы других стран, прежде всего американская труппа «Bread and Puppet» («Xлeб и кукла») – режиссер Питер Шуман (США), неоднократно гастролировавшая во Франции.



Рассмотрим две трактовки понятия театральной анимации, которые приводит Патрис Пави:

1. «В настоящее время обычный процесс создания спектакля сопровождается театральной или культурно-просветительской деятельностью, цель которой – глубокая подготовка почвы для наиболее эффективного восприятия произведений искусства. Это понятие, появившееся во Франции в процессе децентрализации драматических театров и деятельности по распространению культуры, охватывает современное театральное предприятие и его роль в обществе (идет ли речь о просветительстве и агитации в среде, находящейся в стороне от культуры, или конкретной работе до и после спектакля, обеспечивающей его восприятие). В целом эта деятельность исходит из того, что функция театра перестала сводиться лишь к анализу текста и к постановке его на сцене, а любое новшество и любое творчество имеют шанс быть воспринятыми лишь при условии подготовки публики к театральному искусству. Таким образом, эту агитационную и просветительскую деятельность следует начинать еще в школе: приобщая молодых зрителей к драматической игре и восприятию спектакля, эта деятельность формирует зрителя будущего».

2. «Формы агитационной и просветительской деятельности имеют широкий спектр – от дискуссий после спектакля до создания народного театра и массового народного зрителя (например, Национальный народный театр Жана Вилара в 50-60-e годы), от анкетирования в городских кварталах в ходе подготовки спектакля (театры «Аквариум», «Котидьен», «Компаньол») вплоть до настоящего сотрудничества с населением в театральной постановке. Благодаря этой работе неосведомленная публика знакомится с театральной техникой, которая лишается таким образом ореола таинственности и включается в социальный контекст. Агитационная и просветительская деятельность настолько существенна для успеха спектакля, что режиссер подчас вынужден становиться администратором, просветителем, борющимся за связь с публикой и отвечающий за нее. Это множество неблагодарных и в то же время увлекательных задач приходит в противоречие с творческой деятельностью работников театра и еще больше увеличивает пропасть между народным искусством, доступным широкой публике, и элитарным искусством, замкнутым в самом себе. Лозунг Антуана Витева «элитарное искусство для всех» представляется все еще утопическим поиском равновесия между агитационной и просветительской деятельностью и творчеством в чистом виде».



Первое значение понятия «анимация» подчеркивает особую просветительскую роль театра, суть которой сводится к подготовке зрителей к восприятию театрального искусства. Вторая трактовка конкретизирует формы театральной анимации. Вместе с тем оба толкования интересующего нас понятия, выполненные с позиций искусствоведческого анализа, позволяют обнаружить важные социально-психологические характеристики анимационной деятельности.

Так, с одной стороны, в театральный процесс полноправным участником входит публика (социальные общности – население города, школьники, коллективы промышленных предприятий и др.), а с другой – жизнедеятельность данной общности становится основным содержанием театральной анимации («режиссер подчас вынужден становиться <...> борющимся за связь с публикой и отвечающим за нее»).

Нельзя считать анимацию побочным продуктом театрального творчества. Ведь речь идет не о том, чтобы просто развлечь публику, а заинтересовать ее, заставить понять, что такое творчество, дать ей возможность участвовать в нем: писать пьесу, ставить ее на сцене и играть.

Анн-Мари Гурдон утверждает, что при организации театральной анимации важно «предоставить слово зрителю, узнать, что им движет, что бы он хотел увидеть, как он относится к театру вообще <...>, какова его реакция на тот или иной спектакль, и получить информацию, которая могла бы пополнить наши знания о видах театрального воздействия».

П.Моно выделяет четыре задачи театральной анимации:

- «работать для» конкретной аудитории – молодежи, детей, рабочих, женщин, мигрантов и др.;

- «работать при участии» актеров-любителей;

- «работать над» преодолением трудностей социализации;

- «работать с помощью» зрителей, которые должны становиться полноправными авторами спектаклей.

Одним из наиболее удачных примеров практического применения анимации в этом качестве авторы многих статей считают деятельность театра “Компаньоль” (созданного в 1975 году и трансформированного в 1983 году в Драматический центр Южного пригорода Парижа). Руководитель театра режиссер-аниматор Жан-Клод Паншон основной задачей своей работы считает воспитание публики. Цель аниматора, по его мнению, – «заставить публику разделить с ним его эмоции». К тому же анимация – это еще и подготовка артистов, зачастую профессиональных. Участие в анимации людей, связанных с нетеатральными профессиями, «обогащает театр, так как создает некий фон для профессиональной жизни». Конечный смысл, считает Паншон, заключается в том, чтобы уяснить воздействие спектакля на зрителя, способность к подготовке актеров-любителей, прививать людям вкус и желание самим «делать театр».

Большую роль в подготовке спектаклей театра «Компаньоль» играет предварительный опрос потенциальной аудитории. При подготовке спектакля «Сматываясь с выставки» по Ж.-К. Грумбергу проводился опрос людей в возрасте 75-80 лет. Задача заключалась в том, чтобы понять, “каковы были мужчины и женщины в их эпоху – те, кто боролся за мир, вел активную работу в профсоюзе. Высказывания использовались не в самом тексте пьесы, потому что она уже была написана, но при работе артистов над созданием образов. При подготовке спектакля «Бал» (известного по фильму Э. Сколы) серия опросов была нацелена на определение роли, которую играли танец и танцплощадка (как место собраний) в ту или иную эпоху. Масса сведений, напрямую в спектакле не использованных, нашла отражение в подтексте.

В задачи коллектива входит также выявление творческих способностей аудитории. Показателен опыт работы театра на заводе Томсона, куда труппу пригласил профсоюзный комитет предприятия. Рабочие, видевшие многие спектакли театра, захотели сами в них участвовать. Год или два шла подготовка самодеятельных актеров, разъяснялись задачи театра.

Настойчивую необходимость для себя заниматься анимацией Паншон объясняет тем, что работа в театре не может быть уделом избранных, «это искусство для всех». Сейчас в повседневной жизни людям недостает театра, да они и не склонны в него проникать. Происходит «какая-то униформизация, процветает однообразие, в людях подавляют непосредственность воспитания». Паншон считает прочной установку на «плохой вкус» - «хороший вкус»; «необузданность» зрителя следует культивировать, а не загонять это состояние внутрь”.

В 1978 году появилась оригинальная форма анимации, возникшая из практической необходимости: у театра не было помещений для репетиций, и пришлось войти в контакт с лицеем Эммануэля Мунье в городе Шатене-Малабри. Появилась идея организовать специальные курсы подготовки, где преподаватели учили актеров входить в контакт с детским коллективом, а актеры учили преподавателей управлять учениками как театральной труппой. Совместная постановка «Город рассказывает о себе» включала воспоминания его обитателей. Для этого были осуществлены магнитофонные записи, созданы мастерские актеров-любителей, которые привлекли к своей работе около 200 человек. Мастерские работали бесплатно, единственным условием участия стала регулярность посещения.

Театр активно включился в ежегодный карнавал в Шатене-Малабри, проходивший в 1984 году под девизом «Боги и демоны». Деятельность коллектива в качестве уличного театра привела к тому, что в городе была создана специальная ассоциация «Друзья театра «Кампаньоль». Постоянный контакт с любителями, по мнению теоретиков социально-культурной анимации, оказывает воздействие на режиссеров и обеспечивает успех у публики даже тех спектаклей, которые не получили одобрение критики.

Яркие примеры театральной анимации можно найти в деятельности известного французского театра («Театр Солнца»)– режиссер Ариана Мнушкин. Театр начал свою деятельность в 1964 году. Актеры работали в исключительно трудных материальных условиях, но с предельной самоотдачей и восторженным энтузиазмом. Со дня основания труппа существовала по принципу демократической системы антрепризы – на правах товарищества, сообщества, или, как его нередко называют во Франции, рабочего кооператива актеров. Театр строит свою творческую работу в жанре народного площадного театра, прежде всего ярмарочного и комедии дель`арте. Ариана Мнушкин утверждала: «Хотим показать фарс нашего мира, создать безмятежную и вместе с тем непосредственную забаву, воскрешая основы, на которые опирается традиционный народный театр». Такая позиция открывает путь к поиску новых форм непосредственного общения с публикой, новые пути решения сценического пространства.

Во Франции в 1983 году при поддержке Министерства культуры и Министерства свободного времени, молодежи и спорта был создан Лье Пюблик – международный центр творчества для артистов, работающих в свободном пространстве, который должен был решить две основные задачи: сохранить традиции уличного искусства и обеспечить будущее этой традиции путем развития эксперимента и художественного творчества (театр, музыка, хореография, пластическое искусство и т. д.).

Каждый год центр организует встречи (на которые собираются артисты-профессионалы и те, кто интересуется проблемами уличного театра), выпускает журнал, разрабатывает проекты и реализует их в сотрудничестве с партнерами.

Художественный руководитель этого центра — Мишель Креспен — сам уличный артист и энтузиаст театра улиц. Коллектив центра опубликовал полную антологию французских уличных театров и всех организаций, которые могут содействовать развитию этого жанра (культурные ведомства, театральные агентства, магазины пиротехники, фабрики передвижных сцен, мобильной звуко- и светотехники).

Креспен пишет: «Необходимо всячески поддерживать народную традицию, традицию больших карнавалов, этого волшебного действа, эта традиция должна существовать, ее надо изучать, защищать, относиться к ней, как к любой другой форме выражения. Эти недолговечные неожиданные спектакли, эти образы нашего детства — артисты, которые заставляют поверить в магию и реальность мечты, — все это — вызов, брошенный нашей повседневности».

В нашей стране движение уличных театров получило развитие в творчестве Вячеслава Полунина и многочисленных сторонников карнавального способа организации взаимодействия искусства и публики.

Школьная анимация. Школьная анимация – деятельность, основанная на применении театрализованных, игровых, психотерапевтических средств в процессе обучении детей и взрослых, составляет содержание особого направления культурно-досуговой педагогики – школьной анимации.

От аниматоров, работающих в школе, администрация и учителя прежде всего ожидают помощи ученикам в преодолении их учебных трудностей. Многие школьные аниматоры также понимают свою основную профессиональную задачу. Однако кроме учебных, младшие школьники, подростки, учащиеся старших классов переживают личностные трудности, связанные и со школой, и с семьей. Помощь таким ученикам – существенная и, может быть, наиболее сложная часть профессиональной деятельности школьного аниматора. В европейской практике школьная анимация разщвивается в контексте методик вальдорфской и социальной и педагогики

Социально-культурная анимация и вальдорфская педагогика. Вальдорфская педагогика основана на антропософии, учении о человеке как чувственном – сверх-чувственном существе. Основоположник антропософии –Рудольф Штайнер.

Цель антропософии – выработка единства личности с духовной основой Вселенной. Согласно Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания целостности мышления, чувств, воли. Вальдорфская педагогика включает, в частности, обучение медитации, музыке, эвритмии – разработанному Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку.

Социально-культурная анимация и социальная педагогика. Термин «социальная педагогика» был предложен А. Дистервегом более ста лет назад, однако до последнего времени в педагогической науке отсутствует его однозначное толкование. В 1910-1920 годах выявилось два основных направления исследования проблемы. С одной стороны, «социальная педагогика» рассматривалась как интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа (П. Наторп), а с другой – как социальная помощь обездоленным детям, их опека и профилактика правонарушений несовершеннолетних (Г. Ноль, Г. Боймер).

Проблема школьной анимации – излюбленная тема одного из наиболее авторитетных журналов «Les Cahiers de l'Animation Vacances-Loisirs», который специально адресован аниматорам, директорам центров отдыха и свободного времени. Основное содержание журнала обращено преимущественно к преподавателям, которые заняты во внеклассной работе. Каждый номер журнала предлагает описание педагогических технологий, методические советы и представляет сообщения и отчеты о различных педагогических экспериментах. Многообразны темы, предлагаемые для обсуждения – регулярно рассматриваются проблемы организации досуговой работы с детьми: ритмы жизни, структура коллективной жизни, особенности организации творческого процесса в группе, и т.д..

К примеру, один из номеров 1999 года был посвящен теме «Затмения и Астрономия», которая, казалось бы, мало соответствует задачам социально-культурного воспитания. Однако вечная философская тема бесконечности космоса, загадка звездного неба может стать, по мнению французских аниматоров, содержательной основой для организации особой добровольной (мы бы назвали это – любительской) деятельности детей в течение всего астрономического года.

Или иная, земная тема журнальных публикаций – “Снежные каникулы”, в которой по образу зимнего спорта предлагается педагогическая технология организации коллективных каникул детей и подростков в зимних горах.

Новое воспитание уделяет важное место экспрессии, самовыражению личности в качестве средства созидания своей личностной культуры.

И хотя потребности в самовыражении сегодня признаны педагогической наукой, в практике образования они все еще игнорируются. В связи с этим возникает задача анимационной помощи в сопровождении личности в ее самовыражении.

Один из специальных номеров журнала назван «Сопровождение экспрессии» – он обращается к обобщению средств помощи со стороны аниматора и педагога, которые могут быть предложены детям и молодым людям.

Школы, различные залы, помещения гимназий, муниципальных учреждений, частные квартиры служат часто местами проведения мероприятий центров свободного времени. Структуры более или менее адаптированные и приспособленные, чтобы функционировать в системе досуга, или иногда только частично приспособленные, а также помещения, предоставляемые по расписанию, оставляют особое педагогическое пространство, в котором ребенок существует на протяжении всего учебного года и во время каникул. «Мы знаем, что не достаточно приказа чтобы школа, центр свободного времени или какое-либо иное помещение стали фактическим местом его жизни», – утверждают авторы публикаций и предлагают способы педагогического освоения этого пространства, заполнения его интересными для детей занятиями. Идеи создания особой социально-педагогической среды, которая явилась бы антитезой «улице», весьма созвучна идеям современной российской педагогики социально-культурной деятельности.

«Связь обучающий – обучаемый (учитель–ученик) часто представляет собой копию связей, возникающих между сценой и залом», – утверждает Ришар Монад. Следовательно, задача анимационной деятельности в школьном воспитании заключается в том, чтобы «придать учебным дисциплинам образность и действием пробудить (актуализировать) воображение учеников». Школьная анимация строится по двум «сценариям»:

1. «Драматургия по заказу» – дети сами выступают авторами спектаклей (например, спектакли театра «de Clairiere»(«театр на полянке») создаются актерами в импровизации по мотивам анекдотов, историй, рассказанных детьми).

2. «Совместная драматическая игра» актеров и зрителей, при этом актеры ставят обучаемых детей в заранее спланированную ситуацию игры.

Рассмотрим подробнее некоторые аспекты использования драмы в процессе школьной анимации.

Джон Никсон – сотрудник отдела образования Шеффилдского Университета – предлагает функциональную модель театральной работы в классе. Он рассматривает три аспекта такой работы: драма как социальное взаимодействие (1), как языковое выражение (2) и как способ познания (3). Он считает, что драма может играть большую роль как при изучении гуманитарных дисциплин, так и в межпредметном развитии коммуникации и способов выражения.

Сотни театров и кинозалов, разветвленная сеть спортивных площадок, прекрасные парки – все это, в принципе доступно, в том числе и в финансовом плане, «среднему» горожанину. Однако все больше и больше жителей города предпочитают проводить свой досуг, прибегнув к помощи Ассоциации культурного развития (АДАК).

В 1990-х годах зародилась эта оригинальная организация, которой ведает управление культуры городской мэрии. Что же такое АДАК? Это, прежде всего, возможность выбрать себе хобби по вкусу, попытаться открыть в самом себе какие-то неизведанные способности. Во всех районах Французской столицы сейчас работают примерно 400 мастерских, охватывающих в общей сложности 175 самых разнообразных направлений. Так, скажем, в культурном центре на улице Пьера Леско, объединившем несколько мастерских, работают секции икебаны и китайской живописи, здесь также можно попробовать свои силы в сочинении музыки при помощи компьютера. Есть мастерские, или, как их здесь называют, ателье, переплетного и столярного дела, классического танца и скульптуры, ритмической гимнастики и т.д.

Эти ателье стали своего рода культурными центрами городских кварталов, местом, где могут собраться энтузиасты, искренне увлеченные тем или иным делом. Большинство из людей, постоянно посещающих мастерские, живут неподалеку от них, являются соседями. Подобные центры помогают узнать друг друга, а порой познать и самих себя, свои нераскрытые возможности и способности. Не случайно дословный перевод с французского официального названия этих центров звучит примерно так – «ателье культурного самовыражения и добрососедства».

Название организации Ceméa (Centres d'Entrainement aux Methodes d'Education Active) может быть переведено как Центры вовлечения в методы активного воспитания. Ceméa является национальной ассоциацией, признанной общественно полезной и юридически правомочной разными государственными ведомствами и общественными организациями. Деятельность Ceméa одобрена Министерством молодежи и спорта. Ceméa активно взаимодействует с министерствами Народного образования, Исследований и Технологий, Министерством труда и занятости, Культуры и коммуникаций. Кроме того, партнерские отношения поддерживаются с региональными организациями, организациями вооруженных сил, международными, федеральными и местными ассоциациями.

Ceméa – это национальная ассоциация, которая включает в себя целую сеть территориальных ассоциаций, пропагандирующих идеи активного социального воспитания. Ceméa является одновременно движением активного воспитания и органом образования лиц, работающих в различных отраслях воспитательной, санитарной, общественной и культурной деятельности.Структура Ceméa. В ассоциации работают профессиональные аниматоры, множество педагогов на условиях постоянного и непостоянного членства, а также волонтеры. Центральный национальный комитет определяет направления развития национальной Ассоциации, а именно – расширение и обобщение педагогического опыта; производство и распространение средств образования; публикация теоретических и методических материалов; повышение квалификации аниматоров; разработка инновационных акций; вовлечение образовательных учреждений и учителей в международное партнерство.

Более тридцати региональных структур этой организации позволяют развивать отношения между педагогами, родителями, учениками по всей Франции. Они разрабатывают специальные региональные программы, отвечающие потребностям и предложениям населения в сфере образования.

Участники Ceméa расширяют сотрудничество в области научных исследований, экспериментальной работы. К примеру, в 1998 году в отчете этой организации фигурировали следующие цифры: 4 500 учителей ежегодно вовлекаются в 25 000 дней переподготовки и 70 000 стажеров со всей Франции принимают участие в более чем 720 000 днях зарубежных образовательных программ.Основные направления деятельности СЕМЕА:

· добровольная, волонтерская анимация (руководство деятельностью центров отдыха BAFA, BAFD);

· профессиональная анимация (BEATEP, BAPAAT, DEFA...);

· деятельность по общественной и профессиональной интеграции населения;

· деятельность по пропаганде здорового образа жизни здоровье; работа с инвалидами и психологическая помощь населению;

· подготовка и переподготовка педагогов, аниматоров, а также вспомогательного персонала (сиделок, воспитателей и др.).

Активная образовательная и воспитательная деятельность аниматоров в социальной среде является, по мнению теоретиков CEMÉA, важным средством социализации личности, содействия ее духовному росту.

При этом выделяются основные принципы нового воспитания (по: Joël Rogue):

Ритм. Каждый человек развивается и изменяется на протяжении всей своей жизни согласно своим индивидуальным возможностям. Надо соблюсти ритм в развитии каждого индивида и давать ему возможность влиять на свое развитие.

ЖеланияДетское развитие и эволюция взрослого человека зависят в большой степени от собственного желания индивида. Важно поддерживать человека в удовлетворении его желаний, а также стимулировать личность, особенно в том случае, если это желание неустойчиво.

Самостоятельность. Любой человек, с самого раннего возраста, имеет потребность выражаться, утверждаться, развиваться, ощущать полноту жизни. Надо оставить ребенку свободу начинать, выбирать добровольно свою деятельность согласно своему интересу и своим личным потребностям. Педагог оказывает необходимую помощь, чтобы человек самостоятельно строил свое развитие. Он должен помочь действовать самостоятельно. Ограничения. Не ограничивать ребенка в его самостоятельных действиях. Не выражать ограничений в его свободе действий, иначе это будет формировать у него ощущение физической и эмоциональной незащищенности.

Соблюдение уважения – равенство. Все люди равны в достоинстве, несмотря на различия возраста, пола, происхождения, убеждений, культуры, общественного положения. Новое Воспитание выстраивается с равным уважением каждому лицу, учитывая все его особенности и индивидуальность.

Детство. Надо признать особый статус (положение) детства. Ребенок это не маленький взрослый, но полноценная личность, со своими потребностями, своими желаниями, своими выборами, своими действиями.

Деятельность. Деятельность является фундаментальной потребностью для развития ребенка. Возможность заставлять, действовать позволяет ребенку расти и развиваться. Личная его физическая, интеллектуальная и эмоциональная причастность к любой деятельности действует в этом же смысле (направлении).

Среда. Среда – это источник развития индивида. Общественные, экономические, культурные, семейные и межличностные отношения являются существенными элементами в процессе личностного развития. Необходимо чтобы человек мог пользоваться богатыми возможностями этих отношений, имел возможность действовать и умел управлять этой средой. О различных направлениях современной социально-культурной анимации можно судить по тому разнообразию публикаций, которое характерно для французской специальной периодической печати.

«Vers l'education nouvelle» – этот специализированный педагогический журнал обсуждает проблемы так называемого нового воспитания в различных планах: детство, воспитательные и культурные методы, межкультурное сотрудничество в школе, в колледже, деятельность аниматоров по месту жительства (в квартале, городе), во Франции и во всем мире. Журнал издается четыре раза в год.

«Les cahiers de l'animation vacances-loisirs» – журнал ориентирован на аниматоров, педагогов-практиков и директоров центров отдыха и свободного времени. Каждый номер этого журнала предлагает описание наиболее удачных приемов педагогической работы в сфере свободного времени, технические советы и представляет сообщения об общественной деятельности центров досуга, а также отчеты о разнообразных экспериментах в области досуговой педагогики. На его станицах обсуждаются различные темы, с которыми педагоги сталкиваются в своей повседневной работе с детьми: ритмы жизни, структура коллективной жизни, социально-психологические отношения в группах и т.д. Журнал выходит четыре раза в год на 42 страницах. Тираж журнала – 20000 экземпляров, большая часть из которых распространяется по подписке.

«Vie sociale et traitements» – журнал затрагивает проблемы деятельности общественных организаций в области духовного и психического здоровья. Здесь обобщается деятельность Cemea, VST и других ассоциаций, даются отчеты об инновационных методах работы с населением, например арттерапия и т.д. Журнал ориентирован, прежде всего, на вопросы педагогической психологии, и поэтому основными его читателями являются воспитатели внешкольных учреждений, социально-культурные аниматоры, детские врачи, психологи, психиатры, психотерапевты, психоаналитики и другие специалисты в области специальной педагогики. Объем каждого номера – 44 страницы. Журнал выходит один раз в квартал тиражом 3000 экземпляров (по подписке распространяются 2500 экземпляров).

Личностная ориентированность, гуманистический пафос идей и принципов нового воспитания обеспечил подлинный порыв в организации социально-культурной деятельности во Франции.

Современная концепция социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину, исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах. С позиций социально-педагогического анализа социально-культурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающейся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения.

Социально-педагогические эксперименты в России связаны с деятельностью ассоциации социальных педагогов, постоянной лаборатории социальной педагогики при Российской Академии образования. Существенное влияние на возрождение отечественной социальной педагогики оказал крупномасштабный исследовательский проект, осуществленный в 1990-е годы Временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК) под руководством профессора В.Г. Бочаровой. По всей стране были созданы экспериментальные площадки ВНИК «Школа-микрорайон», организована система подготовки социальных педагогов. Социально-культурные основы социальной педагогики продуктивно разрабатывались Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильниковым. Их теоретические идеи сегодня определяют развитие технологического направления социально-культурной деятельности. Этот аспект социально-культурной деятельности разрабатывают такие российские ученые как Ю.А. Стрельцов, Ю.С. Моздокова, О.Ю. Мацукевич (Москва); М.А. Ариарский, А.А. Сукало (Санкт-Петербург); Е.И. Григорьева (Тамбов); Е.Л. Кудрина, В.В. Туев (Кемерово), В.Е. Новаторов (Омск), Л.В.Тарасов(Москва), Н.Н.Ярошенко( Москва) и др.

Анализ ценностно-смысловой обусловленности мирового опыта социально-культурной педагогики и, в частности, французской социально-культурной анимации показывает, что современные теоретико-методологические идеи педагогики имеют общечеловеческое значение. Известный российский философ и педагог В.С. Библер полагает, что в XXI веке получит развитие тенденция сближения воспитательных и образовательных ценностей различных культур. Подобная встреча отражается в сознании, в быту каждого человека. И такая встреча должна происходить в процессе социального и культурного воспитания, затрагивая все звенья образовательной системы общества, наиболее ярко выражаясь в социально-культурной педагогике как основе развития творческих задатков и способностей личности.

Культура человеческого сообщества своими функциями призвана противостоять общественной дезинтеграции. Известный российский культуролог А.С. Ахиезер справедливо утверждает, что «общество существует только в результате собственной напряженной воспроизводственной деятельности людей, объединенных в нем, что требует осознания многообразия опасностей, их значимости для существования человечества».

Социально-культурная анимация – это социальная активность личности, система её социальных взаимодействий, развернутых в предметном поле культуры, которые могут быть поняты как способ самоорганизации и самосохранения общества.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!