Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика современных технологий во внеурочной деятельности в профессиональной образовательной организации



 

В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования в своей практике преподаватели используют следующие современные технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технологии игрового обучения;

- технологии критического мышления;

- технологии воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности (по И.П. Иванову);

- технологии проектно-исследовательской деятельности;

- информационные технологии;

- технологии с использованием электронных образовательных ресурсов;

- технологии «Портфолио».

Для достижения целей и задач внеурочной деятельности в профессиональной образовательной организации (далее - ПОО) необходимо использование современных технологий:

· Интернет технологии

Сегодня Интернет технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако надо четко продумать и определить для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можно применять во внеурочной деятельности.

Вещательные услуги:

- книги словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;

- электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;

- обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы.

Интерактивные услуги:

- электронная почта;

- электронные телеконференции;

- IRC (Internet Relay Chat).

Поисковые услуги:

- каталоги;·

- поисковые системы;·

Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:

1. Курсы, программы, предназначенные для самообразования.

2. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты

3. Телеконференции.

4. Консультационные виртуальные центры (для обучающихся, преподавателей, родителей).

5. Научные объединения (для обучающихся).

Причем во многих видах внеурочной деятельности тесно приплетаются такие услуги Интернет, как вещательные, так и поисковые, интерактивные и информационные.



Естественно, что комплексное использование возможностей компьютерной сети, можно добиться действительно превосходных результатов.

Рассмотрим пути применения некоторых из перечисленных предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети.

Поиск и отбор теоретического материала.

Данный вид деятельности направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например при проведении математической викторины, необходимо подготовить много теоретического материала, в том числе и исторические справки, новые методы. Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. В этом нет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики.

Речь не идет о том, чтобы оборудовать каждый кабинет необходимым количеством компьютеров и организовать учебный процесс только таким образом, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными программами. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Речь главным образом идет о другом - о включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности.

Интернет содержит в себе огромную массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов.

Перед учителем ставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организовать его поиск и отбор.

Но зато, сколько дополнительных возможностей открывает Интернет.

Вашему вниманию открываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники. Причем разных авторов и на разных языках, а что самое важное – не выходя из дома или компьютерного класса.



Учащиеся учатся обращаться с новой для них информацией, отбирать важные и актуальные моменты.

· Проектная деятельность.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными. Т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Проекты бывают:

- в зависимости от количества участников проектов – индивидуальные, парные, групповые;

- по продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.

Типы проектов:

- Исследовательские.

Требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач профессионального образования.

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих обучающихся. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Чему учатся дети в ходе осуществления исследований

1. Ставить исследовательские вопросы.

2. Формулировать проблемы.

3. Выдвигать гипотезы.

4. Составлять план работы.

5. Вести наблюдения.

6. Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез.

7. Выделять существенную информацию из разных источников.

8. Организовывать (систематизировать) информацию.

9. Представлять результаты работы в формах: схемы, рисунка, графика, таблицы, сообщения, презентаций и т.д.

- Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

- Игровые.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

- Информационные.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

- Практико-ориентированные.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, презентации пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематический внешней оценки проекта.

- Литературно-творческие.

Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи, пр.

- Естественно-научные.

Чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, пр.).

- Экологические.

Проекты так же, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно («Волшебные» дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры; беспризорные домашние животные в городе , пр.).

- Культурологические.

Проекты связаны с историей и традициями разных стран и народов. необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций народов, проживающий на вашей территории, их фольклоре.

- Ролево-игровые.

Весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим или литературно-творческим или культурологическим.

- Спортивные.

Проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных соревнований, пр.

- Географические.

Проекты могут быть исследовательскими, приключенческими, пр.

- Исторические.

Проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты.

- Музыкальные.

Проекты объединяют детей, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, пр.

Следующий вид технологии – информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ): проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку. Большая роль на кружках отводится театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят ИКТ. Через презентации обучающиеся знакомятся с основами театра, кукольным театром.

Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

- придаёт занятию эмоциональную окрашенность;

- психологически облегчает процесс усвоения;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет общий кругозор;

- повышается производительность труда учителя.

Применение ИКТ во внеурочной деятельности просто необходимо. Как важно заинтересовать обучающихся проблемой, вызвать их на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы они активно участвовали, хотели рассуждать, спорить.

Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

Еще одной технологией внеурочной работы является работа в группах.

Специфика работы в группах: поддержка, сотрудничество, ответственность, оптимизм, комфорт, мобилизация ресурсов, терпимость и т.п. Создаются ситуации для определения лидера. Лидер берет на себя ответственность за коллектив, а коллектив поддерживает лидера. Групповая работа эффективна, если она моделирует командный способ. Основные правила: даются задания такие, что их не может решить один обучающийся, задание должно провоцировать, задания должны задавать стиль работы. Группы формируются.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить воспитанников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на занятиях введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы занятия или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного преподавателем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Технология оцениванияобразовательных достижений (личных учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление обучающихся от страха перед контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология «Портфолио»обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании. Задачи портфолио:

- создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого учащегося, создание условий для его самореализации в различных областях колледжной и внеколледжной жизни;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности.

 

Таблица 2

Таблица 2. Характеристика технологий внеурочной деятельности

Технология внеурочной деятельности Образовательные формы Уровень результатов внеурочной деятельности
1. Технология использования игровых методов Ролевая игра Деловая игра Социально-моделирующая игра 1. Приобретение обучающимся социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
2. Технология использования исследовательских методов Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. Студенческие исследовательские проекты, внеколледжные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) 1. Приобретение обучающимся социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
3. Проблемное обучение Этическая беседа. Дебаты, тематический диспут. Проблемно-ценностная дискуссия 1. Приобретение обучающимся социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
4. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Социальная проба (инициативное участие обучающимся в социальной акции, организованной взрослыми). КТД (коллективно-творческое дело). Социальный проект. Образовательная экскурсия Туристический поход Краеведческая экспедиция Просмотр фильмов 1. Приобретение обучающимся социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
5. Информационно-коммуникационные технологии Компьютерная демонстрация Виртуальные олимпиады и конкурсы Участие в работе сетевых сообществ Дистанционные олимпиады Телеконференция Творческие проекты Сайт образовательного учреждения   1. Приобретение обучающимся социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
6. Здоровьесберегающие технологии Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. Студенческие спортивные турниры. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты. 1. Приобретение обучающимся социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
7. Технология «портфолио» Портфолио как альтернативная форма оценки профессионализма преподавателя Портфолио студенческой группы 1. Приобретение обучающимся социальных знаний
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3. Получение опыта самостоятельного социального действия

 

Таким образом, современные технологии во внеурочной деятельности создают условия, для самореализации личности обучающегося, выявляет и развивает творческие способности.

 

Вывод по главе 2

 

Проанализировав различные подходы к определению технологии во внеурочной деятельности в профессиональной образовательной организации автор пришел к выводу, что под технологией внеурочной деятельности ПОО понимается продуманная во всех деталях модель организации и проведения внеурочной деятельности профессиональной образовательной организации с обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподавателя.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Современные технологии внеурочной деятельности, которые актуальны в современной профессиональной образовательной организации, включают:

- Проблемное обучение.

- Игровые технологии.

- Групповые технологии.

- Коллективный способ обучения.

- Коллективное творческое дело.

- Информационно-коммуникационные технологии.

- Здоровьесберегающие технологии.

- Портфолио.

Очень важно, чтобы преподаватель ПОО понимал, что каждая из образовательных технологий включает в себя:

- целевую направленность;

- научные идеи, на которые опирается;

- системы действия преподавателя и обучающегося;

- критерии оценки результата;

- результаты;

- ограничения в использовании.

 


 

Глава 3. Диагностика современных технологий внеурочной деятельности на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж».

 

В рамках нашей выпускной аттестационной работы была оформлена следующая гипотеза: применяемые современные технологии внеурочной работы в профессиональной образовательной организации разнообразны.

Исходя из гипотезы исследования нами была сформулирована конкретная задача практической исследовательской работы: осуществить диагностику современных технологий внеурочной деятельности в ПОО.

Практическое исследование мы провели при помощи анкетирования в рамках государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж».

В исследовании приняло участие 20 респондентов преподавателейгосударственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж».

Внеурочная деятельность обучающихся организуется педагогами колледжа на трех уровнях:

- в учебной группе – кураторами учебных групп;

- на отделении – организаторами внеурочной деятельности на отделении;

- в колледже в целом - сотрудниками социально-воспитательного отдела.

Современные технологии внеурочной деятельности, применяемые в колледже:

- проектная деятельность;

- дифференциация по интересам;

- информационные и коммуникационные технологии;

- игровые технологии;

- обучение на основе «учебных ситуаций»;

- социально – воспитательные технологии;

- технология саморазвития личности учащихся.

Программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Возможно использование авторских программ.

Программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные, тематические, ориентированные на достижение результатов, по конкретным видам внеурочной деятельности, индивидуальные.

Внеурочная деятельность может быть организована на базе учреждений дополнительного образования детей (учреждений культуры и спорта), загородных лагерей, баз отдыха.

Для исследования предлагалась разработанная автором анкета (Приложение 1), в которой предлагались следующие вопросы:

1. Ваш пол.

2. Ваш возраст.

3. Ваш педагогический стаж работы.

4. Ваша категория.

5. Выявите технологии, применяемые Вами во внеурочной деятельности (в данном вопросе предлагались варианты ответов, «применяю в системе», «частично применяю», см. Приложение 1,2).

6. Оцените условия нашего колледжа для применения современных технологий внеурочной деятельности (необходимо оценить условия реализации современных технологий внеурочной деятельности в колледже, 3 балла – очень хорошие; 2 балла – хорошие; 1 балл – удовлетворительные; 0 баллов – неудовлетворительные, см. Приложение 1).

7. Что является для вас препятствием в освоении и разработке современных технологий внеурочной деятельности?(необходимо было выбрать не менее одного варианта ответов, см. Приложение 1).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!