Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Региональная экономическая политика КНР в отношении национальных автономий



 

К моменту образования КНР (1949 г.) экономическая ситуация в западных регионах Китая складывалась следующим образом, по мнению А.С. Селищева и Е.Н. Самбуровой [16;17]:

- на ведущем месте были относительно развитые восточные - приморские районы (Шанхай, Тяньцзин, провинция Гуандун);

- среднее место по развитию занимали центральные – «внутренние» районы, которые заметно отставали в развитии от приморских, но все таки имели уже сложившуюся промышленную базу, и в связи с этим были перспективны для дальнейшего развития;

- западные районы были на последнем месте по своему экономическому развитию, так как на этот момент были практически абсолютно не развиты (автономный район Внутренняя Монголия, Нинься-Хуэйский автономный район, Синьцзян-Уйгурский автономный район, Тибетский автономный район, провинции Ганьсу и Цинхай).

Иными словами, к середине XX века в экономике КНР наблюдались диспропорции, которые усугубились решением активной эксплуатации «старопромышленных» районов Востока во время первой пятилетки [4]. Также достаточно крупные инвестиции получили внутренние районы, на территории которых в период с 1953-1957 гг. была создана почти половина всех новых промышленных баз в Китае [16]. Однако, Запад оставался территорией, которой реформирование экономики и строительство новых производств, способствующих росту региона, почти не затронуло. Положение усилилось в ходе применения политики «большого скачка» и «культурной революции» Мао Цзэдуна, в ходе которой процесс постепенного формирования промышленного потенциала страны был прерван, многочисленные предприятия созданные в центральных и восточных областях страны были перемешены в дальние районы страны [4]. При этом, в большинстве случаев, данные регионы не имели возможности для обеспечения предприятий соответствующим сырьем и электроэнергией.

Тем не менее, правительством Китая был предпринят ряд мер по восстановлению экономики страны в период с 1960-1990 гг. Существенным прорывом в области региональной экономики стало разделение страны на три большие медиальные «зоны» (см. Приложение 1) [4;17]:

- Восточную,

- Центральную,

- Западную.

Данная дифференциация позволила объективно выделить региональные особенности на основе изучения различных экономических параметров (ВВП, доходы населения, размеры инвестиций и др.). Статистические данные за период с 1995 по 2001 г.г. показывают, что Восточные и Центральные районы, хоть и замедлили свои темпы развития, всё равно значительно опережают Запад (см. Приложение 2).



Для преодоления выявленных диспропорций и ускорения социально- экономического развития Западных территорий правительством Китая в 1999 году была принята программа долгосрочного развития дальних пограничных районов (сибу да кайфу), а в марте 2000 года создано Управление по делам Запада [13]. Как отмечают некоторые исследователи, в частности Л.Е. Стровский, Цзян Цзин и др., для Китая освоение Запада имеет не только сугубо экономические (создание на Западе своего рода китайской утопии – общества «малого благоденствия» или «сяокан шэхуэй», но и политические цели [18]. Эта политика призвана ликвидировать экономическое отставание западных провинций и районов от восточных, учитывая при этом их специфику развития и характерные черты. К таким характерным чертам Западных районов КНР относятся:

1. огромные территории (свыше 70% от общей площади Китая); [16];

2. низкая плотность населения (28% средней плотности населения КНР) [18];

3. преобладание национальных меньшинств в составе населения;

4. наибольшее количество административно-территориальных единиц, в которых одна или более наций являются титульными (на Западе расположены четыре из пяти автономных районов);

5. большая протяженность границы (примерно 90 % пограничной линии страны);

6. неразвитая региональная инфраструктура;

7. низкая плотность транспортной сети (автомобильной и железнодорожной) вследствие особенностей рельефа;

8. относительно низкий уровень образования;

9. низкий показатель ВВП на душу населения (39,4 % по статистике на 1998 г. [18];

10. низкий удельный вес во внешней торговле (9,4 % от общего) [13];

11. малое количество проектов с прямыми иностранными инвестициями (менее 20 % от общего числа) [там же, с. 81];



12. низкий уровень технического оснащения имеющихся «старых» промышленных центров [16;17].

Также следует отметить, что отличительной чертой «сибу да кайфу» является наличие четкой экономической и политической стратегии. В первую очередь это связано с политикой экономической открытости и наиболее полным использованием ресурсной базы.

Исходя из вышеупомянутой специфики западных районов, были поставлены следующие задачи:

1. ускоренное создание развитой коммуникационной инфраструктуры и решение ряда проблем с энергетическим комплексом региона, направленных на улучшение благосостояния населения;

2. решение экологических проблем и совершенствование системы экологического производства;

3. развитие промышленной базы первичного и вторичного производства;

4. совершенствование научно-технической базы;

5. постепенное открытие региона для иностранного капитала, улучшение социально-экономического положения территории.

«Сибу да кайфу» рассчитана не только на комплексное развитие всего региона, но и призвана решить задачи развития отдельно взятых провинций и автономных районов. В частности, модернизация национальных автономий стоит несколько отдельно от обычных провинций, т.к. регулируется целым рядом законов и поправок в Конституции КНР (Раздел I, ст. 4, раздел IV, ст. 112-122 Конституции КНР от 1982 года; Глава III «Права на самоуправление в районах национальных автономий», п. 6 «Самостоятельное планирование, управление и развитие в области экономического строительства» Закона о национальной районной автономии (НРА) от 2005 года).

Согласно Закону о НРА автономные районы обладают следующими правами:

1. право самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами, которые принадлежат районам;

2. право на выделение маневренных денежных фондов и резервных денежных средств в местные бюджеты, превышающие аналогичные показатели в бюджете обычных политико-административных единиц;

3. при выполнении государственного финансового бюджета местным органам самоуправления районов предоставляется право самим распоряжаться доходами сверх сметы, а также остатками расходов от сметы;

4. право на частичное или полное освобождение от налогообложения в тех сферах деятельности автономии, которые особо поощряются государством.

Таким образом, начиная с 2000-х годов, китайским правительством был предпринят последовательный комплекс политических и экономических реформ, направленный на улучшение экономической ситуации в западном регионе в целом, и в национальных автономиях в частности. Также определенные льготы в области налогообложения и дополнительные дотации делают районы компактного проживания национальных меньшинств привлекательной площадкой для их дальнейшей модернизации и привлечения иностранного капитала.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!