Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Отметим некоторые тенденции развития взаи­моотношений русской нации с другими этническими группами



Во-первых, это утрата прежнего достаточно высокого статуса рус­ской нации. Правительства некоторых новых национальных государств открыто проводят политику выживания представителей русской этни­ческой группы, лишая их политических и гражданских прав. Русским теперь приходится довольствоваться статусом национальных мень­шинств, они вынуждены бороться за свои социально-экономические права, отстаивать интересы своей этнической группы в экономике, политике, культуре. Несмотря на поддержку правительства России, многие русские вынуждены мигрировать из Эстонии, Литвы, Латвии и др. республик.

Вторая проблема связана с ростом сепаратистских тенденций на территориях России. Ряд крупных республик, таких как Башкирия Татарстан, Якутия, Бурятия, заявляя о создании собственной госу­дарственности и не ставя вопрос о выходе из Российской федерации, вместе с тем, проводят линию на расширение своих прав в хозяйс­твенных, финансовых, социальных областях и внешнеэкономической деятельности. Однако высокая доля русского населения во многих рес­публиках, его культурная интеграция с местными этническими груп­пами, входящими в состав Российской федерации, служит серьезным противовесом сепаратистским тенденциям.

Какова дальнейшая судьба Российской федерации как многона­ционального государства, в настоящее время предсказать трудно. Од­нако хочется надеяться, что до развала российского государства дело не дойдет, так как слишком многое объединяет русских с представи­телями других этнических групп: общая историческая судьба, сходные социально-экономические задачи, близость этнических культур и т.д.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.



Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
- равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
- гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
- право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
- содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
- защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.



 

45. Социально-территориальная структура общества. Деревня и город как виды поселений: понятие, признаки, проблемы и перспективы.

Поселенческая стратификация - это сугубо социальное явление, это форма организации социального пространства. В ней находят свое отражение определенные ОО: 1) отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же поселению или типу поселения (внутрипоселенческие отношения); 2) Отношения людей в связи с принадлежностью к разным поселениям (межпоселенческие отношения).

По поселенческому признаку люди либо объединены, либо разъединены пространством.

Поселенческая общность - это совокупность людей, которая имеет постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют многие виды деятельности для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей.

В едином социальном пространстве в поселениях сосуществуют и взаимодействуют люди разных этносов, поколений, классов, религий, профессий, уровня образования, типа культуры. Социальное пространство по типу поселения разделяет людей на горожан и селян.

Деревня и город исторически формируют целостность социальной и территориальной структуры общества. В отдельности они являются социально-пространственной подсистемой общества.

Деревня - исторически сложившаяся внутренне дифференцированная социально-территориальная подсистема общества, которая характеризуется особым единством искусственной материально-вещной среды доминирующих над нею природно-географических условий и рассредоточенного типа социально-пространственной организации людей.

Город - территориально-концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом.

«Деревенский идиотизм», «Городской идиотизм» порождаются отрицательными моментами жизни в деревне или городе.

Само определение понятия «города» связано с историей его становления как типа поселения и выделения его из сельской жизни.

Характерные черты города:

1. Труд неземледельческий, несельскохозяйственный;

2. Урегулированное рабочее время, определенный объем свободного времени;

3. Разнообразие видов деятельности, как в сфере производства, так и в сфере досуга;

4. Принципиально иной уровень доступа к получению образования;

5. Большая миграция, мобильность;

6. Более слабый контроль жизнедеятельности индивида, возможность большей автономности (большая опасность одномерности и социального отчуждения);

7. Большая социальная и политическая активность;

8. Традиции семейной жизни несколько иные, чем в деревне.

Города впервые появились на Ближнем Востоке (Месопотамия IV в. до н.э.), несколько позднее в долине Нила, потом в Индии.

Основные гипотезы относительно причин возникновения городов:

1. Вотчинная теория - города в Западной Европе возникают как центры крупно феодальных поместий;

2. Общинная теория - город вырастает из сельской общины на основе развития крестьянского ремесла;

3. Оборонная теория - года возникают как укрепленные пункты для зашиты от внешнего нападения;

4. Политико-правовая теория - города возникают как управленческие центры.

Независимо от причин происхождения исторически деревня, село - первичны, город - вторичен, город выделяется из деревни; процесс отделения города от села имеет комплекс причин вследствие комплексного характера общих потребностей (разделение труда, развитие производства, торговли, необходимость обороны и управления).

Взаимодействия между городом и деревней прошли большой исторический путь. История цивилизации в самой значительной степени - это история взаимоотношений между городом и деревней, двумя основополагающими поселенческими общностями.

С момента возникновения протогородов обнаруживаются различия в образе жизни людей (в основе разные технологические способы производства). Технологическое различие лежит в основе углубления специализации труда - разделение физического и умственного труда. На технологическую неодинаковость накладываются социально-классовые отношения между городом и деревней - межпоселенческие отношения превращаются в отношения подчинения и эксплуатации.

Хотя дискриминация деревни с течением времени смягчалась, но она не исчезла и сегодня.

Т.о. различия между поселениями разного типа породили общественные противоречия между ними.

Во взаимодействии города и деревни наблюдаются две тенденции: 1.Урбанизация (процесс повышения роли городов в развитии общества (количественно и качественно). Увеличивается доля городского населения, проникновение элементов городской культуры в деревенскую);

2. Рурализация (усиление роли деревни в жизни общества)

Вопрос о взаимодействии города и деревни не может решаться по логике «или-или», необходим синтетический подход: 1)рекреационные возможности сельской местности для города; 2) подключение горожан к сельскохозяйственному труду, ремеслам (разнообразие видов досуговой деятельности); 3) перенос из города в село учебных заведений; 4)урбанизация хозяйственной и социальной инфраструктуры села.

Урбанизация - единый и многогранный социально-экономический процесс. В содержании и характере урбанизационных процессов, прежде всего, отражаются особенности политической, социально-экономической организации общества.

Др.т.зр. - урбанизация - надсоциальное явление, вызванное изменениями в современной технологии (НТР), демографическими и сопутствующими им социально-психологическими процессами. Урбанизация - цель социально-экономического развития, и она предъявляет требования к общественным, экономическим условиям существования людей.

В процессе урбанизации наблюдаются и негативные аспекты: 1) загрязнение окружающей среды, деградация природы, загрязнение воздуха, воды; 2) уменьшение земного пространства на территории города; 3) разобщение людей (толпа одиноких); 4)рост нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний; 5) шум, сверхнапряжение, малоподвижность, вибрация, электромагнитные излучения.

В связи с негативами современной урбанизации Рурализация воспринимается как способ преодоления кризиса города (как организация жизни).

Рурализация: деревня просматривается в городе: 1) в маргинальности целых слоев населения; 2) отдельные традиции деревенского образа жизни на общественном, семейном и индивидуальном уровне; 3) редукция в экономической сфере, в экономическом поведении (возврат к сельскохозяйству в случае экономических кризисов)

 

47. Менеджмент: понятие и общая характеристика. Роль менеджера в современной организации

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски <управление> - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о <революции менеджеров>, когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству - это более 95% всех фирм, по значению - это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений. Для большинства населения - это еще и работа. Умело управлять в малом бизнесе - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективного менеджмента.

Менеджер – специалист, которого нанимают для организации и управления каким-либо участком для осуществления управленческой деятельности

Менеджер – человек, занимающий управленческую должность и наделенный полномочным правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Роли менеджера: Менеджер-дипломат (ведение переговоров), М – инноватор (внедрение нововведений), М - управляющий

Функции менеджмента:

1. Планирование – вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов организации на достижение общих целей: 1) Концепция – теоретические основы, методы и условия ее реализации

2) Прогноз – предвидение будущего состояния организации

3) Программа – законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенный одной общей целью, имеющий конечный результат, требующий привлечения ресурсов

4) План – сложная социально-экономическая модель будущего состояния организации

2. Регулирование – вид деятельности по поддержанию функционирования организации в сфере действия законов, принципов, процессов

3. Организация – формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования и адаптации

4. Координация – вид деятельности по согласованию и упорядочиванию объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в организации

5. Мотивация – связана с процессом побуждения людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации

6. Стимулирования – связана с процессом активации деятельности людей и коллектива путем использования стимулов, рычагов

7. Гуманизация – деятельность по формированию и развитию культуры организации, культуры управления

8. Корпоративность – деятельность по формированию атмосферы организации, психологического климата, который обеспечивает решение проблем удовлетворенности персонала своим трудом, общением, работой с коллективом

9. Контроль – объединяет виды управленческой деятельности, связанной с формированием информации о состоянии фирмы, изучением информации о процессах развития и достижения цели, о результатах деятельности.

 

48. Социальное прогнозирование и проектирование: понятие, общая характеристика и роль в управленческой деятельности

Предвидение - одна из форм опережающего отражения действительности, которая была присуща человечеству с момента его появления.

Предвидение бывает: 1) Ненаучным (ясновидение, пророчества, озарение);

2) Донаучным (1- формирование представлений было связано с мифологией, на этой основе формируются первые религиозные концепции, которые существуют и посей день; 2- в первом тысячелетии до н.э. начинают развиваться утопические концепции. Эволюция утопизма: I. Вторая половина первого тыс. до н.э. - Др. Греция и др.Китай - идеализация рабовладения, убеждение в том, что золотой век человечества в прошлом. II Средневековье - развитие утопизма прервано засильем религиозных идеологий; III Эпоха возрождения и Просвещения (Томас Мор, Томазо Кампанелла) - Утопизм - это идеология буржуазных революций, активно развиваются социалистические утопии; IV - XVIII век утопии основаны на западно-европейской философии и идеологии просветительства (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Декарт, Спиноза); V -первая половина XIX века -развивается критически утопический социализм, стремление связать прожекты с определенной социальной силой. (Сен-Симон, Шарль Фурье, Герцен, Чернышевский); VI -вторая половина XIX-нач. XX - Марксизм, анархизм; VII - с 1917-наст.время - реализация и крах марксистско-ленинской утопии, фашизма и национал-социализма).

Для утопии характерно: детальная картина будущего, определение правил поведения для будущих поколений.

3) Научным. Научные основы предвидения сложились только в XX веке, а сама наука о будущем получила название «Футурология» (этот термин предложил в 1943 г. О.Флехтхейм) Футурология - надклассовая философия будущего в противовес идеологии и утопии. В 60-е гг. XXвв.этот термин был вытеснен термином «И-е будущего»

И-е проблем будущего развивалось по нескольким направлениям: 1. 60-е гг. (Бзежинский, Арон) -направление представлено технологическими теориями, сводившими социальный прогресс только к росту экономического уровня развития; 2. Белл, Тоффлер - направление связано с доказательством конвергенции капитализма; 3. Уоскоу - направление развивает идеи катастрофы западной цивилизации на основе научно-технического прогресса; 4. В 70-е гг. на первый план выдвинулось течение, которое выступало с концепцией неизбежности глобальной катастрофы, при условии, если сохранится существующая тенденция развития.

Ведущие позиции приобрел Римский клуб, по инициативе которого стали проводить И-ия проблем будущего. Он был создан в 1968г. по инициативе ит.промышленника Антонио Печчеи и объединял ученых, бизнесменов, общественных деятелей. В И-ях Римского клуба выделяются два направления: Социальный пессимизм (катастрофа человечества неизбежна - Форместер, Хейл-Бронер); Социальный оптимизм (катастрофу избежать можно с помощью оптимизации развития человечества (Тоффлер, Линнеман). 5. В отечесвтенной философии и социологии проблемами предвидения занимались Бестужев-Лада, Араб-Оглы, Косолапов.

Предвидение бывает естественно-научное (рассматривает перспективы развития природы) и социальное (рассматривает перспективы развития общества и человека).

В научной литературе термин «предвидение»: как предсказание событий; как предпочтительное знание о событиях, которые существуют, но не зафиксированы эмпирически.

Социальное предвидение: 1. Предчувствие - присуще всему живому, в социальном мире предчувствие связано с жизнью многих людей и с ожиданием вероятностных событий; 2. предугадывание - присуще только человеку и выступает как размышления о будущем на основе личного опыта; 3. Научное предвидение - связано с анализом причинно-следственных связей и определением будущих изменений всего общества.

Социальное предвидение - форма опережающего отношения действительности, направленное на определение того, как то или иное событие или социальное явление проявит себя в будущем.

Предвидение - самое общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем: предсказание и предуказание.

Формы предуказания: 1. целеполагание (определение цели или результатов деятельности); 2. Планирование (преобразование инф-ции о будущем в директивы для целенаправленной деятельности); 3. Программирование (составление программы, которая м.б. предплановым решением, а также может конкретизировать определенный аспект плана); 4. Проектирование (создание конкретных образов будущего или конкретных деталей разработанных программ); 5. Текущие управленческие решения (идеально предположенное действие для достижения цели).

Прогноз как научно-обоснованное знание повышает эффективность принимаемых решений, поэтому в конце XXвека прогнозирование стало играть важную роль в процессах управления.

Назначение прогнозирования: прогнозы д.давать оценку альтернативным вариантам решения проблемы, д. обосновывать наиболее вероятный или наиболее желательный вариант. Прогнозы д. предшествовать любым планам, программам, проектам, управленческим решениям.

Прогноз - вероятностное описание возможного или желаемого (на основе научного И-ия). План - директивное решение относительно мероприятий по достижению возможного или желаемого. План и прогноз могут рассматриваться независимо друг от друга, но чтобы план был эффективным, ему д. предшествовать прогноз. Последние 10-летия особую значимость приобретает социальное прогнозирование и в этой связи особую значимость приобретают прогностические функции социологии.

Социальное прогнозирование - определение вариантов развития социальной системы и выбор наиболее приемлемого варианта, исходя из ресурсов, времени, социальных сил, способных обеспечить их реализацию.

Прогнозирование базируется на анализе возникновения, существования устойчивых форм и тенденций развития данного явления.

Цель прогнозирования - предоставить инф-цию о многовариантном развитии будущего данной социальной системы.

Задачи: 1.Гаучно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем; 2. Научно обоснование суждений об альтернативных путях и сроках развития объекта.

Объект социального прогнозирования - любая социальная система.

Структура социального прогноза: 1) Описание прошлой системы; 2) Описание настоящей ситуации. При этом определяются закономерности и возможные изменения; 3)Описание будущего объекта.

Типология социальных прогнозов: 1. На основе проблемно-целевого критерия: - Поисковый (определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?);

- Нормативный (определение путей и средств достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, отвечает на вопрос: каким образом достичь желаемого?)

2. В зависимости от управленческих задач: - Целевой (соответствует такой управленческой деятельности как целеполагание, предполагает ответ на вопрос: что именно желательно и почему? При этом используется пятипозиционная оценочная шкала: оптимально, наиболее желательно, более желательно, менее желательно, желательно); - Плановый (соответствует такой управленческой деятельности как планирование, отвечает на вопрос: как, в каком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленной цели); - Программный (соответствует такой управленческой деятельности, как программирование и составление социальных программ, отвечает на вопрос: что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого? Важна как поисковые, так и нормативные разработки. Поисковые выявляют проблемы, которые надо решить, чтобы реализовать программу, а нормативные определяют условия реализации.); - Проектный (соответствует такой управленческой деятельности как проектирование, отвечает на вопрос: как конкретно это возможно, как это может выглядеть); - организационный (соответствует такой управленческой деятельности как организация деятельности людей - это прогноз текущих решений в управлении, отвечает на вопрос: в каком направлении надо ориентировать решение, чтобы достичь цели).

3. По длительности прогноза: - Оперативные (текущие, рассчитаны на ближайшую перспективу, когда не ожидается изменение объекта); - Краткосрочные (ориентированы на перспективу только количественных изменений); - Среднесрочные (характеризуются тем, что количественные изменения преобладают над качественными); - Долгосрочные (предполагают как количественные, так и качественные изменения).

4. По сфере общественной жизни: - Социально-медицинские; - Социально-экологические; - Социально-экономические; - Демографические; - Политические.

Методы социального прогнозирования: 1. Опрос (при проведении опроса чаще используется экспертный опрос); 2. Метод экстраполяции (перенос тенденции развития с настоящего на будущее); 3. Метод моделирования - предполагает построение поисковых и нормативных моделей с учетом возможных объектов прогнозирования.

 

49. Религия как социальное явление: понятие, генезис, структура, функции. Роль религии в современной России

Исторически первыми формами религии явились фетишизм, тотемизм и магия. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение или животное, наделяемое мистическими и сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод.

Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта.

Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

Вступление человечества в эпоху цивилизации ознаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам человеческой деятельности: Апполон - искусству, Гермес - торговле, Марс - войне и т.п.

Другим известным типом религиозных верований выступают монотеистические религиозные системы, возникшие в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V века до Р.Х.), христианства (I век от р.Х.) и ислама (VII век от р.Х.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей самых различных социальных групп, государств, национальностей.

Религия – составляющая духовной жизни общества, способ духовного освоения мира.

Религия представляет собой: результат становления и развития общественных отношений; отражение действительности; феномен культуры; подсистема общества

Элементы и структура религии.

В структурном плане религия предстает как целостное единство религиозного сознания, религиозной деятельности (культ) и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозную идеологию (доктрину) и религиозную психологию. Религиозные идеи, основанные на вере в сверхъестественные силы и содержащиеся в Священных книгах (Библия, Талмуд, Коран и т. п.), являют собой стройную систему представлений о Боге, мире в целом, природе, обществе и человеке. Эти идеи получают развитие в богословских трудах, проповедях духовенства, официальных документах религиозных центров. Религиозная доктрина состоит из таких элементов, как теология (теория Бога), космология (теория мира) и антропология (теория человека).

Религиозный культ связан с определенным отношением людей к божественным силам и проявляет себя через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества и т. д. Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме различных образов. В качестве предмета культа в разных религиях выступают материальные предметы, животные, растения, реки, горы, Луна, Солнце и т.д. Субъектом культа может быть религиозная группа или же верующий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, стремления, потребности. К средствам культа можно отнести молитвенный дом, религиозное искусство (живопись, скульптура, архитектура, музыка), разнообразные культовые предметы (церковная утварь, священнические облачения, крест и т. д.). Результатом культовой деятельности является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. С помощью культовых действий в сознании верующих воспроизводятся различные религиозные образы, символы, возбуждаются эмоции. В культовой деятельности происходит общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются эстетические потребности. Все это усиливает религиозные чувства людей, объединяет их, помогает в достижении высшей духовности.

В литературе выделяются следующие типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация. Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, в котором отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. Во многих церквах осуществляется деление верующих на священников и рядовых членов — мирян. Церковь строго структурирована по “горизонтали” и “вертикали” в соответствии с детально разработанной нормативной системой. Секта возникает как оппозиционное течение в том или ином религиозном направлении. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей и установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается строго соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний. Эта установка нередко ведет к фанатизму. Имеются некоторые особенности и в организационной структуре сект. Здесь отсутствует институт священничества, лидерство считается харизматическим: право на него признается за лицом, которое получило якобы особую способность руководства. В секте провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству. Деноминация может развиваться из других типов объединений или с самого начала складываться в виде специфического образования. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в конфронтации к секте и церкви. Для деноминации характерно принятие разноплановых идейных, культовых и организационных принципов. Сохраняя акцент на “избранности” членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего. При этом изоляция от “мира” и замкнутость внутри религиозной группы не считаются обязательным признаком “истинной” религиозности. Деноминации присуща четкая организация как по “горизонтали” (координация деятельности верующих и общин), так и по “вертикали” (субординация различных звеньев управления). Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных и наделенных широкими полномочиями. Отрицание деления верующих на священников и мирян сочетается с наличием профессиональных служителей культа, которым приписывается особый “дар” понимания и истолкования слова Божьего, проповеди, пророчества и т. д.

Следует иметь в виду относительный характер типологии религиозных объединений. Она не может рассматриваться как застывшая конструкция. В реальной действительности религиозные организации изменяются, происходит трансформация одного типа в другой.

Как же соотносятся между собой элементы религиозного комплекса? Основой всякой религии являются религиозные представления, выраженные в форме догматов, поучений, культовых предписаний и запретов. Чувства людей приобретают религиозную окраску только в связи с представлениями о сверхъестественных свойствах объекта, на который они направлены. Страх или преклонение перед Богом может возникнуть лишь у человека, верующего в реальное существование Бога как творца мира. То же самое относится и к культу. Те или иные действия приобретают религиозный смысл лишь при наличии соответствующих представлений и идей. Таким образом, религиозные представления, настроения и действия, а на более поздних этапах развития религии — религиозные организации составляют единый религиозный комплекс, все элементы которого неразрывно связаны. Лишь совокупность этих элементов образует такое специфичное социальное явление, как религия.

Можно говорить о следующих разновидностях положения религии в обществе:

1. сакрализация общественных идей и норм, отношений, групп и институтов. Религиозное сознание доминирует, Религиозные группы совпадают с этническими общностями, Религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности. Социальные институты соединяют в себе власть религиозную и светскую;

2. светское сознание существует наряду с религиозным. Религиозная деятельность, хотя и вменяется в обязанность, но постепенно выделяется из общей цепи социальной деятельности и привязывается к определенным условиям места и времени. Появляется тенденция снятия с социальных связей “печати” религиозных отношений. Религиозная общность продолжает претендовать на совпадение с этнической общностью, однако идет процесс их дифференциации. Нередко провозглашается тождество религиозной и государственной принадлежности;

3. религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном сознании. Доминируют другие системы. Религиозная деятельность и отношения являются частным видом деятельности и отношений. Религиозные группы отличны от этнических общностей и не совпадают с государственными. Духовная и светская власть принадлежит разным институтам;

4. наконец, возможно общество, в котором религия вообще не имеет места.

Под функциями религии следует понимать различные способы ее действия в обществе. В литературе в качестве наиболее существенных выделяют следующие функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегративная и культурно-транслирующая.

Обратим внимание на значимость мировоззренческой функции. Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нем, природы человека, смысла его существования, идеала и т. д. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, через призму которых осуществляется видение мира, общества, человека, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла бытию поддерживает надежду на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения и т. п.

Религия выполняет специальную функцию компенсатора: социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, в страдании; людская разобщенность заменяется братством во Христе в общине; фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога; смертный оказывается бессмертным; мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим. Важное значение имеет психологический аспект компенсаторной функции: религия может выступать средством снятия стрессовых состояний.

Коммуникативная функция. Религия осуществляет общение людей, где “богообщение” считается высшим видом общения, а общение с “ближними” — второстепенным. Общение происходит прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Внекультовые деятельность и отношения также обеспечивают общение верующих.

Религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Как нормативная система и как основа общественно-санкционированных способов поведения религия определенным образом упорядочивает мысли, устремления и действия людей и тем самым реализует регулятивную функцию.

Религия может выступать как фактор интеграции общества, группы. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества. Важной функцией религии является культурно-транслирующая, позволяющая человеку приобщиться к культурным ценностям и традициям, в появлении и развитии которых религиозный фактор играл либо определяющую, конституирующую, либо значительную роль.

Степень влияния религии зависит от ее места в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в конктексте процессов сакрализации и секуляризации. Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования различных форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, “вхождения” религиозных индивидов и организаций в различные внерелигиозные сферы жизни.

 

50. Образование как социальный институт: понятие, этапы развития, функции. Современный кризис образования: причины, пути выхода и особенности в РФ

Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему. Ее функцией является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическими отношениями общества, уровнем его материально-технического развития.

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием.

Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей.

Что же касается неформального образования, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям

Этапы развития:

В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса.

В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Функции образования

Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным
профессиям).

1. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

2. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

3. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.

Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса.

51. Социальный конфликт: понятие, признаки, структура, стадии, функции и типология

Конфликт – специфическое взаимодействие между группами, индивидами, интересы которых реально или предположительно несовместимы, и которые ведут борьбу за определенный социальный статус, ресурсы, власть (верховенство воли). Всякий конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Основа конфликта – противоречие. Стороны конфликта – группы лиц, интересы которых находятся в противоречии (только 2 стороны). Противоречие интересов проявляется в конфликтном поведении – характеризуется заведомым неприятием отдельных индивидов, как представителей противоположной конфликтующей стороны (деление на своих и чужих). Динамика конфликта — это процесс его изменения.

Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

· инцидент (начало конфликта),

· эскалация (развитие) конфликта,

· завершение конфликта;

3) послеконфликтный период

Предконфликтная ситуация

Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта. В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов. Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и “мирным”, бесконфликтным путем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут “сняты” в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной

Открытый конфликт

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию, стороны которого превращаются с этих пор в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.

Внутри этого — открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как: 1) инцидент, 2) эскалация и 3) завершение конфликта.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент —

Эскалация конфликта — это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить в первую очередь следующие: 1) создание образа врага; 2) демонстрацию силы и угрозу ее применения; 3) применение насилия; 4) тенденцию к расширению и углублению конфликта.

Завершение конфликта

Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта и вообще, что “так больше жить нельзя”. Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

Способы завершения конфликта. Наиболее типичные из них следующие:

1)устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так,что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния и т.д.

Постконфликтный синдром

За завершением конфликта может следовать, таким образом, постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.

Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим четырем основным:

1) тактика ухода, или избегания конфликта;

2) силовое подавление, или метод насилия;

3) метод односторонних уступок или приспособления;

4) тактика компромисса или сотрудничества

Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта.

1 Явные функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, если правительство России, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями, заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функция конфликта — это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту цель.

2 Скрытые (латентные) функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. По смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:

1) конструктивные (положительные) функции конфликта;

2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!