Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






И УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ



Железные дороги должны пол­ностью удовлетворять потребности населения в пассажирских перевоз­ках, обеспечивать безопасность и необходимые удобства, высокое ка­чество обслуживания, своевременную перевозку и сохранность багажа. Выполнение этих задач возможно только при движении пассажирских поездов всех категорий строго по расписанию, образцовом техниче­ском и санитарном состоянии по­движного состава и постоянных устройств, используемых при пере­возке пассажиров, четкой организа­ции продажи билетов до указанных станций назначения и информации пассажиров по всем вопросам про­езда.

В целях наиболее правильного учета особенностей пассажиропото­ка, создания необходимых удобств, наилучшего использования транс­портных средств в зависимости от объема работы, условий проезда, скорости, расстояния следования, уровня удобств и других факторов имеет место деление сообщений, по­стоянных устройств, поездов, заго­нов по категориям.

Различают следующие виды со­общений: пригородное - в пределах пригородного участка, примыкаю­щего к крупному узлу на расстоянии до 150 км, а в отдельных случаях и более при зонном тарифе до 200 км; местное - впределах одной до­роги; прямое - впределах двух и бо­лее дорог; международное -в преде­лах двух и более стран. Прямое и местное сообщения в отличие от пригородного называют дальним.

Поезда, предназначенные для пе­ревозки пассажиров, в зависимости от скорости движения делятся на скоростные, скорые и пассажирские, от расстояния следования - на даль­ние, местные и пригородные. Спе­циальную группу составляют почто­во-багажные поезда, предназначен­ные для перевозки пассажиров, бага­жа и почтовой корреспонденции, ор­ганизационно-переселенческие поез­да, туристские, детские и воинские эшелоны.

К скорым поездам относятся поезда со скоростью не менее 150 км/ч и не менее чем на 5 км/ч большей, чем скорость самого быст­рого пассажирского поезда на дан­ном направлении, обеспеченные пря­мым потоком и имеющие останов­ки, как правило, только по станциям технических стоянок. Скорые поезда имеют удобное время отправления с начальных станций и прибытия на конечные, более комфортабельные вагоны.



Важным основополагающим воп­росом в организации всего перево­зочного процесса в отрасли, созда­нии более комфортных условий для пассажиров, рациональном исполь­зовании пропускных способностей и эффективности использования под­вижного состава является совершен­ствование графика движения пасса­жирских поездов, срок действия ко­торого устанавливается МПС на пе­риод 2-5 лет с соответствующей корректировкой.

Одна из основных особенностей организации пассажирских перевозок, которая находит отражение в графике движения - резкая сезонная неравномерность. Максимум перево­зок приходится на июль, август для прямого и местного сообщения и июль - для пригородного, минимум - на февраль. Для дальних перевозок коэффициент неравномерности изме­няется от 1,4 в августе до 0,8 в фев­рале, а для некоторых железных дорог (Московской, Октябрьской, Приднепровской, Северо-Кавказ­ской) его значение составляет 2-3,5.

В течение года можно выделить несколько характерных периодов: зимние школьные каникулы; весен­ние школьные каникулы; майские перевозки (25 апреля-10 мая); лет­ние массовые перевозки (1 июня-31 августа); осенне-зимние перевозки (1 сентября-25 декабря); новогод­ние (25 декабря-10 января). Каж­дый из указанных периодов отлича­ется темпами роста или спада пас­сажиропотока, средней дальностью поездки и другими показателями структуры пассажиропотока.



Общим для всех пассажирских сообщений является изменение по­тока пассажиров по дням недели. Например, в Московском узле пас­сажиропоток имеет тенденцию к су­щественному увеличению от поне­дельника до пятницы (примерно на 20%) и уменьшению от субботы до воскресенья примерно на 10%.

Для пригородного сообщения ха­рактерна неравномерность перево­зок по часам суток. Так, в период с 7 до 8 ч утра в Москву прибывает 18% суточного потока, в период с 18 до 19 ч отправляется 13% суточного пассажиропотока. Общей закономер­ностью в распределении пассажир­ских перевозок по зонам дальности для всех видов сообщений является уменьшение пассажиропотока с рос­том расстояния.

График движения должен обеспе­чивать удобное для пассажиров вре­мя отправления и прибытия поездов, пропуск поездов дальнего следова­ния через крупные узлы с учетом часов пик пригородного движения, минимальный простой беспересадоч­ных вагонов, предоставление «окон» для ремонтных работ. Например, по Московскому железнодорожному узлу период с 7 до 9 ч и с 17 до 19 ч используется только для пригород­ных поездов.

Наиболее предпочтительной для пассажиров является прокладка пас­сажирских поездов на графике, при которой они отправляются с началь­ных станций в вечерние часы и при­бывают на конечные станции в утрен­нее время. Этот принцип в основном соблюдается, но повышенная густо­та движения пассажирских поездов на ряде направлений (Москва-Крым, Москва-Кавказ), а также несоот­ветствие продолжительности следо­вания поезда между узлами удобно­му времени прокладки его на графи­ке обусловили отправление и прибы­тие их не только в вечерние и утрен­ние часы, но и в другие периоды суток (поезда летнего и разового обращения). При разработке гра­фика движения учитываются также часы работы городского транс­порта.



Важное условие рациональной разработки графика - оптимальное сочетание местных и дальних поез­дов. Ввиду высокого уровня исполь­зования пропускной способности на основных направлениях сети и го­ловных участках крупных узлов преимущество в прокладке за мест­ными поездами, имеющими, как правило, большую провозную спо­собность и обеспечивающими пере­возки на короткие расстояния, что позволяет исключить местный пас­сажиропоток из дальних поездов и тем самым улучшить использование перевозочных средств.

Наряду с улучшением разработ­ки графика движения пассажирских поездов очень важно обеспечить про­пуск их по расписанию. Строгое вы­полнение графика требует повыше­ния ответственности диспетчерского аппарата дорог и отделений, маши­нистов локомотивов, дежурных по станциям за обеспечение своевремен­ного проследования пассажирскими поездами остановочных пунктов и стимулирования работников этих категорий за ликвидацию опозданий.

В целях приведения размеров движения пассажирских поездов в со­ответствие с величиной пассажиро­потоков, создания больших удобств пассажирам по времени прибытия и отправления поездов график дви­жения корректируется. Изменения, вносимые на очередной срок дейст­вия графика, предусматривают вве­дение новых поездов, увеличение маршрутной скорости, объединение участков обращения отдельных поез­дов с целью сокращения числа со­ставов в обороте и обеспечения бес­пересадочных сообщений, измене­ния маршрутов следования и режи­ма стоянок, отмены поездов, не обе­спеченных пассажиропотоками, со­кращение пробега свободных мест в поездах, введение новых маршру­тов следования и периодичности об­ращения поездов и отдельных ваго­нов. В настоящее время среднесетевая маршрутная скорость пассажир­ских поездов составляет 49 км/ч.

В связи с резкой неравномер­ностью перевозок примерно полови­на дальних поездов обращается не круглый год, поэтому сроки ввода или отмены таких поездов устанав­ливаются при разработке расписа­ния или по специальным указаниям МПС.

Установлена следующая нумера­ция поездов для графика движения:

Скорые пассажирские круглогодичного сообщения 1 - 99

Скорые пассажирские летние.......................... 101-149

Скоростные пассажирские............................. 151-169

Пассажирские дальние круглогодичного обращения 171-299

Пассажирские дальние летние........................ 301-399

Пассажирские разового назначения вывозные.................. 401-499

Пассажирские разового назначения пунктирные 501-599

Пассажирские местные.................................. 601-699

Туристские, экскурсионные............................. 801-899

Почтово-багажные........................................... 901-948

Грузо-пассажирские......................................... 951-968

Людские поезда................................................ 971-998

Пригородные.................................................... 6001-6999

 

Продажа билетов в зависимости от перевозки осуществляется без указания номера поезда, места и ва­гона в пригородном сообщении, без указания номера места в общем ва­гоне в дальнем сообщении, с указа­нием номера поезда, вагона и места для остальных категорий вагонов в дальнем сообщении.

В целях обеспечения максималь­ных удобств при поездке в течение нескольких суток пассажиры обеспе­чиваются местами для лежания (спальные места). Это приводит к определенным издержкам транспор­та, сокращает провозную способ­ность пассажирских поездов, ус­ложняет систему продажи биле­тов.

Организация перевозок пассажи­ров осуществляется в плановом по­рядке на основе прогнозирования и статистических законов изменения пассажиропотока во времени.

Планирование пассажирских пе­ревозок существенно отличается от планирования грузовых. Если осно­вой планирования перевозок грузов является объем отправления в тон­нах, то в пассажирском движении планируемый рост числа мест в до­мах отдыха, санаториях, в курорт­ной зоне можно рассматривать лишь как один из факторов, образующих пассажиропоток.

Годовые планы перевозок в на­стоящее время составляют на основе анализа отчетных данных за про­шедший год и ожидаемых размеров перевозок. При этом изучению и анализу подвергаются темпы при­роста пассажирских перевозок по ви­дам сообщений и отдельным направ­лениям.

Анализ отчетных данных совме­стно с изучением влияния основных факторов определяет величину пас­сажиропотока. К их числу относятся: подвижность населения; развитие промышленности и сельского хозяй­ства; изменения в размещении про­изводительных сил страны; сеть ку­рортов, санаториев, домов отдыха; развитие других видов транспорта и туризма; расширение международ­ных сообщений; изменение техничес­кого оснащения существующих железных дорог и строительство новых.

Существенную роль в определе­нии предстоящего объема работы по пассажирским перевозкам играют специальные обследования потока пассажиров по отдельным узлам и направлениям, позволяющие в соче­тании с экономическим обследова­нием наиболее полно учесть их осо­бенности.

Структура пассажиропотока, пла­тежеспособность различных групп населения, обеспечение заданной провозной способности пассажир­ских поездов требуют содержания в парке вагонов различных катего­рий (общих, плацкартных, купейных, мягких), отличающихся уровнем предоставляемых удобств. Соответ­ственно в состав поезда необходимо включать вагоны различных катего­рий в зависимости от характера и структуры пассажиропотока, в том числе вагоны с купе-буфетом, если продолжительность следования поез­да не превышает суток; при большем времени следования в составе поезда должен быть вагон-ресторан.

Тарифы на перевозки должны изменяться при существенном повы­шении удобств проезда за счет но­вых более комфортабельных ваго­нов, строительства вокзалов, плат­форм и других сооружений, насыще­ния техникой пассажирского хозяйства, внедрение которой позволяет повысить уровень организации пере­возочного процесса.

На железных дорогах в основу организации движения пассажир­ских поездов положен принцип «пар­ности», хотя из-за неравномерности перевозок пассажиров по направле­ниям движения это снижает рента­бельность транспорта.

Постоянство обращения пасса­жирских поездов дает возможность закрепить парки и пути не только за определенными видами работ, но и за конкретными номерами поездов на весь период действия графика, поэтому система планирования ра­боты пассажирских станций сущест­венно отличается от грузовых. На пассажирских станциях, кроме су­точных и сменных планов работы, составляется суточный план-график движения поездов.

Пассажирские станции и вокзалы работают по заранее составленным технологическим процессам, предус­матривающим наилучшие усло­вия для пассажиров, рациональное использование техники и рабочей силы. В зависимости от расчетной вместимости вокзалы делят на ма­лые (25-200 пассажиров), средние (201-700), большие (701-1500 пас­сажиров) и особо большие (свыше 2000 пассажиров).

Пассажирская станция, вокзал и привокзальная площадь проектиру­ются как единый комплекс устройств, предназначенных для обслуживания пассажиров, удобного и безопасного их движения. При этом размещение новых вокзалов увязывается с пла­нировкой города и развитием по­стоянных устройств, используемых для пассажирских перевозок. Со вре­менем изменяются условия функ­ционирования перевозок и требова­ния к их проектированию. Например, из-за удаленности первых вокзалов от города при редком движении поездов и средств городского тран­спорта вокзальный комплекс дол­жен был обеспечивать условия для длительного пребывания в нем пас­сажиров. Главными помещениями вокзала были зал ожидания и ресто­ран. С увеличением интенсивности движения сократились интервалы между поездами и среднее пребыва­ние на вокзале за счет сокращения времени на ожидание. Зал ожидания потерял свое первоначальное значе­ние, а главными помещениями стали вестибюль с кассами и зоны, распо­ложенные ближе к выходам на плат­формы.

Продажа в крупных городах би­летов на поезда дальнего следова­ния в транспортных агентствах, цент­ральных бюро, по заявкам с достав­кой на дом на предприятиях и в учреждениях, санаториях и домах отдыха, в поездах, продажа на пригородные поезда сезонных про­ездных билетов, билетов выход­ного дня, внедрение системы «Экс­пресс» способствовали появле­нию новой категории пассажиров, которая приобретает билет заранее и практически не пользуется поме­щениями вокзала, приходя непосред­ственно на перрон к отправлению поезда. Поэтому модернизация вок­залов должна осуществляться за счет сокращения площадей для ожи­дания и создания максимальных удобств на платформах, в переходах и т.д.

Управление пассажирскими пере­возками осуществляется по отрасле­вому принципу. Общее руководство организацией пассажирских перево­зок на сети дорог осуществляет МПС, в состав которого входит Главное пассажирское управление МПС (ЦЛ), в пределах дороги - пас­сажирская служба (Л), на отделе­нии дороги - пассажирский отдел (НОДЛ). Пассажирские службы и отделы организуют работу непосред­ственно линейных предприятий - пассажирских станций и вокзалов.

Эти подразделения разрабаты­вают планы пассажирских перевозок, устанавливают размеры движения, составляют расписания движения пассажирских поездов, организуют продажу билетов, оперативно регу­лируют движение пассажирских поез­дов, определяют потребность в пас­сажирском вагонном парке, рекон­струкции и строительстве вокзалов, пассажирских обустройств.

Руководство по содержанию и обслуживанию вагонов в пути следования возложено на Главное пассажирское управление МПС и пассажирские службы дорог, а в пригородном движении - на локо­мотивный главк (ЦТ). В обеспе­чении пассажирских перевозок при­нимают участие все главные управ­ления и управления МПС. Выполне­ние графика движения пассажирских поездов обеспечивает Главное управ­ление перевозок (ЦД)

В ближайшей перспективе основ­ными направлениями развития пас­сажирских перевозок, обеспечиваю­щими их эффективность и качество, являются оптимальное планирова­ние эксплуатационной работы по пассажирским перевозкам, четкое выполнение графика движения пас­сажирских поездов, совершенствова­ние форм и методов продажи биле­тов, повышение уровня пассажир­ского сервиса и развитие материаль­но-технической базы пассажирского хозяйства.


Просмотров 1063

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!