Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Коллажный принцип построения художественного высказывания в творчестве Курта Швиттерса



Этот раздел представляет собой анализ отобранных источников, проведенный с учетом теории из предыдущей части. Швиттерс применял коллажный принцип во всех сферах искусства, которыми занимался: литература, живопись и т.д. В фокусе нашего исследования находится непосредственно коллаж и переход его из плоскости в объемную форму и в пространство (коллаж, рельеф, мерц-постройка Мерцбау). Именно такой подход помогает максимально точно отразить коллажное мышление Швиттерса. Его эксперименты в других областях искусства очень близки к дадаистским, которые мы рассматривали в первой главе, поэтому интереснее было бы остановиться на том, что представляет индивидуальность художника.

Первая работа – «Картина со светлым центром» (Picture with Light Center, 1919) (см. Приложение 1). Это коллаж, в котором Швиттерс использовал вырезки, цветную бумагу, акварель, масло и карандаш. Это один из ранних коллажей,[26] пока еще более похожий на абстрактную живопись – использование «жизненных» материалов (марка, обертка от табака, реклама, вырезки из газет и пр.) незначительно, и они сильно перекрыты красочным слоем, те, что хорошо видимы, расположены небольшими вкраплениями и строго в рамках заданной композиции. Однако уже здесь происходит нарушение границ: Швиттерс одновременно использует язык искусства и язык повседневности. Детали коллажа вырезаны из бытового материала, однако они скорее не самостоятельны, их форма подчиняется заданным геометрическим формам. Скомпоновано все в соответствии с тем, чтобы произвести эстетическое, эмоциональное впечатление, воздействовать на зрителя цветом и ритмом.

Следующий коллаж – «Мерц Рисунок 83. Рисунок Ф» (Merz Drawing 83. Drawing F,1920) (см. Приложение 2). В отличие от предыдущего, он создан исключительно из вырезок и других бумажных материалов из повседневной жизни. Здесь они используются совершенно самостоятельно. Художник скомпоновал поток будничного хаоса в гармоничную форму. Идентифицировать элементы коллажа практически невозможно, они деформализованы, лишены изначального значения, это не «говорящие» элементы или буквальные ссылки. Цель такой работы – увидеть красоту в обыденном, привычном, искусство в жизни и перенести эту жизнь в искусство. Собрать по кусочкам то, что кажется людям ненужным, в единое целое и придать этому смысл. Дистанцировать таким образом зрителя от его будней и заставить увидеть их в новом свете, контексте, образе и т.д.



Важной работой в нашем контексте является коллаж «Мерц Картина 32 А. Картина Вишни» (Merz Picture 32 A. The Cherry Picture, 1921) (см. Приложение 3). В нем Швиттерс использует всевозможные вырезки, бумагу, ткань, дерево, металл, пробку, масло, карандаш и чернила. Складывается впечатление, что это наслоение из разного мусора, склеенного, прибитого гвоздями, разбросанного по поверхности. Мы видим обрывки жизни. В центре – карточка для изучения языка с изображением вишен и подписью «вишни» на немецком и французском: «Kirschen» выполнено готическим шрифтом, а «Cerises» - обычным, современным. Такая карточка – отличная находка для Швиттерса. В ней сочетаются разные культурные коды, разные исторические мотивы. Швиттерс активно занимался графическим дизайном, издавал собственный журнал, поэтому был чувствителен к шрифтам и другим приемам в этой сфере, и понимал, что это влияет на зрителя, обогащает и развивает визуальную культуру. Также эта карточка, рисунок вишен и выведенные карандашом не твердой рукой какие-то слова, буквы напоминает что-то детское. И этот мотив подкрепляет очень маленькое изображение с нарисованными кошками в нижнем правом углу, помещенное в сочетании с кусочком ткани в горошек. Швиттерс заигрывает со зрителем, предлагает ему рассматривать и изучать изображение, достраивать связи, включать ассоциативное мышление. Хотя композиция внимательно выстраивалась художником, создается ощущение небрежности, чего достичь очень трудно. В ходе работы над композицией нелегко освободиться и не воспроизводить автоматические приемы упорядочивания, стандартные художественные приемы и пр. Это требует совершить усилие, изменить собственные принципы мышления. Швиттерс играет с формами, фактурами, цветами, плотностью наслоения для достижения нужного эффекта. В целом это похоже на случайный фрагмент городской стены, которая многократно заклеивалась афишами, объявлениями и пр. или на разбросанный на улице мусор. Так или иначе, здесь присутствует мотив города. Город предоставляет материалы художнику, является прообразом, служит контекстом для коллажа…. Город для Швиттерса – источник модели работы и самой эстетики наложения.[27] Швиттерс проблематизирует логику потребительского мира: купил, использовал, выбросил. Художник подбирает эти отбросы и создает из них «знак» эпохи, памятник эпохе.[28] Уже здесь, в коллаже, Швиттерс выходит из плоскости картины: прибивает кусок дерева, использует объемные предметы. Для выражения мировоззрения художнику не хватает пространственного измерения. Призывая познавать весь мир всеми чувствами, включая в коллаж столь разнообразные материалы, Швиттерс через визуальное восприятие, обращается и к телесному, тактильному, повседневному и др. опыту зрителя.



Поэтому следующим шагом в этом направлении для Швиттерса было создание рельефов. Мы рассматриваем один из самых первых рельефов - «Вращающийся» (Revolving, 1919) (см. Приложение 4). Швиттерс использовал для него дерево, металл, шнур, картон, шерсть, проволоку, кожу, расположив их на холсте и придав всему цвет масляными красками. Как и коллаж «Картина со светлым центром», данный рельеф, построенный по коллажному принципу, представляет собой абстракцию, в которой материалы подчиняются диктатуре формы, композиции и цвета. За счет последних Швиттерс добивается сбалансирования элементов, эстетического впечатления, развивает у зрителя абстрактное мышление. В «классический мерц-период» он создает рельефы и скульптуры из бытового материала. Позднее, постепенно, под влиянием идей конструктивистов, участников Де Стайл и Баухауса, в 1923 художник начал делать свою первую[29], самую большую и главную Мерцбау (мерц-постройка, уничтожена в 1943г.),[30] фантастическую скульптуру-конструкцию, которую строил в течение ряда лет. Мерцбау начиналась как небольшая скульптура, мерц-колонна, которая постепенно росла и стала занимать большую часть дома художника в Ганновере. Пришлось даже пробить потолок, и вывести сооружение на следующий этаж, так как места уже не хватало, а остановится невозможно, так как Мерцбау мыслилась как конструкция в процессе становления. «В зависимости от движения души Швиттерса… колонна росла»[31], отмечал в своих воспоминаниях о Мерцбау дадаист Ханс Рихтер. Швиттерс так описывал свою мерц-постройку и работу над ней: «Мерцбау растет примерно так же, как большой город. Когда строится новое здание, жилищное управление следит за тем, чтобы оно не испортило облик города. Так и я, находя что-то более или менее подходящее,… подбираю это, приношу домой, прикрепляю там (Мерцбау) и раскрашиваю, стараясь всегда держать в уме общий ритм сооружения. А потом приходит день, когда я понимаю, что у меня на руках труп – останки художественного движения, которое уже в прошлом. И я предаю эти останки покою, частично или полностью закрываю их чем-то другим и тем самым перевожу в низшую категорию. По мере роста сооружения в нем появляются долины, впадины, пещеры, живущие своей жизнью внутри общей структуры. Сталкивающиеся поверхности порождают формы, которые нарастают во всех направлениях».[32] Таким образом, Швиттерс создавал свой собственный, вполне реальный мир, материалом для создания которого служит его жизнь, духовная и бытовая, предметная. Он ничего не выбрасывал, не изымал из постройки, а «захоранивал» и продолжал дальше – все как в жизни, ведь из нее нельзя выбросить что-то, что уже произошло: воспоминания о людях, событиях и пр. В Мерцбау снова появляется мотив города, городского пространства, идея гармоничного соотношения части и целого. Он собирал Мерцбау по коллажному принципу: в постройке были ниши, в которые он собирал и помещал предметы, относящиеся к человеку или явлению, которому эта ниша посвящена. Так, были ниши, посвященные Арпу, Рихтеру, Лисицкому, ван Дусбургу, Мондриану, Малевичу, Габо, Мис ван дер Роэ, жене, сыну и др. В качестве предметов могло выступать все, что угодно: прядь волос этого человека, его карандаш, кусок галстука и т.д. Из таких предметов-символов он создавал своеобразный коллаж, воплощающий мышление Швиттерса, монументализацию его восприятия жизни, людей. Мерцбау – это квинтэссенция коллажного мышления Швиттерса. Даже находясь в лагере для интернированных в Великобритании, он под столом начал создавать подобное пространство. Сопряжение искусства и жизни у Швиттерса выражалось в том, что он просто жил.[33] Его коллажное мышление так воспринимало мир, он собирал то, что попадало во внимание и представляло интерес, и компоновал в некоторое целое, которое зависело от каждой своей части.



 

Таким образом, мы рассмотрели, как мыслил Курт Швиттерс с помощью коллажного приема построения художественного высказывания – от коллажа и до его абсолютного выражения в Мерцбау.


[1] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 183.

[2] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 333.

[3] Цит. по: Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 204.

[4] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 202.

[5] Кругликов В. Курт Швиттерс. Дадаист недоделанный. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 2013. URL: http://adindex.ru/publication/gallery/2013/04/29/98705.phtml (дата обращения 10.05.2016)

[6] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 213.

[7] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 198.

[8] Kurt Schwitters / Kurt and Ernst Schwitters Foundation [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.schwitters-stiftung.de/english/bio-ks.html (дата обращения 10.05.2016)

[9] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 345.

[10] Самое слово «мерц» (такое же бессмысленное, как и дада) появилось в 1919г. Во время работы над коллажем Швиттерсу бросился в глаза фрагмент слова - KomMERZbank, и он решил применить его ко всему своему творчеству. / Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 444.

[11] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 365.

[12] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 187.

[13] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 343-344.

[14] Абстрактное, или беспредметное, искусство, порвав с традиционной миметической живописью, развивалось по двум основным направлениям: 1) гармонизации «бесформенных» аморфных цветовых сочетаний; 2) создания геометрических абстракций. В первом случае цвет мыслился как обладающий абсолютно самостоятельной выразительностью, во втором - аналогично рассматривались геометрические формы, плоскости, линии и т.д. / Бычков В. Эстетика. М., 2004. С. 378.

[15] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 344.

[16] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 347.

[17] Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. Тексты, иллюстрации, документы / под ред. К. Шумана. М., 2001. С. 466-468.

[18] Цит. по: Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 193.

[19] Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 445.

[20] Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 204.

[21] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 61.

[22] Де Стайл и неопластицизм / Артузел [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://artuzel.com/content/%D0%B4%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BB-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC-de-stijl-and-neoplasticism (дата обращения 10.05.2016)

[23] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: http://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt052.htm#23 (дата обращения 10.05.2016)

[24] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: http://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt052.htm#23 (дата обращения 10.05.2016)

[25] Культурология. XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. СПб., 1998. URL: http://www.psylib.org.ua/books/levit01/txt052.htm#23 (дата обращения 10.05.2016)

[26] Бытовые предметы и их фрагменты впервые появляются в работах Швиттерса в 1918-1919гг. / Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 193.

[27] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 58.

[28] Седельник В. Д. Дадаизм в контексте европейского авангардизма/ Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. Кн. 1. М., 2010. С. 447.

[29] Первая Мерцбау создавалась в Германии в период 1923-1943гг., вторая - в Норвегии 1937-1940гг., третья - в Англии – с 1947г. до смерти Швиттерса в 1948г. / Kurt Schwitters / Kurt and Ernst Schwitters Foundation [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.schwitters-stiftung.de/english/bio-ks.html (дата обращения 10.05.2016)

[30] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 56.

[31] Цит. по: Фомин Д. В. Курт Швиттерс о коллаже, беспредметном искусстве и русском авангарде // Русский авангард 1910-1920-х годов: проблема коллажа. М., 2005. С. 213.

[32] Цит. по: О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 56.

[33] О’Догерти Б. Внутри белого куба. М., 2015. С. 60.


Просмотров 303

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!