Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ



Глава 14. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных ин­струментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя ак­тивность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Изве­стно, что склонность к музыкальной деятельности является важ­нейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно ее «рассмотреть» в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, зачем они должны их выполнять. С. Шоломович указывает, что в детских садах воспитатели иногда принимают за самостоятельную музыкальную деятельность некое ее подобие - подражание детей взрослым. Дети копируют их манеру исполнения песен, танцев, поведение в определенных ситуациях, но при этом не согласовыва­ют свои действия ни с характером музыки, ни со средствами музы­кальной выразительности. Особенно это очевидно, когда дети ор­ганизуют игры в «концерт», «музыкальное занятие». Конечно, в таких играх присутствуют некоторые элементы самостоятельной музыкальной деятельности: пение песен, проведение хороводной игры. Однако говорить о самостоятельности музыкальных про­явлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне.

Основным источником самостоятельной музыкальной деятель­ности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладева­ет певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Широкий фоновый источник со­здают музыкальные впечатления от окружающей жизни, посколь­ку ребенок слушает радио, магнитофонные и грамзаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концер­ты, кинофильмы.



Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечений также служат немаловажным источником самостоятельной музы­кальной деятельности.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной ма­териальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе должен быть набор следу­ющих технических средств: проигрыватель, пластинки, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями), кро­ме того, различные пособия-самоделки для проведения дидакти­ческих упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» (по песенному репертуару), дирижерская палочка. Здесь же следу­ет вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей. В младших группах необхо­димые пособия вносятся в игровую зону, ибо у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это - неваляшки, шарманки, цилиндры, кубики, органчики, моло­точки и др. Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию. Пособия для старших детей, по определению Н.А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого - аудиовизуальные (диафильмы, диапозити­вы, грампластинки, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться са­мостоятельно (металлофоны, цитры, настольно-печатный музы­кально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).



Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти неза­метном руководстве взрослых, так как предполагает особую непри­нужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкаль­ной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности на музыкальных заня­тиях.Самостоятельные проявления малышей еще весьма ограниче­ны: они в основном только имитируют действия взрослого в играх, напевают песни, занимаясь с игрушками, с посильной выразитель­ностью исполняют танцевальные элементы.

Слушая музыку на занятиях, дети должны знать, что в дальней­шем сами будут заниматься музыкальной деятельностью - петь, двигаться под музыку, высказываться о содержании песни, инст­рументальной пьесы. Если дети воспринимают музыку осознанно, то это способствует их музыкальному развитию. Следовательно, для развития самостоятельной музыкальной деятельности, как и для успешного обучения детей, необходимы активное, сознатель­ное усвоение предлагаемого на занятиях материала, а также заинте­ресованность и увлеченность. Желательно уже в младших группах проводить анализ произведения, обращаясь к ребенку с четкими вопросами: «Каков характер музыки?», «Сколько частей в произ­ведении?», «Как звучит музыка - быстро или медленно?» и т. д. Помогая ребенку ответить, надо, в сущности, отвечать за него: «Вова внимательно на меня смотрит, он, конечно, знает, что характер музыки - бодрый...»; «Нина стесняется ответить, а ведь знает, что в произведении две части» и т. д. Подобная методика вызывает у детей доверие, симпатию к педагогу и, следовательно, стимули­рует самостоятельные высказывания и другие проявления самосто­ятельности. У детей возникает стремление проявить свои интере­сы, склонности, инициативу и вне занятий.



У детей 4-5 лет самостоятельность на занятиях выражается прежде всего в исполнении без участия взрослых песен, игр, пля­сок третьего этапа обучения. Но сюжетные игры, инсценировки песен дети самостоятельно выполняют с первого этапа обучения на основе образного слова педагога и слушания музыкального произ­ведения. Они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства вы­разительности, жанр, строение.

В средней группе в часы отдыха, игр дети могут разыгрывать короткие сценки на музыкальную тематику с обычными игрушка­ми или персонажами кукольного театра; инсценировать знакомые сказки, стихи, сопровождая их песенками, прибаутками; петь пес­ни, водить хороводы, слушать пластинки (если умеют обращаться с проигрывателем), играть на металлофоне. Однако их интересы пока еще неустойчивы. Дети быстро переключаются с одного дела на другое, зачастую желание заняться музыкальной деятельностью возникает у них под влиянием случайных ассоциаций.

Дети старшего возраста отличают неточное исполнение от пра­вильного, стремятся сделать его более выразительным, а на заня­тиях по развитию творчества сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофонах, инсценируют под пение пе­дагога новые для них песни, сочиняют пляски-импровизации, до­полняют новыми вариантами сюжетные игры, разыгрывают этю­ды. В играх и плясках с зафиксированными движениями они не просто выполняют ранее разученные фигуры или действия персо­нажей, а трансформируют их каждый по-своему. В их оценочных суждениях о качестве исполнения можно усмотреть стремление к эстетической привлекательности: «Не так, не так, не под музы­ку»; «Твой медведь заболел что ли?»; «Разве девочку так на танец приглашают?». У детей появляются устойчивые интересы в сфере музыкальной деятельности, запас любимых произведений. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музы­кальной деятельности в своей повседневной жизни.

Старшим детям воспитатель помогает устраивать представле­ния кукольного, теневого и других видов театра; разыгрывать сцен­ки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать элементы костюмов, декораций. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети водят хороводы, играют в музыкальные игры, слушают радиопередачи. По просьбе детей воспитатель ставит пла­стинки с музыкальными произведениями. Дети играют на метал­лофонах песни Е. Тиличеевой «Небо синее», «Труба»; М. Блантера «Марш футболистов»; русские народные песни «Андрей-воробей», «Дождик». Часто напевают популярные песни, стремятся вырази­тельно изображать персонажей игры, не просто подражая взросло­му или друг другу, а комбинируя движения. Но их самостоятельная музыкальная деятельность продолжает оставаться малоустой­чивой итребует поддержки со стороны воспитателя.

В подготовительной к школе группе самостоятельная музыкаль­ная деятельность в быту приобретает синтетический характер. На­пример, дети по своей инициативе, слушая музыку по радио, начи­нают танцевать под нее, одновременно напевая мелодию. Они поют разученные ранее песни, водят хороводы, играют на металлофо­не, маршируют и танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах. Дети выбирают партнеров и исполняют пляски. По просьбе детей воспитатель принимает участие в их самостоятельной деятельности: поет вместе с ними, ставит плас­тинки, помогает выбрать песню, пляску. Дети организуют игры в «оркестр», в «спектакль» с игрушками, плоскостными фигурками, куклами. Для самостоятельной деятельности дети могут объединять­ся в небольшие группы по интересам и склонностям, обращаться за советом и помощью к воспитателю. Расширяется их музыкаль­ный репертуар, увеличивается время, затрачиваемое на самостоя­тельную музыкальную деятельность. Дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность. Часто играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упражне­ния с отдельными танцевальными элементами, осваивают приемы игры на металлофоне, учат тексты и мелодии песен.

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной дея­тельности зависит от:

♦ имеющихся у детей умений и навыков,

♦ имеющегося оборудования в группах,

♦ продуманного и тактичного руководства со стороны педаго­гов и воспитателей.

РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Самостоятельная музыкальная деятельность осуществляется в процессе слушания музыки, сюжетно-ролевых игр, пения, испол­нения хороводных плясок и игр, музыкально-дидактических уп­ражнений, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки. Беседу о прослушанном необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мышления. Воп­росы, обращенные к детям, могут быть следующими: О чем расска­зала музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чем думали? Везде ли музыка звучала одинаково? Какова музыка по характеру? Как надо петь эту песню и почему? и т. д. Вопросы ве­дут ребенка от восприятия произведения в целом к осознанию от­дельных элементов музыкальной речи. Чем больше привлекается внимание к деталям произведения, тем полнее и конкретнее оно осмысливается и в результате развивается восприимчивость детей. Возможность как бы запечатлеть музыкальный образ, сделать его доступным, любимым, близким дает слово - беседа, проводимая педагогом. У детей возникает желание слушать данное произведе­ние многократно.

С большим интересом относятся дети к слушанию грамзаписей. Почти весь репертуар программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста записан на пластинки. Прекрасное ис­полнение музыкантов, оркестровое звучание обогащают впечат­ления детей от уже знакомых произведений. Неоднократное, по просьбе детей, прослушивание инструментальных пьес, песен, уз­навание их приводят к тому, что у детей формируется фонд люби­мых произведений.

Сюжетно-ролевые игры. Известно, что игра является основной формой организации жизни детей в детском саду. Применение му­зыки обогащает и углубляет ее содержание. В одних случаях, она как бы является иллюстрацией к действиям игры. Например, играя в «Семью», «мамы» поют детям колыбельные песни; празднуя \новоселье» в только что построенном доме, дети начинают пля­сать; пускаясь в путешествие по морю, поют знакомые им песни о моряках, кораблях («Пароходик», музыка Н. Леви).

В других случаях, в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников. Например, старшие дети любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия». В игре в «оркестр» выбирают «дирижера» и под его руко­водством исполняют знакомые песни или мелодии на различных воображаемых музыкальных инструментах: балалайке, скрипке, трубе, пианино, барабанах. Играя в «музыкальное занятие», дети выбирают «музыкального руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку, проводят хороводные игры, оценивая исполнение друг друга. Одним детям приятно быть в роли учащего, другим - интересно овладеть способом выполнения игры, пляски, доучить текст песни. Игры на музыкальные темы оказыва­ют положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развива­ют музыкальный слух и память, помогают выявить интересы де­тей. Обычно дети исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своемуисполнению и к пению товарищей. В играх дети поют без музы­кального сопровождения, что очень ценно для развития музыкаль­ного слуха. Но инициировать внесение детьми музыкальных мо­ментов в игру, а также проведение игр с музыкальной тематикой должен воспитатель. Он же заботится о наличии в группе специ­ального оборудования и музыкальных игрушек, с которыми дети проводят игры в театр, концерты, телевизионные передачи. Воспи­татель сообщает музыкальному руководителю, чем в данный мо­мент заинтересовались дети, о каком событии, явлении с ними надо разучить песни.

Пение. Дети любят напевать не только знакомые песни во время игр, но и придумывать свои незатейливые мелодии. Особенно час­то это можно наблюдать при изображении ими «игры на проигры­вателе», проведении дидактических упражнений с настольно-печатным материалом («Музыкальное лото», «Кто скорее», «Спой песенку»). В старших группах дети любят петь песни, положив на «пюпитр» импровизированного инструмента или музыкальной игрушки нотный сборник с картинками или картинку, иллюстри­рующую содержание знакомой им песни. Все эти пособия должен изготовить воспитатель, периодически менять их, чтобы поддержи­вать интерес к ним детей.

Исполнение хороводных игр и плясок. Хороводные игры и пляски, разучиваемые на занятиях, предоставляют детям широ­кие возможности для самостоятельной музыкальной деятельнос­ти. Обычно они построены на простых народных мелодиях с легко запоминающимся текстом. Дети быстро усваивают их на занятиях ис удовольствием исполняют по собственной инициативе в повсед­невной жизни. Они и забавляют, и радуют детей, и украшают их быт. Такие произведения, как «Поезд», музыка Метлова, «Тере­мок», украинская народная мелодия, «Мы в зеленые луга пойдем», музыка Н. Леви, «Земелюшка-чернозем», «Во поле береза стояла», «Как на тоненький ледок», «Ворон», «Ходит Ваня», «Каравай», рус­ские народные мелодии и др., становятся любимыми у детей, их они исполняют по собственной инициативе, проявляя при этом творческую инициативу. Воспитателю следует обратить внимание детей на качество пения, движений, иногда предложить им помочь в изготовлении деталей костюмов, атрибутов и игр, «чтобы было еще красивей».

Игра на детских музыкальных инструментах. Дети с удоволь­ствием исполняют по собственному желанию несложные мелодии на различных музыкальных инструментах, особенно металлофо­нах. Они слышат звучание игрушек-инструментов во время проведения педагогом музыкально-дидактических игр, обучаются при­емам игры на групповых и индивидуальных занятиях. Поэтому они не только используют металлофон и другие инструменты в своих иг­рах «в концерт», «музыкальное занятие», исполняя при этом уже ус­военный материал, но и подбирают самостоятельно хорошо знакомые им мелодии песен и танцев. Воспитатель и сам может сочинить пьесу и предложить детям оценить его творчество, устроить соревнование на сочинение самого выразительного марша или плясовой.

Музыкально-дидактические упражнения. Самостоятельное выполнение детьми разных музыкально-дидактических упражне­ний, особенно с настольно-печатным материалом, повышает их ин­терес к пению, позволяет находить оригинальные решения музы­кально-сенсорных заданий.

Воспитатели должны чаще обращать внимание детей на их зву­ковое окружение: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Для тре­нировки внимания рекомендуется провести игры: «Что мы слышим вокруг себя?»; «Кто что услышал?»; с игрушками типа «Чудесный мешочек», картинками на темы знакомых песен, набором грампла­стинок для узнавания музыкальных произведений, определения характера музыки, средств выразительности.

С применением грамзаписи (если обучены обращению с проиг­рывателем) и без нее дети самостоятельно могут проводить игро­вые упражнения «Узнай, из какой песни слова», «Я начну, а ты за­кончи». Они очень простые по замыслу, однако приучают детей внимательно слушать слова, узнавать мелодию, развивают музы­кальную память.

С применением картинок дети могут проводить такие игровые упражнения, как «С хороводом, с песней жить интересней», «Спой песенку», «Кто скорее?», «Музыкальное лото». Пособия для упраж­нений изготавливает воспитатель с учетом индивидуальных осо­бенностей детей группы, их потребностей.

Примеры музыкально-дидактических упражнений «С хороводом, с пес­ней жить интересней.Участвуют две группы детей. Поочередно они пока­зывают друг другу картинки с изображением знакомого хоровода или об­раза песни, отгадывают их название и исполняют. Правильно ответившая и исполнившая хоровод или песню группа детей получает флажок. В конце игрового действия подсчитывается количество флажков у каждой группы и определяется победитель. Упражнение можно проводить и без использо­вания картинок. В этом случае дети сами объявляют друг другу, что они знают и будут исполнять. Каждый номер награждается флажком. Еще один возможный вариант: одна группа исполняет произведение, а вторая группа отгадывает, что исполняется. Отгадавшая команда получает флажок и по их количеству определяется команда-победитель.

Для проведения игрового упражнения «Спой песенку»необходимо иметь два одинаковых, наложенных один на другой круга, сделанных из фанеры или плотного картона диаметром в 20-22 см. На нижнем кругу наклеиваются кар­тинки по содержанию песен, на верхнем кругу имеется вырез. Ребенок быст­рым движением вращает круг. Когда движение замедляется и круг останавли­вается, в вырезе появляется картинка. Нужно спеть соответствующую песню.

Настольно-печатная игра «Кто скорее!»- соревновательное упражне­ние, в котором одновременно могут участвовать 3-4 ребенка. Они должны поочередно продвигать фишки по дорожке, изображенной на большой кар­те, в соответствии с выброшенным на кубике количеством очков. Путеше­ствие может совершаться из города в лес, из домика в домик. Можно по­мочь бабочке долететь до цветка или Снегурочке прийти на елку в детский сад и т. д. На дорожке тут и там наклеены картинки по содержанию песен. Если фишка попала на одну из картинок, то двигаться дальше нельзя, пока владелец фишки не споет по этой картинке ранее разученную или сочинен­ную песню, попевку (один куплет песни.)

Настольно-печатная игра «Музыкальное лото»состоит из 3-4 больших карточек, на которых изображены по 3-4 картинки, соответствующие со­держанию песен, и маленьких карточек с такими же картинками, что и на больших. Два-четыре ребенка получают большие карточки, а один - ма­ленькие. Он показывает товарищам одну из картинок, а ребенок, на большой карте которого имеется соответствующее изображение, должен спеть пес­ню. После этого он получает маленькую карточку и закрывает картинку на большой. Кто быстрее закроет все картинки, тот и выиграет. В подготови­тельной к школе группе картинки могут обозначать и пляски, и хороводные игры. «Музыкальное лото» позволяет выяснить, насколько прочно детьми усвоен пройденный материал.

 

Для того чтобы успешно заниматься самостоятельной музы­кальной деятельностью, дети должны знать такой музыкальный материал, который отвечал бы их интересам и возможностям. На­пример, их репертуар песен должен соответствовать тематике при­влекательных игр, бытовой деятельности, отражать впечатления об окружающей жизни. Это песни о маме, дне рождения, о строите­лях, моряках, железнодорожниках, о животных и птицах, трудовых процессах, городском транспорте, игрушках. Воспитателю следует поощрять инициативу детей даже тогда, когда их деятельность не­совершенна, но в то же время обращать внимание на фальшивое пение или беспорядочный стук по инструментам. Замечания по этому поводу надо делать тактично, не выделяя одного из детей, отмечать малейшие качественные сдвиги в той или иной музыкаль­ной деятельности. Воспитатель должен выяснить, кто из детей и как музицирует дома, какие зрелищные мероприятия они посещают с родителями, какую музыку слушают. Следует проконсультиро­вать родителей по организации «музыкального уголка» в семье, по слушанию музыки, репертуару песен. Получив поддержку взрос­лых, дети почувствуют себя увереннее, с желанием будут занимать­ся самостоятельным музицированием. Однако практика показыва­ет, что некоторые дети совершенно не занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью. Это - результат особенностей характе­ра или заторможенности из-за грубого окрика, насмешки взрослого или сверстников при первых неудачных попытках в области музици­рования. К таким детям требуется повышенное внимание, необходи­мо организовать с ними индивидуальные занятия. Детям же, пре­увеличивающим свои возможности, надо предлагать более сложные задания, требующие значительных усилий. В любом случае важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет особенностей его характера, способностей. На развитие самостоятельной музыкаль­ной деятельности огромное влияние оказывает качество работы му­зыкального руководителя и воспитателя на занятиях, использование ими творческих заданий, тесный их контакт с родителями детей.

 


Просмотров 2570

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!