Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЕЧЕРОВ РАЗВЛЕЧЕНИЙ



Глава 13. ВЕЧЕРА РАЗВЛЕЧЕНИЙ

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЙ. ИХ ВИДЫ И ФОРМЫ.

РОЛЬ МУЗЫКИ НА ВЕЧЕРАХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного воз­раста особое место занимают вечера развлечений. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творчес­кой активности, организации дружного коллектива.

Вечера развлечений способствуют всестороннему развитию ре­бенка:

¨ дошкольники знакомятся с различными видами искусств (музыкальным, изобразительным, элементами театрального) и литературой, их лучшими образцами;

¨ вечера развлечений возбуждают радостные чувства, повыша­ют жизненный тонус детей;

¨ способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чув­ства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу;

¨ позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуаль­ность, уверовать в свои возможности.

Вечера развлечений бывают 3 видов:

1. Организованные для детей взрослыми;

2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

Вечера развлечений проводятся в самых разных формах:

1. Концерт.

2. Кукольный театр (народный театр Петрушки, на сценических планшетах, марионеток, на открытых и закрытых тростях).

3. Теневой театр.

4. Театр теней.

5. Настольный театр игрушки (плоскостной и объемной).

6. Театр пяти пальчиков.

7. Инсценирование на фланелеграфе.

8. Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкаль­ных произведений.

9. Празднование дней рождения детей.

10. Вечера спортивных игр и развлечений.

11. Слушание радиопередач, просмотр телепередач и диафильмов.

12. Вечера игр, забав и аттракционов.

13. Вечера детской самодеятельности.

14.Театрализованные представления.

В развлечениях, проводимых взрослыми, используются пляски, песни, которые дети уже знают или которые они будут разучивать, а также художественные и музыкальные произведения, трудные для детского исполнения, но вполне доступные детскому восприятию.



Для вечеров развлечений второго вида привлекается в основ­ном материал регулярных занятий по музыке, развитию речи, изоб­разительной деятельности, разучиваемый на индивидуальных занятиях.

Инструментальная и вокальная музыка занимает большое мес­то на вечерах развлечений. Сопровождая действия детей, она эмо­ционально углубляет создаваемые ими образы, помогает акти­визировать всех участников - и «актеров», и «зрителей», а в даль­нейшем естественно входит в повседневную жизнь детей, становится им близкой и любимой.

Музыкальные вечера развлечений, т. е. полностью состоящие из музыки, проводятся только один раз в месяц в каждой возрастной группе, чтобы не выработать у детей представление, что без музы­кального «фона» и отдохнуть нельзя. В инсценировках сказок, рас­сказов, стихотворений, музыкальных произведений она стимули­рует ребенка к выразительной игре, помогает создать нужный образ. Являясь и эпизодом, и основой спектакля, органическим компонен­том представления, музыка характеризует поведение и действия персонажей.

На других вечерах развлечений музыка является лишь жела­тельным эпизодом. Например, в теневом и кукольном театрах она украшает спектакль, углубляет впечатления детей, но не является ведущим компонентом. Такое же место она занимает в празднова­нии дней рождения, инсценировании на фланелеграфе, вечерах шуток, забав, аттракционов, спортивных развлечений.



Выбор инструментальной и вокальной музыки, включение ее в тот или иной вид зрелища определяется его содержанием. Глав­ное - всегда помнить о художественности музыкального материа­ла, его качественном исполнении и доступности для детского вос­приятия.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЕЧЕРОВ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Вечера развлечений требуют определенной подготовки как му­зыкального руководителя, так и всего педагогического коллектива.

Тщательно разучиваются песни, пляски; подбираются сценки для настольного театра игрушек, теневого, кукольного театра; изготав­ливаются необходимые декорации и костюмы.

Эти вечера должны проводиться систематически в вечернее вре­мя. Обычно они устраиваются в зале, где есть фортепиано, но мож­но проводить их и в групповых комнатах, на участке детского сада, лесной полянке, даче.

Очень важно, чтобы в вечерах развлечений принимали участие все дети, включая тех, кто не является исполнителем номеров, ро­лей. Воспитатель должен найти возможность всем детям спеть пес­ню, поплясать. Например, при инсценировании в настольном теат­ре игрушек песни М. Красева «Баю-баю» воспитатель показывает действия с игрушкой, а дети поют песню. В инсценировке по музы­кальному произведению М. Красева «Катя и Алена» куклы пригла­шают детей-зрителей поиграть с флажками и т. д.

На вечерах развлечений дети могут выступать как индивидуаль­но, так и небольшими группами или всем коллективом. Дети стар­ших возрастных групп с удовольствием самостоятельно устраива­ют представления теневого, кукольного, настольного театров для своих младших товарищей и выступают перед ними с концертами.

Рассмотрим каждую из форм развлечений в детском саду под­робнее.

Кукольный театрболее, чем какой-либо другой, близок и досту­пен маленьким детям. Когда «ожившие» куклы начинают двигать­ся, они «переносят» детей в новый увлекательный мир игрушек, где все возможно и все необыкновенно. Кукольный театр легко орга­низовать в каждом детском саду: почти все куклы можно купить в магазине игрушек, сделать своими руками, а ширму изготовить при помощи столяра или родителей. Музыка предшествует пред­ставлению или служит оформлением его отдельных моментов. Редкий спектакль проходит без пения и плясок кукол. Малыши могут ритмично хлопать под музыку, сопровождающую пляску, дети средней группы - подпевать исполнителям знакомые песни. Старшие дети должны не только петь общие песни, но и напевать сольные партии вместе с героями представления или по их просьбе.



Теневой театр- своеобразный вид кукольного театра. В нем играют не объемные куклы, а куклы-силуэты. Дети очень любят подпевать исполнителям знакомые песни, смотреть, как движутся темные фигурки людей, животных, птиц, зверей на ярко освещен­ном экране. Музыкальные спектакли этого театра могут либо идти целиком под пение детей, либо под поочередное пение солиста и хора, либо под пение взрослого. В подготовительной группе дети иногда сами показывают представления этого театра, а воспитатель выступает в роли автора. Репертуар кукольного и теневого театров обычно включает народные сказки, маленькие рассказы, инсцени­ровки песен, небольшие сценки.

Театр теней- это показ сценки, стихотворения, небольшой сказ­ки через отражение тени манипуляций пальцев рук на стене или белом экране.

Настольный театр игрушек.Для него обычно используются обычные объемные игрушки или фигурки из картона, фанеры. Вос­питатель руками манипулирует игрушками. Чаще всего представ­ления настольного театра устраивают в младших группах. Чтобы детям было все хорошо видно, их усаживают полукругом перед сто­лом - сценой. Инсценируются обычно знакомые детям сказки, рас­сказы, потешки, стихотворения. В старших группах представления зачастую устраивают сами дети.

Текст инсценировки должен быть хорошо выучен «актерами». Музыкальным материалом для представлений настольного театра служат небольшие песни, прибаутки. Иногда показывают, с исполь­зованием грамзаписи, только отдельные движения: зайцы прыга­ют, кошки умываются, куклы пляшут.

Спектакли театра игрушек, несмотря на их простоту, не лишены театральности. И малыши, и дети старших групп с большим инте­ресом и удовольствием смотрят их. Воспитатели без большой пред­варительной подготовки могут разыгрывать несложные сценки. Необходимо только помнить, что для показа нужно брать сценки предельно простые по содержанию и без трудных для игрушек дей­ствий и движений. Этот театр поднимает интерес детей к игрушке, дает толчок для создания творческих игр.

Для театра пальчиков (би-ба-бо)не требуется специального оборудования: высокой ширмы, декорации, занавеса и т. д. По­казывать его можно из-за простой настольной ширмы или да­же стула с высокой спинкой. Годится также стол или табурет, поставленный на стол и прикрытый скатертью. Главное в этом те­атре - головки кукол, с которыми нужно тщательно отрепетиро­вать сценки или пьески, отобранные для показа. Театр би-ба-бо можно приобрести в магазине или сделать головки кукол самим из бумаги, папье-маше, картофеля, материи, шариков от настольного тенниса и т. д.

С успехом применяется в детском саду инсценирование на фланелеграфе.Сделать его не трудно. Для этого необходимо фанер­ную доску-стенд размером 90x60 см обтянуть гладкой фланелью голубого или бледно-зеленого цвета и на тыльной стороне приделать подставку. Доска ставится на детский стол, покрытый красивой скатертью. На фигурки для показа также наклеивается фланель ворсом наружу, благодаря чему они держатся на доске и легко пе­ремещаются. Перед показом все фигурки раскладываются за дос­кой в последовательности их показа. При помощи фланелеграфа рекомендуется инсценировать любые сказки с не слишком дина­мичным действием, рассказы о природе - цветах, деревьях, птицах, животных. Представление можно сопровождать соответствующей его содержанию музыкой. Фланелеграф применим во всех без ис­ключения группах.

В младших - показ проводит воспитатель, в старших - сами дети.

Слушание радиопередачшироко не практикуется в детском саду, так как предполагает заблаговременное ознакомление с про­граммами радиовещания. Между тем слушание сказок, рассказов, музыкальных произведений может сыграть большую роль в эсте­тическом развитии детей. Восприятие радиопередач осложняется отсутствием зрительно-конкретных образов, потому взрослые дол­жны разъяснять детям, кто говорит. После передачи необходимо обменяться с детьми впечатлениями, чтобы узнать, как они поняли ее содержание. Следует воспитывать культуру поведения: приучать детей слушать внимательно, не мешая товарищам.

Не очень распространены в детских садах и просмотры телепе­редач,прежде всего потому, что слишком позднее время отводят телеканалы для дошкольников. В основном, телепередачи можно смотреть с детьми ночных групп в вечерние часы.

Очень хорошим развлечением для детей является показ диа­фильмов.Его проводит сам воспитатель, который может задержать на экране какой-либо кадр, обратить внимание детей на наиболее интересные ей детали. В процессе просмотра воспитатель помогает детям понять содержание диафильма, сформировать определенное отношение к поступкам героев. В последнее время стали выпус­каться диафильмы с пластинками, что еще больше повышает эф­фективность показа.

Концертыустраиваются силами приглашенных артистов, быв­ших воспитанников детского сада, учеников музыкальных школ, взрослых, а также детей, посещающих детский сад. В концертах могут быть представлены различные виды искусств - художествен­ное слово, музыка, танец. Иногда концерты состоят только из му­зыкальных произведений. При знакомстве, например, с теми или иными музыкальными инструментами - домрой, баяном, балалай­кой, скрипкой и т. д. - можно сыграть на них музыкальные произ­ведения, спеть под их сопровождение. Наиболее распространенными являются концерты, включающие отдельные номера, объеди­ненные одной темой, к примеру, «Наша Родина», «Наш детский сад», «Времена года», «Дружба народов», «Наш любимый компо­зитор», «Наши любимые песни», «Радуга-дуга», «Жанры музы­кального искусства», «Творчество А.С. Пушкина» и т. д.

При составлении программы концерта необходимо учитывать особенности восприятия музыки детьми того или иного возраста, избегать однообразия звучащих произведений, всемерно поддер­живать интерес детей к исполняемому.

Вечера детской самодеятельностипользуются большой попу­лярностью среди детей, так как целиком строятся на выступлениях их самих. Вечера носят характер домашнего концертного праздно­вания. Они не требуют особой подготовки детей, поскольку вклю­чают песни, пляски, стихи, игры, разученные на повседневных занятиях. Дети могут выступать индивидуально, группами по не­сколько человек, а также, по их желанию, все вместе. Воспитатель лишь компонует последовательность выступлений детей с учетом смены видов музыкальной и литературной деятельности.

Вечера спортивных игр и развлечениймогут состоять из лю­бимых детьми несюжетных музыкальных игр; игр-аттракционов; спортивных игр с заданиями, развивающими ловкость, смекалку; подвижных игр с соревнованиями. В программу этих вечеров часто включают песни и марши спортивной тематики. Например, игра «Соревнование», музыка Ф. Гершовой, состоит из маршировки, бега, упражнений для рук, приседаний, игры с воображаемым мя­чом, прыжков через воображаемую скакалку, спокойной ходьбы.

Празднования дней рождения детейпроводятся обычно в кру­гу своей группы, но иногда и в зале. Можно детей, родившихся в одном месяце, из групп, близких по возрасту, собирать с товари­щами один раз в месяц, выбрав для этого наиболее удобный день. На этих вечерах дети поют по желанию виновников празднования песни, исполняют их любимые танцы, играют в игры, рассказыва­ют стихотворения. Обычно в конце вечера виновникам торжества дети дарят подарки, сделанные своими руками, а затем уходят в группы, где всех ждут сервированные столы. Однако более значи­мым для каждого ребенка является его настоящий день рождения. Обычно ребенка приводят в сад нарядно одетым, а дома его уже поздравили родители. В момент прихода его обязательно нужно поздравить, вручить заблаговременно приготовленные подарки (лучшие рисунки, работы по лепке, аппликации, конструирова­нию). В этот день он ведет детей на зарядку, к нему чаще обраща­ются с вопросами на занятиях, по его желанию организуют игру на прогулке, а вечером ему поют песню о дне рождения, играют в его любимые игры, читают стихи, танцуют. В полдник по возможности организуется угощение.

Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкаль­ных произведений, театрализованные представленияпредполага­ют постепенное усвоение детьми материала. Эти виды развлечений очень хорошо сочетаются с творческой игрой, в которой ребенок быстрее овладевает особенностями движений отдельных персона­жей, запоминает текст. Дети любят разучивать сказки, песни, рас­сказы и выступать с «театральным представлением» перед «зрите­лями». Есть специальные музыкальные оперы-сказки, написанные для детей.

Вечера игр, забав, аттракционов.Загадки, веселые юмористи­ческие стихи, частушки, потешки и скороговорки, несложные ат­тракционы («Костер», «Кто быстрее повяжет платок .сестренке», «Накрой на стол» и др.) приносят детям огромную радость и неска­занное удовольствие. Эти вечера можно проводить и в виде увлека­тельной игры. Например, «Путешествие в страну смеха», «Коро­левство кривых зеркал», «Наш цирк», «Сказки-загадки» и т. д.

При составлении программы вечеров развлечений следует учи­тывать нагрузку детей, умело чередовать зрелищные моменты с иг­рами, задания, которые необходимо обдумывать, с танцами, аттрак­ционами.

Вечера развлечений должны быть представлены в перспектив­ном плане музыкального руководителя и в календарном - воспита­теля. Проводятся они раз в 7-10 дней, 3-4 раза в месяц. Летом -еженедельно. Продолжительность их может быть разной: от 5-7 до 30-45 минут, в зависимости от возраста детей, содержания матери­ала. Очень важно, чтобы в течение года проводились вечера раз­влечений разных видов и на них все дети побывали и в роли акте­ров, и в роли зрителей.

 


Просмотров 3746

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!