Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ



МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрас­та группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных за­дач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительно и группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляс­ку вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программно­го материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания и;< детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей; произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости о i содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намече­но дать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно - воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем заня­тии воспитатель поет запев песни, а дети - припев. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают ме­лодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руко­водитель находится около инструмента, он не всегда способен за­метить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может расска­зать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правиль­но ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. При­сутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не толь­ко помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в по­вседневную жизнь детей. Особые обязательства налагает на воспи­тателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приос­танавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответ­ствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные - до­статочно обычного голоса, но песни должны исполняться инто­национно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспи­татель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музы­кальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и за­падной классической музыки, народным музыкальным творче­ством, слушать произведения неоднократно в различном исполне­нии на рояле, баяне, скрипке и др. Грамзапись дает возможность не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодей­ствия всего педагогического коллектива.





ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Типовое фронтальное занятие для детей старшего возраста

План

I. 1. Ходьба. Марш Н. Леви.

2. Подготовительное упражнение — разучивание движений к русской народной пляске.

♦ Поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке. «Полянка»: русская народная мелодия в обработке Г. Фрида.

♦ Шаг на всей ступне с продвижением вперед. «Под яблонькой зеленой», русская народная песня в обработке Н. Метлова.

II. 1. Слушание музыки.

♦ Марш Д. Шостаковича

♦ Вальс Д. Кабалевского

2. Пение

♦ Распевание на попевке «Василек».

♦ Песня «Журавли», музыка А. Лившица, слова М. Познанской.

♦ Песня «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

♦ Песня «Барабан», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.

3. Игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, автор движений С. Руднева.

III. Ходьба под музыку русской народной песни «Во поле береза стояла».

Анализ занятия

Программное содержание.В музыкально-ритмических движениях: учить детей поочередно выбрасывать левую и правую ноги вперед в прыж­ке; выполнять движения в соответствии с бодрым плясовым характером ме­лодии, ее ритмом.



В слушании: различать жанровые признаки вальса и марша.

В пении: учить детей вместе начинать и заканчивать песню, исполнять ее выразительно, отчетливо произнося слова.

Задачи.Продолжать воспитывать устойчивый интерес к разножанровой музыке, способность к оценочным суждениям.

Методические пособия.Картинки с изображением танцующих и мар­ширующих детей.

 

 

Ход занятия

Дети входят в зал, выстраиваются в колонну у стены. Воспитатель назна­чает 2 ведущих. Звучит марш. Дети идут по залу, по сигналу воспитате­ля перестраиваются в две колонны, по окончании марша перестраиваются в две шеренги.

Педагог. Дети, сегодня мы с вами поупражняемся в выполнении следу­ющих движений: поочередное выбрасывание левой и правой ног вперед. Посмотрите, как это делает воспитатель. (Воспитатель показывает движе­ния.) А теперь вы попробуйте повторить эти движения (обращается к де­тям первой подгруппы). А вы (обращается ко второй подгруппе детей) посмотрите и оцените, кто делает движения лучше.

Дети стоят лицом друг к другу. Музыкальный руководитель играет «По­лянку». Каждая подгруппа поочередно выполняет движение, которое пока­зал воспитатель.

Музыкальный руководитель играет «Под яблонькой зеленой». Дети вы­полняют движение, оценивают его. Педагог предлагает детям, у которых дви­жение получилось лучше, показать его еще раз. Дети показывают. Обе подгруппы вновь выполняют шаги на всей ступне с продвижением вперед. Затем все садятся на места.

Педагог. Дети, сегодня мы послушаем с вами два произведения, кото­рые отличаются друг от друга по жанру. У каждого из вас есть картинки, они помогут вам ответить на вопрос, к какому жанру относится произведение. Послушайте произведение и поднимите картинку, соответствующую его

жанру.

Музыкальный руководитель играет Марш Д. Шостаковича. По окончании звучания произведения дети поднимают картинку с изображением соответ­ствующего движения. Педагог спрашивает нескольких детей, почему они подняли именно эту картинку. Обобщает их ответы. Затем играет следую­щую пьесу - Вальс Д. Кабалевского. По окончании звучания музыки дети поднимают карточки с соответствующим изображением. Педагог спраши­вает нескольких детей, почему они подняли именно эту карточку. Выслуши­вает ответы, уточняет их. Особое внимание уделяет тем детям, которые до­пустили ошибки. Вновь поочередно играет произведения.

После слушания музыки проводится распевание по подгруппам.

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с новой пес­ней «Журавли». Написал ее композитор А. Лившиц. Послушайте еще раз песню и определите ее настроение.

Исполняет песню. Выслушивает ответы детей и обобщает их.

Педагог. Эту песню надо петь плавно, протяжно, немного грустно. Сейчас я спою еще раз, а вы можете мне подпевать. (Звучит песня.)

Педагог. Как кричат журавли? Что они шлют? Кого кличут за собой? Куда улетают? Кого вам жалко?

На следующем занятии мы продолжим разучивание этой песни.

Вы все хорошо знаете слова песни «Урожайная». Сейчас мы научимся правильно и вовремя начинать петь после вступления к песне.

Начинают дети петь все вместе, затем по рядам, по указанию педагога. Он оценивает точность вступления детей, обращает внимание на ясное произно­шение окончаний слов.

Педагог. Теперь попробуем исполнить песню по куплетам.

Дает детям задание: каждый ряд поет по одному куплету без остановки, а последний куплет поют все дети. После исполнения педагог отмечает, ка­кой ряд спел лучше.

Педагог. Отгадайте, как называется песня, мелодию которой я

сыграю.

Играет мелодию песни «Барабан», выслушивает ответы детей, уточняет их.

Педагог. Теперь споем эту песню все вместе и очень выразительно. (Дети поют песню.)

Педагог. Поиграем в игру «Будь ловким».

Считалкой выбирает водящего и проводит игру 5—6 раз. Звучит мелодия «Во поле береза стояла». Дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, и останавливаются около стены. Проводится анализ занятия.

Тематическое занятие «Наш детский сад» для детей младшего возраста

План

1. Слушание. «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

2. Упражнения в ходьбе и прямом галопе. «Барабанщики», музыка J1. Банниковой; «Лошадка», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Френкель.

3. Пение. «Лошадка»; «Флажки», музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Не­красовой.

4. Пляска. «Сапожки», русская народная песня «По улице мостовой» в обработке Н. Метлова, автор движений Н. Френкель.

Программное содержание.Учить детей согласовывать движения с ха­рактером и формой музыкальных произведений. Освоить прямой галоп, в пляске выполнять притопы на сильную долю такта, передавать игровые обра­зы выразительно. Учить детей правильно брать и распределять дыхание при пении, одновременно начинать и заканчивать песню, четко выговаривать слова.

Задачи.Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки; вос­питывать внимание, выдержку; стимулировать творческие проявления детей.

Ход занятия

В зал вместе с воспитателем входят дети. Музыкальный руководитель здоровается с ними, предлагает сесть на стулья.

Педагог. Сегодня музыка расскажет вам о детском саде - доме, где вы проводите много-много времени, пока ваши мамы и папы работают.

Много, много дней подряд, летом и зимой

Все мы ходим в детский сад, в детский сад родной.

М. Лаписова

Послушайте песню, которая так и называется «Детский сад». Написал ее для вас композитор Аркадий Филиппенко.

Исполняет песню.

Педагог. Какие игрушки упоминаются в песне? Выслушивает, уточняет ответы детей и исполняет песню еще раз.

Педагог.

Рано утром в светлый дом

Все мы радостно идем.

В этом доме - детский сад.

Он устроен для ребят.

Много книжек в доме есть

И игрушек там не счесть.

Песни, пляски, игры в нем.

В этом доме мы растем.

А. Кузнецова

Да, у нас очень много игрушек: мячей, мишек, машин, кукол, лошадок, солда­тиков. Давайте в них превратимся! Станем солдатиками-барабанщиками!

Проводятся образные упражнения. «Барабанщики», «Лошадка». Затем дети садятся.

Педагог. Ваша любимая игрушка — лошадка. Она всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное, разучим про нее песенку.

Исполняется песня «Лошадка», сначала музыкальным руководителем с подпеванием детей, затем воспитателем и детьми. Отдельно пропеваются трудные для произношения слова, фразы, и только после этого дети с педаго­гами поют песню от начала до конца. Воспитатель показывает детям флажок. Воспитатель. А это что у меня в руках, как называется? Выслушивает ответы детей. Воспитатель.

Нам солнышко сияет

И смотрит на флажки,

Как будто зажигает

Цветные огоньки.

3. Петрова

Предлагает детям повторить знакомую песню «Флажки». Сначала всем вместе, затем девочкам, потом мальчикам по куплетам. Проводит работу над произношением слов: «мастерили», «красными», «солнышко», «сияет», «по улице». Исполняет песню еще раз. Воспитатель вносит мишку, который как бы приплясывает в ее руках. Воспитатель.

Вот как толстый мишка пляшет.

Мишка лапой деткам машет.

Долго мишенька плясал,

Поскользнулся и упал.

И. Планида

Дети, давайте поможем мишке, потанцуем вместе с ним! Становитесь в пары: я с мишкой, мальчики с девочками.

Несколько раз проводится пляска «Сапожки». Воспитатель (от лица Мишки). Спасибо! Научили меня.

Пожелаю не скучать.

Поскорее подрастать.

Меж собою дружно жить,

Детский сад всегда любить.

М. Познанская

Дети прощаются и уходят.

 

 

Занятие по развитию творчества в средней группе

План

1. Инсценирование содержания песни «Зайки серые сидят», музыка Г. Финаровского, слова В. Антоновой.

2. Импровизация ответа на зов педагога: «..., иди домой!»

3. Сочинение пляски-импровизации на русскую народную мелодию в обработке Н. Метлова «Ой, все кумушки, домой».

Программное содержание.Активизировать самостоятельные творчес­кие проявления детей в передаче образных игровых движений, импровиза­ции музыкальных ответов на зов педагога, плясовых движений. Учить детей выполнять движения в соответствии с характером музыки и формой музы­кального произведения. Воспитывать инициативность.

Ход занятия

Дети сидят на стульях вдоль стены. Музыкальный руководитель спрашивает их: «Летом серенький, а зимой беленький. Кто это?» «Шум ужасный вдруг раздался, слышны птичьи голоса. То в курятник забралась к нам в шубке ры­женькой ...?» Выслушивает ответы детей. Спрашивает, хотят ли они поиграть в зайчиков и хитрую лису. Выслушивает ответы детей. Читает текст песни «Зайки серые сидят», затем поет ее и предлагает детям в движениях показать все, о чем она пела. Считалочкой выбирает лису. Проводит инсценирование песни несколько раз. Между инсценировками дает пояснения, оценку дви­жений того или иного персонажа. (Каждый раз роль лисы выполняют другие дети.) После инсценирования песни дети садятся на стулья к фортепиано. Музыкальный руководитель говорит: «Сейчас мы с вами будем музыкальные ответы сочинять. Я буду кого-либо из вас звать домой, а вы будете мне отвечать: «Не пойду» или «Иду», или «Только немножечко погуляю», или «А я уже пришел!» Но только не сказать ответ надо, а пропеть. Вот так». (Дает образец.) Поочередно зовет детей, например: «Коля, где ты, иди домой!» Дети импровизируют ответы. Музыкальный руководитель и дети отмечают их качество. Затем спрашивает детей, кто пишет книги, стихи, музыку, игры и пляски для детей, уточняет ответы и предлагает детям стать авторами - сочинить пляску. Говорит: «Но для пляски нужна музыка. Послушайте и подумайте, какие движения под нее можно выполнять?» Исполняет «Ой, все кумушки, до­мой». Вместе с детьми уточняет движения, соответствующие характеру и тем­пу русской народной мелодии. Затем предлагает всем встать в круг. Прово­дится пляска типа «Зеркало». Дети поочередно придумывают и исполняют какие-либо движения, начиная и заканчивая их вместе со сменой звучания. Остальные дети повторяют движения «автора» одновременно с ним. (Вариант: «автор» показывает движение на первую фразу, а на вторую - дети исполня­ют это движение все вместе.) Пляску заканчивают, когда движения начинают повторяться. После пляски-импровизации подводится итог занятия.

 


Просмотров 2459

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!