Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Идентификация объектов железнодорожного транспорта



Глава 9

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТАНЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Исходные понятия

 

На станциях формирования и расформирования поездов, погрузки и выгрузки грузов зарождаются и погашаются большие потоки ин­формации о поездах, вагонах, грузах, документах, грузоотправителях, грузополучателях, станциях погрузки, выгрузки, формирования, рас­формирования поездов и др. Эта информация непосредственно задей­ствована в оперативном управлении перевозочным процессом, ее посто­янно использует оперативный пер­сонал – маневровые и поездные дис­петчеры, операторы, дежурные по паркам и станциям.

Для организации управления тех­нологическими процессами по обра­ботке поездов (технический и ком­мерческий осмотры, расформирова­ние и формирование, поездов, подача и уборка вагонов на грузовые пунк­ты) необходимы достоверная ин­формация о вагонах, грузах, их назначении и т. д. и следующие технологические документы - натур­ные и сортировочные листы, сведе­ния о состоянии парков станции, путей накопления.

Обработка и подготовка поезд­ных документов, информации о поездах и грузах, натурных и сор­тировочных листов, сведений о на­коплении составов и передач, заня­тости путей в парках станций со­пряжена с выполнением сложного комплекса трудоемких операций. Выполнение их осуществляется в специальном отделе станции - СТЦ.

В связи с созданием автоматизированных центров управления пе­ревозочным процессом на дорогах, в железнодорожных узлах, МПС, с внедрением АСУ станций и АСУ ТП, широким использованием ЭВМ для автоматизации рабочих мест, в т.ч. и в СТЦ переработка инфор­мации и в значительной степени подготовка документов выполняет­ся на ЭВМ. Но первичная подго­товка документов, информационных сообщений по-прежнему выполняет­ся вручную операторами-информа­торами, операторами СТЦ и другим оперативным персоналом станций, связанным с технологией работы, управление, учетом работы станции и отчетностью. Использование ЭВМ и АСУ было бы невозможным без единой системы кодирования (нуме­рации) подвижного состава, стан­ций, отделений, дорог, грузов, дис­петчерских и поездных участков. поездов, грузоотправителей и гру­зополучателей. Система кодирова­ния имеет принципиальное значение для широкого использования ЭВМ на всех уровнях управления пере­возочным процессом. Работа по идентификации объектов транспор­та (однозначному определению, рас­познаванию в АСУ) направлена на дальнейшую унификацию, повыше­ние надежности однозначного рас­познавания и защиту в процессе передачи и переработки машинно-ориентированных кодов от помех, документов и реквизитов на эти документы, создание в перспективе бездокументной технологии перевозочного процесса.



 

Идентификация объектов железнодорожного транспорта

 

Единая сетевая разметка. Работники СТЦ в своей работе пользуют­ся единой сетевой разметкой (ЕСР).Она заключается в шифровке станции назначения цифровыми кодами
и предназначена для унификации разметки перевозочных документов на всех станциях сети. Это позволяет существенно ускорить работу, обеспечить более четкую и надежную информацию о подходе и назначении вагонов и грузов, значи тельно уменьшить загрузку связи при передаче сведений о поездах и вагонах. Основное достоинство ЕСР - ориентация ее на использова­ние в различных АСУ железнодо­рожным транспортом.

С 1 января 1971 г. введена четы­рехзначная ЕСР. В ней вся сеть же­лезных дорог разделена на 99 сете­вых районов, нумерация которых возрастает с запада на восток. Пер­вый район охватывает станции Кольского полуострова и Карелии, а 99-й-о. Сахалин.



В каждый сетевой район вклю­чена одна опорная (районная) стан­ция и не более 99 других, открытых для грузовых операций. Всем стан­циям, входящим в сетевой район, присваивается четырехзначный код, в котором первые две цифры оз­начают номер сетевого района, а вторые - номер станции внутри района. За каждым участком за­креплен ряд номеров. Номера стан­ций на участках возрастают, как правило, в четном направлении. Например, Гомельский сетевой район имеет номер 15. Внутри райо­на присвоены номера станциям: Новобелецкая-02, Жлобин-50, на участках Овруч-Калинковичи - от 10 до 18, Калинковичи – Житковичи - от 33 до 37, Калинковичи - Го­мель - от 44 до 49 и т.д. Следо­вательно, ЕСР станций Новобелецкая -1502, Жлобин - 1550, станций на участке Калинковичи - Гомель -1544, 1545 и т.д.

Важнейшие станции районов имеют цифры номера района и нули в двух младших разрядах ЕСР. Поэтому у станции Гомель ЕСР-1500, Брест-1300, Минск-Товар­ный-1400. Для сохранения стабиль­ности ЕСР на перспективу преду­смотрено в каждом районе иметь резервные номера, которые предна­значены для идентификации вновь вводимых объектов. Резервные но­мера выделяются для узлов и участ­ков - по одному - два номера. Кроме того, в целом для района предусмат­ривается резерв номеров при намечающемся строительстве новых линий.

Для пограничных и некоторых портовых станций кроме основного кода ЕСР выделены дополнитель­ные номера. Например, вагоны на­значением для выгрузки на станции Брест-Центральный имеют размет­ку 1300, а вагоны с экспортными грузами, передаваемые на железные дороги Германии,-1305, Польши-1306 и т.д.

Требование совпадения границ ЕСР с границами дорог и отделений целесообразно, но не обязательно в ныне действующей ЕСР. Этим исключаются изменения ЕСР при изменениях границ дорог и отделе­ний. В настоящее время на сети дорог есть районы, которые явля­ются общими для двух дорог. На­пример, в районе 54 станции с номерами в младших разрядах ЕСР от 00 до 49 принадлежат Северо-Кавказской дороге, а с номерами от 50 до 99-соседней Азербайджанс­кой дороге.



Изменениями ЕСР 1984 г. пре­дусмотрено дополнение кода стан­ции пятым защитным знаком, ко­торый приписывают справа к номе­ру станции. Известны статистичес­кие данные, характеризующие наибо­лее общее распределение ошибок: приписывание или потеря цифры-8,7%, искажение одной цифры-76,5%, перестановка двух соседних цифр-4,9%, перестановка двух лю­бых цифр-0,2%, прочие ошибки-9,7%. Большинство этих ошибок позволяет обнаружить кодовая за­щита номера станции.

Рассмотрим метод контрольных чисел, удовлетворяющий требова­ния к защите (обнаружению ошиб­ки). Пусть ах, а2, ... , at, a n– некото­рая цифровая последовательность. Цифра аn+1 является контрольной для этой последовательности, если для нее выполняется условие:

 

i=1,2,..., n;

 

0<Zt<K, Zn+1 = l,

 

где {Zi }-весовой ряд; К -модуль.

Вариантов защиты, основанных на этом принципе, может быть сколько угодно. Для защиты кодов станций широко используется метод с модулем К = 11. Весовой ряд имеет вид {Zi} = 12345678910 12…В том случае, если контрольное число получается двузначным, например, ап+1=10, весовой ряд сдвигают на две позиции. Он при­нимает вид 3456789 10 1234...,и расчеты повторяются. Если контрольное число вновь окажется рав­ным 10, то ему присваивается значение 0. Защитный знак определяет­ся как остаток числа от деления суммы поразрядных произведений весового ряда и цифр номера стан­ции на модуль К.

Пример. Рассчитаем защитный знак для станции Жлобин и Калинковичи Бело­русской дороги (коды 1550 и 1538).

Для станции Жлобин:

 
 

 

 


Складываем результаты произведений и делим на 11, т.е. 1 + 10+15 + 0 = 26; 26:11=2(4). Остаток от деления и есть искомая контрольная цифра. Помехозащит­ный код станции будет 15504.

Для станции Калинковичи:

 

1 + 10 + 9 + 32 = 52; 52:11=4(8).

Помехозащищенная сетевая разметка станции Калинковичи -15388.

С помощью этого метода кодо­вой защиты можно выявить все случаи неправильного указания цифр и их перестановок, а также около 90% ошибок других видов.

Идентификация поездов. В дейст­вующей системе нумерации поездов следует отметить ряд недостатков. Для пассажирских поездов она име­ет малую емкость, не соответствую­щую размерам движения. Из-за этого одинаковые номера используют для различных поездов, что ослож­няет управление движением и об­служивание пассажиров на основе использования подсистем АСУЖТ, предполагающих высокую степень централизации управления и конк­ретизации объектов.

Хотя емкость системы нумера­ции грузовых поездов значительно больше, она допускает повторное использование номера поезда на одном направлении, а также изме­нение номера поезда при переходе с одного участка на другой. Для однозначного определения конкрет­ного поезда необходима другая бо­лее совершенная система, кроме того, номер поезда должен нести определенную информацию о кате­гории поезда, его признаках, стан­циях отправления и назначения,

Для этой цели в существующих условиях каждому грузовому поез­ду присваивается неизменяемый индекс, однозначно характеризую­щий данный состав на всем пути следования от станции формирова­ния до станции назначения (расфор­мирования). Индекс состоит из де­сяти цифр, первые четыре из них - код станции в соответствии с ЕСР, две следующие - номер состава, ос­тальные четыре - код станции назна­чения по ЕСР. Составы нумеруют по каждому направлению или назначе­нию порядковыми номерами от 01 до 99. После присвоения очередному составу номера 99 следующим со­ставам присваиваются номера 01, 02, 03 и т.д. Номера составов фик­сируют в специальном журнале.

При составлении натурного лис­та на составы из порожних вагонов, следующих по регулировочному за­данию, вместо кода станции назна­чения проставляется четырехзнач­ный цифровой код, характеризую­щий род вагонов в составе: кры­тые -0020, платформы -0040, полу­вагоны-0060, цистерны - 0070 и т.д. При наличии в составе поезда по­рожних вагонов двух родов про­ставляется комбинированный код, при этом первым ставится меньший код, например: для составов из крытых вагонов и платформ - 0024, платформ и полувагонов-0046, крытых и вагонов-ледников-0028.

В сочетании с номером поезда, характеризующим его категорию, индекс обеспечивает достаточно полную характеристику состава поезда. Однако в перспективе для повышения информационной емкос­ти номера поезда рекомендуется переход на четырехзначную нумера­цию для пассажирских и пятизнач­ную - для грузовых поездов. В пред­лагаемой нумерации грузовых поез­дов рекомендуется два высших раз­ряда использовать для обозначения категории поезда, а три низших -для нумерации по порядку ниток графика движения. При этом число категорий грузовых поездов возрас­тает до 89 (от 10 до 99).

Нумерация подвижного состава. С 1963 г. на железных дорогах действует семизначная нумерация грузовых вагонов, по которой мож­но установить род вагона, осность, объем кузова и другие характерис­тики. В связи с появлением новых типов вагонов (двухъярусных плат­форм, зерновозов и т.д.) и исклю­чением из парка двухосных вагонов в 1984 г. в систему нумерации ва­гонов были внесены изменения. Зна­чительно полнее, чем ранее, в но­мере вагона отражены такие важные его характеристики, как длина, мас­са тары, грузоподъемность. Всего выделен 181 тип грузовых вагонов, в том числе 64 типа транспортеров.

В каждом роде подвижного со­става типы вагонов сгруппированы по объединяющим их признакам. Как правило, внутри группы вагоны «расставлены» по длине, т.е. для типов вагонов, имеющих большую длину, установлены большая по значимости нумерация. Внутри групп предусмотрена резервная ем­кость, которая будет использована в будущем для перспективных ва­гонов или при увеличении числа вагонов данного типа. Так, первая цифра означает род вагона: 2-кры­тые грузовые вагоны, 4-платфор­мы, 6-полувагоны. 7-цистерны, 8-изотермические, 3 и 9-прочие вагоны (специальные и другие), 5-вагоны-собственность других ми­нистерств, 0 - пассажирские вагоны, 1-локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы на же­лезнодорожном ходу.

Вторая цифра для всех видов вагонов, кроме прочих, номер ко­торых начинается с 3, кодирует осность: цифры 0-8 означают че­тырехосные, 9 - восьмиосные вагоны. Все шестиосные вагоны и транспор­теры отнесены к прочим вагонам (у шестиосных вагонов вторая цифра номера -6, у транспортеров - 9). Седьмая цифра номера вагона несет информацию о наличии у вагона переходной площадки.

С 1984 г. введена «защита» но­мера вагона, которая предусматри­вает добавление восьмой - контроль­ной цифры номера вагона. С ее помощью проверяют правильность передачи и записи номера в доку­ментах. Для защиты номеров ваго­нов с целью стандартизации мето­дов контроля на железных дорогах СНГ и Западной Европы использо­ван способ, предложенный комис­сией ОСЖД-МСЖД в 1963 г. (мо­дуль К = 10). Весовой ряд имеет вид {zi} = 2121..., при этом каждая нечетная цифра номера вагона, счи­тая справа, умножается на 2, а четная на 1. Затем выполняется поразрядное сложение полученных произведений и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10.

Пример. Номер вагона 4584771. Опре­делим контрольную цифру. Для этого умно­жим цифры номера вагона на весовой ряд:

 
 

 


Поразрядная сумма 8 + 5+1 + 6 + 4 + + 1 +4 + 7 + 2 = 38. Дополняющее до 40 число 2 и будет контрольной восьмой циф­рой. Весь номер с контрольной цифрой будет 45847712.

Допустим, при передаче номера вагона переставлены ошибочно шестая и седьмая цифры. Тогда при проверке будет получено:

 
 


 

 

Поразрядная сумма 8+5+1+6+4+1+4+1 + 1+4 = 35, а дополняющее до 40 цифра будет 5≠2, что свидетельствует об ошибке в номере вагона.

В 1984 г. изменена также система нумерации пассажирских вагонов с четырехзначной в семизначную с восьмым контрольным знаком. Номер пассажирского вагона, как отмечено выше, начинается с нуля, две следующие цифры несут инфор­мацию о дороге приписки, 5-7-й знаки составляют порядковый но­мер вагона. Четвертый знак озна­чает: 0-мягкий и мягко-жесткий; 1-купейный; 2-жесткий открытый; 3-е креслами и местами для сиде­ния; 4-почтовый и банковский; 5-багажный и почтово-багажный; 6-ресторан; 7 - служебно-технический; 8-специальный вагон других мини­стерств и ведомств; 9-резерв.

Номера локомотивов, электро­поездов, дизель-поездов, мотовозов, автомотрис и т.д., а также спе­циальных машин и механизмов на рельсовом ходу начинаются всегда с 1. Второй знак является признаком локомотива или машины; 0-паро­возы; 1-электровозы односекционные; 2 - электровозы многосекцион­ные; 3 - электропоезда; 4-метропо­литен; 5 - тепловозы односекционные; 6-тепловозы многосекцион­ные; 7 - дизель-поезда и автомотри­сы; 8-специальный тяговый под­вижной состав (мотовозы, автодре­зины и т.д.); 9-путевые машины.

По третьему и четвертому зна­кам номера локомотива можно ус­тановить его основную техническую характеристику: для какого вида движения используется, серия локо­мотива, тип передачи и т.д. Ана­логично для путевых машин эти знаки означают назначение машины и ее серию.

Кодирование дорог, отделений и диспетчерских участков. За код до­роги принимается номер первого района, входящего в соответствую­щую дорогу согласно ЕСР. Поэтому для Октябрьской дороги, например код будет 01, для Белорусской-13, для Московской-17 и т.д.

Код отделений дорог состоит из четырех знаков: два слева означают код дороги, два справа - порядковый номер отделения на дороге. Напри­мер, Минское отделение имеет код 1301, Барановичское-1302, Брест­ское-1303, Гомельское - 1304 и т.д. Для решения внутридорожных задач можно использовать двузначный код дороги, а также сокращенный код из последних четырех знаков.

Кодирование грузов, грузоотправи­телей и грузополучателей. Грузы, пе­ревозимые железнодорожным тран­спортом, кодируют в соответствии с единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ). Код груза пятизначный: две первые цифры кода означают порядковый номер тарифной группы, третья - номер позиции этой группы, две последние справа - номер груза в тарифной позиции. Алфавитный список грузов с соответствующими кодами, а также перечень грузов по тарифным группам, позициям и номерам грузов опубликованы в Прейскуранте Тарифного руковод­ства № 1. Например, при перевозке пшеницы из алфавитного списка грузов ЕТСНГ находим код груза 01100, т.е. пшеница относится к первой тарифной группе и к первой позиции этой группы под номером 00. Для рельсов новых марок Р65 код груза 33101, для рельсов старых любой марки-33103 и т.д. Допус­тим, прибыл груз под кодом 58111. Из перечня грузов по тарифным группам, позициям и номерам гру­зов находим наименование груза консервы рыбные в банках.

Коды груза широко используют для информации грузополучателей о подходе грузов под выгрузку, а также для решения на ЭВМ задач учета погрузки, выгрузки и продви­жения грузов. Кодирование объек­тов станций, грузоотправителей и грузополучателей устанавливается инструкцией МГТС. Код состоит из четырех знаков.

Для кодирования объектов стан­ций (контейнерных, перегрузки и перевалки грузов, переадресовки ва­гонов, а также грузосортировочных платформ) предусмотрен диапазон чисел от 0001 до 0099. Код содержит название объекта, куда следует ва­гон (последний знак), и название операции, под которую он дол­жен быть подан (предпоследний знак).

Для кодирования грузоотправи­телей и грузополучателей выделен диапазон номеров с 1001 по 9800 с резервом на будущее с 9801 по 9999. На основе анализа многообра­зия наименований клиентуры разра­ботан общий алфавитный список, при этом для каждой буквы выде­лено определенное число номеров. Например, для буквы А-200 (с 1001 по 1200), Б-800 (с 1201 по 2000), В-200 (с 2001 по 2200), 3-1500 (с 2801 по 4300) и т.д.

Для удобства пользования алфа­витным списком наиболее часто встречающиеся грузоотправители и грузополучатели (заводы, фабрики, комбинаты, тресты, управления, ба­зы, внешнеторговые организации и т. д.) подобраны в нем в отдельные группы; каждой из перечисленных выше групп присвоена соответст­вующая буква алфавита; внутри группы клиенты также размещены в алфавитном порядке. Остальные грузоотправители помещены в ал­фавитном списке по первой букве их собственного наименования (имени существительного). Ниже приводит­ся несколько фрагментов алфавит­ного списка:

 

Код

Авиаотряд 1001 1005

Автобусный парк 1006-1010

…………………. ….

База авиаремонтная 1201

автотехснаба 1202

автомобильная 1203-1209

…………………. ….

Завод абразивных

изделий 2801

Завод «Авангард» 2802

…………………. ….

Завод имени … 3010-3199

…………………. ….

Путевая машинная

станция 6731

…………………. ….

Прочие клиенты

на «Я» 9701-9800

 

Таким образом, по названию клиента легко установить его код в соответствии с алфавитным спис­ком. Не представляет сложности и обратная операция - по коду гру­зополучателя или грузоотправителя найти его наименование.

 

Если завод или фабрика назы­ваются не по отраслевому признаку, а по присвоенным им именам, то порядок кодирования следующий. Из алфавитного списка выбирается код для «завода имени...» или «фаб­рики имени...» и записываются пер­вые две высшие группы: для заво­да-31, для фабрики-84. Затем из специального списка наиболее часто встречающихся имен, присвоенных заводам и фабрикам, выбирает­ся двузначный код, соответствую­щий названию, и приписывается справа.

В тех случаях, когда клиент на­зывается по характеру выпускаемой продукции или отрасли и ему при­своено имя, предпочтение при коди­ровании отдается имени. Так, ме­таллургический завод имеет код 3437, но металлургический завод имени Ильича-3134. Если же в названии есть и отрасль, и присвоен­ное имя, а этого имени в списке нет, такому клиенту присваивается код по отрасли.

Заводы и фабрики с символичес­кими названиями, такими, как «Авангард», «Восход» и т.д., поме­щены под соответствующей буквой 3 и Ф также в алфавитном порядке (см. фрагмент алфавитного списка).

Всем грузоотправителям и гру­зополучателям-частным лицам-в перевозочных документах присваи­вается код 1000.

В конце каждой буквы алфавит­ного списка имеются свободные номера, которые используют для кодирования клиента, название ко­торого не внесено в алфавитный список.

Кодирование грузополучателей и грузоотправителей выполняется по каждой станции, открытой для грузовых операций, или узлу, если клиенты пользуются услугами не­скольких станций узла, и оформля­ется в виде алфавитного списка.

Сведения об идентификации объектов широко используются в работе СТЦ станций, информацион­ных бюро и пунктов. Ими также пользуются операторы-информато­ры для сообщений о подводе поез­дов и передач на подъездные пути общего пользования и клиентуры, при планировании работы станций. При оборудовании станций АСУ и АРМ работников СТЦ эти све­дения заносятся в память ЭВМ и выдаются по запросу.

 


Просмотров 1237

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!