Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Функциональное назначение и классификация



Глава 8

УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ


Технологические линии сортировочных станций, их

функциональное назначение и классификация

Сортировочные станции пред­ставляют сложные комплексы тех­нологически взаимосвязанных эле­ментов (рис. 8.1, а, б). С позиций теории систем они полностью от­вечают необходимым и достаточ­ным условиям, позволяющим интерпретировать их как сложные большие технологические системы, элементы которых находятся в по­стоянном функциональном взаимо­действии.

На сортировочных станциях имеются следующие технологичес­кие линии:

пропуска всех категорий пасса­жирских и пригородных поездов. Для этого используются главные пути с остановочными пунктами, платформами для посадки и высад­ки пригородных пассажиров, пасса­жирские платформы и вокзалы для пассажиров местного и дальнего со­общения. В узлах, где размещены сортировочные станции, как прави­ло, имеются отдельные пассажир­ские и пассажирские технические станции и основные вокзалы. На­грузка на пассажирскую технологи­ческую линию характеризуется сум­марным пассажирским Nпс (t)и при­городным Nпр(t)поездопотоками, и время t принимается равным расчет­ному периоду - суткам;

обработки и пропуска транзитных грузовых поездов без изменения массы и длины. Для этого имеются специальные транзитные парки, оснащенные необходимыми техни­ческими средствами (коммуникации ПТО, ПКО, системы управления МРЦ, ЭЦ и др.). Нагрузка на эту линию определяется транзитным поездопотоком Nтр(t)в четном и нечетном направлениях движения (Nчтр(t); Nнчтр(t));

обработки и пропуска частично перерабатываемых поездов - груп­повых и с изменением массы и дли­ны. Для этой линии могут преду­сматриваться специализированные ПОП, имеющие технологические соединения с СП.

Однако на боль­шинстве сортировочных станций таких парков нет и работа по обме­ну групп, изменению массы выпол­няется в транзитных парках, и без того загруженных обработкой тран­зитных поездов. Этим определяется тот факт, что групповая маршру­тизация не получила достаточного распространения. Нагрузка на эту линию состоит из поездопотоков групповых поездов Nгрупп(t) и поездопотока с изменением массы и длины поездов Nq,m (t);



сортировки вагонопотоков в со­ответствии с установленным планом формирования поездов. Эта линия является доминирующей, наиболее мощной, и по этой линии и этому виду работы станции получили на­звание сортировочных. Линия сор­тировки вагонопотоков осуществля­ет прием перерабатываемых поез­дов, их подготовку к расформирова­нию, расформирование, накопление составов поездов новых назначений, их формирование, подготовку к от­правлению и отправление. Для вы­полнения последовательности на­званных операций предусмотрены парк прибытия (ПП), сортировочная горка средней или большой мощ­ности, СП, вытяжные пути. Функ­ционально взаимодействующими элементами этой линии являются входные участки (ВхУ), парк прибы­тия, горка (Г), сортировочный парк, вытяжки формирования (ВФ), парк отправления (ПО), выходные участ­ки (ВыхУ). Если все эти элементы размещены последовательно, соблю­дается важный принцип техноло­гии-поточность, а совокупность этих элементов носит название сор­тировочной системы (рис. 8.2).

 

 

 


Однако на ряде сортировочных стан­ций имеется и параллельное разме­щение парков ПП и СП или ПО и СП. На таких сортировочных сис­темах нарушается принцип поточ­ности переработки вагонопотока. Нагрузкой для технологической ли­нии сортировки вагонопотоков является перерабатываемый поездопоток Nп(t)или вагонопоток nn{t) = mNn(t),где т - средняя величина состава перерабатываемых поездов; переработки и отправления мест­ного вагонопотока, отправляемого в сборных, передаточных поездах и подачах на местные пункты станции. Нагрузкой на эту линию является местный вагонопоток назначением на грузовые пункты собственно сор­тировочной станции и погрузочно-выгрузочные пункты грузовых и других станций, расположенных в обслуживаемом регионе сортиро­вочной станции. Для этой линии могут предусматриваться специаль­ные местные парки и вспомогатель­ные сортировочные горки. Однако, как правило, на сортировочных станциях отсутствуют такие парки, и эта нагрузка выполняется в сорти­ровочном парке на мощностях тех­нологической линии перерабатывае­мого вагонопотока. Из-за недостат­ка путей СП на некоторых станциях формирование сборных поездов вы­носят на одну из попутных предузловых станций. В результате до­стигается некоторая разгрузка гор­ки, сортировочного парка, вытяж­ных путей, поскольку сборный поезд в этом случае отправляется без под­борки вагонов по промежуточным станциям на предузловую станцию, где и формируется сборный поезд.



Таким образом, по видам про­пускаемых поездопотоков (вагоно­потоков), специфике выполняемых технологических операций на сорти­ровочных станциях выделяется пять обособленных технологических ли­ний: пропуска пассажирских и при­городных поездов, транзитных гру­зовых поездов без изменения массы и длины, транзитных грузовых поез­дов с частичной переработкой (груп­повые поезда с изменением массы и длины), сортировки перерабаты­ваемого потока и линия местного вагонопотока. На рис. 8.2 приведена схема технологической линии сорти­ровочной станции по переработке вагонопотока, состоящая из трех подсистем. Первая подсистема пред­назначена для приема поездов, их подготовки к расформированию и расформирования. Она состоит из входных участков (подвод главных путей к ПП), ПП и выхода из него – путей надвига на горку. Сокращенно эту подсистему обозначим ВхУ-ПП-Г1. Входной поток этой под­системы – принимаемые в расформи­рование составы поездов, выход­ной – надвигаемые на горку составы для расформирования.



Вторая подсистема предназначе­на для расформирования составов на горке, накопления составов в со­ответствии с назначениями плана формирования, окончания формиро­вания составов, которое может вы­полняться и со стороны вытяжных путей, и со стороны горки. Обозна­чим эту подсистему Г1-ПФ-ВФ. Входом этой подсистемы является сортировочная горка, выходом – вы­тяжные пути формирования. Вход­ной поток этой подсистемы – скаты­вающиеся с горки отцепы на пути СП, где и происходит накопление (формирование) новых составов. Выходной поток – сформированные и переставленные в ПО составы. И, наконец, третья подсистема этой технологической линии (ВФ-ПО-ВыхУ) – подсистема приема сформи­рованных составов, их подготовки к отправлению и последующего от­правления. Она состоит из вытяж­ных путей, продолжение которых составляет пути ПО, и выходных участков - выходов из горловины ПО на перегоны.

Каждая подсистема, таким обра­зом, имеет свое функциональное назначение и свой комплекс техно­логических операций по обработке составов и выполнению маневровой работы. Однако, вызываются до­полнительные полурейсы маневро­вой работы при перестановке соста­вов для расформирования (при па­раллельном размещении ПП и ПФ) и при перестановке составов для отправления (при параллельном раз­мещении ПО и ПФ).

Вторая технологическая линия – обработка и пропуск транзитного вагонопотока – имеет отдельные группы путей или специальные тран­зитные парки (ТрП), которые сое­динены с главными путями, т.е. транзитные парки представляют со­бой отдельную подсистему стан­ции – сокращенно ВхУ– ТрП– ВыхУ.

Для обработки групповых поез­дов и поездов с изменением массы и длины предусматриваются отдель­ные вспомогательные горки и спе­циальные сортировочно-отправоч-ные и группировочные парки. В этих парках может выполняться работа по формированию сборных поездов и передач на узловые станции.

В группировочных парках можно подбирать местные вагоны по на­значениям (грузополучателям) и по фронтам грузовой работы. Эту работу выполняют по договорам с грузополучателями на взаимовы­годной экономической основе. Вспо­могательная горка 2), группировочный и сортировочно-отправочный парки вместе с подходами и вы­ходами образуют отдельную под­систему линии ПФ–Г2-СОП-ВыхУ. На этой линии выполняется обра­ботка местного вагонопотока назна­чением на грузовые пункты самой сортировочной станции и грузовые пункты предузловых и других стан­ций. Выполняя работу по вторичной сортировке местных вагонов на гор­ке Г2 (по станциям назначения мест­ных вагонов в узле), и по третичной подсортировке (по грузовым фрон­там клиентуры) имеется возмож­ность выполнять по договорам с промышленными и сельскохозяйст­венными предприятиями и дополни­тельную сортировочную работу, и повышать за счет этого экономичес­кую эффективность работы транс­порта.

В зависимости от нагрузки на основные подсистемы сортировоч­ной станции, местных условий, дру­гих факторов создаются различные композиции (объединения) систем и подсистем сортировочных станций с учетом размещения локомотивных и вагонных депо и других подраз­делений. При этом должны учиты­ваться принципы конвейерности, поточности транспортного процесса по всем технологическим линиям, обеспечения достаточной пропуск­ной и перерабатывающей способ­ностей, безопасности движения поез­дов и маневровой работы, требова­ния охраны труда и окружающей среды и др.

На сортировочные станции поездопотоки поступают со всех при­легающих направлений. Если пере­рабатываемый вагонопоток посту­пает со всех направлений в одну технологическую линию сортировки и эта технологическая линия реали­зована конструктивно в одной сор­тировочной системе, такие сортиро­вочные станции называют односто­ронними, односистемными (ВхУ-ПП-Гх-ПФ-ВФ-ПО-ВыхУ). В ПП такой станции подведены глав­ные пути со всех подходов, а из ПО есть выходы на все прилегающие к станции направления. Такие стан­ции имеют один «конвейер» сорти­ровки, а в самой сортировочной системе сортировка идет в одну сторону, хотя сортируются вагоны, поступающие в поездах со всех направлений.

Сортировочные станции распо­лагаются в районах с интенсивным производством, где зарождаются и погашаются в больших объемах грузо- и вагонопотоки, а также в районах перераспределения транзит­ных вагонопотоков по сетевому пла­ну формирования поездов (195 сор­тировочных станций размещено в транзитных узлах).

В случаях, когда объем перера­ботки вагонов велик, и его нельзя эффективно освоить на мощностях одной сортировочной системы, на одной сортировочной станции соз­дают две сортировочные системы: одна перерабатывает четный, вто­рая – нечетный вагонопотоки. Сор­тировочные системы таких станций называют четными и нечетными или восточными и западными. Сорти­ровка вагонов на этих станциях идет в одной системе в прямом направле­нии, в другой – в противополож­ном.

Станции с двумя сортировочны­ми системами парков и сортировоч­ных устройств называют двусторон­ними или двухсистемными. К таким станциям относятся, например, круп­нейшие сортировочные станции Инская (в Новосибирском узле), Че­лябинск-Главный, Люблино, Дарница, Ясиноватая, Дебальцево, Батайск (в Ростовском узле) и др. Всего на сети железных дорог в границах 1990 г. 65 двусторонних и свыше 130 односторонних сортировочных стан­ций. Более 15 сортировочных стан­ций, главным образом, двусторон­них, имеют сложную многопарко­вую структуру. Объем пропускае­мых вагонов на сортировочных станциях колеблется от двух до шестнадцати тысяч вагонов в сутки, а транзитный перерабатываемый вагонопоток - от одной до одиннад­цати тысяч вагонов в сутки.

На рис. 8.3 приведена схема дву­сторонней сортировочной станции, на которой реализуются функции всех технологических линий, харак­терных для сортировочных станций. Пропуск пассажирских и пригород­ных поездов осуществляется на главных путях, а время прибытия, отправления и стоянок пригородных и других пассажирских поездов определяется графиком движения поездов. Обработка транзитных по­ездов выполняется в транзитных парках, а обмен групп вагонов груп­повых поездов и поездов с измене­нием массы и длины может осуще­ствляться с использованием путей транзитного, местного сортировоч­ного и отправочного парков. Для переработки (сортировки) вагонопо­токов в обоих направлениях имеются отдельные сортировочные систе­мы, а для местных вагонопотоков – вспомогательные сортировочные горки2, Г4) и местные сортировочно-отправочные парки (МСОП1 и МСОП2).

 


Сортировочные станции, разме­щенные в регионах с высоким уров­нем концентрации промышленных предприятий, должны иметь доста­точные резервы пропускной и пере­рабатывающей способностей для обеспечения надежной работы по расформированию и формированию поездов. На рис. 8.4 приведена схе­ма односторонней сортировочной станции с повышенным уровнем резервирования путевых мощностей и с дублированными парками при­ема ПП1 и ПП2, сортировочными горками Г1 и Г2, парками формиро­вания ПФ1 и ПФ2. Такой вариант сортировочной станции позволяет концентрировать сортировочную работу, заменив в узле две или более маломощные сортировочные стан­ции.

 


К сетевым сортировочным отно­сятся станции, расположенные в крупных промышленных центрах, железнодорожных узлах, пунктах сортировки вагонопотоков. Кроме сортировочных станций общесетево­го значения, играющих роль опор­ных (базовых) в выполнении обще­сетевого плана формирования поез­дов, есть также вспомогательные (районные) сортировочные станции, имеющие большое значение в орга­низации работы с внутридорожными вагонопотоками. Из общего чис­ла сортировочных путей на сортиро­вочных станциях (1990 г.) 35% ис­пользуется для накопления составов поездов по сетевому плану форми­рования поездов и столько же – по плану формирования местных назначений.

На сортировочных станциях в границах сети 1990 г. насчитывается 267 сортировочных систем с различ­ными вариантами расположения парков. Принцип поточности при­ема и расформирования поездов реализован примерно в 60% сорти­ровочных систем. При этом часть сортировочных систем имеет после­довательно-параллельное располо­жение парков (последовательное ПП и ПФ и параллельное ПО и ПФ).

По наличию сортировочной гор­ки станции разделяют на горочные и безгорочные. Из 150 горочных станций некоторые имеют автома­тизированные (Орехово-Зуево, Ле­нинград-Сортировочный-Москов­ский, Красный Лиман, Ясиноватая и др.), а большинство –механизиро­ванные сортировочные горки. Более 70 станций оснащены средствами АСУ сортировочной станцией (АСУ СС).

Отдельные сортировочные стан­ции имеют специальное назначение. Так, например, на Донецкой дороге создана сортировочная станция-рас­пределитель порожних полувагонов, которая размещена на входе угле­погрузочного региона. Маршруты из порожних полувагонов поступа­ют на специализированную станцию Чернухино Дебальцевского отделе­ния, минуя сортировочную станцию Дебальцево. На специализирован­ной станции порожние полувагоны сортируют по следующим призна­кам: порожние, пригодные под по­грузку; вагоны в текущий ремонт с рассортировкой по видам ремонта; вагоны с остатками ранее перевози­мого груза. Со станции-распредели­теля годные под погрузку вагоны маршрутами передают на угле­погрузочные станции по ниткам гра­фика, согласованным с угольными предприятиями, обеспечивая при этом выполнение периодов подачи и сокращение времени нахождения вагонов на станциях. Неисправные вагоны станция-распределитель на­правляет в деповской и текущий ремонт на станции с механизирован­ными пунктами ремонта вагонов. На этих станциях после ремонта их используют под погрузку. Вагоны, требующие очистки от остатков ранее перевозимых грузов, подают­ся на специальные механизирован­ные пункты очистки.

Станция-распределитель обеспе­чивает гарантированное качество и пригодность под погрузку подвиж­ного состава, ритмичность работы шахт, центральных углеобогати­тельных фабрик, коксохимических и металлургических заводов, потребителей бытовых углей. На промыш­ленном железнодорожном транс­порте металлургической, химиче­ской, угольной и других отраслей промышленности имеются завод­ские сортировочные станции, на которых рассортировывают и соби­рают вагонопотоки внутри про­мышленных конгломерации.

 


Просмотров 902

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!