Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Классификация и функциональное назначение станций



УПРАВЛЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ

_______________________________________________________________________________

Глава 4

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ СТАНЦИЙ

Классификация и функциональное назначение станций

 

На магистральном железнодо­рожном транспорте в границах сети 1990 г. насчитывалось свыше 12 тыс. станций, из которых: 10 тыс. проме­жуточных, более 600 участковых, 230 сортировочных, 75 пассажир­ских, более 1200 грузовых. Протя­женность станционных путей состав­ляет примерно половину эксплуата­ционной длины сети железных до­рог. На станциях непосредственно взаимодействуют промышленные и агропромышленные комплексы, предприятия, населенные пункты с транспортом. На станциях размеща­ются подразделения технического комплекса железных дорог -локомо­тивные и вагонные депо, предприятия электрообеспечения, дистанции пу­ти,, сигнализации и связи, вокзалы, дирекции по обслуживанию пасса­жиров и др. Этим определяется роль станций как основных линейных производственно-хозяйственных ор­ганизаций. На них выполняются многочисленные технологические операции и процессы, связанные с организацией и выполнением пе­ревозок пассажиров и грузов, зарож­дением и погашением пассажиро- и грузопотоков.

Начальные и конечные операции грузового перевозочного процесса -погрузка грузов в вагоны и выгруз­ка - происходят также и на станциях промышленного железнодорожного транспорта. В зависимости от объе­ма работы грузы с промышленного транспорта на магистральный и наоборот поступают поездным (мар­шрутные и передаточные поезда) и маневровым порядком (подача и уборка вагонов). Оформление до­кументов по приему вагонов с про­мышленного транспорта и передача их на промышленный транспорт осуществляется на так называемых станциях примыкания или на выде­ленных для такой цели приемоотправочных путях.

Станции играют важную роль в организации информационно-управ­ляющего обеспечения перевозочного процесса, ритмичной и поточной технологии, рациональном взаимо­действии с грузоотправителями, грузополучателями, в организации сервиса и культурного обслужива­ния пассажиров. Работа станций предопределяет качество, надеж­ность, безопасность всей транспорт­ной деятельности. Велика их роль в рациональном использовании всех транспортных средств, повышении производительности труда, высокой экономической эффективности про­изводственной деятельности на ос­нове выполнения государственных заказов по перевозкам и договорных обязательств.



В зависимости от функциональ­ного назначения, роли в экономике региона и перевозочном процессе станции классифицируются на про­межуточные, в том числе разъезды и обгонные пункты, участковые, сор­тировочные (опорные, сетевого зна­чения и районные), пассажирские, технические пассажирские, грузовые. Совершенствование работы всех ви­дов станций, особенно грузовых и сортировочных, представляет собой крупный резерв ускорения перевозоч­ного процесса.

К промежуточным станциям от­носятся станции, на которых выпол­няются регулярные операции по пропуску, скрещению, обгону поез­дов, маневры со сборными поезда­ми, а также операции по погрузке и выгрузке грузов, обслуживанию пассажиров, их посадке и высадке в пригородные и местные пассажир­ские поезда.

Участковые станции ограничи­вают железнодорожный участок хо­тя бы с одной его стороны, с другой или с обеих сторон участок могут ограничивать сортировочные стан­ции. На участковых станциях выпол­няется контрольный или полный технический осмотр составов поез­дов, безотцепочный ремонт вагонов, смена локомотивных бригад, а в от­дельных случаях (при длинных уча­стках) и локомотивов транзитных поездов. На участковых станциях кроме приемоотправочных есть сортировочные парки или группы путей для накопления, формирова­ния участковых, сборных, переда­точных поездов и устройства для их расформирования. На крупных стан­циях с большим путевым развитием могут формироваться сквозные поез­да отдельных назначений плана формирования, отправительские и ступенчатые маршруты, а также пропускаться поезда с изменением массы, длины и групповые поезда (с обменом групп). На этих станциях размещаются экипировочные устрой­ства локомотивов и ПТО, в отдель­ных случаях - оборотные или основ­ные локомотивные депо, специали­зированные для отдельных видов ремонта и приписанные к крупным (базовым) локомотивным депо. Кроме того, нередко размещаются вагонные депо как депо-сателлиты или как самостоятельные ремонт­ные предприятия, а также пункты подготовки вагонов под погрузку. Для информационного обеспечения грузополучателей и грузоотправите­лей, технологии работы и планирования расформирования и формиро­вания поездов имеются информа­ционные пункты, станционные тех­нологические центры (СТЦ) и товар­ные конторы, оснащенные средства­ми автоматизации рабочих мест (АРМ), телетайпами, малыми ЭВМ и другой техникой.



Сортировочные станции предназ­начены для массового расформиро­вания и формирования поездов. К их функциям относятся: пропуск транзитного вагонопотока, посту­пающего в поездах без переработки; пропуск транзитного поездопотока с частичной переработкой (измене­нием массы, длины поездов, заме­ной групп вагонов групповых поез­дов); пропуск транзитного перераба­тываемого вагонопотока; переработ­ка местного вагонопотока, посту­пающего после расформирования поездов на специальные пути для местных вагонов.



Для всех четырех видов пропу­скаемого через сортировочные стан­ции поездопотока по прибытию поездов осуществляется контроль технического и коммерческого со­стояния прибывающих вагонов, их ремонт и далее повторный контроль этого состояния накануне отправле­ния в рейс с гарантией того, что вагоны пройдут вагонное плечо (га­рантийное расстояние 150-250 км) без отцепки. Поэтому на сортиро­вочных станциях сосредоточены крупная ремонтная база вагонов - вагонное депо, а также пункты их технического обслуживания в парках станции. Здесь сосредотачивается также крупная ремонтная база локо­мотивов - основные и оборотные де­по, ПТО локомотивов и устройства экипировки.

Грузовые станции размещаются в крупных городах, населенных пунк­тах в районах сосредоточения про­мышленных и агропромышленных комплексов. Подразделяются в за­висимости от рода перерабатываемого груза и места расположения на обычные грузовые, предназначенные для переработки разных грузов, наливные, углепогрузочные, портовые и др. На этих станциях выполняется значительный объем погрузки и вы­грузки грузов. К грузовым станциям общего пользования примыкают подъездные пути промышленных предприятий.

К грузовым относятся также пе­регрузочные станции, расположен­ные в местах массовой перевозки грузов с морского и речного транс­порта на железнодорожный и с же­лезнодорожного на морской и речной.

Характерной особенностью гру­зовой станции является большое число подъездных путей, районов гру­зовой работы. На этих станциях рас­формировываются местные (сбор­ные, передаточные, вывозные марш­руты) поезда и формируются анало­гичные поезда для вывоза продук­ции, может осуществляться пропуск транзитных грузовых и пассажир­ских поездов. Для оформления до­кументов имеются соответствующие СТЦ, информационные пункты или информационно-вычислительные центры (ИВЦ).

Железнодорожные станции ма­гистрального транспорта взаимо­действуют с транспортной сетью промышленных узлов-групп пред­приятий, объединенных террито­риально. Транспортная система про­мышленного узла включает различ­ные виды транспорта (железнодо­рожный, автомобильный, конвейер­ный, трубопроводный и т.д.), осу­ществляет вывоз груза со станции и доставку его на железнодорожные сетевые станции для отправления в другие регионы. На крупных про­мышленных комплексах такой обмен осуществляется маршрутами, пере­даточными поездами между стан­цией примыкания (передаточной стан­цией) и входной заводской станцией. У промышленного железнодорож­ного узла может быть несколько примыканий к сетевым станциям. Пунктами примыкания могут быть промежуточные, участковые, грузо­вые и сортировочные станции. При большом объеме передаваемого вагонопотока на станциях примыка­ния устраиваются специальные пере­даточные пути и парки.

Часть предприятий передало свои подъездные пути в ведение же­лезных дорог, поэтому в составе МПС имеются подразделения желез­нодорожного транспорта (ППЖТ). В большинстве случаев это является экономически выгодным: раздроб­ленность промышленного транспор­та и его основных средств по отдель­ным транспортным хозяйствам (в стране насчитывается только желез­нодорожных цехов свыше 11 тысяч) выполнение начально-конечных опе­раций и большого объема маневро­вой работы ведет к тому, что себе­стоимость перевозки 1 т груза на промышленном железнодорожном транспорте выше, чем на магист­ральном, в 25-30 раз.

Пассажирские станции предназ­начены для приема, обработки, от­правления пассажирских поездов, обслуживания пассажиров, подготов­ки пассажирских составов в рейс. Пассажирские станции разделяются на собственно пассажирские с пер­ронными путями, вокзалами, багаж­ными и почтовыми комплексами, службами питания и сервиса и пасса­жирские технические станции, пред­назначенные для технической обра­ботки, переформирования, экипиров­ки и подготовки пассажирских со­ставов в рейс.

Пассажирские станции являются пунктами начала и окончания сле­дования всех или части пассажир­ских поездов, пунктами пересадки пассажиров с одних поездов на дру­гие в местах слияния и пересечения железнодорожных линий.

Промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые станции, расположенные на границах (стыках) железных дорог, называют стыко­выми междудорожными, на грани­цах отделений - стыковыми внутри-дорожными. По расположению в же­лезнодорожных узлах станции под­разделяются на узловые и предузловые.

В зависимости от объема работы все станции и вокзалы пассажирских станций делятся по классам. Стан­ции и вокзалы бывают внеклассные и I-V классов. Пассажирские желез­нодорожные станции бывают вне­классные и I—III классов. Классность

довых плановых заданий с учетом фактически достигнутых объемов работы. По установленным показа­телям для каждой станции рассчи­тывается сумма условных единиц (баллов). Оцениваются показатели по грузовой работе, переработке ва­гонов, подготовке вагонов к пере­возкам, поездной и пассажирской работе.

Путевое развитие станций харак­теризуется числом и полезной дли­ной путей в основных парках. От этих характеристик зависит емкость станции -максимально возможное число вагонов, которое одновремен­но может находиться на станции при сохранении ее работоспособ­ности.

Станции характеризуются также пропускной способностью — числом поездов (вагонов), которое может быть пропущено станцией в течение суток и перерабатывающей способ­ностью-числом вагонов, которое может быть переработано за сутки.

 


Просмотров 1520

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!