Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТАХ



Обучение детей игре на музыкальных инструментах - дело очень сложное, и успеха в нем можно достичь только при совместной рабо­те музыкального руководителя и воспитателя. Помощь воспитате­ля музыкальному руководителю состоит в том, что он организует детей, сам помогает обучать детей игре, предварительно выучив репертуар и согласовав методику. Воспитатель вносит в группу обычно два металлофона - для себя и детей. (Большое количество звучащих в группе металлофонов утомляет слух детей и зачастую мешает воспроизведению мелодий.) Воспитатель может проводить индивидуальное обучение игре на металлофоне не только в поме­щении, но и на прогулке в теплое время года.

В «Программе воспитания и обучения в детским саду» указано, что уже детей средней группы обучают игре на металлофоне про­стейших мелодий, построенных на 1-2 звуках, воспитывают у них интерес к музицированию.

Для этого в группе организуются музыкальные уголки, в кото­рых находятся различные музыкальные игрушки, в том числе ме­таллофон. Воспитатель привлекает внимание детей к звучанию металлофона, предлагает самим попробовать поиграть на нем, по­правляет их, подбадривает.

В старшей группе дети уже должны играть на металлофоне не­сложные мелодии. Например, русскую народную песню «Андрей-воробей», песню Е. Тиличеевой «Небо синее». Они учатся играть по одному и небольшими группами.

В подготовительной к школе группе задача усложняется - дети учатся играть несложные мелодии на различных музыкальных ин­струментах (металлофоне, гармонике, цитре и др.), причем в ансам­бле и оркестре.

В старшей и подготовительной к школе группах воспитатель помогает каждому ребенку индивидуально в процессе обучения, организует самостоятельные занятия детей. (Например, поправля­ет Валю, которая неверно держит молоточек, напоминает Вове, чтоон давно не играл, просит Розу помочь Коле выучить новую пес­ню.) Музыкальный руководитель помогает воспитателю разучить новую мелодию, подсказывает, на кого из детей надо обратить осо­бое внимание, а кто сам справится и другому поможет.



Формы работы музыкального руководителя по обучению де­тей игре на музыкальных инструментах различны. Это и индиви­дуальное обучение, и занятия с ансамблем, оркестром. Начинается обучение в средней группе со второй половины года с самого дос­тупного инструмента - металлофона.

Индивидуальное обучение проводить значительно легче, чем коллективное, где требуется согласованность действий. Индивиду­альные занятия с детьми назначаются обычно утром до завтрака или во второй половине дня. Занятие с каждым ребенком длится 7 минут. Занятия с ансамблем, оркестром проводятся во второй половине дня раз в неделю, по мере надобности чаще или реже. Продолжительность занятий 25-30 минут в зависимости от репертуapa и степени подготовленности детей. Если в средней и старшей в группах детей обучают игре на металлофоне, то в подготовитель­ной - игре в ансамбле, оркестре на различных музыкальных инструментах, разумеется, по желанию того или иного ребенка, так как программой рекомендуется обучение всех детей игре только на металлофоне и ударных инструментах.

Если дети музыкально продвинуты, ансамбль можно организовать и в старшей группе к концу года, а летом начать обучение на разных музыкальных инструментах.

Для удобного расположения инструментов следует использовать специальные подставки.

Обычно занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из 2 частей: 1-я часть - разучивание мелодии произведения под руководством педагога; 2-я часть - работа на старом, знакомом материале над темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Можно выделить время и для творческих заданий.



Прежде, чем начать обучение игре на музыкальных инструмен­тах, необходимо познакомить детей с ними - рассмотреть их, на­жать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии.

Для игры в ансамбле обычно привлекается не более десяти де­тей. Во избежание монотонности звучания не следует всем участ­никам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество всту­пающих в.игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами вырази­тельности музыкального произведения.

Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов в едином тоне. В начале работы исполняемое произ­ведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям. Практика показывает, что наиболее целесообразен следую­щий состав оркестра: металлофонов - 6, цитр - 12, аккордеонов - 2, бубнов - 2, угольников - 1, барабанов - 1 (ударную группу можно варьировать - брать или бубен и угольник, или барабан, или лишь бубны), детских пианино - 2, триол - 2, дудочек - 2, гармошек - 1, тарелок - 1. Цитр в оркестре всегда должно быть в два раза больше, чем металлофонов, из-за их слабого нежного звучания. Ударных инструментов - 3-4 на тридцать человек. Аккордеонов - 2-3 на большой состав оркестра (25-30 человек).

Однако этот состав не является единственно возможным. Он зависит от музыкальной продвинутости группы, от опыта работы с оркестром музыкального руководителя и воспитателя, от мате­риальных возможностей дошкольного учреждения. В последнее время большое распространение получила игра в шумовом и удар­ном оркестре.



Возможны два варианта расположения инструментов в оркестре:

1. В первом ряду располагаются играющие на цитрах. Позади них в шахматном порядке - играющие на металлофонах, а в следу­ющем ряду располагаются играющие на аккордеонах и инструмен­тах ударной и духовой группы.

2. Играющие располагаются в шахматном порядке по группам инструментов. Например, в первом и втором ряду слева - металло­фоны, в первом и втором ряду справа - цитры. Посередине можно расположить ксилофоны. В третьем ряду слева - аккордеоны и гар­монику. Справа - группу ударных инструментов.

При выборе репертуара для оркестра необходимо руководство­ваться следующими правилами:

¨ выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; тог­да они играют не механически, а все время регулируют слу­хом свое исполнение;

¨ учитывать строение мелодии; ее звуки должны располагать­ся близко друг от друга, так как большие интервалы трудны для детского исполнения. Примерами таких мелодий явля­ются: «Корова», музыка М. Раухвергера; «Елка», музыка Т. Попатенко; русские народные мелодии «Во саду ли, в ого­роде», «На зеленом лугу», белорусская народная мелодия «Савка и Гришка» и др.

Работа с детьми по обучению их игре в оркестре проводится по трем направлениям:

1. Разучивание музыкального произведения и игра на инстру­ментах под руководством педагога;

2. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведе­ний по слуху;

3. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах (простейших песен на заданный текст, маршей, ко­лыбельных, плясовых).

Как только ребенок овладевает каким-либо инструментом, он начинает пробовать подбирать по слуху все, что он знает, что ког­да-нибудь слышал: это и произведения, разучиваемые в детском саду, и произведения, услышанные в передаче по телевизору, ра­дио, просто от взрослых. Но все произведение с начала до конца он еще не может подобрать, и если ему не помогут взрослые, то интерес к этой увлекательной и очень полезной деятельности пропадает.

Через некоторое время, после того, как ребенок начал подбирать по слуху, ему можно предложить и сочинять - «быть композитором», «сочинять музыку для своих игрушек». Например, досочинить пес­ню: «Сначала получилось, а дальше - никак. Танечка, помоги, пожа­луйста, может вместе у нас получится...?» Ребенок пробует, взрос­лый ему помогает. Через некоторое время ребенок уже может с помощью взрослого сочинить всю мелодию на заданный текст.

Значительно сложнее сочинять мелодию без текста в заданном жанре. Педагог предлагает: «Сочини колыбельную для куклы, марш для оловянных солдатиков, пляску для своих любимых игрушек». Но и с этим заданием дети отлично справляются, если рядом нахо­дится взрослый, с которым можно посоветоваться.

Перечислим задачи обучения игре на музыкальных инструментах.

1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле.

2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр,

3. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, иг­рая на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, бараба­не, встряхивая кастаньеты, маракасы.

4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевре­менно вступать и заканчивать. 5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.

6. Импровизировать несложные попевки.

 


Просмотров 818

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!