Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ



ДВИЖЕНИЯМ

Несюжетная игра

Перед ее исполнением дети в ряде подготовительных упражне­ний разучивают необходимые движения, слушают музыку к игре. Когда она выносится для самостоятельного исполнения, педагог называет игру, исполняет музыку, предлагая детям вспомнить, ка­кие движения они должны делать. Уточняет ответы детей. Расска­зывает, что и когда надо выполнять - дает игровое задание, объяс­няет правила игры. Предлагает детям начинать игру. Не прерывая хода игры указаниями, уточняет действия детей. В более сложных играх возможен показ некоторых движений педагогом или кем-либо из детей (перед вторичным исполнением игры). В основном же педагог должен до начала игры предусмотреть, какие трудности дети могут в ней встретить, какие движения, перестроения будут для них новыми, и провести ряд подготовительных упражнений на предыдущих музыкальных занятиях.

 

Сюжетная игра.

Перед разучиванием игры (на предыдущих занятиях) педагог проводит ряд образных упражнений, облегчающих детям ее вос­приятие и воспроизведение, и слушание музыкального произведе­ния с его анализом. Перед первичным проведением игры рассказывает ее содержание - сюжет. В образном рассказе он должен точно следовать временному развертыванию музыкального произведе­ния. Затем исполняет музыкальное произведение и предлагает детям играть. В более развернутых сюжетных играх можно чередо­вать образный рассказ и слушание музыки к игре. В старших груп­пах в играх с пением текст песен разучивается заранее. В процессе игры педагог наблюдает за исполнением детей, не вмешиваясь с указаниями в ее ход, чтобы не помешать проявлениям детского творчества. После окончания игры оценивает деятельность детей, предлагает поиграть еще. Если в игре наблюдалось много неудачных моментов, например, несогласованность движений с музыкой, и дальнейшем проводит ряд образных упражнений, уточняющих игровые действия. Затем неоднократно повторяет игру. Сюжетные игры хорошо проводить как спектакль: часть детей играет, они – артисты, другая часть оценивает, они - зрители, и наоборот.



 

Упражнения

Совершенствование основных движений. Педагог объясняет детям задание. Например: «На первую часть музыки будете идти за предыдущим вперед, на вторую часть - повернетесь, ведущим будет стоящий последним. Не останавливаясь, пойдете за ним». Предла­гает детям двигаться. Если движение не получается, показывает его. Повторяет с детьми. Возможен и такой прием, как объясне­ние задания, показ движения педагогом, а затем движение выпол­няют дети. Зачастую вводная ходьба уже является упражнением на совершенствование основных движений.

Подготовительные упражнения. В ходе этих упражнений ра­зучиваются движения к пляскам и несюжетным играм. Педагог показывает детям движение обязательно под музыкальное сопро­вождение (может показывать воспитатель, а играть музыкальный руководитель или показывает сам музыкальный руководитель, напе­вая мелодию). Затем предлагает детям повторить движение так, как он показал (дает точный образец). Многие сложные танцевальные движения разучиваются по частям. Примером может служить ра­зучивание переменного шага, шага польки. Разучивать танцеваль­ные движения необходимо под разные музыкальные произведения, чтобы дети не привыкли выполнять их только под одну музыку. Если подготовительное упражнение дается к определенной пляске (например «Полька тройками», музыка И. Штрауса) или несю­жетной игре (например, «Игра с цветными флажками», эстонский народный танец), то для упражнения используется музыкальный фрагмент данного танца или игры.



Образные упражнения. Они уточняют движения персонажей сюжетной игры. Прежде чем проводить сюжетную игру, педагогу необходимо объяснить и показать детям походку, повадки тех или иных животных, движения, имитирующие езду транспортных средств, полет самолетов, действия рабочих разных профессий. Но при этом педагог не должен давать детям точных образцов движе­ний, чтобы не помешать проявлению детского творчества. Он дает примерный образец, т. е. под одну и ту же музыку показывает не­сколько вариантов движения изображаемого персонажа и предла­гает детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответ­ствии с характером музыки.

Примером могут служить следующие упражнения: «Бабочка», музыка Ф. Гершовой; «Самолет», «Поезд», музыка Л. Банниковой; «Пляшущий зайчик», музыка Е. Тиличеевой.

Упражнения-композиции. Обычно эти упражнения длительные по времени, содержат много составных элементов - различных по­строений, гимнастических движений с предметами. Поэтому сразу разучить такое упражнение невозможно, трудно показать его цели­ком. Музыкальные произведения к упражнениям-композициям, так же как к пляскам, сюжетным и несюжетным играм, на одном из занятий слушаются детьми и анализируются ими, а затем на последующих занятиях разучиваются по частям в ходе подготови­тельных упражнений. Когда части упражнения разучены детьми, их легко соединить в единое целое.

Конечно, в процессе проведения всех видов упражнений педа­гог неоднократно показывает движения сам (иногда это делают дети, лучше других выполняющие задание), дает указания, поясне­ния, делает замечания.

 

Пляски

Перед разучиванием любого вида пляски с зафиксированны­ми движениямимузыка к ней сначала слушается и анализируется детьми на одном из музыкальных занятий. Затем проводится ряд подготовительных упражнений, и только после этого пляска пока­зывается целиком музыкальным руководителем и воспитателем или заранее подготовленными детьми, а затем исполняется всей группой.



Пляски с участием взрослого обычно используются в работе с детьми групп младшего возраста. Движения в них точно зафик­сированы, но в силу возрастных особенностей детей присутствие взрослого в таких плясках необходимо даже тогда, когда они хоро­шо усвоены детьми. Эти пляски обычно хороводного типа, но могут быть и парными. В более старших возрастных группах они используются реже. Характерным примером могут служить пляс­ки с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снежной бабой на праздни­ке новогодней елки, пляски с Петрушкой, Весной и другими персо­нажами на праздниках и вечерах досугов. Движения этих плясок заранее разучиваются детьми в ряде подготовительных упраж­нений. В младших группах дети сразу исполняют пляску с вос­питателем.

Современный детский, бальный и характерный танцы бывают как очень простыми, так и сложными. Но всегда движения для них предварительно разучиваются в ходе подготовительных упражне­ний. Когда дети усвоили все движения танцев, они исполняются во время второй части музыкального занятия. Например, педагог го­ворит детям: «Сегодня мы с вами будем танцевать чешский танец "Аннушка". Движения и музыку этого танца вы хорошо знаете. Посмотрите, как мы с Валентиной Ивановной (воспитателем) стан­цуем его. {Показывает.) А теперь встаньте в пары и станцуйте та­нец самостоятельно». Дети танцуют. В процессе танца педагог де­лает замечания, указания. После его окончания может показать неудавшиеся движения отдельным детям. Снова повторяет танец 2-3 раза. Если какое-либо движение большинство детей выполняет плохо, на последующих занятиях педагог снова проводит ряд под­готовительных упражнений. Если движение не получается у от­дельных детей, проводит с ними индивидуальные занятия.

Народные пляски нельзя путать с плясками на народные мелодии, так как в большинстве плясок любого вида и особенно в плясках-импровизациях используются обычно двухчастные народные плясовые мелодии («Во саду ли в огороде», «Калинка», «Юрочка», «Ах ты, береза» и др.).

В народных плясках обязательно присутствуют подлинные на­родные плясовые элементы. Обычно эти пляски используются в старших группах. Педагог рассказывает детям историю создания пляски, комментирует условия жизни того или иного народа. Ме­тодика ее разучивания аналогична методике разучивания совре­менного детского и характерного танца. В процессе слушания му­зыки детям следует показать соответствующий народный костюм или его иллюстративное изображение.

Прежде чем приступать к хороводу с пением, следует разучить мелодию и текст песни. Обычно такие пляски просты по движениям и не требуют проведения ряда подготовительных упражнений (за некоторым исключением). Показать хороводную пляску целиком одному музыкальному руководителю или воспитателю практически невозможно. Поэтому детям дается задание встать в круг и выпол­нять все движения, которые будет показывать педагог. Когда движе­ния усвоены детьми, хоровод проводится лишь под пение детей без присутствия взрослого. Хороводы с пением отличаются от хоровод­ных игр с пением. Разница заключается в том, что игры с пением отно­сятся к сюжетным, и в них большая часть движений детей точно со­ответствует содержанию песни (вспомним хороводные игры «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и др.). В плясках-хоро­водах с пением движения детей не совпадают с текстом песен.

Как указывалось выше, на занятиях с детьми используются три разновидности пляски-импровизации.

1. Пляска типа «зеркало». Дети стоят по кругу. Педагог пред­лагает нескольким детям показать движения, а остальным повто­рить их. Такую пляску можно разнообразить тем, что на 1-ю часть музыкального произведения несколько детей показывают движе­ния, а все их повторяют, а на 2-ю часть все выполняют одно заранее показанное педагогом движение, например кружение.

При показе движений солистами им предлагается не повторять движений товарища, а придумывать что-то свое, новое.

2. Пляска-импровизация (1). Всем детям дается задание приду­мать плясовое движение для 1-й части музыкального произведения. Сидя у инструмента, они слушают музыку, а затем по очереди показывают придуманное движение. Движение ко 2-й части пока­зывает педагог. Он вместе с детьми отмечает наиболее красивые движения, соответствующие характеру музыки и форме музыкаль­ного произведения. Воспитатель записывает их и составляет фи­гуры пляски. Обычно дети исполняют такую пляску с огромным удовольствием - ведь они сами ее придумали! В ходе первичных исполнений пляски воспитатель подсказывает детям последова­тельность фигур.

3. Пляска-импровизация (2). Детям дается задание придумать танцевальные движения для обеих частей произведения. Для 1-й части педагогом и детьми отбираются 4-6 наиболее удачных дви­жений, а для 2-й - дети выбирают из всех показанных какое-ли­бо одно наиболее соответствующее характеру музыки движение (обычно это бывают различного вида кружения). Из отобранных движений составляется пляска. Воспитатель записывает последо­вательность ее фигур.


Просмотров 1097

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!