Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ



Музыкальный слух - способность воспринимать ладовые и звуковысотные соотношения. Он формируется в процессе музыкаль­ной деятельности ребенка на основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия для их развития, зави­сит успешность формирования музыкального слуха. Собственно говоря, процесс формирования музыкального слуха есть повто­ряющийся акт восприятия.

По определению психолога Б.М. Теплова главными компонен­тами музыкального слуха являются:

¨ звуковысотный слух;

¨ тембровый;

¨ гармонический;

¨ мелодический;

¨ динамический.

Важнейшее проявление музыкального слуха - восприятие вы­соты звука.

Формирование музыкального слуха - это процесс его первона­чального становления. Он отличается от процесса развития музы­кального слуха, так как развивать можно только то, что уже имеет­ся (например, можно развивать у детей точность реакции, скорость реакции). Развитие слуха зависит и от многих немузыкальных фак­торов. Например, от состояния умственных способностей, наличия здорового или больного голосового аппарата, даже от состояния здоровья ребенка.

Согласно исследованию педагога-музыканта И.П. Гейнрихса, в группах детского сада всегда есть дети, которые:

♦ могут спеть чисто данный звук (конечно, в объеме их диапа­зона); у этих детей слух сформировался очень рано, может быть даже незаметно для окружающих под влиянием усло­вий жизни или на основе очень хороших задатков;

♦ большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно; у таких детей формирование слуха близко к завер­шению;

♦ поют то интонационно точно, то фальшиво;

♦ все звуки поют неверно;

♦ верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние - интона­ционно точно дети со средним диапазоном голоса;

♦ поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.

В последних четырех случаях имеет место несформированный музыкальный слух. Педагог должен проверить с этой точки зрения каждого ребенка, выделить детей с несформированным музыкаль­ным слухом и начать с ними работу.



Уже отмечалось, что формирование слуха связано с неоднократ­ным восприятием музыкальных звуков. Учеными-физиологами Алмазовым Е.И., Блиновым М.П., Егоровым А.М., Мальцевой Е.А., Морозовым В.П., Овчинниковой О.В., Эрбштейн М.С., использо­вавшими в своих исследованиях специальную аппаратуру, доказа­но, что как у детей, так и у взрослых при восприятии музыки на­блюдается движение голосовых связок. Они являются в некотором роде органом восприятия.И на первом этапе формирования у ре­бенка музыкального слуха главным условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом, т. е. двигательное отражение звука. Если дети с низкими голосами – «гудящие», у которых нарушена координация слуха и голоса, адекватно воспримут зву­ки, - они их воспроизведут. Следовательно, процесс восприятия определяется как рефлекторное установление временных нерв­ных связей в коре головного мозга, его слуховых и двигательных сферах.

Принимая это во внимание, педагоги, обучающие пению, на­правляют процесс воспроизведения детьми звука путем подстраивания воспроизводимой высотык заданной. Ребенок при помощи педагога находит нужную высоту - наступает момент восприятия. Затем ребенок воспроизводит мелодию, однако скорее неосознан­но, физиологически ощущая унисон.

Педагог помогает этому процессу - словом поощряет ребенка, который получает удовольствие от достижения цели. В его мозгу образуется связь между концами двигательного и слухового ана­лизаторов. Конечно, в первое время эта связь является очень хруп­кой, быстро нарушается. Закрепляется она только путем неоднок­ратного повторения акта подстраивания певческого голоса ребенка к данной высоте мелодии.



Формируя музыкальный слух, необходимо помнить, что имеют­ся три фактора, тормозящие этот процесс. А именно:

♦ болезненное состояние голосового и слухового аппарата;

♦ ослабленное общее физическое состояние организма;

♦ неспособность мозга к образованию нервных связей и их за­креплению.

В процессе формирования музыкального слуха нужно выяснить, что именно мешает тому или иному ребенку достичь должных ре­зультатов.

Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необхо­димо сформировать и закрепить в их памяти слуховое представле­ние об унисоне, заниматься расширением диапазона голоса, раз­вивать его гибкость и пластичность. Предлагаем практические рекомендации.

1. Для того, чтобы сформировать у ребенка представление об унисоне, педагогу необходимо подбирать материал с учетом тех звуков, которые есть в его диапазоне.

2. Определить диапазон голоса каждого ребенка. Начинать петь на тех звуках, которые воспроизводятся детьми легко. Для этого подобрать нужные попевки (например, «Гуси шли домой») и транс­понировать их в удобную для голоса тональность (ми мажор, ре мажор). Активизировать процесс дыхания (активный, но бесшум­ный вдох - постепенный выдох).

3. Расширять диапазон голоса ребенка путем пения по полуто­нам вверх.

4. Если ребенок остановился на определенном звуке, то следует сразу взять более высокий звук.

5. Бывают случаи, когда ребенок соло поет верно, а в хоре невер­но. Тогда необходимо с ним индивидуально работать на каждом занятии в течение нескольких секунд, проводить как бы индивиду­альную подстройку.


Просмотров 1634

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!