Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ



Задачи и содержание музыкального воспитания определяют вы­бор методов и методических приемов обучения.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама му­зыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства челове­ка. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником получения знаний является слово педаго­га, которое подводит детей к целостному восприятию музыкально­го образа и пониманию содержания конкретных музыкальных про­изведений. Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритми­ке. Только практическая деятельность содействует всестороннемуразвитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общест­венным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознатель­ность и активность.

Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следу­ем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него -к практике.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного воз­раста применяют три взаимосвязанных метода работы:

1. Наглядный;

2. Словесный;

3. Метод практической деятельности.

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, за­висящих от его специфики. Выбор тех или иных методических при­емов обучения определяется конкретными задачами данного музы­кального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Подбирая для обуче­ния детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

♦ обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его испол­нения;

♦ учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;



♦ учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Рассмотрим каждый из методов воспитания и обучения в от­дельности.

Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

1. Слуховую наглядность,т.е. непосредственное слушание му­зыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.

2. Тактильную наглядность- непосредственное ощущение те­лом волновых колебаний музыкального звучания.

3. Зрительную наглядность,которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; показ игрушек, картинок, костюмов и т. д., относящихся к данному музыкальному произведению.

Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способе i вует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произве­дения, пробуждает воображение, способствует проявлению твор­ческой активности. Словесный метод включает в себя следую­щие приемы:

1. Объяснение.Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объясне­ние должно быть четким, кратким; дается повторно на первом эта­пе усвоения детьми музыкального материала и заданий. Объясне­ние в виде образного рассказаиспользуется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжет­ных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтере­сованности детей, более глубокому пониманию содержания произ­ведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.



Приведем пример образного рассказа к сюжетной игре «Зайцы и медведь» (русская народная мелодия «Заинька», «Медведь», му­зыка Е. Тиличеевой).

«Зимнее утро в лесу. На полянке бегают, кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили мед­ведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает?! Увидали зайцы медведя и разбежались, под ку­стами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на по­лянку и стали прыгать».

2. Пояснения.Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткость пояснений часто приводит к непонима­нию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начина­ют повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не де­лайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал».

3. Указания.Даются во время выполнения детьми игр, плясок иупражнений. Например: «Кружиться надо через правое плечо, от­тягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполне­ния действий.



4. Поэтическое слово.Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувст­вовать ее образный строй. Например, перед исполнением фортепи­анной пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского рекомендуется про­читать детям четверостишие В.А. Жуковского:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Иногда перед слушанием новой песни педагогу целесообразно прочитать детям ее текст.

5. Беседа.Обычно проводится с детьми после слушания музы­ки, реже - перед слушанием, когда надо конкретизировать содер­жание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впе­чатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и кон­кретностью.

Вопросы.Беседа с детьми строится в форме вопросов и отве­тов.Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточня­ется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое дви­жение можно под нее исполнить?

6. Замечания.Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. За­мечания должны быть строгими, но в то же время корректными.


Просмотров 778

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!