Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО



ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Музыкально-эстетическое воспитание направлено на совершен­ствование многих свойств личности ребенка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об опти­мальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, по­скольку от этого зависит их эффективность. Н.А. Ветлугина пишет: «Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занима­ются различными видами музыкальной деятельности, то и их спе­циальные способности к музыке развиваются плодотворно и ус­пешно. Эти принципиальные положения кладутся в основу при организации различных видов музыкальной деятельности детей».

Занимаясь пением, слушанием музыки и музыкально-ритмичес­кими движениями, необходимо опираться на знание особенностей психики детей младшего возраста, природы возникновения их эс­тетических чувств, потребностей, склонностей.

Рассмотрим природу способностей.

Психологическая наука определяет способности как индивиду­ально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных истори­ческих условиях, в которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их развитию.

Физические и умственные способности человека развивались и процессе труда - воздействия на природу. Труд изменил собст­венную природу человека, естественные силы постепенно подчиня­лись его потребностям, целенаправленной деятельности. Поэтому специфические человеческие способности зависят от объективных условий жизни.

Способности развиваются как бы в двух планах: историческом и в формировании каждого индивидуума. Развитие способнос­тей - это результат присвоения всего объективного богатства, соз­данного человечеством, результат опыта, накопленного рядом по­колений. Однако способности - это не врожденные свойства.



Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические за­датки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществля­емого в процессе воспитания и обучения.

На основании данных биологии и физиологии Б.М. Теплов ука­зывает на разницу между врожденными задатками и наследственно­стью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей.

Задатки также не имеют социальной направленности. По дан­ным психологии они сами по себе безразличны к той или иной профессиональной деятельности, и на основе одних и тех же задатков можно сформировать самые различные способности в зависимос­ти от условий жизни, характера, деятельности и воспитания.

В исследованиях по психологии указывается, что способнос­ти, материальной основой которых являются особые свойства нервной системы, выработавшиеся в тех или иных видах деятельнос­ти, составляют единую динамическую систему. Способности имеют свою специфику: их формирование предполагает сознательное, изби­рательное преображение свойств нервной системы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет тот или иной вид труда.

Исходя из положения о формировании способностей в деятель­ности человека, ученые утверждают, что развитие способностей неразрывно связано с расширением знаний человека, с приобрете­нием умений и навыков к действию. Материальной основой уме­ний и навыков служат временные связи, образовавшиеся в коре головного мозга. Это доказывает учение И.П. Павлова. В свою оче­редь быстрота образования связей, их прочность и подвижность зависят от свойств нервной системы. Они и лежат в основе психи­ческой деятельности, придавая индивидуальную характеристику тем или иным реакциям в нервной деятельности.



Несмотря на неразрывную связь процесса развития способнос­тей с приобретением умений и навыков, отождествлять их нельзя.

Навык вырабатывается в любом виде труда, в любой деятельно­сти, даже если трудовой процесс совершается формально, механи­чески. Способность же к тому или иному виду труда, той или иной деятельности требует активного включения мозга и сердца, мысли и чувств, творческого отношения. При формальном подходе к делу способности могу быть утрачены или остаться невыявленными, и наоборот, творческое отношение к труду поднимает способности на более высокий уровень, обусловливает их успешное развитие.

Б.М. Теплов включает в понятие «способность» три признака:

1. «Под способностями разумеются индивидуально-психологи­ческие особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь та­кие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям и умени­ям, которые уже выработаны у данного человека».

Таким образом, способности - это «индивидуальные особенно­сти, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков».

Большое внимание природе способностей уделяли психологи и музыковеды СП. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.Н. Ландо, Е.В. Назайкинский, Л.С. Выготский, К.В. Тарасова, Д. Б. Эльконин и др. В их работах сформулированы определения свойств личности.



1. Способности - это индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую при­годность к тем или иным видам деятельности.

2. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особеннос­ти человека, на основе которых можно формировать самые различ­ные способности. Они не имеют социальной направленности. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности. Например, на основе прекрасного слухового аппара­та могут развиваться способности радиста, музыканта, настройщи­ка музыкальных инструментов. Однако оттенки этих способностей будут различными.

3. Одаренность - качественно своеобразное сочетание способ­ностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой-либо деятельности.

4. Для успешного выполнения деятельности кроме способнос­тей человеку необходимо еще и обладание знаниями, умениями и навыками, которые, как и способности, приобретаются в процес­се общественно-трудовой практики и прежде всего в процессе вос­питания и обучения. Знания, умения и навыки не тождественны способностям.

Итак, при организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способно­сти наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной дея­тельности.

Педагоги многих стран спорят о том, нужно ли учить музыке всех детей или только особо одаренных. Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей. И главной зада­чей массового музыкального воспитания педагоги-музыканты счита­ют не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

 


Просмотров 693

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!