Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






МУЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИСКУССТВА



Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздейству­ющее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое ме­сто в его общем культурном развитии. Музыка - постоянный спутник человека во всей его жизни. Она - по выражению Стендаля, - явля­ется единственным искусством, проникающим в сердце человечес­кое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды неоднократно подчер­кивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение име­ет музыкальная работа с детьми. Это - фундамент, без которого музы­кальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поко­ления в настоящее время во многом зависит от решения проблем эсте­тического воспитания и образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила дис­гармонию в формировании духовного мира молодежи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче стано­вятся переживания.

Воспитывая всесторонне развитых людей - физически совер­шенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, фор­мированию у них интереса и любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее музыкальное раз­витие человека, препятствуют образованию дурных навыков и вку­сов, устранить или изменить которые значительно труднее, чем вос­питать хороший музыкальный вкус.

Музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стрем­ление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, все­лить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состоя­ние тоски, скорби или тихой грусти.



Радостная, бодрая, героическая музыка поднимает настроение, воз­буждает, повышает работоспособность. Спокойная, лирическая - снимает напряжение, успокаивает, устраняет гнетущую усталость.

Но не только разнообразная по своему содержанию музыка мо­жет оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эс­тетического вкуса, общей культуры.

Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями яв­ляются: приобщение детей к деятельности в области искусства, раз­витие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способнос­тей детей.

Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремле­ние ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важ­но использовать музыкальные произведения, художественно конк­ретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой ре­чи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. «С древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг се­бя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главную же основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека».



Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была внача­ле неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к рит­му трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам приро­ды, так и музыкант подражает звучанию - интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишен непос­редственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существен­ные процессы жизни. «Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежит интонация человеческой речи, - такова природа му­зыкального образа».

Остановимся кратко на вопросе специфики музыкального ис­кусства, выделим его основные и неповторимые черты.

В произведениях классической русской литературы - Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, В.Г. Короленко очень ярко показана сила воздействия музыки на человека, ее спо­собность в определенные моменты сближать людей в едином на­строении, переживании, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.



Вот как описывает эффект воздействия песни на слушателей И.С. Тургенев в повести «Записки охотника». «Не одна в поле до­роженька пролегала, - пел он, и всем нам сладко становилось и жут­ко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый, он даже сначала отзывался чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и ды­шала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его рус­ские струны. Песня росла, разливалась... Он пел, совершенно за­быв своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как добрый пловец волнами, нашим молчанием, страстным участием. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необоз­римо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на серд­це и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания вне­запно поразили меня... я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну».

Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного из­ображения действительности, представляет собой искусство выра­жения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сто­рона психических переживаний человека, и только через эти пе­реживания происходит отражение образов окружающей действи­тельности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоци­онального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Одним из главных средств создания музыкального образа явля­ется мелодия, организованная ритмически, обогащенная динами­кой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Обычно уже по первым словам арий или сцен, облеченным в яр­ко характерную мелодическую фразу, слушатель узнает любимых героев классических опер. Напойте фразы: «Куда, куда, куда вы удалились...», «Ты одна, голубка Лада...» и в вашей памяти сразу возникнут Ленский, князь Игорь.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отра­жением образов реального мира.

Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в спо­собности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие че­ловеческих переживаний отражает породившую их жизнь».

Психолог Б.М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка преж­де всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством». Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благо­родные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состо­яние мира. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способству­ет переживанию и осмыслению их.

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрог­раммную чисто инструментальную музыку. К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперу и др. Программная музыка снабжена словесной (нередко стихотворной) программой, раскры­вающей ее содержание. Программой может служить заглавие, ука­зывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живо­писное или пластическое произведение. Программа и музыка про­граммного сочинения находятся в единстве. Как нельзя оторвать чувства человека от его мышления, поскольку не существуют абстрактные чувства, так нельзя разрывать программу и выражающую ее музыку.

Приведем высказывание Б.М. Теплова о симфонической поэме П.И. Чайковского «Франческа да Римини», написанной по моти­вам «Божественной комедии» Данте.

«Прямое и непосредственное содержание музыки - всегда эмоци­ональное содержание. В данном случае прямым и непосредственным содержанием произведения Чайковского является эмоциональная сторона... эмоциональное содержание... Это эмоциональное содер­жание может быть полностью раскрыто только в связи с самим рассказом. Поэтому можно сказать, что содержание симфонической поэмы Чайковского полностью раскрывается только в музыке, со­единенной с программой. Музыка, оторванная от программы, в дан­ном случае не является еще художественным целым, и всякие воп­росы о том, что именно выражает музыка программного сочинения, если ее рассматривать независимо от программы, являются вопро­сами искусственными, художественно бессмысленными».

Следовательно, знание программы - необходимое условие адек­ватного восприятия музыкального произведения. «Музыка (про­граммная) дает возможность исключительно глубоко проникнуть в содержание самых разнообразных идей, образов, событий, но лишь при одном условии: если само это содержание заранее известно.

Из музыки, как таковой, нельзя впервые узнать содержание ка­кой-либо мысли или картины. Но когда это содержание известно, с помощью музыки можно так глубоко его прочувствовать, пере­жить, сделать его своим внутренним достоянием, как может быть никаким другим путем.

В этом мощь музыки, в этом ее великое познавательное зна­чение».

Программой может служить только заглавие. В качестве примера приведем фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года», произведения малых форм и написанные для детей, других компози­торов («Клоуны» Д. Кабалевского, «Весенний ручей» А. Живцова и пр.). Автор музыки, предлагая заглавие, ориентирует воображение слушателя и исполнителя в определенном направлении.

Теперь рассмотрим, что представляют собой непрограммные инструментальные произведения, например, соната, квартет, трио, прелюдия и т. д. Содержание непрограммной музыки составля­ют эмоции. Насыщенная живыми интонациями, выражающими определенные человеческие переживания, она отражает реальную жизнь, которая является источником этих переживании, но отра­жает через эмоции.

В этом смысле о содержании своих произведений высказывался Чайковский в письме к Танееву. «...Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не вы­ражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, темпы и моду­ляции. Симфония моя, разумеется, программная, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что про­сится из души и хочет быть высказанным?» (датируется 17 февра­ля 1878 г.).

Б.М. Теплов, проведя глубокий анализ ряда музыкальных про­изведений, писал: «Специфическим для музыкального пережива­ния является переживание звуковой ткани как выражения некото­рого содержания. Иначе говоря, музыки без содержания нет».

Итак, непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяют­ся особые познавательные возможности музыкального искусства.

Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

 


Просмотров 4518

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!