Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА



Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой ча­стью человеческой деятельности, что личность человека может пол­ностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека наряду с наукой ис­кусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь к воспитанию современного че­ловека, необходимо позаботиться о развитии его эстетической вос­приимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

Нельзя говорить об эстетическом воспитании всего народа без учета возрастного развития человека. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребенок приобщается к художественной деятельности. У него вырабатывается определенное отношение к при­роде, труду, общественной жизни, быту, ребенок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.

Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть геро­ику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений ис­кусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгля­ды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение.

Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания.

Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни. А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает человека, делает его лучше, выше, чище. Че­ловеческая личность не отделена от общественного прогресса, а он, в свою очередь, не отделим от гуманизма. Только в обществе, пост­роенном на подлинно гуманистических началах, может быть сфор­мирован поистине прекрасный человек.



Еще Н.Г. Чернышевский писал: «...прекрасное есть жизнь; пре­красно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова дол­жна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».

Подлинный прогресс и гуманизм должны быть неразделимы. И высшей целью искусства является всестороннее развитие личнос­ти, гармоническое объединение ее с историей, обществом, человече­ством, одухотворение научного и технического прогресса идеями гуманизма. В чем же заключается красота искусства? Красота ис­кусства заключена, прежде всего, в содержании,правдиво отра­жающем действительность, утверждающем прекрасное в действи­тельности. Красота искусства проявляется в форме,созданной по законам, присущим данному его виду. Красота искусства заключа­ется в соответствии содержания и формы.Только все это в целом характеризует красоту искусства любого вида. Примером единства содержания и формы в музыкальном искусстве могут служить такие произведения, как VI симфония П.И. Чайковского, оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Пскови­тянка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина и др.



Основное внимание искусство уделяет человеку, его деятельности и внутреннему миру. Эстетическое освоение действительности сред­ствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Со­здавая произведение искусства, музыкант, поэт, художник концент­рирует, мобилизует все свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он глубоко познает данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает. П.И. Чайковский так говорил о процессе со­здания им оперы «Пиковая дама»: «Я писал ее с небывалой горячнос­тью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходя­щее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».

После выхода произведения в свет люди, воспринимая его, не остаются равнодушными. Они волнуются вместе с героями или за их судьбу, радуются или негодуют, творчески откликаются на вос­принятое. В этом заключается процесс художественного освоения жизни. Художественные произведения помогают человеку уловить самое нужное, отвечающее его внутреннему миру, прийти к какому-то выводу, решению; «...в создании поэта люди, восхищающиеся им, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно пред­ощущали». Сила искусства и заключается в том, что, сопереживая, человек незаметно для самого себя начинает горячо любить или ненавидеть и в соответствии с этими чувствами проявляет в своей жизни и деятельности определенное отношение к явлени­ям жизни, поведению людей. Зачастую человек ощущает подъем творческих сил, желание совершить что-то значительное, напри­мер, благородный поступок.



Таким образом, мы видим, как огромна роль искусства в воспи­тании чувств и сознания человека. Оно формирует личность, влияет на развитие творческой деятельности и, в соответствии с требова­ниями общества, является высшей формой эстетического освоения действительности в единстве его познавательного, идейно-воспи­тательного и эстетического моментов.

Специфической для искусства формой отражения действитель­ности, основной формой художественного познания, мышления является художественный образ. Он так же богат и глубок по свое­му содержанию и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь.

Художественный образ характеризуется неразрывным органи­ческим единством общего, существенного, закономерного, конкрет­ного и индивидуального. Например, образ Ивана Сусанина отра­жает тип русского человека патриота. В конкретном персонаже здесь обобщены характерные черты всего русского народа.

Каждый вид искусства, каждая область художественного твор­чества обладает своими особыми средствами создания художест­венных образов, которыми являются: язык слов, красок, звуков, пластических движений и т.п.

Каждый вид искусства связан с деятельностью человечес­кого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия - словами, скульптура - пластическими материалами, а музыка - звуками.

 


Просмотров 831

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!