Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Региональная система дошкольного образования как основа устойчивого социально-экономического развития территории



 

Аннотация

В статье рассматривается роль и значение системы дошкольного образования региона для устойчивого социально-экономического развития и достижения целей образовательной и экономической политики.

 

Ключевые слова

Система дошкольного образования, образовательная реформа, устойчивое развитие, ФГОС, современная концепция воспитания

 

С 2005 года система образования Российской Федерации претерпевает значительные изменения на всех уровнях и в пределах всех подсистем. За прошедший период был принят ряд нормативных документов планового, инициативного и декларативного характера [1], зачастую противоречащих друг другу. Тем не менее, к 2012 году все ключевые положения современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики закреплены и отражены Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2].

Новый закон «Об образовании в РФ» вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Он заменил два базовых закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год).

15 марта 2011 года вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы. В общем и целом можно отметить, что базовые показатели, заложенные разработчиками данной программы достигнуты.

По итогам внедрения и исполнения указанных нормативно-правовых актов дошкольное образование становится первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее [4].

В свою очередь Программа развития системы образования в Ленинградской области нацелена на инновационные подходы и технологии в организации образовательной деятельности [5]. Освоение средств консолидированного бюджета Ленинградской области по разделу «Образование» в 2014-2016 году в среднем составит 28,3 млрд.руб. в год. По реализации мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет Ленинградская область находится в числе лидеров среди субъектов Российской Федерации [3].



Региональная сеть дошкольных учреждений Ленинградской области в 2014-2015 году представлена 487 образовательными учреждениями и организациями, реализующими программы дошкольного образования. Кроме того, более 40 иных организаций, включая субъекты малого и среднего предпринимательства,осуществляют услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в группах дневного времяпрепровождения, в центрах социально-игровой поддержки, в досуговых центрах, в адаптационных группах, в группах предшкольной подготовки и иных вариативных формах [5].

По данным комитета экономического развития и инвестиционной деятельности в 2015 году численность детского населения продолжает расти, численность детей в возрасте от 0 до 7 лет составляет 130,9 тыс. человек, что на 2,48 тыс. чел. превышает показатель 2014 года и, следовательно, требует создания дополнительных мест в детских садах [5].

Таким образом, роль дошкольного образования в социально-экономическом развитии региона неуклонно возрастает сразу в нескольких аспектах.

1. Неоспоримым является тот факт, что наличие доступа к образовательным услугам дошкольной образовательной организации способствует повышению уровня использования трудового потенциала населения территории: эффективно работающие детские сады позволяют работать на условиях полной или частичной занятости обоим родителям, находящимся в самом эффективном с точки зрения отдачи от трудовой деятельности возрасте – от 23 до 32 лет. Тем самым способности и знания, заложенные в системе среднего и высшего образования и закрепленные с помощью производственного обучения становятся востребованными в региональной экономике. Также необходимо отметить, что качественное и доступное дошкольное образование становится фактором, обеспечивающим приток рабочей силы на предприятия региона.



2. Современное дошкольное образовательное учреждение выступает своего рода воспитательным центром для широкого круга населения, связанного с находящимся в ДОУ ребенком – родителей, родственников, знакомых. Подобный широкий воспитательный эффект в случае успешной реализации целевых мероприятий позволяет расширить воздействие ДОУ на социально-бытовую и культурную сферу и, в конечном итоге, на развитие сферы услуг.

3. В связи с вышеуказанным эффектом становится возможным говорить и о третьем аспекте функционирования системы дошкольного образования – установлении отношений социального партнерства с представителями предприятий, общественности и руководителей образовательных организаций более высокого уровня для согласования планов, программ и отдельных мероприятий, нацеленных на повышение качества жизни населения.

Вышеописанные аспекты невозможно внедрить без изменения образа мышления руководителей ДОУ и связанных с ними местных, региональных и федеральных органов управления образованием, в связи с чем с 1 января 2014 года в Российской Федерации введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором большое внимание уделено позитивной социализации и индивидуализации детей. При этом отсутствует оценка соответствия требованиям образовательного стандарта в форме аттестации. В настоящее время идет внедрение ФГОСов и новых образовательных программ с тем, чтобы в 2016 году полностью завершить эту работу. В связи с появлением ФГОСа, предъявляются новые требования к педагогическим работникам, модернизируются профессиональные стандарты и программы подготовки педагогических работников дошкольного образования в вузах [4].



На наш взгляд, положительными моментами новых стандартов образования являются:

- дошкольные организации определены на одном из уровней системы общего образования;

- признание уникальности периода дошкольного детства;

- введено требование государственного финансирования;

- ориентир на психолого-педагогическую поддержку социализации и индивидуализации, развитие личности дошкольника, реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку;

- отражены особенности организации образовательной деятельности и взаимодействия детского сада и семьи;

- определены основные компетенции педагога;

- особое место уделено поддержке детской инициативы и самостоятельности;

Однако есть и отрицательные моменты, препятствующие реализации потенциала системы дошкольного образования:

- цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы;

- образовательный процесс утратил признаки системы и возможности его преемственности со стандартом начального школьного образования;

- из образовательной программы убраны модели организации образовательного процесса - единственный управленческий механизм способный восстановить системность образовательного процесса. Педагогам предлагается ситуативная модель организации;

- среди условий реализации программы большое внимание уделено финансовым условиям, при этом отсутствует полностью взаимосвязь этих условий с содержанием и результатами реализации образовательной программы.

При этом образование стало инклюзивным, то есть дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, в дошкольной жизни, но эта законодательная норма пока не везде реализуется. Это требует дополнительных усилий со стороны образовательной системы и родителей. Здесь мы только на пути к преобразованию социальной среды и окружения системы дошкольного образования.

Также, как было отмечено выше, родители стали полноправными участниками образовательного процесса, и могут теперь принимать участие в решении большинства вопросов и проблем детского сада. Родители, которые воспитывают детей дома, получили право на бесплатную помощь в соответствующих консультационных центрах при детских садах и школах.

Тем не менее, даже при таких, казалось бы, положительных моментах есть свои проблемы. Власти, готовясь рапортовать о выполнении указаний президента по ликвидации очередей в детсады, все чаще переводят разговор на места для трех- и пятилеток, оставляя за скобками самых маленьких

Таким образом, упомянутый потенциал влияния региональной системы дошкольного образования на устойчивое социально-экономическое развитие отдельной территории остается нереализованным ввиду институциональных ограничений, связанных реализацией нового закона «Об образовании» и внедрения ФГОС.

Однако есть проблемы, которые могут быть решены и на уровне дошкольного образовательного учреждения. К ним, прежде всего, относятся: проблемы кадрового потенциала (очень мало молодых специалистов в дошкольных учреждениях), недостаточное финансирование, необоснованная оптимизация кадров, приводящая к исчезновению из штатного расписания специалистов (психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования);

Решение этих проблем нам видится в привлечении молодых специалистов при условии социальной поддержки (выделение жилья, выплаты разовых пособий) с обязательным сроком работы в системе дошкольного образования не менее 10 лет; в формировании фонда внебюджетных средств путем возрождения шефства крупных коммерческих организаций над дошкольными учреждениями; в открытии консультационных центров, где можно получить квалифицированную помощь специалистов и обслуживающих несколько дошкольных образовательных учреждений.

Современная российская система образования претерпевает глобальные изменения. Все эти изменения носят весьма противоречивый характер, так как каждый из них требует очень большого количества времени, чтобы к нему приспособились не только дети, родители, но и педагоги. Однако наиболее важным мы считаем, чтобы реализуемые изменения носили целенаправленный характер и согласовывались со стратегическими ориентирами социально-экономического развития страны и региона.

 

Список литературы

1. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751//Консультант Плюс: справочно-правовая система

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2014)//Консультант Плюс: справочно-правовая система

3. Дошкольное образование: качество, доступность, безопасность (интервью с заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, федеральным руководителем проекта «Детские сады – детям» партии «Единая Россия» Аленой Игоревной Аримновой). URL: http://www.vestniknews.ru (дата обращения: 25.11.2015).

4. Сергеев А.Л. Реформа образования в России: проблемы и перспективы. // Конституционное и муниципальное право. – 2013. - № 9. – С. 28–31

5. Материалы официального сайта. URL: http://lenobl.ru/civil_society (дата обращения: 25.11.2015).


Просмотров 612

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!