Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Становление и развитие экономики России в 1880 – 1890-х годах



Глава 8.

Россия на рубеже 19 – 20 веков.

Характеристика смены веков.

Основной чертой экономической жизни стало бурное развитие рыночного хозяйства. Реформы 1860- 1870-х позволили перейти к новым социально-экономическим отношениям в качестве господствующей системы. Реформы Александра 2 дали возможность сломать феодальные отношения в селе, во всем народном хозяйстве, завершить промышленный переворот. Но все же этот переходный процесс осложнялся отсталой политической системой- абсолютной монархией и сословной структурой общества.

 

Сельское хозяйство в пореформенный период.

Остатки крепостничества, оставшиеся после затрудняли развитие рыночных отношений.

Огромные выкупные платежи.

На смену помещичьей власти пришла власть общины:

Могла наложить штраф за труд,

Устраивала передел земли => что не давало стимул к увеличению ее плодородия

Принудительный севооборот, все вместе начинали и заканчивали работу.

Но все же в 1880-1890-е годы рыночные отношения проникали в аграрный сектор.

Главным признаком этого

  1. расслоение крестьянского населения.
  2. изменение сути помещичьего хозяйства.
  3. усиление специализации хозяйств на рынок.
  4.  

Расслоение крестьян.
Зажиточные крестьяне (кулаки) Бедные крестьяне
(предприниматели, имели собственные наделы, использовали наемников – батраков. Работали на рынок.) Предъявляли спрос на сель-хоз машины =>развитие новых, различных отраслей Соединяли свое хоз-во с различными промыслами. Часть разорялась и уходила в город, становясь наемной силой. Именно эта группа, получая зарплату, предъявляли спрос на ранке  

 

 

 

Изменение сути помещичьего хозяйства

Постепенный переход от патриархальных форм к рыночным отношениям.

В 1870-1890-х еще оставались крестьяне на отработках, но это уже были свободные люди, их нельзя было заставлять работать.

Зажиточные крестьяне старались скорее выкупить свои наделы, бедные же вообще не хотели работать, так как их наделы были слишком малы, и они попросту уходили в город.



Для превращения своих имений в прибыльные хоз-ва помещикам были необходимы:

A: Новые машины, сль-хоз удобрения, новые агротехнические приемы

B: Значительных капиталов

C: Талантливых управляющих

Но не все помещики сумели перестроиться на новый лад, многие из них были вынуждены закладывать свои поместья, а то и продавать, кстати, все чаще их покупателями становились бывшие крестьяне.

 

Усиление специализации хозяйств на рынок

В пореформенном хоз-ве проступал товарный хар-р. В рыночный оборот включались земельные угодья, рабочая сила и т.д. Оформилась ранее только намечавшаяся региональная специализация по производству продукции (лен, зерно, сах. свекла и т.д.) , что способствовало развитию рыночного обмена между регионами.

В южных русских степях и на Украине стали возникать экономии –крупные имения, ориентированные на зарубежный рынок.

Но все же к концу 19в. аграрный вопрос продолжал стоять очень остро.

Проблемы (так как реформа 1861г. не доведена до логического конца):

  1. Крестьянское малоземелье.
  2. Слишком высокие налоги (в казну 96% налогов с крестьян)
  3. усилению дифференциации на селе способствовал мировой аграрный кризис.
  4. Сель-хоз-во было отсталым в техническом плане, что влияло на эк-ку страны.
  5. Основные партии и объединения призывали покончить с малоземельем насильственным путем.

 



Становление и развитие экономики России в 1880 – 1890-х годах.

Изменения в промышленности.

В 1880-е года в основном завершился промышленный переворот. В ведущих отраслях стала преобладать техника (паровые машины). Появились и начали бурно развиваться новые отрасли: нефтедобывающая, машиностроение, хим. производство. Появились новые промышленные районы – Донбас, Криворожье.

За десятилетие выплавка чугуна увеличилась в 30 раз.

С 1870 – 1890-е производство паровозов увеличилось в 20 раз, что позволило отказаться от их импорта из-за границы.

Юзовский, Сулинский заводы, металлургический район с центром в Екатеринославе - молодая южная металлургия, основанная на вольном (не крепостном) труде составила основную индустриальную базу страны.

Среди нефтедобычи и нефтепереработки выделялся район в Баку. Внедрение паровых двигателей в бурение и добычу нефти из нефт. скважин способствовало тому, что Россия увеличила добычу нефти за 20 лет в 140 раз, а к концу 19 века нефтедобыча возросла до 633 мил. пудов, что вывело ее на первое место по этому показателю в мире.

В это время также получило бурное развитие рассеянная мануфактура.

Изменения на рынке труда.

Если же раньше основной рабочей силой было крестьянство, то теперь ею стали вольные рабочие, чья квалификация была на порядок выше => производительность намного лучше и качественнее. В связи с этим за последнее 10-ие был отмечен бурный рост городского населения. Доля урбанизации 13.5%.

Городское население в основном состояло из:

  1. Крупная буржуазия, чиновники – 11%
  2. Мелкие ремесленники, лавочники – 24%
  3. Люд рабочий – 52%

Наиболее высокими темпами возрастало население больших городов. Москва 1 мил чел, Петербург – 1,2 мил.

Железнодорожный транспорт.

Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. За десять лет их было построено более 21 тысяч верст, или более 1/3 всех дорог в России. По темпам строительства жз. Дорог Россия вышла на 2-ое место после США. В это время была построена Транссибирская магистраль (протяженность > 6 тыс. верст). Создалась единая железнодорожная сеть в Европейской части страны.



Сначала жз. дороги строились на частные средства, постепенно усиливались инвестиции гос-ва, затем гос-во полностью взяло на себя строительство железных дорого и выкупало их из частных рук.

Но в пересчете на тас. км2 показатель железных дорого в России бал намного меньше чем в др. европейских странах ( < Англии почти в 66 раз).

К концу 19в. железные дороги принимали более 70% общего грузооборота.

Также в это время развивался водный транспорт (за 10 лет мор флот для зарубежных перевозок увеличился с 50 до 520 кораблей).

Внутренний рынок.

За 10 лет быстрый рост товарооборота, почти в 5 раз до 12 мил. рублей. Сезонные ярмарки оставались только в наименее развитых регионах, а в крупных появлялись торговые фирмы, товарные биржи. Произошло зарождение практики проведения всероссийских промышленных выставок – около 4-х в год.

Усиление товарного хар-ра сель-хоз-ва привело к быстрому росту хлебного рынка. Из общего состава продававшегося хлеба 60% внутри страны и 40% экспортировалось.

В стране также сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сель-хоз-ого труда.

Внешний рынок.

Страна быстро входила в мировой рынок. Объем экспортно-импортных операций увеличился в 3 раза. 47% экспорта составлял хлеб. Импортировалась в основном техника, и металлы, кофе, чай, пряности. Основными торговыми партнерами оставались Германия и Англия.

Акционерное дело.

В конце 1860 и начале 1870-х в России разгорелась настоящая учредительская горячка.

Кол-во акционерных организаций возросло 4,5 раза.

Процесс концентрации капитала начался в в сфере жз. дорожного строительства.

С 1890-х годов – 2-ая волна учредительской горячки. Неимоверно возросло кол-во акционерных организаций – 1369. Но сейчас преимущественно капиталовложение шло в промышленность.

Определенным тормазом в развитии рыночных отношений была неразвитость кредитной системы

 

Формирование рыночной экономики России имело специфические особенности (как и Германии) оно носило догоняющий характер, что позволило ей использовать опыт и капиталы в организации производства.

МОНОПОЛИИ.

Первая российская монополия возникла в страховом деле – 8 страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа.

Первое промышленное монопольное объединение в 1882г. – 5 заводов по производству рельсов – Союз рельсовых фабрикантов.

Сахарная промышленность. Объединение самых крупных сахарозаводчиков – в него входили 206 из 226 заводов. В 1895г. была разработана программа совместно с правительством, согласно которой на год вперед определялась норма продажи сахара в стране, а все сверх нормы шло на экспорт по более дешевым ценам чем внутри страны. В результате этого сахарная промышленность стала одной из наиболее развитых отраслей в России.

 

 


Просмотров 2195

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!