Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развитие промышленности и транспорта



Глава 6. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века.

 

К началу XIX в. Россия занимала огромную тер-рию от Прибалтики до Дальнего Востока.

В 1801-1804гг. в ее состав вошла Грузия, а в 1804-1813 из-за войны с Персией и Турцией к России отошли Имеретия, Абхазия, Гурия, Дагестан и др. В 1812г. по мирному договору с Турцией Россия получила часть Бессарабии. В 1808-1809 была присоединена Финляндия, которая все же имела большую самостоятельность (своя конституция, денежная и таможенная системы и др.)

Сельское хоз-во.

 

В перв. половине 19 в. с/х оставалось главной отраслью в экономике. Его развитие происходило в основном экстенсивными методами. Совершенствование обработки почвы, внедрение нов. сортов проходило медленно. Основной агротех. Системой оставалось трехполье, в Сибири – подсека. Скот – для дом. потребления, а не на продажу.

Как и в 18 в. крестьяне делились на:

А) помещичьи – большинство (в 1850х их было 23 млн. чел.). Соотношение барщины и оброка было различным в зависимости от экон. характеристики губерний. В центр. районе оброчная система – 65-90%. В Прибалтике, Белоруссии, Украине крестьяне на барщине было 90-95% крестьян.

Б) государственные - к сер. 19в. ≈ 19млн. чел. Их эк. положение было более стабильным. С 1801 г. им разрешалось покупать землю. Они могли выбирать между занятием ремеслом и земледелием. Но в то же время гос-во могло их перевести на воен. поселения, подарить дворянину, перевести в разряд удельных крестьян.

В) удельные крестьяне – промежуточное положение между А) и Б). К серед. 19 в. их было ок. 2 млн. чел (в основном – Сред. Поволжье и Приуралье). Они несли оброк в пользу царской семьи, платили гос. налоги и натуральные повинности.

Дворян в 1830х было ок. 500 тыс. (1% населения). Из них 109 тыс. семей – помещики, т.е. имели крепостных. 70% семей имели не более 100 душ («мелкопоместные дворяне»).

В 1820х стало очевидным, что возможности развития помещичьих хозяйств практическ. исчерпаны. По мере развития крестьянск. промыслов росла конкуренция и заработки крестьян-оброчников падали -> они меньше платили помещикам, которые постепенно превратились в помещиков-должников. В сер. 19в. много имений продавалось с молотка за долги.



Развитие промышленности и транспорта

Перв. половина 19в. – часть промыш. продукции выпускалась мелкими промыслами. В 1850х их доля – до 80% всей продукции.

Большую роль сыграли рассеянные мануфактуры: предприниматель-скупщик раздавал работу крестьянам-надомникам. Позже этих работников стали собирать вместе, где они трудились на основе разделения труда.

Как и раньше больш. значение имели отхожие промыслы. В 1850-х на заработки в круп. города уходило до 30-40% крестьян. Это способствовало формированию рынка труда и росту городск. населения. Но даже среди 82% (1860г.) «вольнонаемных» большинство – крепостные, отпущенные на заработки.

Развитие пром-ти было неравномерным. Наиболее быстро развивалось хлопчатобумаж. пр-во. В 1850х Россия была на 5 месте в мире по выпуску х/б продукции. Доля России в мировой металлургии сократилась из-за технич. отсталости и низкой производительности труда. Металлургия выживала только за счет системы таможенных тарифов на ввоз металлов.

В 1830-1840х нач. промыш. переворот, который также означал появление нов. соц. групп населения: предпринимателей и наемных работников.

1-ое предприятие с машинной техникой – казенная Александровская хлопчатобум. мануфактура в Санкт-Петербурге (1799). К сер. века машинное пр-во составляло 2/3 всей круп. пром-ти. В 1860-е в Санкт-Петербурге появ. первые машиностроительные заводы (Невский, Александровский и др.).



Специфические черты дореформенных работников: обычно это были крепостные, ушедшие на оброк, зависящие как от фабриканта, так и от помещика, кот. мог их вернуть в деревню.

Дореформенная буржуазия (особенности): происходила большей частью из купцов или из торгующих крестьян, имеющих право на торговлю. Чаще всего они совмещали торговые и предпринимательские функции. Но большая часть предпринимателей и торгующ. крестьян – крепостные, т.к. помещики не спешили их отпускать на волю.

В 1й половине 19в. Россия – все еще страна бездорожья, что мешало эк. развитию. Основными видами транспорта были водный, гужевой (перевозки на лошадях). Если водными путями пользовались летом, то зимой в основном применялись перевозки на лошадях (сани).

1830е – нач. строительства ж/д путей. 1-я жел. дорога – между СПб и Царским Селом (25 верст). 1843-1851 – строительство ж/д между Москвой и СПб, что сыграло большую роль для экономики. Строительству ж/д противостояли владельцы ямских станций. Даже в правительстве были противники строительства ж/д.

 


Просмотров 531

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!