Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Цели воспитания в современной российской школе



С 20-х по 90-е годы прошедшего столетия в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Подобная цель имеет традицию в образовании Древней Греции, в Европе эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей. Учение о всестороннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что именно всесторонне развитая личность - цель исторического процесса. Цель, таким образом, носила характер идеала. Тем не менее в соответствии с нею составлялись программы воспитания и строилась работа в советской школе. Всестороннее развитие личности как цель воспитания прямо или косвенно утверждается многими странами и международным сообществом, о чем говорят и документы ЮНЕСКО.

В новых социально-экономических условиях нашей страны весьма критично оценивается всестороннее развитие личности как цель воспитания, признается неосуществимость такого идеала воспитания. У специалистов нет, однако, единства в этом. Это происходит главным образом потому, что до 90-ых годов цели воспитания определялись от потребностей авторитарного государства и носили идеологический характер, а теперь, считают ученые, надо идти от потребностей личности в самореализации, в развитии способностей каждого. Поэтому цель воспитания в Российской Федерации в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии. Это отражено в Законе РФ об образовании. Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст.9,п.2). Образование, согласно Закону, должно обеспечить выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование (ст.14, п 1,2). Можно сказать, что политико-государственный, авторитарный, идеологический подход к постановке целей воспитания заменяется личностным подходом, более человечным и прагматическим: воспитать личность, способную самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, сформировать человека, сознательно строящего свою жизнь в сотрудничестве с другими членами общества. Такая цель воспитания, которой постепенно проникается педагогическое сознание в нашей стране, довольно близка западной гуманистической педагогике и является частью личностно ориентированного образования - концепции, в общих чертах принятой в нашей стране педагогическим сообществом.



Личность как предмет воспитания

Сущность понятия личность

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- так К.Д.Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Человек - биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду. Индивид - это отдельная особь, человеческий организм с только ему присущими особенностями. Индивид соотносится с человеком, как особенное с типическим и всеобщим. Индивидуальность так же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности. Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении. Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе.



Отсюда вопрос о структуре личности. Религиозные учения видят в личности низшие пласты (тело, душа) и высшие - дух. Сущность человека духовна и изначально задана верховными сверхчувственными силами. Смысл человеческой жизни - приближение к богу, спасение через духовный опыт.

З.Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы: подсознание ("Оно"), сознание, разум ("Я") и сверхсознание ("сверх-Я"). Природной и разрушительно опасной основой личности З.Фрейд считал половое влечение, придавая ему характер двигательной силы, определяющей поведение человека.

Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), направление в психологии, сводит личность к формуле "стимул-реакция", рассматривает личность как набор поведенческих реакций в ответ на ситуации, стимулы и исключает из структуры личности ее самосознание, то, что и есть основа личности.

В отечественной психологии (К.К.Платонов) выделяются четыре подструктуры личности: - биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности; - психические процессы: внимание, память, воля, мышление и пр.; - опыт: умения, навыки, знания, привычки; - направленность: мировоззрение, стремления, интересы и пр. Из этого видно, что природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развиваются психические функции и собственно личностное начало. Как видно, разные учения выделяют в личности примерно одинаковые структуры: природные, низшие, пласты и высшие свойства (дух, направленность, сверх-Я), однако объясняют их происхождение и природу по-разному.


Просмотров 1106

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!