Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Экономическая сущность налогов



Налоги - это обязательные платежи юридических и ФЛ в бюджет, устанавливаемые и принудительно изыма­емые государством в ходе перераспределения части обществен­ного продукта.

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, обо­ронную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд.

Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношении является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.

Таким образом, прибавочный продукт выражает сущност­ные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги.

Налоги, подобно государственному кредиту, расходам госу­дарства и т. д., являются одним из элементов системы финансо­вых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависи­мости с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки.

Движение стоимости в налоговых отношениях носит безвозмездный характер, а во-вторых, односторонни.

Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Фун­кция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов.



В числе налоговых функций обычно выделяются: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная.

 

2.Функции налогов, общая характ-ка.

Налоги - это обязательные платежи Ю и Ф в бюджет, устанавливаемые и принудительно изыма­емые государством в ходе перераспределения части обществен­ного продукта.

Сущность любой экон. категории раскрывается посредством ее функций.

В числе налоговых функций обычно выделяются:

1. Фискальная функция т.е бесперебой­ное обеспечении государства финансовыми ресурсами, необхо­димыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития. Для этой функции характерно лишь одно свойство: макси­мальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы гос. бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

2. Сти­мулирующая функция, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

3. Из сущности налогов вытекает и распределительная, а точ­нее перераспределительная, функция. Она обеспечивает про­цесс перераспределения части совокупного общественного про­дукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходован­ных факторов производства (капитала, труда, природных ре­сурсов), а другая часть - в централизованный фонд государ­ственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой фун­кции реализуется общественное назначение налогов как осо­бого централизованного инструмента распределительных от­ношений.



4. Сегодня регулирующие возможности налогов настолько ве­лики, что их можно рассматривать как проявление регулирую­щей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспр. процессе, оказывают серьезное влияние на вос­производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулиро­вания экон. процессов порождена функциями госу­дарства по регулированию экономики.

5. Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в фин ресурсах.

 

3. Фискальная функция налогов.

Фискальная функция налогов проявляется в бесперебой­ном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необхо­димыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития. Последние десятилетия в мировой практике ха­рактеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджет государства, что связано с ростом объемов производ­ства, развитием научно-технического прогресса, реальным уве­личением национального дохода.

Рост налогов в ряде стран мира привел к увеличению издер­жек производства, росту цен и удорожанию товаров. Следстви­ем этого стало снижение темпов экономического роста. Чрез­мерное налогообложение населения отрицательно отразилось на материальном положении отдельных социальных групп. По этим причинам с середины 80-х годов XX в. заметно снижение налоговых поступлений. Однако несмотря на некоторое сниже­ние налоговых поступлений, их доля в национальном доходе остается высокой.



Фискальная функция налогов отражает форму принуди­тельного лишения принадлежащей юридическому или физи­ческому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: макси­мальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы госу­дарственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроиз­водственной сферы, обеспечения потребностей науки, здраво­охранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стиму­лирует общественный прогресс.

Распределительная функция.

Из сущности налогов вытекает и распределительная, а точ­нее перераспределительная, функция. Она обеспечивает про­цесс перераспределения части совокупного общественного про­дукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходован­ных факторов производства (капитала, труда, природных ре­сурсов), а другая часть - в централизованный фонд государ­ственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой фун­кции реализуется общественное назначение налогов как осо­бого централизованного инструмента распределительных от­ношений.

Через налоги реализуется главное их общественное назна­чение - формирование финансовых ресурсов государства, ак­кумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций госу­дарства (политических, оборонных, внешнеэкономических, со­циальных, природоохранных и др.).

Формирование доходов государственного бюджета на осно­ве стабильного и централизованного взимания налогов прев­ращает государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный ха­рактер, как и объективно само существование и функциониро­вание государства. Она возникла вместе с появлением госу­дарства, которому требуются средства для выполнения своих функций.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроиз­водственном процессе. Изначально распределительная функ­ция налогов носила сугубо фискальный характер, но с развити­ем государства, развитием экономики в стране у этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

 


Просмотров 298

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!