Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Создания развивающих программ



Дж. Гилфорд создал уникальную модель структуры интеллекта, которую многие психологи сочли несколько искусственной. Гилфорд на это отвечал, что "как много дорог вело в Рим, так и много дорог ведет к пониманию интеллекта" и что "каждый подход дополняет предыдущие, позволяя подойти с еще одной стороны". Его кубообразная модель структуры интеллекта обладает высокой прогностичностью и технологичностью, позволяя "открывать" новые интеллектуальные способности, создавать психологические тесты и развивающие программы. На основе этой модели, в частности, были созданы знаменитые тест Е. Торренса и развивающие программы Дж. Рензулли.

Модель структуры интеллекта является классификационной системой, имеющей три основных измерения и 120 различных интеллектуальных способностей. Все способности разбиваются на основные группы соответсттвен-но этим измерениям:

1) типам интеллектуальных операций;

2) типам содержания;

3) типам полученных результатов.

 

ОПЕРАЦИИ

Данный параметр модели Дж. Гилфорда состоит из пяти основных типов производимых человеком интеллектуальных операций с полученной информацией.

Познание - обнаружение, узнавание, осознание, понимание информации.

Память - запоминание, сохранение и накопление информации.

Конвергентное мышление - процесс нахождения единственно правильного решения задачи или проблемы посредством интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Под этим решением понимается решение, которое является "правильным" в общепринятом понимании этого слова, т. е. достаточно традиционным и шаблонным для нашей культуры.

Например, в тесте социального интеллекта Дж. Гилфорда в качестве продолжения ситуации 1 американцы, в основном, выбирают вариант А, а россияне - вариант Б. Именно эти ответы являются типичными, "правильными" для этих культур.


Дивергентное мышление - процесс создания оригинальных и необычных идей с помощью многовариативного поиска решения проблемы.

Оценивание - вынесение суждения и оценка имеющейся информации или полученного результата по определенным критериям.



 

СОДЕРЖАНИЕ

Этот параметр состоит из четырех основных типов содержания информации, с которыми имеет дело наш интеллект.

Образное содержание состоит из информации в конкретной образной форме (в зрительной, слуховой и т. п.)

Символическое содержание включает в себя информацию в виде знаков, обозначающих что-либо: числа, музыкальные ноты, шифровальные коды и т. д.

Семантическое содержание - это информация, состоящая из идей, мыслей и понятий, и передаваемая обычно с помощью слов.

Поведенческое содержание - информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы, потребности, настроения, мысли, установки, определяющие поведение людей.

ПРОДУКТЫ

(результаты обработки информации)

В результате интеллектуальной обработки мы организуем информацию по шести основным типам:

Единицы - относительно самостоятельные элементы информации или сведения, носящие единичный характер.

Классы - совокупность различной информации, собранной вместе в силу ее какого-нибудь общего свойства.

Отношения - непосредственно характер связей и отношения между объектами и единицами информации.

Системы - совокупность объектов или элементов информации, имеющих общие свойства и определенный характер связей между собой.

Трансформации - любые изменения информации, ее преобразования, модификации и т. п. Трансформации, предполагающие изменение под необычным углом привычной информации, объектов, материалов, ситуаций и т. п., являются особенно характерными для творческих людей.



Импликации - объекты, явления и информация, выходящие за пределы имеющихся объектов, явлений и информации, но связанные с ними и предполагаемые ими.

 

 

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности и самопознания в подростковом и юношеском возрасте» (4 часа)

Основные понятия:акцентуация характера, самооценка, самопрезентация, тревожность, профориентация, целеполагание, временная перспектива.

 

План занятия:

1. Основные тенденции развития личности в подростковом и юношеском возрасте.

2. Психологическая характеристика акцентуированного подростка.

3. Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение.

Практические задания

 

Упражнение «Я – высказывания».

Информация: Мы сегодня будем учиться, с вами высказывать (выражать) свои чувства. Когда мы разгневаны, обижены, часть обвиняем партнёра и стараемся переложить на него ответственность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто-то ещё. Поэтому важно принять ответственность за собственные мысли и чувства в данный момент, сообщить о них партнёру, выразить желание, чтобы он определённым образом изменил своё поведение и пригласить, его открыто обсудить возможные пути для этого.

Использование "Я" - высказываний в групповой работе способствует принятию детьми ответственности за свои чувства и помогает им научиться выражать свои эмоции в корректной форме, чтобы остальные могли их понять и согласиться со справедливостью выдвинутых ими требований.

Ситуация 1: Твой брат одолжил у тебя любимую рубашку и порвал её. Что ты скажешь брату?

Ситуация 2: Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе единицу. Что ты скажешь учителю?



Ситуация 3: Твой отец, который живёт отдельно от вас, не забрал тебя к себе в субботу, хотя обещал. Что ты скажешь отцу?

Ситуация 4: Твой лучший друг/ подруга назначил(а) свидание твоей(ему) девочке/мальчику. Что ты скажешь другу/подруге?

Ситуация 5: Мама тебе уже три раз обещала дать тебе немного денег, а теперь говорит, что не может сделать этого. Что ты скажешь маме?

Ситуация 6: Тренер сказал, что ты не достаточно серьёзно тренируешься, и он отчисляет тебя из команды. Что ты скажешь тренеру?

Ситуация 7: Руководитель оркестра посчитал, что ты устроил беспорядок в музыкальной комнате, и наказал тебя. Что ты скажешь руководителю?

Ситуация 8: Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вырвала из него все страницы. Вчера она изрисовала твой учебник по математике. Что ты скажешь своей сестрёнке?

Ситуация 9: Соседский ребёнок проткнул твой баскетбольный мяч. Что ты ему скажешь?

Ситуация 10: Тебе поставили двойку за реферат. Учитель не захотел дать тебе дополнительное время, чтобы ты мог дописать его. Что ты скажешь учителю?

Ситуация 11: Твой старший брат приходит из школы раньше тебя и всегда съедает все сладости, которые мама оставляет вам обоим. Что ты скажешь брату?

Упражнение «Мой смысл жизни»

Примерное содержание занятия:

1. Рефлексия эмоционального состояния.

2. Выступление группы (домашнее задание - «Выбрать одну из концепций по поводу смысла жизни»): представление философских концепций, ответы на вопросы.

3. Дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

Ø Почему вопрос смысла жизни вновь и вновь возникает перед человечеством? Это проблема, которая волнует только философов или она одинаково важна для каждого человека?

Ø Какая из систем философских взглядов ближе вам и почему?

Ø Всякий ли человек обретает смысл своего существования?

Ø Что побуждает человека к поиску смысла?

Ø Как бы обозначили, в чем Ваш смысл жизни?

Подведение итогов.

Упражнение "Предмет, похожий на меня"

Цель: расширить знания о себе, получая от других обратную связь.

Оборудование: мяч, губка, майка, коробок спичек, зубная щетка, маска, кукла и другие предметы, а также стол для их выкладывания.

Инструкция: на столе вы видите разные предметы, выберите то, что больше всего похоже на вас и объясните свой выбор. Остальные члены группы реагируют на сделанную самопрезентацию, давая обратную связь каждому участнику. С помощью обратной связи самопрезентация подтверждается или оспаривается участниками тренинга.

Упражнение «Поиск ценностей»

Цель: исследование и нахождение новых ценностей повышение своего достоинства, своей значимости. Оборудование: магнитофон.

1. Если бы Вы обязаны "были" выразить себя одним предложением, чтобы вы сказали о себе. Нужно записать 5 предложений и затем предлагается их проранжировать по значимости.

2. Если бы инопланетяне хотели Вас забрать на другую планету, какой бы аргумент Вы смогли бы провести, который доказывал вашу ценность, значимость для планеты Земля.

3. Если бы вам представилась возможность изменить в мире что- либо. С чего бы начали? (можно 3 вещи). Как бы вы это делали?

4. Как вы понимаете, что такое счастье? Считаете вы себя счастливым? Что нужно для того, чтоб быть счастливым?

Обсуждение: что мешало выполнять задания?

Упражнение. "Мои ценности".

Цель: осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей. Оборудование: листы бумаги, ручки, магнитофон.

Инструкция: Участникам раздаются по 7 листочков, и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Предлагается представить себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первом листке. Предлагается смять и отложить листок и осознать, как им теперь без этой ценности живётся. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценностей. Затем психолог объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так - 7 раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-нибудь ценности. Посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение.

Упражнение «Веер»

Цель: помочь увидеть себя со стороны, проанализировать ситуацию и сделать выводы.

Оборудование: листы белой бумаги и ручки для каждого участника.

Инструкция: лист подписывается в правом нижнем углу, каждый пускает свой лист по кругу. Все участники должны по очереди записать в листок (начиная с верху) два качества этого человека. Первое – то, которое, по вашему мнению, имеется у автора листка; второе – то, которое ему необходимо развивать в себе. После чего лист загибается и передается следующему участнику. В итоге веер владелец забирает на память.

Самостоятельная работа:

1. .Составить таблицу типов акцентуации характера, и рекомендации по реализации индивидуального подхода к подросткам с различными акцентуациями характера.

2. Написать сочинение на одну из тем: «Я в поисках смысла», «Какие идеи лежат в основе моих жизненных установок», «Качество моей жизни», «Моя жизнь» и др. Можно предложить свободную тему для сочинения, учитывая цель занятия.

 

Литература:

 

1. БарреттДж. Карьера: способности и выбор: Тесты / Д. Барретт. - М, 2003.

2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, 2003.

3. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:ТЦ «Сфера», 2000.

4. Прутченюв АС, Сиялов АА Эй ты, параноик! О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей и подростков и педагогической помощи им. -М.: Новая школа, 1994.-64с.

5. Пряжников НС. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.

6. Прихожан А Школьный психолог- М., 2004.

7. Рабочая кн. школьного психолога / Под ред. НВ.Дубровиной. - М., 1990..

8. .Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

11. Фопель К Энергия и паузы. Психологические игры и упражнения. - М.: Генезис, 2001.

 

 

Тема: «Агрессивное поведение детей и подростков»

Основные понятия:агрессия, агрессивность, агрессия инструментальная, агрессия реактивная.

План занятия:

1. Психология агрессивного поведения у детей и подростков.

2. Характерологические особенности поведения агрессивных детей.

3. Основные направления профилактики агрессивного поведения детей и подростков.

 

Практические задания

Упражнение 1.

 

Цель: формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы, установление соотношения позитивного и негативного в поведении, определение нравственной позиции членов группы.

Процедура: Сейчас вам будет рассказана одна история, которая приключилась с двумя братьями*. Интересно узнать ваше отношение к ней.

Два брата попали в скверную историю. Одолжили деньги, но не смогли вовремя их отдать. Кредиторы пригрозили и сказали, чтобы они срочно отдали деньги. Старший, Сергей, влез ночью в чужую машину, украл магнитофон и продал его. Младший, Саша, пошел к пожилому человеку, известному в доме своей добротой, и сказал, что его мать заболела и ему нужны деньги на покупку лекарств. Саша просил занять ему деньги и обещал вернуть их, как только мать получит зарплату. На самом деле мать Саши была абсолютно здорова и Саша вовсе не собирался возвращать деньги. Старик плохо знал Сашу, но все же дал ему нужную сумму. В итоге братья отдали деньги.

**

В основу истории положен сюжет одной из дилемм Л.Колберга.

 

Постарайтесь ответить на 2 вопроса:

Чего добились братья, что они выиграли в этой ситуации, в чем достоинство их поведения?

1. Чего лишились братья, что они проиграли в этой ситуации, в чем недостатки их поведения?

Возьмите листочки бумаги и на одной стороне запишите все возможные ответы на 1–й вопрос, а на другой — на 2–й вопрос.

Теперь сядем в круг и каждый может зачитать свои ответы сначала на 1–й, потом — на 2–й вопрос. Давайте обсудим ваши ответы: со всеми ли ответами вы согласны или вас в них что–то не устраивает и вы придерживаетесь другого мнения. Постарайтесь как–то обосновать вашу точку зрения.

Давайте обсудим еще некоторые вопросы:

1. Что, на ваш взгляд, хуже: воровство Сергея или обман Саши?

2. Важно ли сдерживать слово, данное малознакомому человеку, которого никогда не увидишь?

3. Как вы относитесь воровству? Попадали ли вы в ситуации, когда самим просить или когда крали у вас?

4. Как, на ваш взгляд, вел себя старик, давая Саше деньги?

5. Как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации?

Упражнение 2

Цель: сознавание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов.

Процедура: Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Однако разные люди используют ее по–разному. Один, чтобы созидать – и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивной. Другие, чтобы уничтожать или разрушать – и тогда их агрессия – деструктивна. Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба, придирчивость, сварливость, гнев, раздражение, упрямство, самообвинение. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит – очень важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим.

Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы:

1. В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивная энергия?

2. Подумайте, каким способом, как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даете ей ход, или наоборот, стараетесь сдерживать?

3. Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь ее, наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие?

4. Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии?

В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.

 

Упражнение 3.

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

Процедура: Послушайте притчу: Жила была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому–либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел что происходит и, выслушав жалобы Змеи, сказал: “Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их.

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не причиняя злу в ответ.

В процессе нашей работы вы познакомитесь с различными “безвредными” способами разрядками собственного гнева и агрессивности.

Сядьте поудобней, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Представить, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставляли фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь у него. Постарайтесь вспомнить какую–нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации.

Представьте, что выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все что хотите.

Представьте, что вы делаете этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте все, что вам хочется сделать этому человеку.

Если вы закончили упражнение, дайте знак – кивните головой. 3–4 раза вдохните и откройте глаза.

Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? Кто из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились? Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?

Упражнение 4.

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Зачитывается инструкция упражнения 6 о небольшой выставке.

Представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека, он делает то, что вас злит. А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становиться все слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация?

Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. 3–4 раза глубоко вздохните и откройте глаза.

Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились в этот раз? Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

 

Упражнение 5.

Цель: Выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций.

Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Снова представьте себя на небольшой выставке. Далее зачитывается стандартная инструкция упражнения 6 о небольшой выставке.

Постарайтесь посмотреть этот сюжет от начала до конца. А теперь вернитесь к началу сюжета, но теперь переверните картинку, чтобы все было вверх ногами и досмотрите сюжет до конца.

А теперь снова вернитесь в его начало и сделайте то же самое, но представьте, что все участники ситуации, в том числе и вы, говорят голосами героев мультфильмов.

Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. 3–4 раза глубоко вздохните и откройте глаза.

Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились в этот раз? Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

 

Упражнение6.

Цель: Выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирование негативных эмоций.

Процедура: Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Снова представьте себя на небольшой выставке. Далее зачитывается стандартная инструкция упражнения 6 о небольшой выставке.

Просмотрите этот сюжет от начала до конца как черно–белое кино.

Постарайтесь просмотреть этот же сюжет как негативное кино: поменяйте белый цвет на черный и наоборот. И когда подойдете к самому напряженному моменту, и самой неприятной ситуации – остановите кадр.

Представьте этот кадр в качестве фотографии, сделанной на стеклянной пластинке. Возьмите эту фотографию в руки и выйдите на улицу. Подойдите к высотному дому, сядьте в лифт и поднимитесь на последний этаж. Выйдете из лифта и поднимитесь на крышу. Подойдите к самому краю, посмотрите на фотографию и бросьте ее вниз. Постарайтесь проследить за ее полетом до самой земли, до того момента, когда она удариться о землю и разлетится на мелкие кусочки. Затем проделайте обратный путь: сойдите с крыши, спуститесь на лифте и вернитесь в эту комнату.

А теперь снова постарайтесь просмотреть этот же сюжет. Обратите внимание: что изменилось в ситуации, как поменялось ваше и других поведение.

И когда закончите упражнение 3–4 раза вдохните и откройте глаза.

Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились в этот раз? Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней? Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

 

 

Упражнение 7.

Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.

Процедура: Каждый из вас часто видит последствие своей агрессии, но не всегда понимает ее мотивы, т.е. не может объяснить причины ее вызвавшие. Наши истинные мотивы или намерения часто скрываются от нас. Когда вы найдете причину вашей агрессии, определите цель которой она служит, ты, наконец, научишься понимать ее природу. Сейчас мы попытаемся разобраться с этой проблемой.

Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.

Попытайтесь мысленно вернуться к галерее “негативных” образов. Вы можете обращаться к любому персонажу. Определите, что не нравиться в этом человеке и проговорить это вслух вашему партнеру напротив, будто это тот самый человек.

Итак, перед вами человек, который вас раздражает, на которого вы злы и обижены. Начинайте фразу со слов “В этом человеке мне не нравиться ...” то–то и то–то и заканчивайте на свое усмотрение словами “и потому я злюсь на него” , “и потому мне хочется обругать его”, “и потому мне хочется ударить его” и т.д. После того, как произнесете фразу, передайте слово партнеру, затем он вам и так произносим фразы поочередно.

После завершения упражнения обсуждаются трудности в выполнении упражнения: каким персонажам труднее всего было выражать свои чувства, легко ли было найти то, что вызывает гнев и агрессию. Затем группа делиться чувствами, возникшими в процессе упражнения.

 

Самостоятельная работа:

1. Составьте рекомендации для работы с агрессивными детьми и подростками.

2. Подберите упражнения, направленные на обучение приемлемым способам выражения агрессии.

Литература:

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991.

Горская М.В. Диагностика суицидального поведения // Вестник психосоциальной и коррекциоино-реабилитационной работы. - 1994. - №1.

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.

Кравцова ЕЕ., Нурахонова А.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. - Минск, 1990.

Кривцова С. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1S97.

Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебн. пособие.- М.: «Академия», 2003.

Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебн. пособие. - М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.

Реан А Агрессия и агрессивность личности. СПб.,1996.

10.Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:

ВЛАДОС, 1995.

11. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия

«Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

12.Фурманов и.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск,

1996.

 

 


Просмотров 778

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!