Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Степень насыщенности важными событиями



 
До 5 лет                    
6–10                    
11–15                    
16–20                    
21–25                    
26–30                    
31–35                    
36–40                    
41–45                    
46–50                    
51–55                    
56–60                    
61–65                    
66–70                    
71–75                    
76–80                    
81–85                    
86–70                    
71–75                    
76–80                    
81–85                    
86–90                    
91–95                    
96–100                    
101–105                    
106–110                    
111–116                    

 



Устойчивость оценок насыщенности. Устойчивость оценок зависит от оцениваемых пятилетий: по мере перехода от первых лет жизни к последним оценки становятся несколько стабильнее. Однако и насыщенность первых пятилетий оценивается при этом достаточно устойчиво.



Основные показатели, их устойчивость. В зависимости от того, какой видится человеку насыщенность его жизни, он чувствует себя в данный момент более или менее реализовавшимся, психологически старше или моложе. Показатель реализованности определяется как процентное соотношение суммарной степени насыщенности прожитых лет жизни и ожидаемой человеком степени насыщенности событиями жизни в целом (например, суммарная насыщенность первых семи пятилетий равна 48 баллам, а общая насыщенность всей жизни равна 77, то есть реализованность равна 62% (48/77)).

Зная показатель реализованности и ожидаемую продолжительность жизни испытуемого, можно определить психологический возраст (ПВ).

 

ПВ = (ожидаемая продолжительность жизни) • (реализованность)

Коэффициент взрослости (КВ) равен соотношению психологического и хронологического возрастов:

При КВ < 100% человек чувствует себя моложе,

при КВ>100% – старше,

при КВ ≈ 100% – соответственно своему возрасту.

Литература

1. Головей л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. ЛАГоловей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. – 688 с.

2. Маралов, В.Г. Основы самопознания м саморазвития: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

3. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

4. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие для вузов/И.Ю.Левченко, Н.А.Киселева, С.Д.Забрамная и др.-М.: Академия, 2006,2007.-319 с.



 

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов у детей и подростков» (практическое занятие - 4 часа)

Основные понятия: дивергентное мышление, конвергентное мышление, проблемная ситуация, интеллектуальные способности.

План занятия:

1. Подходы и стратегии к развитию внимания, памяти, мышления у детей и подростков.

2. Разработка заданий по развитию интеллектуальных способностей на основе структуры модели интеллекта Дж. Гилфорда.

3. Участие в играх на развитие внимания, памяти и мышления.

 

Упражнение 1. «Поиск определений»

Называете какой-либо предмет. Участники игры должны придумать к нему определения, включающие существенные признаки.

 

Упражнение 2. «Поиск общего»

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указания на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существенных признаков.

 

Упражнение 3. «Исключение лишнего слова».

Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. «Лишнее» слово надо исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения «лишнего» слова.

 

Упражнение 4. «Поиск аналогов».

Называется какой-нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов сходных с ним по различным признакам (внешним и существенным). Можно систематизировать признаки на основе общего применения; материала, из которого изготовлен предмет; отнесение предметов к одному классу и т.д.

 

Упражнение 5. «Поиск противоположных предметов».

Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов противоположных первому по назначению; внешнему виду; существенным признакам; материалу, из которого изготовлен предмет.

 

Упражнение 6. «Поиск предметов по заданным признакам».

Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.

 

Упражнение 7. «Поиск соединительных звеньев».

Предлагаются два предмета, не связанные между собой. Необходимо назвать 2-3 предмета, находящихся между первым и вторым и составляющих как бы «переходный мостик» между ними. «Переходные» предметы должны быть связаны между собой и заданными словами логическими связями.

 

Упражнение 8. «Способы применения предмета».

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения.

 

Самостоятельная работа.

1. Используя таксономию уровней развития познавательных способностей Б. Блума, проанализируйте вопросы школьного учебника. Какие уровни познавательных способностей учащихся актуализируют вопросы и задания, помещенные в данном учебнике.

2. Разработайте задания по развитию дивергентного мышления на основе модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда (на материале профилирующего предмета).

 

Основная литература:

 

1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления для детей 9-14 лет по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. СПб., 1999.

2. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся.// Вопросы психологии. – 1990. №6 – с. 66-92.

3. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании./ М., 1992.

.

ТАКСОНОМИЯ

Б. БЛУМА

 

6 УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ЗНАНИЕ,ПОНИМАНИЕ,ПРИМЕНЕНИЕ,АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, ОЦЕНКА.

 

Приведем примерные формулировки вопросов, актуализирующих каждый из уровней.

 

1. ЗНАНИЕ подразумевает запоминание и воспроизведение материала лю-

бого уровня сложности (факты, понятия, правила).

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: назовите…, в каком году…, где происходило…,перечислите.

ЦЕЛЬ считается достигнутой, если ученик воспроизводит используемые термины, знает конкретные факты, понятия, правила.

 

2..ПОНИМАНИЕ означает усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпретации.

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: закончите фразу…, что вы узнали…, почему…, преобразуйте выражение…, объясните взаимосвязь…, расскажите своими словами...

ЦЕЛЬ считается достигнутой, если ученик понимает факты, правила. Интерпретирует схемы, графики. Основываясь на имеющихся данных, предположительно характеризует будущие последствия.

 

З. ПРИМЕНЕНИЕ рассматривается, как умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и в новых условиях.

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: объясните цель применения..., решите данную, задачу несколькими способами…, какая теория позволит объяснить данное явление..., проверьте предположения..., гипотезы, выводы...

ЦЕЛЬ считается достигнутой, если ученик использует ранее изученные знания не только в стандартных, но и в новых ситуациях и демонстрирует их правильное применение. Кроме того, важно использование знаний, получаемых в процессе школьного обучения, в практике реальной жизни.

 

4 . АНАЛИЗ рассматривается ,как умение выделять отдельные элементы

структуры материала, определять взаимосвязь элементов и логику этой взаимосвязи.

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: какова структура…, классифицируйте..., что является следствием…, сравните…, проанализируйте причины...

ЦЕЛЬ считается достигнутой, если ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

 

5.СИНТЕЗ предполагает умение объединить элементы в новое целое.

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: найдите решение…, предложите алгоритм…, найдите альтернативу…, составьте из элементов…,каковы возможные объяснения…, сделайте выводы…, систематизируйте…

ЦЕЛЬ считается достигнутой, если ученик пишет творческие работы, предлагает план проведения какого-либо эксперимента, использует знания из разных областей. Эtot уровень предполагает творческую переработку информации таким образом, что в результате создается новое целое.

 

6. ОЦЕНКА умение оценить качество и значение материала на основе критериев (выработанных учеником или заданных учителем).

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ: оцените логику…, опишите достоинства…, выделите критерии…, соответствует ли…, что вы думаете о…, насколько верны выводы.

ЦЕЛЬ считается достигнутой, если ученик может выделить критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия между фактами и оценочными суждениями.

 

 

Каждый следующий уровень требует для своей сформированности хорошего усвоения предыдущего, но вместе с тем не всегда возможно провести четкое разграничение между ними, поскольку многие вопросы актуализируют сразу несколько уровней. Сказанное, однако, не означает, что учитель, актуализировав в работе с учащимися какой-либо один уровень, автоматически актуализирует и все остальные. Напротив, в обучении легко могут возникать случаи, когда развитие познавательных способностей нарушается из-за неоправданного смещения акцентов, о чем, к сожалению, свидетельствуют данные нашего исследования.


Просмотров 1192

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!