Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методики изучения структурных компонентов личности школьника



Тест-опросник МУН [9]

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным.

Текст опросника

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. В деятельности обычно активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее, продуманно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.



19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику

ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка и критерии. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что при количестве баллов 8–9 есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12–13 – к мотивации успеха.

Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций [5]

Методика предназначена для изучения особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию ЦО личности, от сочетания этих ценностей, степени большего или меньшего их предпочтения относительно других и т.п., определяют, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей, по его мнению, представляются предпочтительными. Анализ содержательной стороны и иерархической структуры ЦО показывает также, в какой степени выявленные ЦО учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.



В соответствии с принятым пониманием природы и особенностей функционирования ЦО личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности- цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности (Т-ценности) – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Как известно, умение определить свои цели, т.е. найти самого себя и свое место в жизни, – очень важный показатель личностной зрелости. Инструментальные ценности (И-ценности) отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности, в период активного самовоспитания, инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных. Однако выделение в структуре и содержании ЦО этих двух групп ценностей позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», а с другой – умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности.



В данной методике были учтены возрастные особенности психического развития учащихся, которые обусловливают, с одной стороны, функционирование механизма дифференциации ценностей, с другой – характер выбора тех или иных ценностей как актуальных для школьников 8–10-х классов.

Методика представляет собой два бланка, на которых приводятся списки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей (бланк 1 и бланк 2), каждую из которых испытуемый может оценить по 5-балльной системе. В инструкции перед началом работы экспериментатор должен указать, что оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для данного испытуемого.

Приводим ниже образцы бланков этой методики. Указанные в них ценности расположены произвольно, и каждый исследователь может установить свой порядок их расположения.

Бланк 1 (Т-ценности)

Задание 1

Инструкция. Ниже приводится список основных целей, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для вас ценными (значимыми)?

Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» – самый высокий балл, а «1» – самый низкий (табл.30).

Задание 2

Инструкция. Ниже приводится список основных качеств личности человека. Какие из них являются для вас нужными, ценными (значимыми)?

Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» – самый высокий балл, а «1» – самый низкий (табл.31).

Процедура проведения исследования состоит в следующем. После инструкции, в которой испытуемым кратко формулируются цели работы и объясняются правила заполнения бланков, им раздаются бланки 1 с терминальными ценностями. Испытуемых нужно особо предупредить, что работа должна вестись ими индивидуально, без советов друг с другом, списывания и т.п. Экспериментатор в процессе работы все время должен следить за соблюдением этого правила. Не следует чрезмерно твердо настаивать на заполнении всех пунктов бланка методики, особенно в тех случаях, когда учащийся действительно не знает, какой балл ему поставить для той или иной ценности. При выполнении отдельными учащимися первого задания методики бланк 1 у них отбирается и дается бланк 2. После заполнения он также отбирается, и учащийся покидает помещение, где проводится эксперимент. Работу можно проводить как с целым школьным классом, так и с группами учащихся.

 

Таблица 30

Список основных целей (к заданию 1)

Содержание целей (ценностей) жизни Балл от 5 до 1
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценка  
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)  
Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)  
Здоровье (физическое и психическое)  
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений)  
Интересная работа  
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)  
Свобода как независимость в поступках и действиях  
Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)  
Хорошие и верные друзья  
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)  
Счастливая семейная жизнь  
Творчество (возможность творческой деятельности)  
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)  
Активная, деятельная жизнь  
Равенство (братство, равные возможности для всех)  

 

Обработка и интерпретация данных ведутся в строгом соответствии с теоретической моделью понимания ЦО, изложенной выше. Это означает, что прежде всего следует определить степень сформированности психологического механизма ЦО, т.е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ЦО, является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности. В случаях, когда учащиеся используют все оценки 5-балльной шкалы, можно говорить о сформированности у них психологического механизма дифференциации. Использование же испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (обычно только «4» и «5») свидетельствует о том, что механизм дифференциации находится на начальной стадии своего формирования. Если же испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом или вообще не могут дать оценки, то это означает, что дифференциация как психологический механизм ЦО у этих учащихся еще не сформировалась.

Таблица 31

Список основных качеств личности (к заданию 2)

Основные качества личности Балл от 5 до 1
Высокие запросы (высокие притязания)  
Чуткость (заботливость)  
Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)  
Жизнерадостность (чувство юмора)  
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)  
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов  
Исполнительность (дисциплинированность)  
Непримиримость к недостаткам в себе и в других  
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)  
Честность (правдивость, искренность)  
Образованность (широта знаний, высокая общая культура)  
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)  
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)  
Ответственность (чувство долга, умение держать слово)  

 

Таким образом, по степени сформированности этого психологического механизма все испытуемые могут быть распределены на три основные группы: 1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ЦО; 2) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО начинает формироваться; 3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО еще не сложилась. В соответствии с принятой нами концепцией ЦО как показателя уровня личностного развития, на основе такого анализа результатов ранжирования ценностей можно охарактеризовать особенности этого развития по степени сформированности психологического механизма ЦО.

При анализе данных об умении учащихся дифференцировать необходимо учитывать, что для старшего подросткового и раннего юношеского возраста характерен более дробная и дифференцированная система оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Поэтому группировку испытуемых по этому параметру следует вести прежде всего по результатам ранжирования терминальных ценностей.

Как показали проведенные исследования, для школьников VIII–X классов московских школ типичным может быть такое количественное распределение по выделенным выше группам.

Таблица 32


Просмотров 867

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!