Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Схема психологического портрета личности в юношеском возрасте



1. Название периода ______________________________

2. Границы возрастного периода ____________________

3. Ведущая деятельность по периодизации Д. Б. Элькони­на ________________________________________________

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина

5. Сензитивный период для развития психических функ­ций, процессов, явлений.

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, во­ображения, речи, эмоций, чувств, воли

__________________________________________________

7. Личностные особенности

___________________________________________________

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина

___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________

9. Укажите название и содержание стадий различ­ных периодизаций: стадия развития идентичноси по Э. Эриксону, стадия психосексуального развития по З. Фрейду, стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже, стадия морально-нравственного развития по Л. Колбергу.

Задания 2. Составить перечень проблем юношеского возраста и способы их профилактики.

Задание 3.Составьте каталог психодиагностических методик для изучения профессионального самоопределения. При описании методики необходимо указать: название методики; автора; цель; инструментарий (какой материал необходимо подготовить для проведения методики: предметы, специальные бланки, цветные карандаши и т.п.); процедура проведения; процедура обработки; источник (литература).

Задание 4.Составьте памятку полезных советов «Как вести себя на экзамене».

Основная литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.проект, 2006.-701 с.

2.Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб.пособие для вузов/сост. и ред .В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.: Академия, 2000,2005.- 624 с.

3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб.пособие для вузов.-М.: Сфера,1999, 2006.-464 с.



4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов.- М.: Высш. образование, 2007.- 460 с.

5.Хвостов А.А., Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - 6-е изд.- М.: Академия. 2008.- 624с.

6.Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2005. – 655 с.

 

Дополнительная литература

1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Под ред. Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2008. – 944 с. – (Серия «Мастера психологии»).

2. Маралов, В.Г. Основы самопознания м саморазвития: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

3. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

4. Пряжников Н. Проектируем жизнь: карточная групповая профориентационная игра / Н. Пряжников. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотека «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 6)..

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.

6. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособий /Л.М. Митина, Л.В. Брендакова, И.В. Вачков и др. – М.: МПСИ: Флинт, 2003. – 184 с.



7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.– 624с.

8. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1991.

 

 

Тема: «Психология ранней, средней и поздней взрослости»

Понятия:взрослость, зрелость, профессиональная карьера, сознание ответственности, акмеология, одиночество, жизненная мудрость, старость.

 

План

1. Молодость как начальный этап зрелости. Установление интимности, близких личных связей с другим человеком как основная потребность зрелости.

2. Взрослость как «пик» профессиональных и интеллектуальных достижений. Специфика самореализации в профессиональной деятельности.

3. Кризис середины жизни, его психологический смысл.

4. Зрелость как вершина жизненного пути личности. Психологические проблемы зрелости.

5. Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.

6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в пожилом возрасте.

7. Старость и одиночество. Применение принципа «компенсация дефекта» к специфике старения. Профилактика старения.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Каков профессиональный цикл взрослого человека?

2. В чем сущность кризиса взрослости?

3. В чем заключаются основные задачи развития в ранней взрослости?

4. Каковы отличительные признаки когнитивного развития в период ранней взрослости7

5. Почему переход к родительству является особой стадией семейного цикла?

6. Каковы особенности Я-концепции молодого взрослого?

7. С какой точкой зрения вы в наибольшей степени согласны: средняя взрослость – фаза стабильности, «начало конца» или «время расцвета»?

8. Охарактеризуйте период зрелости, и в чем выражается кризис этого возраста?



9. Чем текучий интеллект отличается от кристаллизованного?

10. Чем характеризуется период «опустевшего гнезда»?

11. Почему период средней взрослости является периодом наибольшей тревоги?

12. Чем отличается самооценка мужчин и женщин в период средней взрослости?

13. Какие психологические изменения происходят в личности и деятельности человека позднего возраста?

14. Какие позитивные и негативные стереотипы старости существуют в нашем обществе?

15. Каковы проявления психического упада в старости?

16. В чем заключаются изменения памяти в период поздней взрослости?

17. При каких условиях выход на пенсию является кризисом?

18. Каковы особенности личности старого человека?

 

Самостоятельная работа

1. Составить психологический портрет зрелой личности.

2. Выделить основные причины старения и разработать формы их профилактики.

3. Разработать формулу жизненного успеха.

 

 

Основная литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.проект, 2006.-701 с.

2.Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб.пособие для вузов/сост. и ред .В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.: Академия, 2000,2005.- 624 с.

3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб.пособие для вузов.-М.: Сфера,1999, 2006.-464 с.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов.- М.: Высш. образование, 2007.- 460 с.

5.Хвостов А.А., Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - 6-е изд.- М.: Академия. 2008.- 624с.

6.Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2005. – 655 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни. Исследования геронтопсихологии.- М.: Академия, 2002.- 224с.

2. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 280 с.

3. Маралов, В.Г. Основы самопознания м саморазвития: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

4. Маралов, В.Г. Основы самопознания м саморазвития: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

5. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология.- СПб.: Алетейя, 2000.- 288с.

6. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2003. - № 3. – С. 3-14.

 

 

Тема: «Методики изучения личностных особенностей подростков»

(практическое занятие)

План

1. Знакомство с общей схемой психологической структуры личности школьника.

ОБЩАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА:

(Схема составлена д.пс.н. Б.А. Сосновским)

1. Направленность личности и ее психологические проявления:

• отнесенная ко времени система, целей и задач, которые человек
ставит перед собой;

• реальные интересы и увлечения, их структура и особенности;

• иерархизированная система потребностей и мотивов (по основным
видам), их осознанность, широта, интенсивность, устойчивость,
действенность и др.;

• система мировоззренческих позиций (убеждения, установки,
нравственные принципы, ценностные ориентации, мотивационно-
смысловые структуры и т. д.).

2. Развитие и особенности сознания и самосознания личности:

• развитость рефлексии и самопознания, особенности
идентификации собственной личности;

• самоотношение, самооценка и уровень притязаний;

 

• самоконтроль, саморегуляция, самоуправление личности;

• саморазвитие и возможности самообразования.

3. Уровень развития способностей:

• способности к учению по отдельным предметам (быстрота,
легкость и прочность усвоения знаний);

• организаторские, художественные, коммуникативные и др.
способности, их личностный набор, перспективы реализации и
развития.

4. Особенности темперамента и характера:

• проявление основных свойств темперамента

• характерологические проявления отношений к миру в целом, к
природе;

• проявление отношений к обществу и его идеологии, к социально-
политическим, экономическим и др. сферам;

в особенности отношения к труду, к учебе, к другим видам деятельности;

• характерологические проявления отношений к другим людям:
одноклассникам

• родителям, учителям и др.;

• группа черт характера, проявляющих отношение к самому себе;

• волевые и эмоциональные особенности характера;

• возможные акцентуации характера, соотношение в нем
типологического и индивидуального, динамичность и устойчивость
характерологических проявлений.


Просмотров 900

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!