Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Схема психологического портрета подростка



1. Название периода ______________________________

2. Границы возрастного периода ____________________

3. Ведущая деятельность по периодизации Д. Б. Элькони­на ________________________________________________

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина

5. Сензитивный период для развития психических функ­ций, процессов, явлений.

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, во­ображения, речи, эмоций, чувств, воли

__________________________________________________

7. Личностные особенности

___________________________________________________

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина

___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________

9. Укажите название и содержание стадий различ­ных периодизаций: стадия развития идентичноси по Э. Эриксону, стадия психосексуального развития по З. Фрейду, стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже, стадия морально-нравственного развития по Л. Колбергу.

Задание 2. Прочитав книгу «Ваш беспокойный подросток», составьте советы родителям по передачи ответственности ребенку.

Задание 3. Составьте список проблем, которые являются проблемами подростка, его родителей и его педагогов. Определите беспроблемную зону общения.

Задание 4. Сочинение-эссе. Каким вы себе представляете современного подростка?

 

Решение психологических задач

В психологии установлено, что педагогический такт помогает
учителю изменить поведение подростка, не оскорбляя его чувства
собственного достоинства. Опытный педагог, убеждая подростка
в необходимости изменить поведение, не ограничивается указа-
нием на его недостатки, а вначале отметит успехи ребенка. Вмес-
то приказаний он обращается к подростку с вопросом: «А не луч-
ше ли сделать так?», «Не сможешь (сумеешь) ли ты?..», «Нестоит
ди нам?..» и т. д. Учитель, обладающий педагогическим тактом,
старается создать оптимистическую перспективу для подростка,
всячески убеждая его, что недостаток легко исправим или что у
ребенка есть все данные для его преодоления; будет поддержи-
вать подростка одобрением при малейших его успехах; при необхо-
димости может и авансировать похвалу, создавая ребенку доброе
имя, которое ему хотелось бы оправдать, и т. д.



Руководствуясь знаниями о психологических особенностях
подросткового возраста, попытайтесь найти несколько приемле-
мых вариантов тактичного поведения педагога в каждой из пред-
ложенных ситуаций, взятых из жизни.

Ситуации

1. Учитель едет в автобусе и видит: подросток, раздраженный
грубым тоном стоящей рядом пожилой женщины, требующей ус-
тупить ей место, не соглашается это сделать и показывает на сво-
бодные места, которые расположены дальше от двери.

2. Мальчики в VI классе наотрез отказываются готовить позд-
равление девочкам к Дню 8 Марта, объясняя свое нежелание тем,
что девочки не поздравили их с Днем Советской Армии.

3. Способный ученик не хочет затруднять себя, выполняя
учебные задания с прохладцей, уверенный, что его работы буду!
не хуже, чем у других.

4. Объявлен конкурс на лучший рисунок. Девочка принесла
самостоятельно выполненную работу. Учитель видит, что работа
слабая, но, несмотря на это, девочке она нравится.

5. Мальчик, успешно занимающийся после школы в одном из
кружков Дома пионеров и школьников, отказывается применить
свои способности на пользу классу, объясняя это своей большой
занятостью.



6. После скучного урока, спеша выбежать в коридор, дежур-
ные быстро выполнили обычные обязанности по подготовке клас-
са к следующему уроку и собираются уйти, не спросив учителя.
нужно ли помочь ему, и поэтому не зная, что он один не спра-
вится.

7. Учитель видит, что один из учеников демонстративноне
работает на его уроке.

8. Молодой учитель видит, что класс не любит его учебный
предмет и плохо работает на уроках.

 

Основная литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.проект, 2006.-701 с.

2.Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб.пособие для вузов/сост. и ред .В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.: Академия, 2000,2005.- 624 с.

3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб.пособие для вузов.-М.: Сфера,1999, 2006.-464 с.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов.- М.: Высш. образование, 2007.- 460 с.

5.Хвостов А.А., Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - 6-е изд.- М.: Академия. 2008.- 624с.

6.Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2005. – 655 с.

 

Дополнительная литература

1. Байард Р., Байард Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство

для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. - М., 1991.

2. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.–173с.

3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Под ред. Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2008. – 944 с. – (Серия «Мастера психологии»)

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184с.



5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.– 624с.

 

Тема: «Психология юношеского возраста»

Понятия:жизненные противоречия, любовь, независимость в моральных суждениях, оригинальность мышления, профессиональное самоопределение, учебно-профессиональная деятельность. жизненный план, нравственная устойчивость, самоконтроль, самоуправление.

План

1. Социальная ситуация развития в юности. Общая социально-психологическая характеристика юношеского возраста.

2. Профессиональное самоопределение как основное новообразования в юношеском возрасте.

3. Особенности познавательных процессов и учебной деятельности в ранней юности.

4. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек.

5. Развитие личности старших школьников. Формирование личной идентичности (Э. Эриксон) и мировоззрения.

 

Вопросы для обсуждения

1. Как происходит становления мировоззрения в юношеском возрасте?

2. В чем выражается осознание противоречий в жизни юношами и девушками?

3. Какова сущность профессионального самоопределения в юношеском возрасте?

4. Какой вид деятельности является основным видом деятельности в юношеском возрасте?

5. Каковы особенности познавательной сферы в юношеском возрасте?

6. Каковы особенности личностного развития в юношеском возрасте?

7. В чем проявляется проблема личностного самоопределения и развития самосознания в юности?

8. Как соотносятся понятия «психосоциальная зрелость» и «личностная зрелость»?

9. Что является завершающей фазой развития личности ребенка согласно Фрейду и Эриксону?

10. Как можно объяснить понятие 2идентичность»? каковы фазы ее становления в юности?

11. От каких факторов зависит успешность самоопределения или установления идентичности юными?

12. Какие признаки патологии идентичности выделяет Э. Эриксон?

13. Каковы особенности взаимоотношений со сверстниками в юношеском возрасте?

14. Каковы основные особенности любви и дружбы в юности?

 

 

Самостоятельная работа

Задание 1. Обобщив изучение периодизаций психического развития, составить психологический портрет личности в юношеском возрасте.


Просмотров 1183

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!