Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема: «Психология детей младшего школьного возраста



Понятия: мотивы учения, рефлексия, структура учебной деятельности, учебная деятельность, учебная задача, учебные операции, отметка, оценка. наглядно-образное мышление, рефлексия интеллектуальная, синтезирующее восприятие, смысловая память, теоретический тип мышления, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, самооценка, самосознание, уровень притязания, чувство компетентности.

 

План

 

1. Социальная ситуация психического развития ребёнка в младшем школьном возрасте.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Структура учебной деятельности. Значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития ребёнка.

3. Мотивы учения младших школьников и пути их формирования.

4. Основные трудности, испытываемые детьми при поступлении в школу.

5.Особенности развития познавательных процессов младших школьников: восприятие, память, внимание, мышление.

6. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

7.Основные психологические новообразования младшего школьника.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста?

2. Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте?

3. Каковы основные мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте?

4. Какой вид мышления преобладает у младшего школьника?

5. Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников?

6. Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте?

7. Какова роль общения в развитии личности младшего школьника?

8. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте?

9. Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста?

10. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника?

11. Каковы основные трудности процесса адаптации к школьному обучению?

12. Чем определяются отношения сверстников в младших классах?



13. Какие мотивы учения встречаются чаще у младших школьников?

 

Самостоятельная работа

Задание 1. Обобщив изучение периодизаций психического развития, составить психологический портрет ребенка младшего школьного возраста.

Схема психологического портрета ребенка

1. Название периода ______________________________

2. Границы возрастного периода ____________________

3. Ведущая деятельность по периодизации Д. Б. Элькони­на ________________________________________________

4. Кризисы в данном возрастном периоде, их причина

5. Сензитивный период для развития психических функ­ций, процессов, явлений.

6. Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, во­ображения, речи, эмоций, чувств, воли

__________________________________________________

7. Личностные особенности

___________________________________________________

8. Психические новообразования по периодизации Д. Б. Эльконина

___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________

9. Укажите название и содержание стадий различ­ных периодизаций: стадия развития идентичноси по Э. Эриксону, стадия психосексуального развития по З. Фрейду, стадия интеллектуального развития по Ж. Пиаже, стадия морально-нравственного развития по Л. Колбергу.



Задание 2. Составление конспекта:

1. Безруких М.М. Школьные проблемы медлительных детей. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и наун. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: «Академия», 2000. – С 270-274.

 

Задание 3. Сочините сказку, которая помогла бы ребенку 7-8 лет научиться дружить с ребятами.

Задание 4. Разработайте рекомендации для родителей и учителей по формированию мотивации достижения мотивации у младших школьников.

 

 

Решение психологических задач

Задача 1

На уроках русского языка в первых классах написаны на дос-
ке слова: вода, водитель, водица, водить, наводнение.

В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова
распадаются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти
слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдель-
ный столбик».

В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте
внимательно все написанные на доске слова, разбейте их на две
группы по смыслу, запишите в тетради каждую группу слов в
отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, дру-
гой — в правой)»,

Вопросы

1. С какой целью даются эти задания?

2. Какие мыслительные операции предполагает выполнение
этих заданий?

3. Какое задание более эффективно для решения развиваю-
щих задач обучения?

Задача 2

В каком случае учащиеся I класса лучше запомнят 10 карти-
нок: если им дать специальное задание запомнить картинкиили
если специального задания не давать, но предложить раскласси-
фицировать эти картинки по определенному принципу? Почему»?*

Вопросы

1. Какими закономерностями памяти это объясняется?

2. Какую работу можно еще провести с учащимися после выпол-
нения ими данного задания в плане формирования приемов, спо-
собов умственной деятельности?



Задача 3

На дом было задание выучить наизусть стихотворение.

Проверяя, как дети справились с большим стихотворением,
учительница вызвала девять человек и осталась ими очень до-
вольна. Все девять знали стихотворение назубок.

На уроке присутствовала заведующая учебной частью. После
звонка учительница спросила ее: «Ну, как?» Завуч улыбнулась
и ответила: «Да, действительно ребята декламировали хорошо, но
это все, что я могу отметить как положительное на Вашем уроке».

Учительница изумилась: «Что же еще надо? Ведья успела
многих спросить, многим поставила отметки».

Вопросы

1. Как вы думаете, почему не понравился завучу урок?

2. Как вы думаете, внимательны ли были дети на данномуроке?

3. Как можно было бы организовать деятельность детей с уче-
том развивающих и воспитательных задач?

Задача 4

На уроках в I классе нередко можно слышать, как ученики
докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя
не так показала» или «Вера совсем не решила» и т. п.

Другие, увидя на уроке у товарища неверное решение, гром-
ко восклицают: «А у него ошибка!»—или среди тишины класса
встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера про-
пустил».

Вопросы

1. Чем можно объяснить такие поступки первоклассников?

2. Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его дей-
ствия оказали влияние на развитие личности учащихся и способ-
ствовали формированию коллективистических отношений к
классе?

 

 

Основная литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.проект, 2006.-701 с.

2.Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб.пособие для вузов/сост. и ред .В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.: Академия, 2000,2005.- 624 с.

3.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб.пособие для вузов.-М.: Сфера,1999, 2006.-464 с.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов.- М.: Высш. образование, 2007.- 460 с.

5.Хвостов А.А., Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - 6-е изд.- М.: Академия. 2008.- 624с.

6.Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2005. – 655 с.

 

Дополнительная литература

 

1.Акимова М.К., Козлова Т.В. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002.

2.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Под ред. Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2008. – 944 с. – (Серия «Мастера психологии»)

3.Талызина Н.Ф. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. Педагогическая психология. – М.: «Академия», 1999. – С. 27-41.

4.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: «Академия», 2000. – С 289 - 296.

 

Тема: «Психология подростка»

Понятия: образ физического «Я», половая идентификация, пубертатный период, эмоциональная нестабильность, отчуждение от взрослых, эмансипация от близких.

словесно-логическое мышление, акцентуация характера, нравственная неустойчивость, самоидентичность, чувство взрослости, Я-«концепция».

 

План

1. Подростковый возраст как социально-историческое явление. Основные теории подросткового возраста в зарубежной психологии.

2. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте.

3. Анатомо-физиолоическая перестройка организма и её влияние на процесс развития.

4. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

5. Особенности развития личности в подростковом возрасте: формирование самосознания, самооценки, уровня притязаний, новых мотивов деятельности, усвоение морально-этических норм.

6. Особенности познавательных процессов и учебной деятельности в подростковом возрасте.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Какова социальная ситуация развития в подростковом возрасте?

2. Каково влияние анатомо-физиологической перестройки организма на психическое развитие в подростковом возрасте?

3. Чем характеризуется ведущий вид деятельности в подростковом возрасте?

4. Что такое явление отчуждения от взрослых и эмансипация от близких?

5. В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте?

6. Какова сущность интеллектуализации восприятия и памяти?

7. Какие виды мышления характерны для подросткового возраста?

8. Какие качественные изменения происходят в познавательной сфере подростка?

9. Каковы особенности личностного развития подростка?

10. В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»?

11. В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте?

12. В чем сущность понятия «акцентуация характера»? Какие типы акцентуаций характера встречаются в подростковом возрасте?

13. Каковы пути развития чувства взрослости у подростков? От чего они зависят?

14. Почему большинство конфликтов между детьми и родителями приходится на подростковый возраст?

15. Чем общение подростка со сверстниками отличается от общения со взрослыми?

 

Самостоятельная работа

Задание 1. Обобщив изучение периодизаций психического развития, составить психологический портрет подростка.


Просмотров 710

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!