Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные положения теорий развития



Автор и название концепции Основные положения концепции Достоинства (1) и недостатки (2) концепции
1. Ст. Холл (1844-1924, США) Теория рекапитуляции      
2. К. Бюлер (1879-1963, Германия-Австралия-США) Теория трех ступеней развития      
3. В. Штерн (1871-1938, Германия) Теория конвергенции двух факторов    
4. З, Фрейд (1856-1939, Австралия) Психоаналитическая концепция      
5.Э. Торндайк (1874-1949, США), Дж, Уотсон (1878-1958, США) Бихевиоризм    
6.А. Гезелл (1880-1961, США) Нормативный подход (теория эмпирического эволюционизма)    
7. Э. Эриксон (1902-1994, Германия-США) Эпигенетическая концепция    
8. Ж. Пиаже (1896-1980, Швейцария) Когнитивно-генетический подход    

2.Составление кроссворда из терминов, составляющих основы темы «Основные теории психического развития ребенка в зарубежной психологии».

3.Разработка доклада по одной из концепций психического развития человека в форме электронной презентации Microsoft PowerPoint.

4. Составление конспекта статей:

Ж. Пиаже Психологическое развитие операций. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, С. 595-611.

Э. Эриксон Жизненный цикл: эпигенез идентичности. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, С.622-630.

 

Основная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.проект, 2006.-701 с.

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб.пособие для вузов/сост. и ред .В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.: Академия, 2000,2005.- 624 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб.пособие для вузов.-М.: Сфера,1999, 2006.-464 с.



4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов.- М.: Высш. образование, 2007.- 460 с.

5. Хвостов А.А., Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - 6-е изд.- М.: Академия. 2008.- 624с.

6. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2005. – 655 с.

 

Дополнительная литература

1.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Под ред. Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2008. – 944 с. – (Серия «Мастера психологии»)

2.Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 118-126, 334-352.

 

Тема: «Возрастное развитие: факторы, механизмы, закономерности и механизмы»

Понятия:биологический фактор, движущие силы психического развития, наследственность, образно-знаковые системы, социальный фактор, зона актуального развития, зона ближайшего развития, развитие, закон «метаморфозы» детского развития, закономерность, инволюция, неравномерность, компенсация, сензитивность, цикличность, эволюция,

ведущий вид деятельности, возрастные новообразования развития, деятельность, возраст, возрастная периодизация, кризисный период развития, критерии периодизации, принцип ведущей деятельности, социальная ситуация развития.



 

План

1. Понятие «развития» в возрастной психологии.

2. Факторы, движущие силы и условия психического развития человека.

3. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского, ее теоретическое практическое значение для психологии. Преемственность, необратимость, сензитивность и неравномерность как основные закономерности психического развития ребенка в онтогенезе (Л. С. Выготский). Проблема соотношения обучения и развития.

4. Понятие возраста в возрастной психологии. Структура психологического возраста. Социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, центральное новообразование возраста.

5. Понятие возрастного кризиса. Процессы интеграции и индивидуализации в развитии. Причины, задержки и ускорения в психическом развитии.

6. Проблема периодизации в возрастной психологии. Критерии периодизации возрастного развития. Сравнительный анализ периодизаций различных авторов.

 

Вопросы для обсуждения

1. Кто сформулировал основные закономерности психического развития?

2. Какова характеристика закономерностей психического развития?

3. Какое практическое значение (для педагога) имеет знание закономерностей психического развития?

4. Какую роль играет деятельность в психическом развитии человека?

5. Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности»?

6. Какова структура деятельности?

7. Каковы основные виды деятельности?

8. Какова сущность понятий «возраст» и «возрастная периодизация»?

9. Каковы принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Выготским Л.С.?

10. Какова роль возрастных кризисов в психическом развитии?

11. Что лежит в основе возрастной периодизации Эльконина Д.Б.?



12. Каковы стадии возрастной периодизации Эльконина Д.Б.?

13. Какова роль ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка?

 

Самостоятельная работа

1. Разработка проекта «Возрасты жизни в исторической ретроспективе»:

А. Исследования возрастов жизни в психологии и смежных науках.

Б. Возрасты жизни и психологическое время.

В. Возрасты жизни в изобразительном искусстве.

Г. Возрасты жизни в художественной литературе.

2. Составление таблицы: «Возрастные периодизации развития»

Таблица 1

Возрастные периодизации развития

Концепция, автор Возраст Период, стадия Психологическое содержание возрастного периода
       

 

3.Составление конспектов статей:

А. Л.С. Выготский Проблема возраста. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С.27-51.

Б. Д.Б. Эльконин К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С. 215-229.

Основная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.проект, 2006.-701 с.

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб.пособие для вузов/сост. и ред .В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.: Академия, 2000,2005.- 624 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб.пособие для вузов.-М.: Сфера,1999, 2006.-464 с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов.- М.: Высш. образование, 2007.- 460 с.

5. Хвостов А.А., Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - 6-е изд.- М.: Академия. 2008.- 624с.

6. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие/ Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2005. – 655 с.

 

Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудиса. – М., 1981. – С. 129-138.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. -М.:Смысл: Эксмо,2004.-1135 с.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000.

5. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - Москва-Воронеж, 1995.

 

 

Тема: «Новорожденность. Психическое развитие в младенческом и раннем детском возрасте»

Понятия: автономная речь, безусловные рефлексы, «комплекс оживления», кризис одного года, младенческий период, непосредственно-эмоциональное общение, новорожденный, потребность в общении, условные рефлексы, кризис трех лет, негативизм, обесценивание взрослых, орудийно-предметная деятельность, протест-бунт, самосознание, самооценка, своеволие, упрямство.

 

План

1. Первый год жизни. Физическое развитие и моторное развитие новорожденного. Возможности новорожденного.

2. Сенсорное и перцептивное развитие в младенческом возрасте.

3. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве.

4. Психосоциальное развитие в младенчестве.

5. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве.

6. Характеристика кризиса первого года жизни.

7. Социальная ситуация развития ребенка раннего детства.

8. Предметно-орудийная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего детства. Соотносящие и орудийные действия, их роль в психическом развитии ребенка.

9. Развитие речи – сензитивный период раннего детства.

10. Умственное развитие и особенности мышления.

11. Зарождение самосознания. Предпосылки формирования личности. Знаковая функция сознания.

12. Кризис 3-х лет. Пути решения кризиса.

Вопросы для обсуждения

1. Какова характеристика кризиса новорожденности? Способны ли новорожденные к научению? Как вы это можете доказать?

2. Чем первая улыбка младенца отличается от комплекса оживления?

3. Когда появляется и о чем свидетельствует избирательность эмоциональных реакций младенца?

4. Какое значение для психического развития ребенка имеет формирование акта хватания?

5. Какова сущность понятия «комплекс оживления»?

6. Назовите ведущий вид деятельности и основные новообразования младенческого периода.

7. Почему Л.С. Выготский считал, что в период новорожденности развитие носит смешанный ,промежуточный характер между внутриутробной и внеутробной жизнью?

8. Что включает в себя кризис первого года жизни?

9. Чем характеризуется социальную ситуацию развития в раннем детстве?

10. Каковы основные этапы речевого развития в раннем детстве? Чем обусловлены речевые трудности в период раннегодетства? Как можно помочь ребенку с задержкой речевого развития?

11. Что такое «символическое мышление»? По каким проявлениям можно судить о его формировании?

12. Какова характеристика кризиса трех лет?

 

Самостоятельная работа

1. Обобщив изучение периодизаций психического развития, составить:

а. Психологический портрет ребенка младенческого возраста

б. Психологический портрет ребенка раннего возраста.

 


Просмотров 744

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!