Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Анкета составлена кандидатами психологических наук И.М. Марковской и Е.В. Чумаковой



 

 

3. Общение с одноклассниками

4. Получение знаний для дальнейшего использования в жизни и будущей профессии

5. Общение с учителями

6. Получение достойной оценки

7. Возможность заявлять и отстаивать свою позицию, точку зрения

8. Развитие моих возможностей

9. Возможность экспериментировать, придумывать что-то новое

III. Закончите следующие предложения:

1. Думаю, что в школе надо…

2. В школе особенно трудно…

3. Моих родителей больше всего заботит…

IV. Отметьте галочкой, как часто, на ваш взгляд, используются учителями в школе следующие методы воздействия на учеников:

Часто Редко Никогда

1. Окрик

2. Похвала при всех

3. Угроза

4. Насмешка

5. Беседа с учителем после уроков

по инициативе учителя

6. Помощь при неудаче

7. Рукоприкладство

8. Эмоциональная поддержка в случае

затруднения

9. Дисциплинарные замечания при всех

10. Вызов родителей

11. Беседа с учителем после уроков по инициативе

ученика

12. Нотации, поучения

13. Подсказка при ответе

14. Дисциплинарные замечания наедине

15. Удаление с урока

16. Помощь в решении конфликтных ситуаций в классе

17. Обращение к завучу, директору школы

18. Обзывание

19. Критика недостатков при всех

20. Другое

V. Прочтите все выражения, отметьте плюсом те, которые Вам наиболее подходят, а минусом те, которым Вам совершенно не подходят:

1. Учеба – необходимый этап в моей жизни

2. Учеба для меня – главное в жизни

3. Учусь я только потому, что от меня этого требуют взрослые

4. Учеба для меня важна, но есть более важные и интересные события в моей жизни

5. В учебе мне особенно нравится возможность самостоятельно получать знания. Если бы я мог, я бы вообще отказался от учебы в школе

VI. Оцените по 10-балльной системе свой интерес к школьным урокам и научной дисциплине, предмету вообще. Поставьте свою оценку напротив каждого предмета.

Таблица 21

Предмет Мой интерес к науке вообще Мой интерес к школьному уроку
Русск. язык                                        
Литература                                        
Алгебра                                        
Геометрия                                        
Физика                                        
Химия                                        
Немецкий                                        
Английский                                        
История                                        
Физкультура                                        
Труд                                        
Биология                                        
География                                        
Психология                                        
ИВТ                                        
ИЗО и х.тр.                                        
ОБЖ                                        
Истор.иск-в                                        
МХК                                        
Черчение                                        
Обществ-ие                                        
Музыка                                        

 







VII. Представьте, что у Вас есть возможность составить расписание на следующую неделю для себя. Вы можете сами выбрать количество учебных дней и уроков (сделайте на отдельном листе).

 

 

Задание 3.

 

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

 

Материал для проведения методики: лист бумаги (А 4), карандаш. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществую­щее животное, которого никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерах».

Если испытуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, то его надо ободрить, сказать, что требуется живот­ное, которого на самом деле нет, и все равно, каким оно по­лучится.

После выполнения заданияиспытуемого просят при­думать имя несуществующему животному и записать на обратной стороне листа. Выяснив название животного, ис­пытуемого просят рассказать, где это животное живет, чем питается, есть ли у него враги, друзья и т. д.

Интерпретация методики

Положение рисунка на листе.Норма – рисунок располо­жен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхне­му краю листа– высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со сторо­ны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части– неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, от­сутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры – ГОЛОВА.Голо­ва повернута вправо– устойчивая тенденция к деятельно­сти, действенности. Испытуемый активно переходит к реа­лизации своих планов, наклонностей. Голова повернута вле­во – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и не­решительность. Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего – эгоцентризм. На голове расположены дета­ли, соответствующие органам чувств, – уши, рот, глаза. Де­таль «уши»– заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ– большая рече­вая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ– чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный– легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами– вербальная агрессивность, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обраще­ние к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы(боязливость, тревожность).

ГЛАЗА.Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Об­ратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресни­цы– истероидно-демонстративные манеры поведения, для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрач­ка и радужки совпадают редко. Ресницы– также заинтере­сованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный(относительно фигуры в целом) размер го­ловыговорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих

 

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога– защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами– ха­рактер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья– тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически– чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориен­тировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры(ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: а) осно­вательность, обдуманность, рациональность принятия ре­шения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию; б) по­верхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосно­вательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соедине­ны или не соединены вовсе – это характер контроля за рас­суждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность формы лап, лю­бых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, баналь­ность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – сво­еобразие установок и суждений, самостоятельность и неба­нальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, до­полнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бан­тики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой дея­тельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружаю­ щих либо любознательность, желание соучаствовать в как можно большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, сме­лость предприятий (соответственно значению детали-сим­вола – крылья или щупальца и т. д.).

Украшающие детали– демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (на­пример, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты.Выражают отношение к собственным действи­ям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо– отношение к своим действиям и поведению. Влево– отношение к своим мыс­лям, решениям; к упущенным возможностям, к собствен­ной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим дви­жением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хво­сты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры.Анализируются по наличию или от­сутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисов­ки и затемнения линии контура. Это защита от окружаю­щих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, «апач­кивание» контурной линии; с опасением, подозрительнос­тью – если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно простран­ственному расположению: верхний контур фигуры – про­тив вышестоящих, против лиц, имеющих возможность на­ложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, на чальников, руководителей; нижний контур – защита про­тив насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у ниже­стоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боко­вые контуры – недифференцированная опасливость и го­товность к самозащите любого порядка и в разных ситуаци­ях; то же самое – элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия.Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или име­ет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Со­ответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обрат­ном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое под­тверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не яв­ляется полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий то­нус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выпол­нен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии(дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, не­законченность, оборванность рисунка. Тематически живот­ные делятся на угрожаемых и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуе­мое животное – представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап – на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоци­ональной незрелости, соответственно степени выраженно­сти «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллего­рическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п. Степень агрессивности выражена количе­ством, расположением и характером углов в рисунке, неза­висимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это от­ношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга(особенно – ничем не заполненного) сим­волизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкну­тость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механиче­ских частей в тело «животного» – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – ру­кояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количе­ством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, от­сутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» суще­ствующая деталь, чтобы нарисованное животное стало не­существующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, со­бака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Названиеможет выражать рациональное соединение смысловых частей («летающий заяц», «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант – словообразование с книжно-науч­ным, иногда латинским суффиксом или окончанием («рато­летиус» и т. п.). Первое – рациональность, конкретная уста­новка при ориентировке и адаптации; второе – демонстра­тивность, направленная главным образом на демонстра­цию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие лег­комысленное отношение к окружающим, неумение учиты­вать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суж­дениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия(«риночурка», «пузыренд» и т. п.) – при соответственно иро­нически-снисходительном отношении к окружающим. Ин­фантильные названияимеют обычно повторяющиеся эле­менты («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию(чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т. п.).

Самостоятельная работа

Задание 1. Подготовить эссе/автобиографический текст «Любимая игрушка моего детства», сопровождаемое описанием воспоминаний (как появилась игрушка в вашей жизни, в каком возрасте, какие чувства вызывала, особенности взаимодействия с ней и т.п.).

Задание 2.Составьте анкету по одной из предложенной теме: «Свободное время учащихся», «Мои ценности в жизни», «Мотивы выбора профессии».

Задание 3. Составьте каталог психодиагностических методик для изучения различных сфер подростка. При описании методики необходимо указать: название методики; автора; цель; инструментарий (какой материал необходимо подготовить для проведения методики: предметы, специальные бланки, цветные карандаши и т.п.); процедура проведения; процедура обработки; источник (литература).

 

 

Основная литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов.-М.: Академ.проект, 2006.-701 с.

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб.пособие для вузов/сост. и ред .В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.: Академия, 2000,2005.-624 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб.пособие для вузов.-М.: Сфера,1999, 2006.-464 с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов.- М.: Высш. образование, 2007.- 460 с.

5. Хвостов А.А., Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - 6-е изд.- М.: Академия, 2008.- 624с.

 

Дополнительная литература

6.Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом кон­сультировании. - М.: Академия, 2002.

7.Болотова А.К. Прикладная психология: учебник для вузов / А.К. Болотова. – М.: Гардарики, 2006. – 382 с.

8.Головей л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. ЛАГоловей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. – 688 с.

9.Квинн В. Прикладная психология / В. Квинн. – СПб., 2000. – 560 с.

10.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 1998.

11.Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие для вузов/И.Ю.Левченко, Н.А.Киселева, С.Д.Забрамная и др.-М.: Академия, 2006,2007.-319 с.

Тема: «Основные теории психического развития ребенка

в зарубежной психологии»

Понятия:бихевиоризм, научение, конвергенция, оперантное поведение, рекапитуляция, аккомодация, ассимиляция, генетическая психология, детский психоанализ, идентичность, интеллектуальное развитие, когнитивное развитие, психоаналитическая теория, психосексуальное развитие, эгоцентризм детского мышления, эпигенетическая теория.

План

1. Биогенетический подход к исследованию психики ребенка.

2. Психоаналитические теории детского развития.

3. Социогенетический подход к исследованию психики ребенка.

4. Когнитивные теории психического развития человека.

5. Персоногенетический подход к исследованию психики ребенка.

6. Экологическая модель психического развития человека.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. В чем сходство и различие биогенетических и социогенетических концепций психического развития человека?

2. Какова сущность теории конвергенции двух факторов?

3. Назовите представителей биогенетической концепции.

4. Назовите сторонников социогенетической концепции.

5. Каковы основные положения психоаналитической теории?

6. Каковы основные стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже?

7. Чем отличаются понятия «аккомодация» и «ассимиляция»?

8. Что такое эгоцентризм детского мышления?

9. что такое теория рекапитуляции?

10. Сравните подходы К. Бюлера и В. Штерна с точки зрения понимания ими механизма перехода с одной ступени психического развития на другую.

11. В чем заключается вклад психоанализа З. Фрейда в психологию развития?

12. В чем состоят ограничения понимания психического развития в рамках бихевиоризма? В чем заключается конструктивность этого подхода?

13. Отнеситесь с точки зрения бихевиоризма и психоанализа к такому явлению: шестилетний ребенок панически не переносит пришитых на его собственной одежде или одежде родителей пуговиц. Как можно было бы преодолеть это затруднение?

14. Что такое теория научения? В чем ее ограничения?

15. Какие психические проявления изучал Ж. Пиаже?

16. Что такое операции в рамках теории Ж. Пиаже и чем они отличаются от действий?

17. Что такое эпигенез? В чем состоит сходство и отличие эпигенетической теории Э. Эриксона и классического психоанализа?

18. Что такое экологический подход? Какие направления существуют внутри экологического подхода?

19. Какое воздействие на развитие ребенка (физическое, познавательное, психосоциальное) может оказать несоответствие ценностных установок в микро- и мезо- (экзо-, макро-) системах?

20. В чем смысл управления средообразованием?

Самостоятельная работа

1. Заполнение таблицы:

Таблица 1


Просмотров 419

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!