Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Список дополнительной литературы



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры.

Протокол № от 12 г.

Зав. кафедрой, д.п.н.

Н.А. Соколова

Возрастная психология

Учебная и рабочая программы и методические материалы к ним

Цикл дисциплин предметной подготовки

специальность « – История»

Автор-составитель:

К. п. н.

Доцент кафедры

Жеребкина В.Ф.

Челябинск

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

II. Учебная программа курса «Возрастная психология»  
2.1. Пояснительная записка  
2.2. Содержание  
2.3. Библиографический список  
III. Рабочая программа курса «Возрастная психология»  
3.1. Тематический план  
3.2. Планы лекционного курса  
3.3. Планы семинарских занятий  
IV. Методические материалы  
4.1. Итоговые контрольно-измерительные материалы контроля знаний  
4.2. Темы рефератов  
4.3. Основные понятия курса  
4.4. Вопросы к зачету  
4.5. Критерии оценивания ответа студента на зачете  
   

 

 

Рабочая программа дисциплины «Возрастная психология»

1. Цель дисциплины – теоретическая и практическая профессиональная подготовка студентов к работе с детьми, основанной на системе знаний о фактах, закономерностях и механизмах психического развития человека на разных этапах онтогенеза.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Возрастная психология является разделом дисциплины «Психологи» и относится к базовой части профессионального цикла (Б.3.).

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части гуманитарного, социального цикла «Философия», естественнонаучного цикла «Естественнонаучная картина мира», профессионального цикла «Педагогика»,



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способен нести ответственность за результаты своей
профессиональной деятельности (ОПК-4);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).

 

Таблица 1

Матрица компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины «Возрастная психология»

 

Компетенция    
Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).   Знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; Уметь: проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; Владеть: способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.   Знать: специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития; Уметь: учитывать возрастные особенности детей в организации учебно-воспитательного процесса в школе; Владеть: способами психолого-педагогического сопровождения психического развития детей на разных этапах онтогенеза.  
Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).   Знать: закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; Уметь: осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; Владеть: способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.   Знать: факты, механизмы, закономерности, особенности психического развития детей в разные возрастные периоды; Уметь: конструировать систему психолого- педагогических методов, опирающихся на возрастные и индивидуальные особенности школьников; Владеть: способами интеллектуального, личностного развития детей разных возрастных групп.  
Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).   Знать: способы психологического и педагогического изучения обучающихся; Уметь: использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач; Владеть: способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений; способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.   Знать: методы диагностики индивидуально-психологических особенностей детей; Уметь: использовать методы диагностики для изучения индивидуально-психологических особенностей детей; Владеть: методами профилактики нарушений поведения; способами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.    
Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).   Знать: способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; Уметь: учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; Владеть: способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.   Знать: особенности межличностных отношений, общения детей в различные возрастные периоды; Уметь: учитывать возрастные особенности детей в процессе общения и взаимодействии с ними; Владеть: способами взаимодействия с детьми разных возрастных групп.  
Готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).   Знать: закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; Уметь: создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; Владеть: способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.     Знать: психологические особенности детей разных возрастных групп и условий, необходимых для их полноценного психического развития; Уметь: создавать психологически безопасную и развивающую среду; Владеть: способами психолого- педагогического сопровождения удовлетворения базовых потребностей детей разных возрастных периодов.  

 





Содержание дисциплины «Возрастная психология»

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Основные понятия возрастной психологии. Методы исследования в возрастной психологии

Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Наблюдение как основный метод детской психологии, его виды, требования к организации. Эксперимент как основной метод детской психологии. Беседа, требования к вопросам и проведению. Проективные методы исследования ребенка. Тесты и специфика их использования в детской психологии.

ТЕМА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Социально-историческая природа детства. Биогенетические и социогенетические концепции, теория конвергенции двух факторов. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Психоаналитическая теория детского развития (З.Фрейд). Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж.Пиаже. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития (Л.С. Выготский). Условия, источники и движущие силы психического развития.

 

ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНОЙ

ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации в работах Л.С. Выготского (социальная ситуация развития, возрастные новообразования). Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина (кризисы в психическом развитии ребенка, ведущая деятельность). Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.

ТЕМА 4. НОВОРОЖДЕННОСТЬ И МЛАДЕНЧЕСТВО

Новорожденность как кризисный период. Комплекс оживления. Младенчество как период стабильного развития (развитие общения и речи, восприятия и интеллекта, движений и действий). Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года.

 

ТЕМА 5. РАННИЙ ВОЗРАСТ

Развитие психических функций в раннем возрасте(речь, восприятие, память, действия и мышление). Эмоциональное развитие. Развитие предметно-орудийной деятельности. Особенности общения в раннем возрасте. Характеристика кризиса трех лет. Предпосылки формирования личности.

 

ТЕМА 6. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Развитие психических функций в дошкольном возрасте (восприятие, речь, память, мышление). Эгоцентризм детского мышления. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Изобретательная деятельность и ее развитие у дошкольников.

Развитие личности в дошкольном возрасте: эмоциональная и мотивационная сферы, развитие самосознания. Усвоение нравственных норм. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. Особенности общения в дошкольном возрасте. Предпосылки, симптомы и проявления кризиса 7 лет. Показатели психологической готовности к школьному обучению.

 

ТЕМА 7. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Младший школьный возраст: особенности развития когнитивной, эмоционально-личностной сферы. Учебная деятельность. Личность младшего школьника. Мотивация достижения успехов и сензитивность к ее развитию. Укрепление и развитие «внутренней позиции». Характеристика межличностных отношений.

 

ТЕМА 8. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И ЮНОСТЬ

Личность подростка: чувство взрослости, Я-концепция, самосознание подростков. Теоретическое мышление. Проблемы общения в подростковом возрасте: отношения со взрослыми и сверстниками. Подростковые реакции, увлечения, потреб­ность в самоутверждении. Ведущая деятельность в юношеском возрасте. Про­блема юношеского самоопределения. Развитие личности в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения. Выбор профессии. Интеллектуальное развитие в юности. Общение в юности. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности и самопознания в подростковом и юношеском возрасте. Нарушения поведения подростков, их профилактика и коррекция. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов.

ТЕМА 9. ЭТАП ВЗРОСЛОСТИ

Зрелость как стадия жизненного пути. Основные подходы к изучению взрослости в современной психологии. Периодизация взрослости. Характер возрастной динамики психофизических функций. Зрелость как ответственность. Основные изменения в мотивационно-потребностной и ценностной сферах. Реалистичность устремлений, самореализация в различных сферах жизни и деятельности. Супружество и родительство. Профессиональное становление. Развитие интеллекта. Возрастная динамика творческой активности и продуктивности деятельности. Возрастно-половые различия.

Предпосылки, симптомы и протекание кризисов зрелых возрастов, пути их преодоления.

Периодизация старения. Старость в современном мире. Основные направления и результаты геронтопсихологических исследований. Творческая деятельность, активная жизненная позиция и общение как факторы долголетия человека. Возможности компенсаторных процессов в старости. Личностные особенности, социально-психологические типы старения.

 

Список основной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для вузов.- М.: Академ.проект, 2006.-701 с.

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб.пособие для вузов/сост. и ред .В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.: Академия, 2000,2005.- 624 с.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб.пособие для вузов.- М.: Сфера,1999, 2006.- 464 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для пед.вузов.- М.:Академия, 2006. – 456 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов.- М.: Высш. образование, 2007.- 460 с.

6. Психология человека от рождения до смерти: Психологический атлас человека. / Под ред. А.А. Реан.- М.: Прайм-Еврознак, 2007.- 656с.

7. Хвостов А.А., Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - 6-е изд.- М.: Академия, 2008.- 624с.

8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб пособие для студ. высших учеб. заведений / О.В. Хухлаева – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.

 

 

 

Список дополнительной литературы

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни. Исследования геронтопсихологии.- М.: Академия, 2002.- 224с.

2. Акимова М.К., Козлова Т.В. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.

4. Байард Р., Байард Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. - М., 1991.

5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

6. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.:Смысл: Эксмо,2004.-1135 с.

7. Головей л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. ЛАГоловей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. – 688 с.

8. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991.–173с.

9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Под ред. Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2008. – 944 с. – (Серия «Мастера психологии»)

10. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: в 2 ч.: практикум.- М.: Академия, 2005.-351 с.

11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/ред. Рузская А.Г.-М.:Ин-т практ.психологии; Воронеж: МОДЭК,1997.- 383 с.

12. Маралов, В.Г. Основы самопознания м саморазвития: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Г. Маралов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

13. Масару Ибука. После трех уже поздно:[О воспитании детей: Пер. с англ.]-М.:Знание,1992.-92 с.

14. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 1998.

15. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

16. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184с.

17. Психология старости и старения: хрестоматия: учеб.пособие для вузов/сост. Краснова О.В., Лидерс А.Г.-М.: Академия, 2003.- 412 с.

18. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара : Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2003 – 672 с.

19. Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие для вузов/И.Ю.Левченко, Н.А.Киселева, С.Д.Забрамная и др.-М.: Академия, 2006,2007.-319 с.

20. Пряжников Н. Проектируем жизнь: карточная групповая профориентационная игра / Н. Пряжников. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотека «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 6).

21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.– 624с.

22. Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

23. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

24. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология.- СПб.: Алетейя, 2000.- 288с.

25. Собкин В.С. Социально-психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте / В.С. Собкин, Е.В. Баранова // Вопросы психологии. – 2006. - № 3. – С. 55-66.

26. Тихомирова Л.Ф., Басов А.8. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

27. Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

28. Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. – М.: 000 «Издательство АСТ», 2002. – 288 с.

29. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2003. - № 3. – С. 3-14.

30. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - Москва-Воронеж, 1995.

31. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — М., 1978.

32. Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с.

 

 

 

Планы лекционного курса

Тема: «Возрастная психология как наука»

1. Предмет и задачи возрастной психологии

2. Методы возрастной психологии

 

Тема: «Теоретические аспекты психического развития человека»

1. Понятие развития в возрастной психологии

2. Факторы и закономерности психического развития

3. Биогенетический и социогенетический подходы к психическому развитию человека

4. Психоаналитический подход к психическому развитию человека

5. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона

6. Когнитивные теории развития

 

 

Тема: «Проблема возраста и возрастной периодизации в отечественной психологии»

1. Понятие и структура психологического возраста

2. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского

3. Концепция периодизации психического развития личности Д.Б. Эльконина

 

 

Тема: «Психическое развитие в младенческом возрасте»

1. Кризис новорожденности

2. Развитие телесного пространства и двигательной активности в младенчестве

3. Когнитивное развитие в младенческом возрасте

4. Особенности эмоциональной сферы ребенка от 0 до года

 

Тема: «Психическое развитие в раннем детском возрасте»

 

1. Когнитивное развитие в раннем детском возрасте

 

2. Личностное и аффективное развитие в период раннего детства

3. Кризис трех леи: потребность в признании и уважении

 

 

Тема; «Психология ребенка дошкольного возраста»

1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности

2. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

3. Личностное и эмоциональное развитие в период дошкольного детства

4. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению

 

Тема: «Психология детей младшего школьного возраста»

1. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте

2. Аффективное развитие в младшем школьном возрасте

3. Развитие мотивационной сферы младшего школьника

4. Личностное развитие в младшем школьном возрасте

Тема: «Психология подростка»

 

1. Когнитивное развитие в подростковом возрасте

 

2. Аффективное развитие в подростковом возрасте

 

3. Мотивационно-личностная сфера подростков

 

Тема: «Психология юношеского возраста»

 

1. Задачи развития в юности

2. Развитие когнитивной сферы в юношеском возрасте

3. Эмоционально-личностное развитие в юношеском возрасте

 

Тема: «Психология ранней взрослости»

 

1. Введение в психологию взрослости

2. Задачи развития ранней взрослости

3. Когнитивное развитие в период ранней взрослости

4. Эмоционально-личностное развитие в период ранней взрослости

 

 

Тема: «Психология средней взрослости»

 

1. Задачи развития средней взрослости (35/40-60 лет)

2. Особенности психических познавательных процессов в период средней взрослости

3.Эмоционально-личностное развитие в период средней взрослости

 

Тема: «Психология поздней взрослости»

 

1. Задачи развития позднего возраста

2. Когнитивные изменения в поздней взрослости

3. Эмоционально-личностные изменения в поздней взрослости

 

 

Планы семинарских занятий


Просмотров 459

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!