Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Исследовательская деятельность школьников представляет собой особую форму организации краеведческой работы



Краеведение несет в себе, за пределами обычного обучения, и еще один важнейший аспект: без краеведения немыслимо становление человека, его успешная социализация, то есть именно через краеведение предполагается включение человека в общественное бытие. Краеведением определяются взаимоотношения поколений, способность человека, опираясь на прошлое, созидать для будущего. Именно краеведение помогает новым поколениям беречь и преумножать традиции. И в этом аспекте важны работы юных краеведов, наполненные интересом к жизни и трудам земляков, к достопримечательностям в окрестностях своей школы и дома, полные взаимодействия старших и младших. Именно такие работы и есть настоящее краеведение, за которым просматриваются судьбы людей, связанных со своей землей, со своими корнями, со своей Родиной.

Создание учебно - исследовательской краеведческой работы способствует развитию у школьников стремления знать свой край, формированию личностного отношения учащихся к нему и умения практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни, способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения. Всё это подчинено одной цели - воспитанию нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

А так же, как и при любой исследовательской работе развиваются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, формирование у обучающихся социальной, информационной, коммуникативной и когнитивной компетенций, происходит интеграция всех основных граней воспитания: гражданского, патриотического, нравственного, эстетического, экологического.

«Объектом интереса краеведа может быть местность разного пространственного масштаба и культурно-исторического значения - от большой территории до маленького города, деревни, усадьбы, монастыря, улицы, фабрики, учебного или лечебного заведения, а также история жизни своих родных и близких в данной местности, взаимосвязь местных жителей (особенно общественных) с другими регионами. Занятие краеведением по зову души – это всегда краелюбие», - считает С.Шмидт.



Исследовательской работой со старшеклассниками начала заниматься с 2002 года. Темы для работ, близкие учащимся и мне, - краеведческие: 4 работы написали по творчеству писателя-земляка Ф.А.Абрамова, 1 работа – по деятельности М.В.Ломоносова в области языкознания, 8 работ – по краеведению.

В 2009 году решили написать работы на областные Иоанновские чтения. Выбрали тему «Одна из ветвей Малкиных – потомков И.Кронштадтского». Над этой работой долго трудилась Стахеева Людмила, дальняя родственница святого. Прапрадедушка автора, Василий Андреевич Малкин, - внук Дарьи Ильиничны.

Отправной точкой исследования стала старинная фотография семьи Малкиных. В процессе работы знакомились с литературой об И.Кронштадтском, встречались со многими родственниками и записывали их воспоминания, писали письма, чтобы узнать о их судьбах, съездили в Суру - на родину святого, изучали материалы периодической печати, делали запрос в районный архив.

Людмила с этой работой стала победителем и в заочном, и в очном туре областного краеведческого конкурса на 8 Малых Иоанновских чтениях в 2009 году. Эта работа признана одной из лучших в районном конкурсе краеведческих материалов «Пинежье: время, события, люди», проводимом центральной районной библиотекой.

Когда собирали материал об Иоанне Кронштадтском, узнали, что наш земляк занимался преподавательской деятельностью, сохранились хорошие отзывы о нём как о добром наставнике. Да и в роду Малкиных оказалось много родственников, посвятивших себя педагогической деятельности, оставивших свой след на Пинежье. Так родилась другая работа «Отражение «пламени огненного» святого И.Кронштадтского» (Педагогическая деятельность И.Кронштадтского и его родственников). Работа была признана лучшей на заочном этапе конкурса, Людмила принимала участие и в очном этапе краеведческого конкурса в 2010 году.



В 2009 году нами была представлена ещё одна работа Стахеевой Юлии о храме «Знамение» Пресвятой Богородицы п. Сосновка». Исследовательскую работу передали в сосновский храм, за что нам были очень благодарны.

Всё меньше и меньше знаем мы, взрослые пинежане, о своих предках, а молодому поколению чаще и неинтересно об этом знать (хотя в анкетах они утверждают, что знать историю своего края необходимо), а, может, в эру экранно-клиповой культуры они об этом серьёзно и не задумываются.

Работы последних лет направлены на изучение культуры нашего Пинежья.

Бесспорно, что мы всё дальше уходим от многовековой культуры предков: забываем не только обычаи, русские праздники, но и исконно русскую еду, а ведь национальная кухня – часть национальной культуры. Знание о том, как жили наши предки, необходимо и потому, что нельзя воспитать в себе нравственные начала, не зная, что было до нас, ведь культура и народный быт обладают глубокой преемственностью.

«Традиционная пища жителей верхнего куста Пинеги первой половины 20века, или что ели наши предки» - так называлась исследовательская работа Батузовой Елены.

Предварительно провели опрос у 62 учащихся нашей школы и 16 учителей, большинство из которых – коренные пинежане. Результаты оказались таковы: если представители старшего поколения пинежан (учителя) могли пояснить, что такое житник (35%), мусёнка(37%), перепечи (50%), пустовара (58%), то чем младше школьники, тем меньше они знают о традиционных блюдах своих предков. Для сравнения: что такое житник, знают 28% девятиклассников, 12 % шестиклассников и 16% четвероклассников. Что такое перепечи, смогли ответить 50% учителей, 40% девятиклассников, 10% шестиклассников, а учащиеся 4 класса об этом распространенном блюде не знают ничего.



Нами было опрошено 11 жителей 1940-1953 годов рождения, проживающих в детстве в разных населённых пунктах Пинежского района. Удалось собрать много интересного материала, записать десятки традиционных блюд, познакомиться с технологией приготовления, узнать много диалектных слов. В ходе работы было сделано много открытий, мы узнали о традиционных, к сожалению, забытых, блюдах пинежской кухни, познакомились с людьми старшего поколения, которые с интересом, а иногда со слезами на глазах вспоминали о своей жизни. Об этом следует знать и юным пинежанам, поэтому Елена разработала сценарий мероприятия «Традиционная еда пинежан, или Чем питались наши предки». Данное мероприятие с успехом прошло в 4 классе нашей школы. Разработку мероприятия подарили местной и школьной библиотекам.

В секции «Краеведение» и на районном конкурсе «Юность Поморья», и на областном (из 12 претендентов) Лена стала победителем. Эту же работу с небольшими изменениями мы отправляли на областной конкурс юношеских исследовательских работ имени М.В.Ломоносова. Работа Елены прошла во 2 тур, и она ездила защищать её на конференцию в Кенозерский парк.

Вот какая рецензия была написана кандидатом филологических наук, доцентом кафедры теории и истории языка, литературы и культуры ПГУ Репневской Светланой Васильевной: «Историко-лингво-этнографическая очень интересная по содержанию работа. Изучена и грамотно проанализирована литература по теме, проведён опрос местных жителей, результаты анкетирования представлены в приложении. Составлен информативный план, присутствуют элементы научного исследования - сравнение и выделение особенностей пищи пинежан в начале прошлого века».

 

В наибольшей подлинности культура сохранилась у нас, на Севере: памятники деревянного зодчества, фольклор, промыслы северян и традиции. Часть из них требует экстренных мер по спасению.

Ведь было время, когда люди в северных деревнях полностью обеспечивали себя сами: сами строили дома, делали нехитрую мебель, изготовляли предметы обихода и посуду, сами строили лодки и готовили снасти для рыбалки и охоты, выращивали и обрабатывали лён и шили себе одежду, разводили скот, обеспечивая себя продуктами питания,разводили овец, чтоб получать тёплые овчину и шерсть, которые могли спасти от холодных зим на Севере.

Ещё лет тридцать назад, по словам жителей верхнего куста Пинеги, в деревнях и лесных посёлках почти каждая семья разводила овец, получая от них полноценные продукты питания, шерсть, овчину, навоз. В наше время вряд ли наберётся десяток овец в нашем посёлке Сосновка, чуть побольше в соседних деревнях.

Чтобы выяснить этот вопрос, мы обратились в администрацию МО «Сосновское», работники которого сделали запрос в подразделение отдела Государственной статистики в Пинежском районе. Выяснилось, что численность овец, действительно, уменьшается: если в 2006 году она составляла 191 голову, в 2007 - 187, а уже в 2011 году всего 46 голов.

К сожалению, чем занимались предки, многие уже и не знают, особенно молодое поколение. Чтобы выяснить этот вопрос, мы провели опрос в МОУ «Сосновская общеобразовательная средняя школа №1» п. Сосновка Пинежского района, на вопросы отвечали 39 старшеклассников (учащихся 9-11 классов) и 14 семиклассников.

Были предложены такие вопросы:

1).Назовите виды промыслов, которыми занимались Ваши предки - пинежане.

2).Держат ли Ваши бабушки и дедушки овец?

3).Держат ли Ваши родители овец?

4).Перечислите продукты овцеводства.

5).Вяжут ли в Вашей семье вещи из овечьей шерсти? Какие?

6).Носят ли в Вашей семье вещи из овечьей шерсти?

7). Знаете ли вы, что такое прялка, чапахи?

8).Наблюдали ли вы когда-нибудь за процессами обработки шерсти? Какими?

9). Хотели бы вы разводить овец? Почему?

Итоги анкетирования подтвердили наши предположения: 36% старшеклассников смогли назвать промыслы своих предков: животноводство, валяние валенок, рыболовство, вязание сетей, охота, изготовление и смоление деревянных лодок, плетение корзин, предметов из берёсты, семиклассников этот вопрос поставил в затруднение.

На вопрос: «Держат (ли) Ваши бабушки и дедушки овец», - утвердительно ответили 51% старшеклассников и 21% семиклассников, на третий вопрос ответы были следующие: родители семиклассников не держат овец, а старшеклассников- 13%. Среди перечисленных продуктов овцеводства лидировали мясо и шерсть, также были названы удобрения и шкуры (овчины) у 2 учеников. На 5 вопрос отвечающие подтвердили, что в их семьях вяжут вещи из овечьей шерсти (рукавицы, носки, жилетки, пояса, наколенники, тапки) у 43% учащихся 7 класса и 41% старшеклассников, а носят вязаные вещи в семьях соответственно у 36% семиклассников и 46 % старшеклассников. Знают, что такое прялка 43 % семиклассников и 66 % старшеклассников. За процессами обработки шерсти наблюдали: за чапанием – 33 % старшеклассников, 14 % семиклассников, за прядением – только 20% учащихся старших классов, за стрижкой овец -21% семиклассников и 30% старшеклассников, за сканием (скручиванием ниток) – 7% семиклассников и 17 % старшеклассников, за стиркой шерсти – 10% учащихся 9-11 классов.

На вопрос, хотели ли бы учащиеся разводить овец, - 28 % семиклассников ответили утвердительно, зато среди учащихся 9-11 классов таких желающих не нашлось, причина одна: это занимает много времени.

Итоги анкетирования подтвердили наше предположение: чем младше учащиеся, тем меньше могли наблюдать за тем, как ухаживают за овцами, обрабатывают их шерсть, так как уходит то поколение старших, которое разводило овец, и в своих семьях современные дети уже не видят ни шерсти, ни прялки, ни чапах.

Поэтому мы решили узнать побольше об этих постепенно исчезающих домашних животных и проследить процесс обработки шерсти овец. Так определилась цель работы: описать процесс обработки шерсти.

С Юлей Стахеевой мы решили изучить все стадии обработки овечьей шерсти, включив местные приметы, связанные с овцами.

Наша работа «Почти забытое ремесло на Пинежье» заняла 1 место на районном этапе «Юности Поморья»; из 40 работ, присланных на областной конкурс, было отобрано 11 лучших для защиты и среди них – работа Стахеевой Юлии.

Работой заинтересовался Сулецкий краеведческий музей, мы отдали им работу – они написали благодарственное письмо и пригласили Юлю быть экскурсоводом.

Эту работу мы отправили профессору, доктору филологических наук Института филологии и межкультурной коммуникации САФУ Наталье Васильевне Дранниковой.

Вот отрывки из её отзыва: «С точки зрения фольклористики работа Ю.В. Стахеевой и Н.И. Дождиковой является актуальной и вызывает большой интерес: в ней содержится ценный материал - от отдельно взятых слов-диалектизмов… до целого текста старинных ритуальных песен, которые исполнялись во время "битья"овечьей шерсти и во время прядения. Ю. В. Стахеевой удалось записать уникальный текст песни, которая исполнялась во время стрижки овец. Подобная песня в XXI веке - это, безусловно, мечта любого исследователя народной культуры».

 

На занятиях специального учебного курса « Литература Севера»(разработчиком которого являюсь) говорили с пятиклассниками о старинных пинежских загадках, они принесли из дому записанные со слов бабушек, дедушек пинежские загадки, а отгадать-то остальные не могут. Так возникла работа «Знакомство с жизнью и бытом пинежан – через старинные загадки», которую Никита Петриняк представил на Малых педагогических Абрамовских чтениях и которая была признана лучшей в номинации «Исследовательская работа» (средняя возрастная группа). На основе этой работы в 2013 году мы приготовили другую «Без лица в личине» (сопоставление известных русских, вологодских и пинежских загадок), с которой выступили на районном конкурсе «Юность Поморья» и заняли среди 9 претендентов 1 место с работой карпогорской школьницы о пионерском движении в годы Великой Отечественной войны. Работа Никиты стала победительницей и в заочном туре областной конференции «Юность Поморья».

Его презентация «Постижение жизни пинежан – через старинные загадки» успешно используется в школе на уроках, также мы провели занимательный час старинной пинежской загадки в 3 классе, выпустили сборник «Пинежские загадки». С материалами всех краеведческих исследований можно ознакомиться в школьной библиотеке.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Чаще предлагаю темы по краеведению сама, а ученик выбирает ту, которой ему заниматься интересно. Бывали случаи, когда получала отказ учеников заниматься исследовательской работой, потому что они знали, что это – огромный труд. Работой мы начинаем заниматься в марте-апреле, работаем и летом, в сентябре – декабре систематизируем материал, оформляем работу, в январе готовимся к защите, в феврале – выступление на районной конференции учебно-исследовательских работ «Юность Поморья». На подготовку каждой работы уходит несколько месяцев, это очень долгая, кропотливая работа.

Формулировка темы может сложиться позднее, корректироваться. Удачная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха для работы в целом. Тема должна быть обозначена в названии работы. Названия исследовательских работ должны носить оригинальный характер. Наши исследовательские работы назывались так: «Традиционная пища жителей верхнего куста Пинеги в первой половине 20 века, или Что ели наши предки», «Почти забытое ремесло на Пинежье», «Без лица в личине» (о пинежских загадках).

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель выражается кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь; начинается с глаголов «выяснить», «выявить», «обосновать», «сформировать» ..., проявить..., определить..., создать и др. Целью работы «Одна из ветвей родословной семьи Малкиных - потомков И. Кронштадтского» была - систематизировать сведения о семье Малкина Василия Андреевича, внука Дарьи Ильиничны, и составить родословную ветвь их семьи. В работе над пинежскими загадками мы поставили цель - создать сборник старинных пинежских загадок с необходимыми комментариями.

Экспериментальные исследования требуют выдвижения гипотезы. Их может быть несколько – какие-то подтвердятся, какие-то – нет.

Гипотезой в работе о забытом ремесле (обработке шерсти) стала следующая: процесс обработки шерсти был долгим и трудоёмким; для работы о пище пинежан – пища пинежан была разнообразной для своего времени, она отличалась от кухни Северо-Запада.

Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для школьников. В наших краеведческих исследованиях наиболее применимыми методами являются наблюдение, работа с литературными источниками, интервью, опросы, обработка статистических и опытных данных, исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях). При написании краеведческих работ особую роль играют встречи со старожилами - пинежанами, анкетирование респондентов, обращение в районный архив, местную администрацию, районную и поселковую библиотеки.

Но самое главное в работе с учеником - это радость общения, осознание того, что ты можешь быть полезным, можешь дать ту ниточку, которая поможет в дальнейшей жизни ученику. Попросила ответить своих учениц на вопрос, что дало им занятие исследовательской работой в школе, получила такие ответы:

Батузова Елена (ныне студентка 2 курса Института экономики САФУ): « Занятие исследовательской работой помогло приобрести знания и умения, которые так необходимы при написании курсовых работ, рефератов, научило продумывать презентации при защите работы, публично выступать».

Вот мнение Стахеевой Людмилы, студентки 1 курса медицинского колледжа: «Занятие исследовательской работой научило меня творчески подходить к науке, самостоятельно расширять и углублять свои знания, систематизировать материал и делать выводы. Сейчас продолжаю заниматься исследовательской работой: в 2013 году приняла участие в написании двух исследовательских работ по русскому языку и микробиологии, при этом стала победителем и призёром».

Результатами своей работы по исследовательской работе делюсь с коллегами: обобщила опыт по теме «Исследовательская работа учащихся» на школьном педсовете «Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе в условиях введения ФГОС» (февраль 2012г.), на районном семинаре «Организация работы с одарёнными детьми» - «Организация учебно-исследовательской работы в школе как одна из форм работы с одарёнными детьми» (февраль, 2013г.)

 

Д.С.Лихачев в предисловии к книге К. П. Гемп «Сказ о Беломорье » писал, что Север «не может не тронуть сердце каждого русского человека », потому что он «самый русский», его выдающаяся роль в том, что «он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру….».Мы живём на Пинежье – месте, где ещё хранится старина.

Наша задача – постараться сохранить все то, что еще можно сберечь для будущего. Мы должны хранить все то, чем богат и славен наш Север, по словам академика Д.С.Лихачёва, « как зеницу ока », потому что «сюда ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе нравственную целительную силу Севера».

В газете «АиФ в Архангельске» [№52, 2011] прочитала статью о создании музея старины в деревне Азаполье в Мезенском районе. Полностью согласна с автором статьи, что «нужно сохранять традиции и передавать от поколения к поколению, тогда и страна наша будет сильной», сохранение своих корней и память о них будет объединять всех нас и давать силу.


Исследовательская работа учащихся

  Название работы Ф.И., класс Выход Результат
1.   «Диалектизмы и их роль в произведениях Ф.А.Абрамова» (2002). Ильина Надежда, 10класс I Уч.-исслед. конференция старшеклассников Северо-Востока Архангельской области "Юность. Наука. Культура". Дипломант I степени.
2.     «Особенности жанра и языка миниатюр цикла "Наедине с природой" Ф.А.Абрамова» (2005). Тарасова Виктория, 8 класс VII районная научно-исследовательская конференция "Юность. Наука. Культура". Участие.
3.     «Диалектные особенности речи жителей д.Сульца» (2005). Булыгина Людмила, 8 класс VII районная научно-исследовательская конференция "Юность. Наука. Культура". Участие.
4. "Какая она, Василиса Милентьевна?" (2006). Шляхова Ирина,11 класс VIII районная научно-исследовательская конференция Участие.
5.     "Законник языка!.. Ты первый красоту и дух его постиг…" Преобразования М.В.Ломоносова в русском языке (2007). Митюшёва Евгения, 10класс IХ районная научно-исследовательская конференция "Юность. Наука. Культура". Участие.
6.   «Одна из ветвей рода Малкиных – потомков И.Кронштадтского» (2009). СтахееваЛюд-мила, 10кл. VIII Малые Иоанновские чтения I место среди 10-11 кл.
7. «Храм «Знамение» Пресвятой Богородицы» п. Сосновка Пинежского района (2009). Стахеева Юлия, 8 класс. VIII Малые Иоанновские чтения   Участие.
8.   «Отражение «пламени огненного» святого И.Кронштадтского»(Педагогическая деятельность И.Кронштадтского и его родственников) (2010). Стахеева Людмила, 11класс. IХ Малые Иоанновские чтения     Победитель заочного тура.
9.     «Традиционная пища жителей верхнего куста Пинеги первой половины 20века, или что ели наши предки» (2011). Батузова Елена, 11класс. VI районная учебно-исследовательская конференция «Юность Поморья» Дипломант I степени.
    «Традиционная пища жителей верхнего куста Пинеги первой половины 20века, или что ели наши предки»(2011). Батузова Елена, 11класс. ХIVобластная учебно-исслед. конференция «Юность Поморья» Дипломант I степени.
  «Традиционная пища жителей верхнего куста Пинеги первой половины 20века, или что ели наши предки»(2011). Батузова Елена, 11класс. Архангельский областной Кон- курс юношеских исследоват. работ имени М.В.Ломоносова Защита работы на Кенозерье.
12.   «Почти забытое ремесло на Пинежье» (2012). Стахеева Юлия, 10класс. ХIV районная учебно-исследовательская конференция «Юность Поморья» Дипломант I степени.  
13.   «Почти забытое ремесло на Пинежье» (2012). Стахеева Юлия,10класс. ХV областная учебно-исслед. конференция «ЮностьПоморья» Победитель очного тура.
14.   «Постижение жизни и быта пинежан – через старинные загадки»(2012). Петриняк Никита, 7кл. V Малые Абрамовские чтения   Дипломант I степени.
15.     «Без лица в личине» (сопоставление известных русских, вологодских и пинежских загадок) (2013). Петриняк Никита, 8 класс. ХV районная учебно-исследов. конференция   Дипломант I степени.  
16.     «Без лица в личине» (сопоставление известных русских, вологодских и пинежских загадок (2013). Петриняк Никита, 8 класс. ХVI областная учебно-исслед. конференция «Юность Поморья» Победитель очного тура.  
17. «Родники О.А.Фокиной» (эссе о поэзии О.Фокиной), номинация «Вдумчивый читатель»(2013). Байкалова Юлия, 11 класс. Фестиваль творческих работ «По золотому листопаду» (г. Вологда) Благодарность  
18. «Нерасторжимая связь с людьми родного края» (Диалектные слова и их роль в поэзии О.А.Фокиной)(2013). Стахеева Юлия, 11 класс. Фестиваль творческих работ «По золотому листопаду» (г. Вологда) Диплом участ-ника.

 

 


Просмотров 442

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!