Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Яр-Буен Хмель — Вещего Бога Священный Дар



 

 

Рёк волхв:

 

1. Тремя лозами увита чара с Хмелем — Самого Вещего Бога Священный Дар: первая — лоза Веселия, вторая — лоза Прозрения, третья — лоза Безумия. В оных — три сути Ярилины явлены: всем людям добрым — души веселие, волхвам мудрым — Духа Прозрение, иным же — темень безумия.

 

2. Поистине, питие Хмеляное есть Руда-Кровь Ярилина, иже людей и Богов веселит, мудрым — мудрость паче чаяния дарит, невежд — безумием чёрным карит. И каждому даётся по мере его, как речено: «Проклятие и благословение Богов — каждый в Сердце своём носит, из Сердца вынимает — миру дарит».

 

3. Хмель в людях — низок и высок, скверен и свят одновременно. Ибо есть опьянение от людей — пьянство, и есть Опьянение Божественным — священнодействие; есть веселие от людей — ликование плоти, и есть от Богов — Радость Духовная; есть прозрение от людей — знание, и есть от Богов — Ведание; есть безумие от людей — бессмысленность, и есть от Богов — постижение Несказанного.

 

4. Из Священных Ядов Вещего Владыки Хмель — самый почитаемый в людях. На обрядах справных Хмеляное — Богам Родным возливают, на тризнах честных Хмеляным — Предков Святых поминают, на радениях Духовных Хмеляным — Очи паче очей телесных отверзают. Как речено: «Святыми Хмель да святится, от чистых — паче очистится, от иных — токмо лишь осквернится!»

 

5. Хмель — Страж Заповедных Врат. Он стоит на пороге Тайны, сущей в Обители Сердца. Он не дарит от себя, но делает явным то, что внутри: у мудрых — мудрость, у невежд — глупость, у добрых — во благо веселие, у иных — во зло похмелие. Благой ко благим, иной ко иным — таков есть Яр-Буен Хмель!

 

6. Хмелем объятый — ближе к Нави, к Иному. Меж людьми и Богами черта — тоньше волоса, но кто из смертных возможет переступить её, пока ум его в Явь обращён? Но, поистине, не всяк, Яви не зрящий, Навь зрит, — как и не всяк, свой ум притупивший, Мудрость Божескую постиг! О сём, водясь с Хмелем, помнить твёрдо всем надобно.



 

7. Потому рекут волхвы наши, что Родовичам честным, в миру живущим, благо будет — пить Хмеляное лишь во время обрядов, по праздникам, в будни сего избегая, дабы благословение Ярого Бога не стало проклятием им и всему Роду их. Сведущим же — ведать особо: «Мудрым и яд станет лекарством, иным же — и лекарство обернётся ядом». Да будет, как речено!

 

Ведающий — ведает...

 

 

Слава Роду!

 

[2009]

 

Из «Вед Родолюбия»:

Яр-Буен Хмель

 

 

Оглавление

 

1. Ярилушка — Яр-Хмелюшка

2-А. Яр-Буен Хмель («Как во городе да во славном...»)

2-Б. Яр-Буен Хмель («А кто, братцы, про Хмелюшку не знает...»)

3. Прославление Хмеля

4. Песни о Хмеле

5. Славление Чары

 

 

Ярилушка — Яр-Хмелюшка

 

Ходит Ярилушка по тёмным лесам,

Бродит Яр-Хмелюшка по сёлам, по деревням,

Сам собою Яр-Хмель похваляется:

«Нет меня, Ярилушки, краше,

5. Нет меня, Яр-Хмеля, веселее!

Без меня, веселого, песен не певают,

Без меня, молодого, свадеб не играют!»

На кого Ярилушка воззрится,

У того сердце на любовь возгорится.

10. Куда Яр-Хмелюшка ногою,

Там жито встаёт золотое!

Слава!

 

 

А. Яр-Буен Хмель

 

Как во городе да во славном,

Во славном да во Ярославле —

Там Хмель по улице гуляет,



Он и сам себя, Хмель, восхваляет:

5. «Нет меня, Хмелюшки, лучше,

Нет меня, Ярого, веселее!

Без меня, Хмеля, пивушка не варят,

Без меня, Ярого, свадеб не играют.

Ещё где подерутся, побранятся,

10. Ещё тут без меня, Хмеля, не мирятся.

Где гульба-веселие — при Хмеле,

Целованье-милование — при Яром!

И все-то меня, Хмелюшку, любят,

Все-то меня, Ярого, привечеют.

15. Один только есть лих садовник:

Часто по садику гуляет,

Глубоки борозды копает,

И тут меня, Хмелюшку, сажает —

В ретиво сердце тычинушку втыкает!

20. Уж и то-то мне, Хмелюшке, тошно,

Уж и то-то мне, Ярому, грустно!

А и тут я, Хмель, не гневен,

А и тут я, Ярой, не кручинен:

Уж как тут я, Хмель, догадался —

25. По тычинушке наверх возвивался;

Распускал я свои ярые шишки,

Тянул к Солнцу красному свои листья.

Уж и стал я, Хмель, созревати,

Собиралися меня бабы рвати,

30. Со малыми ребятами щипати,

Во кульё, во рогожи зашивати,

По торгам, по базарам развозити.

Закупали меня, Хмеля, пивовары,

Затирали они сладкое пиво,

35. Во котле меня, Хмеля, топили,

Трое суточек меня, Ярого, томили.

Молодой пивовар по поваренке гуляет,

Правым ухом самым к чану припадает:

«Не пора ли тебя, Хмелюшка, сливати,

40. По порожним по посудам разливати?»

А и тут я, Хмель, догадался —

На бел-свет, Ярой, изливался!

Уж теперь я, Хмелюшка, восстану,

Человека неразумного достану:

45. Я ударю его в тын головою,

Обмакну в говно коровье бородою!

Уж и я тут, Хмелюшка, насмеюся,

Уж и я тут, Ярой, поглумлюся!»

 

 

Б. Яр-Буен Хмель

 

А кто, братцы, про Хмелюшку не знает,

Да где-то я, Хмель, зародился?

Зародился я, Хмель, в чистом поле,

В чистом поле да на косогоре.



5. Как проведал про меня мужик-садовник,

Он и выкопал Хмелёвое коренье,

Он принёс моё коренье на деревню;

Посадил меня мужик во огороде,

Обложил меня землёю, чёрной грязью,

10. Ещё тою ли щепою, перегноем.

Вот и тут-то мне, Хмелюшке, тошно,

Веселой моей головке тяжеленько!

Да однако ж, я, Хмель, догадался:

За сырую я за землю принимался,

15. По тычиночкам вверх я взвивался.

Как проведал про то мужик-садовник,

Тут и ходит он по саду-огороду,

А в руках он держит вострый ножик.

Он обрезал мои длинные стебли,

20. Спустил мои Хмелёвые все шишки;

Перенёс меня мужик в чёрную избу,

Посадил меня мужик да на полати,

Он коптил меня, томил да трои сутки.

Вот и тут-то мне, Хмелюшке, тошно,

25. Веселой моей головке тяжеленько!

Посадил меня мужик да в водочанец,

Обливал он меня, Хмеля, сладким суслом[338].

Вот тут-то мне, Хмелюшке, любо,

Веселой моей головке веселенько!

30. Я за сладкое за сусло принимался,

По дубовым я по бочкам разливался.

Как напьётся мужик пивушка допьяна,

Вот уж тут-то я над ним и посмеюся,

Посмеюся я над ним, повеселюся:

35. Я ударю его в тын да головою,

А в говно коровье макну бородою!

 

 

Прославление Хмеля

 

Гой ты, Батюшка ты Яр-Буен Хмель!

Славен буди, Трёхжильный,

Славен будь, Семисильный!

Во Яви ты — сил всех жила[339],

5. Во Нави ты — чувств наших жила[340],

Во Прави ты — Веды-знания жила[341].

Во тебе — Свята Воля Сварожья,

Во тебе — Мощь-Сила Перунова,

Во тебе — Вдохновенье Велесово,

10. Во тебе — Дыханье Стрибожье,

Во тебе — Светлость Даждьбожья,

Во тебе — Ярь гойна Ярилина,

Во тебе — Огня Сварожича Сила!

Во братине ты — яко Солнца на небе Свет,

15. О, Ярый Посланец Огня Небес!

Прими, о Трёхжильный, честные требы наши,

Услышь, Семисильный, истые славы наши!

Веди нас от мари[342] к яри[343],

Веди нас от смерти к жизни,

20. Веди нас от тьмы к Свету!

Даждь, Ярый, Божески Гласы слышати,

Даждь, Светлый, Коло наше вершити,

Маяту-суету[344] всю напрочь отринути,

А Правь Святую немаятно славити!

25. Славен будь, Семисильный,

Славен буди, Трёхжильный!

Гой! Гой! Гой! Гой! Гой! Гой! Гой!

Слава! Слава! Слава!

 

 

Песни о Хмеле

 

1. Как за Волгою[345] Яр-Хмель

По кусточкам вьётся;

Перевился Яр-Буй Хмель

На нашу сторонку.

Как на нашей-то сторонке

Житьё пребогато;

Житьё пребогато —

Волосово злато! Гой!

 

2. Уж ты Хмель, мой Хмель ты Ярой,

Хмель ты Ярой, Хмель золотой,

Хмель золотой, ты гость дорогой,

Ты гость дорогой, молодец удалой!

Ты, Хмелю, хмелися! Ты, пиво, ярися!

Кому тебя пити — всем по добру быти!

Уж ты Хмель, мой Хмель ты Ярой,

Хмель ты Ярой, Хмель золотой,

Хмель золотой, ты гость дорогой,

Ты гость дорогой, молодец удалой!

Светом от Сварога, Солнцем от Даждьбога,

Ярью от Ярилы, а от Велеса — Силы!

Уж ты Хмель, мой Хмель ты Ярой,

Хмель ты Ярой, Хмель золотой,

Хмель золотой, ты гость дорогой,

Ты гость дорогой, молодец удалой!

Сварогу на свадебку, Даждьбогу на Сурицу,

Яриле на радость, Велесу на Мудрость!

Уж ты Хмель, мой Хмель ты Ярой,

Хмель ты Ярой, Хмель золотой,

Хмель золотой, ты гость дорогой,

Ты гость дорогой, молодец удалой!

 

3. Ох, горюна, ох, горю Хмелина!

Гуляли девушки подле реки,

По круту по красну бережку.

Ох, горюна, ох, горю Хмелина!

Садили девушки Хмель в огород,

Садили его, приговаривали:

Ох, горюна, ох, горю Хмелина!

Расти, Хмелюшка, корнем глубок,

Корнем глубок, да ты листом широк!

Ох, горюна, ох, горю Хмелина!

Корнем глубок, да ты листом широк,

Шишки велики, белы, ярыя!

Ох, горюна, ох, горю Хмелина! Слава!

 

4. Сеяли девушки яровой Хмель,

Сеяли девушки яровой Хмель, ах!

Сеяли, садили, приговаривали, ах,

Сеяли, садили, приговаривали:

«Расти, Хмель, по тычинке в день,

Расти, Хмель, по тычинке в день, ах!

Без тебя, Хмелюшко, не водятся, ах,

Без тебя, Хмелюшко, не водятся,

Молоды ребятушки не женятся,

Молоды ребятушки не женятся, ах,

Красные девушки замуж нейдут, ах,

Красные девушки замуж нейдут!»

 

5. Хмель, мой Хмелюшко,

Хмелёвое пёрушко!

Перевейся, мой Хмелюшко,

На мою сторонушку:

На моей сторонушке

Приволье великое,

Раздолье широкое;

По тому раздольицу

Ходил, гулял молодец,

Ходил, пригорюнившись,

Ходил, опечалившись.

Завидела его матушка

С высокого терема:

«Дитя моё милое,

Что ты угорюнилось,

Что ты опечалилось?

Женись, женись, дитятко,

Женись, женись, милое,

Возьми, возьми, дитятко,

Невесту из дальних стран!» —

«Сударыня матушка!

Та мне не жена будет,

Тебе не невестушка,

В поле не работница,

В доме не заботница,

Гостям не приветница,

Ко мне не привернется!» —

«Возьми, возьми, дитятко,

У соседушки девушку!» —

«Вот та мне женой будет,

Тебе невестушкой,

В поле работницей,

В доме заботницей,

Гостям приветницей,

И ко мне привернется!»[346]

 

6. Заплетися, Хмель мой, заплетися,

Завернися, труба[347] золотая,

Вокруг столба дубового,

Кругом святенья зеленого!

Вот заплёлся Хмель мой, вот заплёлся,

Завернулась труба золотая

Вокруг столба дубового,

Кругом святенья зеленого!

Расплетися, Хмель мой, расплетися,

Развернися, труба золотая,

Вокруг столба дубового,

Кругом святенья зеленого!

Вот расплёлся Хмель мой, вот расплёлся,

Развернулась труба золотая

Вокруг столба дубового,

Кругом святенья зеленого![348]

 

7. Полно, полно вам, ребята,

Чужо пиво пити!

Не пора ли вам, ребята,

Своё заводити?

Сладкий солод во пиве,

А Хмель на тычине;

На тычине, на тычине,

На самой вершине.

Тычинушка низко гнётся,

А Хмель выше вьётся;

Тычинушка обломилась,

А Хмель опустился;

Опустился, опустился

На Мать Сыру Землю!..[349]

 

 

Славление Чары

 

Уж ты гой еси, честна наша чарочка,

Ты круглым-кругла, нету на тебе угла,

Ты полным полна, не видать в тебе дна.

А на что тебя, чарочка, поставити,

5. А чем тебя, чарочка прославити?

А кому ж тебя, чарочка, да наполнити,

Да честным людям — дорогим гостям вынести?

А поставить тебя не на злат престол,

А поставить тебя на дубовый стол,

10. У того ли у стола четыре угла,

Как у белого света — четыре стороны.

А прославити тебя, чарочка,

Не водой, не росой, а мёдом хмельным.

Зародило его само Небо Вышнее,

15. А взрастила его сама Мать Сыра Земля,

Возъярило его Солнце красное,

А хмелил его сам Яр-Буен Хмель.

А наполнит тебя, чарочка, стар-матёр человек,

Стар-матёр человек, трём сынам отец,

20. Наполнит он тебя не в дому, не в терему,

А на Красном лугу, да на каменном кругу.

А как вынесет тебя молода жена,

Молода, пригожа, на почестен пир,

Мёд-вино пити, гостей веселити,

25. Светлых Богов по добру славити! Гой!

 

 

Слава Роду!

 

Краткий словарь Родновера

 

АЗ СЛОВОМ СИМ СЛАВЛЮ:

БОГОВ РОДНЫХ

ВЕДАЮЩИХ ТАЙНЫ СЕРДЕЦ НАШИХ

ГЛАГОЛЯЩИХГЛАСАМИ ПРЕДКОВ НАШИХ

ДОБРО ВСЯКОЕ ПОДАЮЩИХ ИЖЕ

ЕСТЬ БЛАГОСТЬ БОЖСКА КО НАМ

ЖИВОТ ВСЯК ПИТАЮЩИХ

ЗЛО НЕВЕЖЕСТВА НАШЕГО ПРЕВОЗМОГАЮЩИХ

ЗЕМЛЮМАТУШКУ СЫРУЮ ДЕРЖАЩИХ

ИЖЕ МАТИ НАША РОДНАЯ ЕСТЬ

И КОРМИЛИЦА ВСЕБЛАГАЯ

КАКО ОТ РОДА САМОГО ДАЖДЕНО! ТАКО ЖЕ СЛАВЛЮ:

ЛЮДЕЙ ВСЕХ ПО ПРАВИ ЖИВУЩИХ

МЫСЛИ СВОИ КО ПРЕМУДРОСТИ БОЖСКОЙ НАПРАВЛЯЮЩИХ

НАШ РОД ДЕЛАМИ ПРАВЫМИ ПРОСЛАВЛЯЮЩИХ

ОНОМУ ЧЕСТНЫ ТРЕБЫ КЛАДУЩИХ

ПОКОЕМ СЕРДЕЦ ЧИСТЫХ

РЕЧЕНИЕМ СЛАВЫ ВЫШНИМ

СЛОВОМ ПРЕМУДРЫМ-ВЕЩИМ

ТВЕРДОСТЬЮ ДУХА

УЧЕНИЕМ ПРАВЫМ А СЛАВНЫМ

ХРАНИМЫМ НЕТЛЕННО

ОТ ВЕКУ

ЦЕЛОКУПНО ОТЦАМИ А ДЕДАМИ НАШИМИ

ЧЕСТНЫМИПРАВЕДНЫМИ

ШЕЛОМАМИ ВЕДЫ ИСТИННОЙ ГЛАВЫ СВОИ ВОЗВЫСИВШИМИ

ЩИТАМИ ВЕРЫ ПРАВОЙ ИСКОН РОДОВОЙ ОХРАНИВШИМИ

ЮНОМУ ВЕЧНО А ДРЕВНЕМУ

ЯРОМУ СОЛНЦУ СЕРДЦА СВОИ ОТВЕРЗШИМИ!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

 

АЗ ЕСМЬ — буквально: «Я ЕСТЬ», Высшая Самость (Собь), Духовное Начало в человеке, его Истинное Я, Дух Рода, Сущий в Сердце человека.

АЛАТЫРЬ — см. КАМЕНЬ АЛАТЫРЬ. Также АЛАТЫРЬ — планета Юпитер (Щит Сварога); АЛАТЫРЬ ВСЕЛЕНСКИЙ — Кол-звезда (Полярная звезда); АЛАТЫРЬ ПЛАМЕННЫЙ — Солнце Правды.

АЛКОНОСТ — одна из вещих Ирийских птиц, Зоревая птица, сидящая на восточных ветвях Мирового Древа и в ликовании встречающая рассвет.

АРШИН — русская мера длины, содержащая четыре четверти (пяди) по четыре вершка (треть сажени), равна 71,12 см; линейка, планка такой длины для измерения. Приблизительно соответствует длине всей руки от плеча.

АЩЕ — если, хотя, ли.

АЩЕ БО — если.

АСИЛКИ — белорус. название великанов-волотов (см. ВОЛОТЫ).

БАБЫ — одно из народных названий созвездия Плеяд (см. ВОЛОСЫНИ).

БАЛИЙ — колдун, заклинатель; целитель, лекарь.

БАЯН (БОЯН, БАХАРЬ) — от баять, баить — «говорить», «сказывать» — вещий певец и вдохновенный сказитель, образно называемый «Велесовым внуком», ибо Велес — Вышний Покровитель науки, искусства, сказительства, прорицаний, шаманского дара, гудьбы (музыки), пения, пляса и т.п. (см. ВЕЛЕС). БАЯН — по сути, то же, что и филид у кельтов. Ср. в «Слове о полку Игореве»: «Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы». И ещё: «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче...». До настоящего времени в русских диалектах сохранились слова: бай, байщик, баюн — в значении «говорун», «рассказчик», «краснобай»; а также слова: байка, побасенка — «говор», «речь» и «детская сказочка», «небылица-присказка». В просторечии БАЯН или БАХАРЬ — может означать «сказочник», как в прямом, так и в переносном смысле.

БЕЛОБОГ — Бог Света, дня, Охранитель Яви, воплощение Созидающей и Оберегающей Силы Рода.

БЕЛОВОДЬЕ (ЗЕМЛЯ БЕЛЫХ ВОД) — легендарная страна святых праведников, где «текут молочные реки меж кисельных берегов»; сокровенная Обитель белых волхвов — хранителей Древней Мудрости; Духовная Обитель внутри Вещего Сердца.

БЕРЕГИНЯ — женский дух-покровитель чего-либо.

БЕРЕЗЕНЬ (БЕРЕЗОЗОЛ, СУХЕНЬ) — март-месяц, Кологодный Удел Лели.

БЕРЁЗА ЗОЛОТЫ ЛИСТЫ — в некоторых Славянских сказах Мировое Древо в женском обличии. В традиционной Славянской вышивке БЕРЁЗА ЗОЛОТЫ ЛИСТЫ часто изображается с корнями, похожими на раздвинутые ноги роженицы.

БЕСЫ— многочисленные беспутные духи-кромешники (черти, обитающие на Кромке и за нею — в чертогах Тёмной Нави); персонификации тёмных сторон души человека.

БЛАГОДАТЬ — Духовное Блаженство, переживаемое в Божественном Присутствии.

БЛУД — уклонение от прямого пути, в прямом и переносном смысле; дух заблуждений из свиты Морены и Чернобога.

БО — ибо, потому что.

БОГ(ср. ст.-слав. Богъ, болг. Бог, и т.д.; родственно санскр. bhagas — «одаряющий», «господин»; авест. Baya — «Господь», «Бог», от санскр. bhajati, bhajate — «наделяет», «делит») — Единое Всепроникающее Духовное Начало (см. ВСЕБОГ, РОД), проявленное во Множестве Своих Ликов — многих Богах (см. БОГИ РОДНЫЕ). Таким образом, Русско-Славянское Родноверие — Родовое Ведание Русов и Славян — органично сочетает в себе как Единобожие (почитание Единого Всебога Рода), так и Многобожие (почитание Родных Богов — Ликов Рода), и потому прозывается РОДОБОЖИЕМ.

БОГИ РОДНЫЕ— Лики Всебога Рода (см. РОД), проявленные в Силах Природы и запечатлённые в Сердце человека; Старшие во Роду нашем, Предки Предков наших.

БОГИ СУРЯНЫЕ— Светлые Боги. Ср. санскр. Сурья — «Солнце», «Бог Солнца», а также Суры — «Боги», противостоящие Асурам — «Небогам».

БОГ КОЩНЫЙ— см. КОЩЕЙ.

БОГОВЕДЕНИЕ — Ведание Родных Богов и Их Таинств.

БОГОДЕЯНИЕ — Деяние Богов; обряд-мистерия, воспроизводящая Деяние Богов.

БОГОМИРЬЕ — Всемирье, исполненное Присутствия Родных Богов, неотступно поддерживаемое и подвигаемое Божескими Силами.

БОГ СКОТИЙ — одно из Имён Велеса, Вещего Бога (см. ВЕЛЕС). В обыденном смысле, Велес СКОТИЙ БОГ — покровитель домашнего скота и животного мира вообще, Бог Живой Природы, а тако же Бог богатства (в древности скот означал «богатство»). В Духовном же смысле, СКОТИЙ БОГ — значит Тот, Кто владычествует над животной природой: Духовное Начало, управляющее материальным и животным миром, Дух, владеющий душой и телом. Истинный волхв — радарь и потворник Велесов — тот, кто подчинил свою животную природу природе Божественной, постиг и раскрыл свою Духовную Собь (своё Истинное Я — АЗ ЕСМЬ). Ср. греч.: σκοτεινός [скотейнос] — «тёмный», «мрачный», перен. «тайный», «непонятный», поэт. «слепой» (здесь слепота — признак принадлежности к Иному миру или способности прозревать Инобытие Вещим Оком); σκότος [скотос] — «темнота», «мрак», перен. «неизвестность», «неясность», «тьма Духовная», «невежество» (Велес именуется Тёмным Богом — Непостижимым для человеческого разума, Тайноликим, а также почитается как Покровитель душ животных и тех людей, в которых сильно животное начало); σκύτος [скютос] — «кожа (выделанная)», «кнут», «плеть» (Велес как Навий Пастух — Пастырь душ, в которых преобладает животная природа); σκώπτω [скопто] — «шутить», «острить», «насмехаться», «дразнить» (Велес как Великий Насмешник); σκώψ, σκωπός [скопс, скопос] — «сова», «филин» (птицы, посвящённые Велесу).

БОДРА — один из подразделов Русской Здравы, науки о здоровом образе жизни в ладу с Природой и самим собой. БОДРА основана на пяти правильных деяниях, кои суть: 1) Правильное расслабление — устраняет напряжение в мышцах и обеспечивает отдых всему телу, как после хорошего ночного сна; 2) Правильное усилие — укрепляет мышцы и сухожилья, способствует сохранению гибкости позвоночника и суставов, а также улучшает кровообращение; 3) Правильное дыхание, при котором используется не часть лёгких, а лёгкие целиком — позволяет управлять потоками вдыхаемой яри и выдыхаемой мари, что способствует общему налаживанию животоков Силы в теле; 4) Правильное питание, основанное на потреблении только чистой Природной пищи — делает тело и ум чистыми и здоровыми, обеспечивая хорошую сопротивляемость тела заболеваниям и успокаивая и проясняя ум; 5) Правильное мышление — позволяет держать в чистоте не только плотское тело, но и душу, здоровье которой напрямую связано со здоровьем тела. Так, живя в ладу с окружающей Природой и со своим телом, человек освобождает свой ум от беспокойства, а тело — от многих хворей и болезней.

БОЖНИЦА — место в доме, где располагаются обрядовые изваяния (Чуры) и изображения (Свята) Родных Богов и Предков (см. КРАСНЫЙ УГОЛ).

БОЯН (БАЯН, БАХАРЬ)— см. БАЯН.

БРАТИНА— обрядовый сосуд, пускаемый по кругу меж собравшимися на священнодействие. По обычаю, передают и принимают БРАТИНУ обеими руками, с лёгким поклоном. Принявший БРАТИНУ поднимает её к Небу, затем возливает часть её содержимого на Землю, принося так жертву Отцу-Небу и Матери-Земле, и лишь после этого причащается из неё сам. Замыкающий круг разбрызгивает остатки обрядового пития на все четыре стороны — в жертву духам-хранителям места. Ставить пустую БРАТИНУ на Божницу или на алтарь считается нечестием перед Богами, равно как и любой другой сосуд.

БРАТЧИНА — совместное застолье, пир.

БРАШНО — еда, кушанье, яство, съестное.

БЫК ВЕЛИЙ — Великий Бык. Согласно Славянским сказам, Сам Род-Всеотец в Начале Мира, приняв облик ВЕЛИЕГО БЫКА, сошёлся с Небесной Коровой Земун (Вселенской Материей), и от Их союза родился Велес Корович, Бог Скотий. Согласно Велесовой традиции, ВЕЛИЙ БЫК — и есть Сам Вещий, Отец этого мира, порождающий себя Зримого (Велеса) из Себя Незримого (Духа Вещего).

БЫЛИЁ — травы, злаки; растительная пища; снадобье из трав.

БЫЛИНА (СТАРИНА) — старинная песнь-сказание о деяниях Предков, мудрых волхвов и могучих богатырей.

ВДОХ РОДА — см. ДЫХАНИЕ РОДА.

ВЕДА — Изначальное и Извечное Духовное Знание, Высшая Мудрость; знание вообще.

ВЕДАНИЕ — Истинное Знание; глубокое постижение Законов и Таинств Богов и Природы (Богомирья); сам процесс Духовного познания.

ВЕДОВСТВО — ведание Сокровенного, волшебного.

ВЕДОГОН (ВЕДОГОНЬ) — тело сновидений («астральное» тело) человека; ВЕДОГОНУ сопутствуют Доля и Недоля; если ВЕДОГОНУ, находящемуся вне плотского тела человека, нанести удар железным оружием, в тот же миг в соответствующем месте на теле человека образуется рана.

ВЕДУН — человек, ведающий Сокровенное.

ВЕДУНЬЯ — женщина, ведающая Сокровенное.

ВЕДЬМА — буквально: «ведающая женщина», первоначально то же, что и ВЕДУНЬЯ; в эпоху двоеверия на Руси ВЕДЬМАМИ стали называть тех женщин-ведуний, которые творили волшбу преимущественно посредством сил Нижнего мира (Тёмной Нави).

ВЕДЬМАЧЕСТВО — то же, что и ВЕДОВСТВО; в эпоху двоеверия на Руси это слово стало употребляться в основном для обозначения Тёмной волшбы, творимой посредством сил Нижнего мира (Тёмной Нави).

ВЕК БРОНЗОВЫЙ (ВЕК ПЕРУНА)— см. ЧЕТЫРЕ ВЕКА.

ВЕК ЗОЛОТОЙ (ВЕК СВАРОГА)— см. ЧЕТЫРЕ ВЕКА.

ВЕК КОЩНЫЙ (ВЕК КОЩНОГО БОГА, ЧЁРНЫЙ ВЕК)— см. ЧЕТЫРЕ ВЕКА.

ВЕК СЕРЕБРЯНЫЙ (ВЕК ДАЖДЬБОГА)— см. ЧЕТЫРЕ ВЕКА.

ВЕЛЕС (ВОЛОС) — Великий Бог, Чья Сила проявляется во всех трёх мирах: 1) В Яви Он — Податель богатств, Покровитель скота, Владыка Живой Природы; 2) В Нави — Тот, Кто владычествует в Смерти, Владыка Мёртвых, Властитель Нижнего мира; 3) Во Прави Он — Бог Высшей Мудрости, Волхв Богов и Бог волхвов. В Триглаве Сварожьем ВЕЛЕС — Бог-Разрушитель, Владыка Пекельного Пламени — Чёрного Огня Растворения (см. ТРИГЛАВ СВАРОЖИЙ). ВЕЛЕС — Бог Дородный и Кощный, Ярый и Хладный, Суряный и Сивый. ВЕЛЕС — Бог-Проводник между мирами, Вещий Страж Калинова моста, соединяющего Явь и Навь (см. МОСТ КАЛИНОВ), Владыка дорог земных и Путей Небесных (в том числе Духовного Пути, Стези Мудрых), Бог развилок и перекрёстков, Покровитель странников и бродяг. Также ВЕЛЕС — Бог-Покровитель наук и искусств, благоволящий шаманам и прорицателям, вещим сказителям и буйным скоморохам, мыслителям и безумцам, вдохновенным изобретателям и лукавым хитрецам. Имени ВЕЛЕСА родственны такие слова, как: волхв, волхование, волшба, волшебство, воля, власть, владычество, веление, величие и т.п. (См. также: БАЯН, БОГ СКОТИЙ, ВЕЩИЙ, ВИЛЫ ВЕЛЕСОВЫ, ВОЛХВ, ЗВИЙ ВЕЛИЙ, КОЩЕЙ, ЛАДЬЯ ВЕЛЕСОВА, ЛУГА ВЕЛЕСОВЫ, НИТЬ ВЕЛЕСОВА, ОКО МУДРОСТИ ВЕЛЕСОВО, ПУТЬ ВЕЛЕСОВ, СВИТЕНЬ ВЕЛЕСОВ, СТЕЗЯ ВЕЩЕГО и др.)

«ВЕЛЕСОВА КНИГА» («ВЛЕС-КНИГА») — см. «КНИГА ВЕЛЕСОВА».

ВЕЛЕТЫ — см. ВОЛОТЫ.

ВЕЛИЙ, ВЕЛИЯ — великий, великая.

ВЕЛЬМИ — весьма, очень.

ВЕРВЬ РОДА — преемственность по Крови.

ВЕРЕСЕНЬ — сентябрь-месяц, Кологодный Удел Рода и Рожаниц.

ВЕРШОК — русская мера длины, равная 4,445 см. Первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца. Четыре ВЕРШКА соответствуют 1 пяди (см. ПЯДЬ).

ВЕСНА — см. ВРЕМЕНА ГОДА.

ВЕСОЖАРЫ (ВИСОЖАРЫ) — см. ВОЛОСЫНИ.

ВЕЧЕР ГОДА — осень (см. ВРЕМЕНА ГОДА).

ВЕЧЕРНИЦА (ЗАРЯ, УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА, ЧИГИРЬ-ЗВЕЗДА) — планета Венера.

ВЕЩИЙ — одно из Имён Велеса; Высшее Сознание Всебога.

ВЕЩУН — одно из Имён Велеса; планета Меркурий.

ВИДНОКРАЙ — горизонт.

ВИЛЫ — женские духи-покровительницы вод и лесов у южных Славян, близкие восточнославянским русалкам.

ВИЛЫ ВЕЛЕСОВЫ— священный Трезубец, Знак Власти Вещего Бога в Тремирьи. ВЕЛЕСОВЫ ВИЛЫ — один из Велесовых чиров, имеющий двоякое начертание: зубьями вверх — «Жива», «Жизнь»; зубьями вниз — «Мара», «Смерть». Иногда изображают сдвоенные ВЕЛЕСОВЫ ВИЛЫ — знак единства Жизни и Смерти. Влх. Богумил Мурин в своей «Книге Оберегов» (Влх. Богумил. Книга Оберегов. Изд. 4-е, пер. и доп. — Обнинск: Изд. «Велесова Круга», 2008. С. 35.) пишет: «Вилы, как символ и знак Велеса, Покровителя богатства и скота, часто использовались для магических операций. Для защиты от града ими "грозят" градоносной туче, кладут вилы (или вилы и метлу) крест-накрест перед порогом дома или выносят их во двор. При трудных родах на роженицу замахиваются вилами или делают вид, что бьют её ими, — этим отпугивается нежить, мучающая женщину, а также ставят вилы возле кровати роженицы, защищая её от богинки. В доме, где есть маленький ребёнок, вилы ставили зубьями вверх, дабы уберечь его от сглаза: "Як малэ дытя — вылкы до горы рогамы поставимо" (Украина). Вилы, поставленные возле дверей хлева, служили для защиты скота ("чадушек малых Велесовых") от "ведьмы"».

ВЛАСОЖЕЛЫ (ВЛАСОЖЕЛИЩИ) — см. ВОЛОСЫНИ.

«ВЛЕС-КНИГА» — см. «КНИГА ВЕЛЕСОВА».

ВНУКИ ДАЖДЬБОЖЬИ— Славяне; все сородичи, живущие по Прави. В Русско-Славянском Родноверии люди считаются не «рабами Божьими», но детьми Родных Богов, наследниками Их по Духу и сотворцами в Деяниях Их.

ВНУКИ СТРИБОЖЬИ— ветры (см. СТРИБОГ). Согласно Славянским сказам, дети Могучего Стрибога — четыре Ветра четырёх сторон света: 1) Посвист-Хладовей — ледянящий души Серверный Ветер; 2) Догода-Тепловей (Погода) — тёплый Южный Ветер; 3) Сумрачный Западный Ветер — посланец Смерти; 4) Светлокрылый Восточный Ветер — вестник Рассвета. От сих четырёх сынов Стрибога народились все остальные ветры — Стрибожьи внуки.

ВОДОКРЕС — последний день Святочных бесчинств, отмечаемый 6 сеченя/января-месяца. Пора, когда закрываются Врата Нави, а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес — Податель Здравы — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. На ВОДОКРЕС Родноверы купаются в прорубях и «смывают» с себя остатки Святочной окруты.

ВОДОПОЛ — см. ИМЕНИНЫ ВОДЯНОГО.

ВОЗГЛАСЫ ОБРЯДОВЫЕ — первейшие из оных суть: 1) «Слава!» — возглас-славление; 2) «Гой!» — священный слог и возглас-обращение к Творческой Силе Всебога Рода; 3) «Сва!» — священный слог и обрядовый (в том числе жертвенный) возглас при обращении к Сварогу Отцу Небесному и Светлым Богам-Сварожичам; 4) «Ма!» (или «Мая!») — священный слог и обрядовый (в том числе жертвенный) возглас при обращении к Великой Богине-Матери; и т.д.

ВОЗРАДЫ — как правило, недлинные славления, воспеваемые на радениях многократно, до состояния восхищенности Духа. Иногда ВОЗРАДЫ ближе по форме к колославам, иногда — к Духовным стихам.

ВОЛОС— см. ВЕЛЕС.

ВОЛОСЫ — по народным представлениям, вместилище Жизненной силы человека, а также его воплощённая память. Считается, что на тонком плане они способны накапливать информацию о человеке. Поэтому не случайно, что во время многих посвящений (возрастных, Духовных и др.) над человеком совершают обряд постригов (см. ПОСТРИГИ), помогающий посвящаемому «отсечь» от себя отжившее и перейти в новую стать. Также ВОЛОСЫ олицетворяют собой связь с Иным миром, Навью, ибо растут, как живые, но нечувствительны, как мёртвые. Покровительствует ВОЛОСАМ — Велес (Волос), Скотий Бог и Навий Владыка (см. ВЕЛЕС).

ВОЛОСЫНИ (ВОЛОСОЖАРЫ, ВЕСОЖАРЫ, ВИСОЖАРЫ, СТОЖАРЫ, ВЛАСОЖЕЛИЩИ, ВЛАСОЖЕЛЫ, БАБЫ) — созвездие Плеяд. ВОЛОСЫНИ упоминаются, например, у Афанасия Никитина (XV в.): «...на великую ночь волосыни да кола в зарю вошли, а лось головою стоит на востокъ» (Кола — созвездие Ориона, а Лось — созвездие Большой Медведицы). ВОЛОСЫНИ, по народным представлениям, — стадо Небесных Коров, пасомое Велесом/Волосом (по другим версиям, Солнцем либо Месяцем, причём последний также связан с Велесом). В Тульской губернии овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая ВОЛОСЫНЬ осветить «огнём негасимым белояровых овец», умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звёзд на небе). ВОЛОСЫНИ понимаются также как жёны Велеса/Волоса. Сияние ВОЛОСЫНЬ предвещает удачу в охоте на медведя. Поскольку души умерших иногда представляются в виде стада, пасу­щегося в Закрадном мире (в Нави, на Велесовых Лугах), образ ВОЛОСЫНЬ может быть отчасти связан со смертью.

ВОЛОТЫ (ВЕЛЕТЫ, АСИЛКИ) — люди-великаны, жившие на земле в древности: «А иныя люди 9 сажен, иже словут волотове». ВОЛОТЫ, согласно древнерусским источникам: «Зело смирны, кто их не замает; а буде кто их задерет, и они сердиты, по десяти сажен одной рукой ухватит бревъно и мечет в поле на 100 сажен; битися с ними никто не может. А живут в горах каменных; много они у царя Александра Македонскаго силы убили древами великими, много в море бросали за ними въслед, и кораблей много разбили каменем великим по ведру, далече в море бросали за Александром».

ВОЛОЧЕБНИКИ — участники ВОЛОЧЕБНОГО обряда («ВОЛЧЕБСТВА»), совершаемого по весне в пору Ярильских торжеств, который был особенно распространён в Белоруссии и пограничных с ней областях России и Украины (в эпоху двоеверия исполнялся в первый день Пасхи). Сам обряд заключается в том, что ватага ВОЛОЧЕБНИКОВ с гудком и волынкой обходит дворы, перед каждым домом поёт величально-поздравительные песни, за что хозяева угощают и одаривают участников действа праздничными припасами. В отличие от колядовщиков, ВОЛОЧЕБНИКИ не надевают обрядовых личин (масок) и не обряжаются в костюмы животных и выходцев из Нави. В.И. Даль связывал название с зап.-рус. волоцы(чи)ть — «петь». Также существует версия происхождения слова от названия самого хождения от двора ко двору, от селения к селению: «Валачобнiкi валачылiся, валачылiся, памачылiся...».

ВОЛХВ — Духовно озарённый человек, истый служитель Родных Богов, имеющий к сему Духовную призванность, хранитель Древней Мудрости, раскрывший в себе Родовую Память. Мёртвый среди живых и живой среди мёртвых. Если жрец — это ремесло, то ВОЛХВ — это призвание Свыше. Иногда ВОЛХВАМИ называют всех Родноверческих священнослужителей (жрецов и их потворников), желая так высказать им своё уважение. В эпоху двоеверия на Руси ВОЛХВАМИ также называли всех сведущих людей — ведунов, колдунов, знахарей и т.п. Издревле ВОЛХВЫ облачались в волохатые шкуры, обычно медвежьи, или одежды из грубой шерсти, отсюда пошло выражение: «Истинный ВОЛХВ — что бер (медведь) среди людей». Сравнить человека с бером — животным, посвящённым Велесу, — значит, указать на его сверхчеловеческую, волховскую Силу, Могуту Велесову.

ВОЛХОВАНИЕ— то же, что и ВОЛШБА;также — совершение обрядов; в узком смысле — гадание, прорицание будущего.

ВОЛШБА (ВОЛОШБА) — Велесово Знание, Тайная Наука сверхтелесного воздействия на окружающий мир, Природу, Сокровенное Искусство изменения внешнего через внутренее. Различают Высшую волшбу, ведущую к Духовному пресуществлению себя и окружающего мира, и низшую — бытовую магию. Считается, что каждому из трёх миров присущ свой вид волшбы. Так, волшба Яви — это искусство управления Стихиями Природы, волшба Нави — волхование Смерти, волшба Прави — Духовное Ведание, проникновение в суть вещей.

ВОЛШЕБНИК — тот, кто творит ВОЛШЕБСТВО.

ВОЛШЕБСТВО — то же, что и ВОЛШБА. Для невежд «ВОЛШЕБСТВОМ» представляется всё незнаемое и непонятное.

ВОПЛЕНИЦА (ПЛАЧЕЯ) — плакальщица, исполнительница причитаний во время поминальных обрядов.

ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) — Святодень, отмечаемый 14 цветеня/апреля и посвящённый вещей птице — Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон — как вестник Кощного Бога — призывает на нечестивцев Навью кару. Мудрым же Ворон — как потворник Велесов — приносит в клюве своём Живую и Мёртвую воду и открывает тайны Жизни и Смерти. В пору двоеверия о сию пору отмечали на Руси день Мартына Лисогона. По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи»: «На Мартына курячья слепота на лисиц нападает». Тако же в этот день замечают, что вороны купают своих детей и отпускают в отдел — на отдельное семейное житьё. В деревнях о сию пору хозяйки варили кашу, клали её на сковородку и выносили во двор. Там переворачивали сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекало сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу.

ВОСХИЩЕННОСТЬ — одно из изменённых состояний сознания, полёт Духа, переживаемый как в исступлении ума, так и при полной осознанности.

ВРЕМЕНА ГОДА — оных выделяют четыре: 1) Весна — Утро Года, Стихия — Воздух, сторона света — восток, цвет — зелёный (или белый); 2) Лето — День Года, Стихия — Огонь, сторона света — юг, цвет — красный; 3) Осень — Вечер Года, Стихия — Вода, сторона света — запад, цвет — синий; 4) Зима — Ночь Года, Стихия — Земля, сторона света — север, цвет — чёрный.

ВСЕБОГ — Сам Род Великий (см. РОД).

ВСЕБОЖЬЕ (ВСЕБОЖЬЕ РОДОВО) — Единство Родных Богов во Всебоге Роде, все Родные Боги в совокупности.

ВСЕМИРЬЕ — Вселенная, все миры в совокупности.

ВСЕОТЕЦ — Сам Род Всевышний (см. РОД).

ВСТРЕЧА ВЕЛЕСА-МОРОЗА — Святодень, отмечаемый 6 стуженя/декабря (ср. Никола Зимний — в эпоху двоеверия).

ВСТРЕЧА РУСАЛОК — см. РУСАЛИИ ПЕРВЫЕ.

ВЫДОХ РОДА — см. ДЫХАНИЕ РОДА.

ВЯЩИЙ (ВЯТШИЙ) — больший, старший по положению, знатный.

ГАМАЮН — одна из вещих Ирийских птиц, посланец и глашатай Богов. В человеческом существе ГАМАЮН покровительствует речи.

ГЛУМ — шумное веселье, игра; насмешка, издевательство; скоморошина (см. СКОМОРОШИНА).

ГОЙ — Символ Рода, Ост (Ось) Всемирия, воплощение Всетворящей Силы Рода; мужской половой член; обрядовый возглас во славу Рода, пожелание благополучия.

ГОРА БЕЛАЯ— см. МЕР-ГОРА.

ГОРА МИРОВАЯ— см. МЕР-ГОРА.

ГОРЛО — узел яри, расположенный в тонком теле человека на уровне шеи, в нижней части плотского горла. ГОРЛО связано в плотском теле человека со щитовидной и паращитовидной железами, горловым сплетением, затылочными корешками спинного мозга, органами дыхания и слуха, а также горлом и кожей, а из волховских способностей — с развитием скрытых возможностей ума и тела, в частности с развитием невероятной физической силы. Нормальная работа ГОРЛА проявляется в здоровой общительности человека, высоких творческих устремлениях и вдохновении, а его разлаживание может способствовать развитию склонности к навязчивым идеям и стереотипности поведения, в плотском же теле — воспалениям гортани, заболеваниям щитовидной железы, простуде и гриппу.

ГОРНИЙ — верхний, высокий; Вышний, Небесный, Божественный.

ГОСПОЖИНКИ (ДОЖИНКИ) — см. СПОЖИНКИ.

ГРИВНА — денежная и весовая единица в Древней Руси, серебряный или золотой слиток весом около фунта; украшение, носимое на шее.

ГРОМНИЦА (СРЕТЕНЬЕ, ПЕРУНЬЕ ЗИМНЕЕ) — Родноверческий Святодень, отмечаемый 2 лютеня/февраля-месяца. Первые Заклички Весны (см. ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ). Пора, когда Новое Солнце начинает входить в силу, и возвращающиеся вместе с Юной Весной Светлые Боги под предводительством Самого Перуна, Ратая (Воина) Небесного, дают первый бой силам Старухи-Зимы. По народным поверьям, в этот день единственный раз в зимнюю пору гремит Перунов Гром. Другое название ГРОМНИЦЫ — СРЕТЕНЬЕ (буквально: «Встреча») — происходит оттого, что, как говорят в народе, в этот день «Зима с Весною встречаются».

ГРОМОВЕРЖЕЦ — Перун.

ГРОМОВИТ (РАТАЙ, ВОИН) — одно из Имён Громовержца Перуна; планета Марс.

ГРУДЕНЬ — ноябрь-месяц, Кологодный Удел Макоши и Мары.

ГУДЬБА — музыка.

ДАЖДЬБОГ — Бог Солнца, отделяющий свет от тьмы, а день от ночи, просвещающий разум, Податель благ; в человеке олицетворяет щедрость и светлость.

ДАРЫ СВАРОГА— см. СВАРОГ.

ДЕД — отец отца; в широком смысле — предок; старейшина Рода; в Сварожьем Триглаве (Дид-Дуб-Сноп — Сварог-Перун-Велес) — Сам Сварог Отец Небесный, Прародитель Богов и людей.

ДЕД МОРОЗ — Велес Зимний Владыка (см. СИВЫЙ). Божественный Супруг Мары-Морены — Богини Зимы и Смерти.

ДЕДЫ (ДИДЫ, ДЗЯДЫ) — в широком смысле — Предки, духи Предков.

ДЕДЫ ВЕШНИЕ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) — череда Святодней, предшествующих дню Земли (9 травеня/мая-месяца), НАВЬЯ СЕДМИЦА поминовения Предков с 1 по 7 травеня/мая, когда навии (души умерших) посещают живых. Основным днём празднования издревле считается второй день НАВЬЕЙ СЕДМИЦЫ — Радуница (или Родоница), когда родственники справляют тризны по умершим, во время которых усопших окликают по именам, приглашая разделить трапезу с живыми. Четвёртый день НАВЬЕЙ СЕДМИЦЫ называется Навий, или Навский, Великдень (или просто Навий день), когда, по народным верованиям, души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляют угощение, открывают окна и не входят в неё до рассвета. Самым радостным днём НАВЬЕЙ СЕДМИЦЫ считается последний, седьмой день, именуемый Красной Горкой. В этот день на возвышенных местах издревле устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры. Также в этот день, по обычаю, происходили смотрины будущих невест.

ДЕДЫ ОСЕННИЕ (НАВЬЯ СЕДМИЦА) — череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (28 листопада/октября-месяца), седмица поминовения Предков — с 21 по 27 листопада/октября. Проводы душ Предков в Ирий — до будущей весны.

ДЕЖА — квашня, кадка, в которой месят тесто для хлеба.

ДЕНЬ ВЕЛЕСОВ ВЕЛИКИЙ (ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР) — Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему), главный Велесов день в году, отмечаемый 11 лютеня/февраля-месяца. О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса — Премудрого Бога, своего Вышнего Покровителя — особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями. В эпоху двоеверия на Руси ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ именовался также «Власьевым днём», сразу после которого начинались суровые Власьевские морозы.

ДЕНЬ ВЕЛЕСОВ МАЛЫЙ (ВЕЛЕС ВОЛЧИЙ СВАТ) — Святодень, отмечаемый 3 лютеня/февраля-месяца и посвящённый Велесу Волчьему Свату, предваряющий Малые Велесовы, или Волчьи, Святки и Великий Велесов день. В эпоху двоеверия на Руси МАЛЫЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ именовался также «Малым Власием».

ДЕНЬ ГОДА — лето (см. ВРЕМЕНА ГОДА).

ДЕНЬ ЗЕМЛИ (ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ) — см. МАКОШЬЕ ВЕШНЕЕ.

ДЕНЬ КОЩНОГО БОГА (КОЩЕЕВ ДЕНЬ)— отмечается 29 лютеня/февраля-месяца один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде. В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день святого Кассиана, именуя его: «Касьян Немилостивый», «Касьян Злопамятный», а также: «Скупой», «Завистник», «Корыстник», «Косоглазый», «Остудный» и т.п. В народе говорили: «На что Касьян взглянет — всё вянет», «Касьян на скот взглянет — скот валится, на дерево — дерево сохнет». «Касьяновым глазом» называли дурной глаз колдуна.

ДЕНЬ МОРЕНЫ (МАРИН ДЕНЬ)— отмечается 21 груденя/ноября-месяца (либо 9 груденя/ноября), в пору прихода Морены-Зимы. В некоторых современных Родноверческих Общинах МАРИН ДЕНЬ отмечается лишь после того, как снег покроет землю.

ДЕНЬ ПЕРУНА (ПЕРУНОВ ДЕНЬ, ПЕРУНЬЕ ЛЕТНЕЕ) — великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей, главный Перунов день в году, отмечаемый 20 липеня/июля-месяца. По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры» (сглазы и порчи) и многие болезни. В эпоху двоеверия на Руси о сию пору праздновался Ильин день. В народе говорили: «Илья-пророк в воду льдинку уволок», — по поверьям, у мчащегося по поднебесью Перунова коня (в эпоху двоеверия — у коня, запряжённого в колесницу Ильи-пророка) в этот день слетела подкова и упала в воду, от чего вода похолодела. ПЕРУНОВ ДЕНЬ называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На ПЕРУНОВ ДЕНЬ снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Различали Перуна Мокрого и Перуна Сухого: «Мокрым» Его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а «Сухим» — во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на ПЕРУНОВ ДЕНЬ вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к ПЕРУНОВУ ДНЮ в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую, прославляя как доблесть воинов Земли Русской, так и мирный труд земледельцев-хлеборобов.

ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ — праздник всего Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Роду и Родным Богам — вовек слава, а нам — хвала по делам!» Во сей день Макошь-Осенину чествуют, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом, приносимым Ей в требу.

ДЕНЬ СВАРОГА И ЛАДЫ — см. СВАРОЖЬЕ ЛЕТНЕЕ.

ДЕНЬ СВАРОГА И СВАРОЖИЧЕЙ (ИМЕНИНЫ СВАРОЖЬЕЙ КУЗНИ, СВАРОЖКИ)— см. СВАРОЖЬЕ ОСЕННЕЕ ВТОРОЕ, ИЛИ ВЕЛИКОЕ.

ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕСНОВЕЯ — см. СТРИБОЖЬЕ ЗИМНЕЕ.

ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕТРЕННИКА — см. СТРИБОЖЬЕ ВЕШНЕЕ.

ДЕНЬ СТРИБОГА-ВЕТРОГОНА— см. СТРИБОЖЬЕ ЛЕТНЕЕ.

ДЕНЬ СТРИБОГА-ЛИСТОБОЯ — см. СТРИБОЖЬЕ ОСЕННЕЕ.

ДЕНЬ ТРОЯНА (ТРИБОГОВ ДЕНЬ, ТРОИЦА) — Святодень, отмечаемый 3 кресеня/июня-месяца, на Ярилу Мокрого (см. ДЕНЬ ЯРИЛЫ МОКРОГО), и посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога–Перуна–Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших Свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье.

ДЕНЬ ЯРИЛЫ ВЕШНЕГО — праздник «отмыкания» (оплодотворения) Богом Ярилой Матери Сырой Земли, отмечаемый 23 цветеня/апреля-месяца. О сию пору ЯРИЛО нисходит с небес на землю и «выпускает росу», от чего начинается бурный рост трав. В народе говорят: «Ярило Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет». Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, в белой льняной рубахе и босой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим деревянным гоем «творил Зарод» Земле, макая гой в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся. В эпоху двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) — Победителя Змея.

ДЕНЬ ЯРИЛЫ МОКРОГО (ЯРИЛО СИЛЬНЫЙ) — праздник конца весны и начала лета, отмечаемый 3 кресеня/июня-месяца, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. О сию пору поминают Предков, в том числе умерших «не своей» смертью. Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом открывает Мать Сыра Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

ДЕСНИЦА — правая рука.

ДЗЯДЫ (белорус.) — см. ДЕДЫ.

ДИВИЙ — Божественный; дивный; дикий.

ДНЕСЬ — сегодня.

ДОЖИНКИ — см. СПОЖИНКИ.

ДОЛГ РОДОВОЙ— состоит из трёх составляющих: 1) Долг перед Родом Всебогом — постичь Дух Рода в себе; 2) Долг перед Родом Небесным — сохранять и приумножать наследие Предков, родить и воспитать достойных потомков; 3) Долг перед Родом Земным — защищать Родную Землю, свой Род, помогать сородичам в их добрых начинаниях.

ДОЛЯ и НЕДОЛЯ (СРЕЧА и НЕСРЕЧА, ЖИВА и МАРА) — Благая и Неблагая Прибогини Великой Матери Макоши, Пряхи Небесной, Покутной Матушки (см. ПОКУТА), Держательницы Нитей Судеб.

ДОМОВОЙ — Родовой домашний дух-хранитель, дух Предков, покровитель семьи, Родового Очага, живая душа дома («Дедушка Домодушка», «Доможирушка» и т.п.).

ДОМОТКАНЬ — полотно, вытканное вручную на ткацком станке.

ДРЕВЛЕ — некогда, давно.

ДРЕВО МИРОВОЕ— см. БЕРЁЗА ЗОЛОТЫ ЛИСТЫ и ДУБ-СТАРОДУБ.

ДУБ-СТАРОДУБ (ДУБ МИРОВОЙ) — Мировое Древо, Ост (Ось) Мира, Гой Рода; то же, что и Ясень Иггдрасиль в скандинавской мифологии. Согласно Славянским сказам, сырой раскидистый Дуб-Стародуб растёт посередь моря Окияна на острове Буяне, корни его — в Подземьи (в Нави), ствол — в Яви, а ветви — до Небес достают и все обители Небесные собою держат. Вокруг него ходят по кругу Солнце и Луна, на вершине его сидит Могучий Орёл — Сам Род Вседержитель, на западных ветвях его свила гнездо птица Сирин, птица Печали, а на восточных — Алконост, птица Зоревая. В корнях Дуба живёт Ящер-Змей, Который точит его корни. Когда последний корень будет подточен — Дуб рухнет, и всё сущее исчезнет в пучинах Окиян-моря, чтобы затем, когда придёт срок заветный, вновь возродиться, воспрять в Обновлённом мире...

ДУХИ РОДОВЫЕ — духи-хранители Рода, духи Предков.

ДЫХАНИЕ (ВЫДОХ и ВДОХ) РОДА — извечная Пульсация Всемирья, Удаляющий и Возвратный потоки (связанные с Десным и Шуйным путями соответственно), Сотворение и Растворение мира, Рождение и Возвращение к Источнику всего сущего.

ЕГДА — когда, в то время как.

ЕНДОВА — широкая чаша с носиком для розлива.

ЖАЛЬНИК — кладбище, курган, могильник (могила), погост.

ЖЕЛИ — плачи по умершему. «Оплакивание мёртвых принадлежит к древнейшим обычаям человечества. Эти плачи у нас назывались — жели. Жели — скорбь, печаль, терзание. Желети — сожалеть, скорбеть. Жальник — могила» (Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916. С. 193).

ЖЕЛЯ — см. КАРНА И ЖЕЛЯ.

ЖИВА — Богиня Жизни, Светлый Лик Великой Матери Макоши, Божественной Супруги Вещего Бога.

ЖИВА КОМАРНИЦА — Святодень, отмечаемый 13 травеня/мая и посвящённый Богине Живе и торжеству весны (в Годовом круге примерно противостоит Марину дню — 21 груденя/ноября). В пору двоеверия на Руси о сию пору отмечали день Лукерьи Комарницы, ибо, по приметам, с этой поры вместе с тёплым ветром появляются комары. В народе примечали: «Много комаров — быть хорошему овсу, комара нет — овса и трав не будет». Согласно народным верованиям, комары перед осенью уносятся ветрами «на тёплые моря», а весною опять приносятся на Русь (по другой версии, насекомые — комары и мухи — относят душу умершего на «тот свет», в Навь). Появление комаров в деревнях встречали с радостью, так как вместе с ними наступало долгожданное тепло. Интересно, что в некоторых свадебных песнях жениха и невесту сравнивают с комаром и мухой. В народе говорят: «В нынешнем году комары кусаются больно. Это из-за того, что свадеб стало мало».

ЖИВОСТРОЙ — организм.

ЖИВОТ — жизнь; часть туловища человека, находящаяся ниже груди; узел яри, расположенный в тонком теле человека на уровне его плотского живота, чуть ниже пупка. ЖИВОТ связан в плотском теле с предстательным, поясничным и подчревным сплетениями, эндокринными функциями надпочечников, печени и селезёнки, с кишечником, женскими половыми органами, почками, мочевым пузырём и всей мочеполовой системой в целом, а из волховских способностей — с умением сохранять и накапливать Жизненную силу (ярь). Его органом восприятия является язык, а органом действия — руки. Деятельность ЖИВОТА связана, прежде всего, с извлечением Жизненной силы из пищи и управлением животоками в теле человека, половой жизнью и творческими способностями.

ЖИВОТОКИ — токи Жизненных сил в человеке и живой Природе; каналы в тонком теле человека, по которым течёт Жизненная сила (ярь).

ЖИР — символ богатства, изобилия. В древнерусском языке «ЖИР» — напрямую означало эти блага. Отсюда одно из названий Домового — Доможирушка (см. ДОМОВОЙ).

ЖИТО — хлеб на корню, посевы; богатство; ячмень (на Севере Руси), рожь немолотая (на Юге Руси), всякий яровой хлеб (на Востоке Руси).

ЖНЕЦ — одно из Имён Кощного Бога (Кощея); планета Сатурн.

ЖРЕТИ — приносить жертву.

ЖРЕЦ — священнослужитель, приносящий на обрядах жертвы Родным Богам.

ЗАБЫТЬ-РЕКА — река Забвения, разделяющая Явь и Навь. Некоторые Славянские сказы отождествляют ЗАБЫТЬ-РЕКУ с рекой Смородиной.

ЗАГОВОР— обрядовое обращение к Родным Богам или Природным Стихиям, сопровождаемое, как правило, особыми волхованиями: соответствующими постатями (положениями тела), поваживаниями руками («Силу водить»), более глубоким (учащённым либо наоборот замедленным) дыханием, изменением естественного звучания голоса, преобладанием в речи тех или иных звуков (гласных — в благопожелательных заговорах, шипящих согласных — в тёмных заговорах и т.п.) и др. Произнесение ЗАГОВОРОВ отличает особая ритмика произношения, а их язык может отличаться от языка обыденного («Птичий» или «Змеиный» языки, обрядовое коверканье слов и выражений и т.п.).

ЗАГОВОР ТЁМНЫЙ (ЧЁРНЫЙ)— 1) Заговор, обращённый к разрушительным силам Тёмных Богов и духам Тёмной Нави; как правило, начинается словами: «Лягу я, ко Богам Родным не обратясь, встану, не благословясь, пойду из дверей не дверьми, из ворот не воротами в закатную сторону...»; 2) Заговор, целью которого является принесение телесного или душевного вреда человеку и Природе, а также заговор, заставляющий человека действовать против его собственной воли, либо направленный на разрушение естественного порядка вещей в Природе; 3) Заговор как орудие мести (даже в случаях, когда месть кажется «справедливой»), проклятие и т.п., а также любой заговор, влияние которого приводит к действиям, вступающим в противоречие как с Совестью отдельного человека, так и с положениями Родового Искона (Заповедями Предков, Родового Обычая) в целом.

ЗАЖИНКИ — праздник начала жатвы. В отличие от праздника окончания жатвы — Спожинок, праздновался не столь широко, как тот (см. СПОЖИНКИ).

ЗАКЛАД — знание, заложенное в Родовой Памяти; то, что заложено в душу человека другими людьми.

ЗАКЛИНАНИЕ (ЗАКЛЯТИЕ) — Воля, воплощённая в слове; обрядовое обращение к Природным Стихиям или к отдельным предметам и живым существам, близкое к ЗАГОВОРУ. Используется для пробуждения определённых Сил тонкого мира.

ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ — известно, по меньшей мере, трое ЗАКЛИЧЕК ВЕСНЫ: 1) На Громницу (см. ГРОМНИЦА); 2) На Сороки (см. СОРОКИ); 3) На Масленицу (см. МАСЛЕНИЦА).

ЗАКОНЫ СВАРОГА — Всемудрые Законы Прави.

ЗАКРАДЬЕ— см. МИР ЗАКРАДНЫЙ.

ЗАЛОМ — скрученный пучок колосьев; обычно делается злым колдуном или ведьмой на порчу или на пагубу нивы, а также хозяина нивы.

ЗАРОД — узел яри, расположенный в тонком теле человека на уровне копчика. Связан в плотском теле человека с предстательной железой, простатой и мужскими половыми органами, крестцовым нервным сплетением, прямой и толстой кишкой, опорно-двигательной системой, а из волховских способностей — с левитацией (способностью летать во плоти или изменять свой вес, преодолевая силу тяг земных). Из органов восприятия и действия ЗАРОДУ соответствуют нос и ноги. Деятельность ЗАРОДА связана, прежде всего, с теми душевными силами человека, которые обеспечивают его выживание в мире, защиту его индивидуальности.

ЗАРОД ЗЕМЛЕ — согласно народным верованиям, Великий Отец-Небо творит по весне ЗАРОД Матери Сырой Земле, проливая в Её лоно Своё Семя в виде дождевой воды. Также существуют представления о том, что Земля зачинает от: 1) Лучей Солнца Даждьбога; 2) Молний Перуна; 3) Стрел Ярилы; 4) Что Зарод Ей творит Велес в обличии Вельего Змея; и др. В сущности, все Боги суть Лики Единого Бога-Отца (Мужского Лика Единого), а все Богини — Лики Единой Богини-Матери (Женского Лика Единого), поэтому все вышеупомянутые представления являются верными с точки зрения Родноверия, объединяющего в себе традиции почитания Единого Всебога в разных Его Ликах и Проявлениях.

ЗАЧИН — начало, начинание, в том числе начало обряда (см. ЗАЧИН ОБРЯДОВЫЙ).

ЗАЧИН ОБРЯДОВЫЙ — начальная часть обряда, во время которой устанавливается Столп Силы, соединяющий мир Зримый и мир Незримый, мир людей и мир Богов, единящий всех собравшихся с Силами, к Которым затем ведётся непосредственное обращение, как во слове вещем речено: «Стани-стань доли, яко Род вели! Яко Род вели — с Неба до Земли!»

ЗВЕЗДОЗНАТСТВО (ЗВЕЗДОЧЕТИЕ, ЗВЕЗДОМУДРИЕ) — астрология. ЗВЕЗДОЗНАТСТВО — буквально: «Звёздное знание» или «Знание звёзд». ЗВЕЗДОЧЕТИЕ — чтение по звёздам. ЗВЕЗДОМУДРИЕ— буквально: «Звёздная Мудрость» или «Мудрость звёзд». Иногда ЗВЕЗДОЧЕТИЕ (ЗВЕЗДОМУДРИЕ) и ЗВЕЗДОЗНАТСТВО разделяют как астрологию и астрономию, однако в древности обе эти науки составляли единое целое.

ЗВИЙ— змий, змей.

ЗВИЙ ВЕЛИЙ— Великий Змий, Велес в облике Змея. Также ВЕЛИЙ ЗВИЙ — Духовная Сила, пребывающая в тонком теле человека у основания позвоночника («в корнях Мирового Древа»), а по мере Духовного развития человека — поднимающаяся вверх до родника-колорода (см. УЗЛЫ ЯРИ), места слияния с Духом Рода.

ЗДРАВА — см. РУССКАЯ ЗДРАВА.

ЗЕЛО — очень, весьма.

ЗЕМЛЯ БЕЛЫХ ВОД — см. БЕЛОВОДЬЕ.

ЗЕМУН — воплощение Вселенской Материи; Небесная Корова, вспоившая Своим молоком Юных Богов на Заре Мира. Из Её звёздного молока, разлившегося по небу, стал Млечный Путь.

ЗИМА — см. ВРЕМЕНА ГОДА.

ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ — Змеиный праздник, отмечаемый 30 травеня/мая-месяца во время Зелёных Святок (см. СВЯТКИ ЗЕЛЁНЫЕ, РУСАЛИИ ВТОРЫЕ), один из Святодней Кологода, посвящённых Велесу, Змеиному Владыке. Свадьба Велеса и Живы. По народным поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на белый свет, принося Земле плодородие.

ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ — Змеиный праздник, отмечаемый 14 вересеня/сентября-месяца, один из Святодней Кологода, посвящённых Велесу, Змеиному Владыке. Свадьба Велеса и Мары. По народным поверьям, в этот день змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Также верят, что в этот день лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются сквозь землю», где спят до будущей весны (Проводы Лешего особливо отмечаются 4 листопада/октября-месяца). О сию же пору (или несколько позже) в деревнях совершают обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме скоморошины. Из репы или брюквы вырезают маленькие «гробики», в них помещют пойманных насекомых и «хоронят» в огороде. Обряд совершают только девушки. При этом они притворно причитают, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» В некоторых местностях тараканов и мух подвешивают в «гробиках» к ветке дерева, являющегося образом Мирового Древа, повторяя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников.

ЗНАМЕНИЕ — Знак Свыше; обрядовый знак, совершаемый определённым положением рук и тела (например, знамение Славы — десница вздымается вверх, от Сердца к Солнцу, и др.).

ЗНАХАРКАзнающая женщина (см. ВЕДУНЬЯ).

ЗНАХАРСТВО — см. ВЕДОВСТВО.

ЗНАХАРЬзнающий человек (см. ВЕДУН).

ЗНИЧ — огонь.

ЗОВ ВЕЩИЙ— Зов Духа, призвание ступить на Духовный путь, Стезю Вещего.

ИЗГОЙ — изгнанник; человек, преступивший Родовой Уклад и тем извергнувший себя из Рода; выродок.

ИЗНАЧАЛИЕ — Начало начал.

ИМЕНИНЫ ВОДЯНОГО (ВОДОПОЛ) — отмечаются 3 цветеня/апреля-месяца. ВОДОПОЛ — праздник пробуждения водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.

ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО — отмечаются 30 березозола/марта-месяца. В этот день, по обычаю, чествуют Домового Хозяина и приносят ему особые требы и подношения.

ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ (ДЕНЬ ЗЕМЛИ) — см. МАКОШЬЕ ВЕШНЕЕ.

ИМЕНИНЫ КИКИМОРЫ — отмечаются 16 лютеня/февраля-месяца. Также в этот день, согласно народным верованиям, «Ярило воздевает Зиму на вилы».

ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО — отмечаются 22 серпеня/августа-месяца. В этот день чествуют Лесного Хозяина и приносят ему особые требы и подношения. По народным поверьям, в ночь перед этим днём Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои Именины. В народе говорили, что о сию пору «Леший из лесу в поле выходит». В некоторых губерниях крестьяне с вечера до утра сторожили гумна с кочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку, дабы оберечься от творимого в эту ночь Лешим «озорства».

ИМЕНИНЫ МЕСЯЦА — праздник, посвящённый чествованию ясного Месяца и его Вышних Покровителей — Велеса Рогатого и Мары Луноликой, отмечаемый 5 липеня/июля-месяца. О сию пору выходят смотреть на «играние» Месяца. Если Месяц при восходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит. Всё это, как говорят в народе, происходит оттого, что «Месяц справляет в этот день свои Именины». «Играние» Месяца — примета счастливая: «Месяц на восходе играет — к доброму урожаю».

ИМЕНИНЫ СВАРОЖЬЕЙ КУЗНИ — см. СВАРОЖЬЕ ОСЕННЕЕ ВТОРОЕ, ИЛИ ВЕЛИКОЕ.


Просмотров 339

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!