Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Глава 3. Методы и процедура исследования



Порой как родителям, так и педагогам или психологам кажется, что они действительно хорошо понимают какого-либо определенного ребенка. Но, к сожалению, в большинстве своем это оказывается заблуждением. По сути своей, каждый ребенок, в особенности младшего школьного возраста — целый огромный Мир, который формировался первые семь лет жизни не только посредством воспитания, но и благодаря накоплению личного опыта. Известно, что дети возраста шести-семи лет наиболее восприимчивы, наблюдательны. Они запоминают и изучают все, даже порой не говоря об этом. Их индивидуальный опыт основывается на том, что младшие школьники наблюдают каждый день. Это касается и моделей поведения, которые они замечают не только в своей семье, но и в социуме. Это и различные жизненные ситуации, через которые им предоставляется пройти в школе или же на прогулке во дворе.

К сожалению, ситуация складывается так, что нам, взрослым, очень трудно понять ребенка, ведь его поведение порой весьма неожиданно для нас. А некоторые, отдельные ситуации — и вовсе тяжело поддается какому-либо объяснению. Чтобы предъявлять к ребенку те или иные требования, соответствующие его личностным возможностям, его необходимо не просто хорошо знать, но и полностью понимать его внутренний мир. Именно тогда, когда родители в силу своей занятости не могут уделить некоторое время данному вопросу, или когда учителя затрудняются заниматься работой над индивидуальным маленьким миром каждого, чтобы успеть выучить класс в соответствии со школьной программой — на помощь им приходят педагоги-психологи. Кроме того, если любой взрослый не потрудится замечать индивидуальные особенности характера младшего школьника, может произойти существенное упущение в его развитии и воспитании. Только предельное внимание к личностным особенностям ребенка может создать основу для осознанного контроля психологического развития детей.

Как в формировании личности детей, так и в их психологическом развитии каждому ребенку свойственен свой индивидуальный путь. Спрогнозировать его темп и определить уровень психического развития детей помогает психологическая диагностика. И вся информация, которая будет получена в ходе психологической диагностики, позволяет не только правильно выстроить воспитательную работу, но и помогает сформировать индивидуальную работу, которая будет способствовать необходимому в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями психическому развитию.



Для того, чтобы составить более точное представление о состоянии личностного развития ребенка, наиболее эффективно обратиться за помощью к методикам диагностирования, которые разработаны в НИИ и подробно изложены в книге “Воспитательный процесс: изучение эффективности” [под редакцией Е.Н.Степанова]. Данные методики доступно изложены кандидатом педагогических наук Г. Ф. Гаврилычевой.

Для эффективности к проведению диагностических методик для экспериментатора существует ряд требований, которые необходимо учитывать в ходе своей работы. Даже не смотря на то, что экспериментальная группа состоит из младших школьников, они ни в коем случае не должны быть осведомлены о том, что их диагностируют. Все тестирования должны проводиться либо под видом занятий или же вовсе в ходе игровой деятельности. Такой подход к учащимся не только повышает интерес к предоставленному заданию, но и предоставляет экспериментатору гарантию, что ответы детей будут более точными, что сыграет важную роль в процессе обработки результатов. Кроме того, немаловажно наладить доверительные контакты между исследователем и экспериментальной группой. Позитивный настрой, улыбка, доброжелательность — все это поможет детям проявить искренность, предоставить для экспериментатора реалистичный продукт деятельности в ходе исследования.



 

Как было сказано ранее, наше исследование проводилось посредством нескольких психических тестов, которые проводились с экспериментальными группами детей с нарушением зрения и без нарушения. Наша работа проводилась непосредственно с учащимися, чтобы более четко сформировать целостную картину детско-родительских отношений младших школьников с ОВЗ. На наш взгляд, такой метод исследования наиболее эффективный, так как родители детей с нарушением зрения могут отнестись с некоторым опасением к экспериментатору, некоторую информацию умолчать, некоторую — приукрасить. Что крайне трудно сказать о ребенке, который более открытый для взаимодействия, способен чем-то поделиться, дать более точную информацию для проводимого исследования. Нами были выбраны методики, выявляющие не только отношение ребенка к семье, к каждому члену семьи, но и тесты, которые могут многое сказать о самооценке ребенка, его воображении, о его переживаниях и опасениях, о том, что ему приносит радость. На наш взгляд, это наиболее эффективно и нацелено непосредственно на намеченный результат. Потому, что именно в семье формируется психическое развитие ребенка, его самооценка, происходит начальное формирование его, как личности. Известно, что на все данные процессы в первую очередь влияет взаимодействие ребенка с членами семьи и уже в качестве дополнительных факторов влияния выступают окружающая среда, социум и прочие внешние факторы. Ведь именно семья открывает ребенку окно в Мир, учит его взаимодействовать с другими людьми, помогает ему в формировании самостоятельной личности, направляет на верный путь.



Среди всех проведенных нами методик присутствует тест на воображение, который показывает, как в целом воспринимает ребенок окружающий мир. Несколько тестов направлены на определение самооценки ребенка, каким он видит себя, какое у школьника отношение к себе, какое на его взгляд он занимает место в этой жизни. Тест, основанный на игре, способен четко указать на то, насколько младший школьник не только умеет взаимодействовать с партнером, но и насколько он способен показать эмоциональное состояние членов семьи, которые его окружают. Также для каждого ребенка в нашем исследовании был предоставлен тест, показывающий не только все то, что приносит радость младшему школьнику, но и раскрывает его переживания.

Наиболее эффективными и действенными методиками на наш взгляд являются три из всех проведенных нами, о которых хотелось бы поговорить более подробно.

 

3.1 «Радости и огорчения». Методика на выявление содержания переживаний младших школьников.

Методика разработана Н. В. Ковалевой. Данная методика актуальна и эффективна для нашего исследования тем, что именно основные радости и переживания ребенка могут дать полноценную информацию о том, что его больше всего беспокоит. Как в позитивном плане, так и в негативном. Известно, что больше всего времени ребенок проводит дома, в кругу семьи, сразу после того, как возвращается домой из школы. Именно поэтому в нашем исследовании необходимо иметь четкое представление о его радостях и огорчениях.

В качестве порядка проведения методики предоставлено несколько вариантов на выбор. В одном из них для проведения исследования детям предлагается в устной форме дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...» и «Больше всего я огорчаюсь, когда...». Но данным вариантом проведения мы пользоваться не стали, потому как ребенок может застесняться, сказать что-то более поверхностно или, быть может, не слишком искренне. Кроме того, у школьника не будет достаточно времени, чтобы прислушаться к себе, дать полноценный ответ. Так же в методике предлагался вариант проведения в виде небольшой аппликации, где каждому учащемуся выдается по лепестку ромашки, сделанному из бумаги. С одной стороны дети должны написать свои радости, с другой — огорчения. По окончанию все лепестки собираются в один цветок ромашки. Данным вариантом проведения методики мы также решили не пользоваться, потому как далеко не все дети могут или имеют желание излагать свои мысли в письменной форме. Возможно, они испытывают трудности в формулировке своих радостей и огорчений, что существенно могло затруднить при обработке данных нашего исследования.

Наиболее эффективным на наш взгляд оказался тот вариант проведения, где каждому младшему школьнику выдается лист бумаги, разделенный на две части. Вверху одной половины листа нарисована дождевая туча, а с другой — солнце. Под мрачной тучей ребенку предлагается изложить (нарисовать или написать) то, что его больше всего огорчает. Соответственно, под солнцем — то, что приносит ему радость. Данный способ проведения показался для нас наиболее эффективным потому, что учащийся способен выбирать, каким именно способом он может поделиться своими радостями и огорчениями, что существенно раскрепощает каждого исследуемого ребенка. Кроме того, данный метод проведения показался для нас наиболее творческим, креативным. Младший школьник может не только нарисовать то, что его беспокоит, но и подписать свои рисунки. Это существенно повышает интерес ребенка к проводимому тесту, повышает у него желание излагать свои мысли. В свою очередь, это упрощает задачу экспериментатора в обработке полученных результатов, потому как целостная картина переживаний школьника открывается максимально и полноценно. Иными словами, при обработке результатов теста есть, за что «зацепиться».

Проводимый нами тест понравился экспериментальной группе больше всего, не смотря на то, что по началу данное учащимся задание показалось им трудным. Сразу после того, как задача была поставлена перед младшими школьниками максимально подробно и доступным языком, у детей возникали дополнительные вопросы. Первом делом, они повторили само задание, чтобы уточнить, верно ли они поняли то, что от них требуется. После всех необходимых уточнений, у группы испытуемых возник ряд дополнительных вопросов на предмет того, могут ли они только писать или рисовать, или же можно все вместе. У нескольких детей вызвало затруднения то, что они долго не могли принять решение, что именно они могут нарисовать. Им было несколько тяжело придумать, что именно их расстраивает или огорчает. Один из учащихся сумел нарисовать только то, что приносит ему радость. Над огорчениями ребенок размышлял слишком долго.

Со стороны экспериментатора также возникло небольшое затруднение, которое имело отношение к дисциплине экспериментальной группы во время проведения теста. Ровно после того, как задание было согласовано с группой и вызвало массу положительных откликов у детей, немного сложно было сконцентрировать их внимание на экспериментаторе. Учащимся было сложно держать себя в руках, чтобы не поделиться друг с другом тем, что приносит им радость, а что их огорчает.

Не смотря на все возникшие вопросы и трудности в период проведения теста, младшие школьники удовлетворительно справились с ним, даже учитывая тот факт, что именно эта методика заняла у экспериментальной группы больше всего времени на исполнение, чем при прохождении всех остальных тестов.

 

 

3.2 «Семейная социограмма». Методика для диагностики семейных взаимоотношений.

Семейную социограмму принято относить к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О.В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Данная методика также привлекла нас в качестве одной из наиболее эффективных для проводимого исследования. Согласно самой тематике исследования, данный тест является основным и ведущим, по причине того, что именно он способен наиболее точно показать, в каком состоянии детско-родительские отношения каждого учащегося экспериментальной группы. Целью выбранной нами методики является положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье: прямой или опосредованный.

Раздаточный материал для проведения теста предельно простой. Каждому учащемуся выдается лист бумаги, на котором изображен круг диаметром 12 см. От ученика требуется внутри круга изобразить всех членов своей семьи — нарисовать также небольшой кружок, в котором будет написано, кем ему приходится тот или иной член семьи: мать, отец, дедушка, бабушка и так далее.

При обработке результатов тестов следует обращать внимание на следующие аспекты. Первым делом, необходимо определить, кого школьник изображает в самом центре круга. Согласно проводимой методике, считается, что именно этот человек является авторитетом в семье. Далее следует обратить предельное внимание, где учащийся изображает самого себя. Именно это укажет в ходе эксперимента, на котором месте ребенок ощущает себя в структуре семейных отношений. Если младший школьник изображает себя в самом центре круга — он считает себя самым важным членом семьи, он не обделен вниманием, окружен заботой и действительно считает себя значительной частью семьи. Если же ребенок изображает кружок с подписью «Я» ближе к краям диаметра круга социограммы, значит на уровне ощущений ребенок занимает в семье второстепенную роль, где все взаимоотношения полностью зависят от авторитетного члена семьи, который в свою очередь обязательно будет изображен в самом центре круга.

Также не рекомендуется о том, кого ребенок изображает ближе всего к себе. Это будет означать, с кем у ребенка в семье наиболее доверительные отношения. Дистанция между членами семьи в целом играет важную роль и характеризует не только их отношения непосредственно к самому школьнику, но и может раскрыть взаимоотношения между всеми остальными членами семьи.

Перед проведением методики необходимо узнать состав семьи ребенка, с которым будет проводиться тест. Это нужно для того, чтобы обратить свое внимание на то, всех ли членов семьи изображает ребенок, нет ли такого человека, который входит в состав семьи, но школьник его не изображает. В таком случае, следует отметить, что именно с этим человеком взаимоотношения ребенка или не складываются или содержат ту или иную проблему, которая требует своего решения.

Кроме того, внимание нужно уделить не только составу семьи, расположению фигур членов семьи в социограмме, но и на размер самих фигур. Наиболее крупные фигуры будут означать наибольшую значимость для ребенка. Самые маленькие фигуры — противоположное значение.

Для экспериментальной группы данный тест оказался одним из самых простых среди тех, которые были проведены. Единственным вопросом, который возник в ходе объяснения задания это уточнение, нужно ли написать, кем приходится член семьи или необходимо просто его изобразить в виде рисунка.

Данная методика актуальна и эффективна тем, что именно она показывает отношение ребенка не только к каждому члену семьи, но и свое место в семье. Именно по этому критерию в ходе обработки результатов теста без труда можно вычислить, какие детско-родительские отношения у каждого учащегося.

 

 

3.3 «Моя семья». Рисуночный тест, который показывает семью глазами ребенка.

Данная методика является полифункциональной. Тест несколько перекликается с методикой «Семейная социограмма», но является более подробным прототипом вышеуказанного теста. Методика основана на осознании того, что ребенок по-своему оценивает свое место в семье, поведение родителей, семейные взаимоотношения в целом. Детям предлагается нарисовать свою семью, какой они ее видят. Сразу же важно учитывать все необходимые требования к проведению методики, чтобы получить действительно точные и полноценные результаты.

В ходе проведения теста настоятельно не рекомендуется открыто наблюдать за ребенком. Чтобы скоцентрироваться на своих реальных представлениях и не стараться нарисовать для экспериментатора то, что он мог бы пожелать увидеть на рисунке.

При обработке результатов следует проявить предельное внимание, чтобы не сформировать поспешных выводов. Отметим, что на рисунке не может быть ничего случайного, так как ребенок изображает свою семью не с натуры, а опираясь на внутренние ощущения. Именно в данном тесте ярко выражены переживания и эмоции касаемо близких людей ребенка, значимых ему предметов. Если ребенок говорит, что кто-то из родственников не получился на рисунке или он забыл нарисовать кого-то из состава семьи — не стоит расценивать это, как некую отговорку. Это может быть первым звоночком к большой проблеме в семейных отношениях. Отсутствие кого-либо из близких или родственников может свидетельствовать либо о негативном отношении к конкретному человеку, либо отсутствие эмоционального контакта с ним.

Также необходимо обратить предельное внимание на наличие проблемы в том случае, если сам автор рисунка отсутствует на изображении. Это гласит о том, что ребенок, вероятнее всего, так и не нашел своего места в семье или же его попросту не замечают. Если ребенок отображает себя на рисунке очень маленьким — это означает, что на данный момент у него низкая самооценка.

На субъективную значимость для ребенка влияет размер нарисованного персонажа. Те члены семьи, которые изображены наиболее крупно — это люди, которые в семье для ребенка представляют настоящую значимость. А те лица, которые изображены по размеру меньше или нарисованы будто бы вдали — либо практически не важны для учащегося, либо со взаимоотношениями с данным человеком действительно не все гладко.

Наличие вымышленных персонажей на рисунке, не входящих в реальный состав семьи могут сообщить о неудовлетворенных потребностях ребенка. Существуют также редкие случаи, когда на рисунке отсутствует кто-то из семьи, но присутствует вымышленный персонаж. Это может сказать нам о том, что какой-то конкретный член семьи не обеспечивает ребенку удовлетворения конкретных потребностей.

При обработке результата следует учитывать так называемую линию горизонта и обратить внимание на то, кто из членов семьи изображен выше, а кто ниже. Как правило, на самом высоком уровне расположены те члены семьи, которые в семье имеют наиболее высокий авторитет. Также следует наблюдать на силой нажатия ребенка на карандаш — близкий человек, нарисованный с наибольшим нажатием на грифель может вызывать у ребенка тревогу.

Линейная дистанция между изображенными персонажами также имеет психологическую связь. Чем ближе ребенок изображает себя рядом с родственниками, тем лучше и крепче между ними взаимоотношения. Это касается не только окружения автора рисунка, ведь по дистанции на изображении можно проследить за взаимоотношениями между родственниками в семье.

Данный тест не вызвал у экспериментальной группы никаких затруднений. Задание сразу было понятно детям, не вызывало дополнительных вопросов. В целом, дети справились с заданием быстро и легко, показав действительно удовлетворительные результаты.

 

 


Просмотров 825

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!