Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Психологические особенности младшего школьного возраста при нарушении зрения



Детям с нарушением зрения намного сложнее адаптироваться к новому образу жизни после поступления в школу, чем детям без данного нарушения. В первую очередь, нарушение сказывается на успеваемость младших школьников, если не предоставить для них необходимые условия для развития и образования. На базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №4» города Реутов Московской области нам удалось подробнее ознакомиться с разницей в организации обучения младших школьников в сравнении с общеобразовательной школой для детей, не имеющих подобного нарушения. Количество детей в классе с ОВЗ значительно меньше, чем в обыкновенном классе, в виду того, что такие дети несколько сложнее поддаются обучаемости, а учителям, в свою очередь, необходимо уделить должное внимание каждому ребенку, чтобы у него была удовлетворительная успеваемость по школьной программе. Для учащихся выделены специальные классы с компьютерным оборудованием, которое настроено индивидуально под каждого ученика, учитывая особенности его дефекта. Это вызывает повышенный интерес учеников друг к другу, потому как дети наиболее часто задаются вопросом, что происходит у его сверстника, чем его оборудование отличается от других. Дети с нарушением зрения постоянно интересуются друг другом, но это может вызвать некоторые затруднения для учителя, потому что вопросы в роде «Почему у меня нет такого же?» или «Можно мне точно такое же, как у...» встречаются очень часто.

Свое свободное время дети могут проводить в сенсорной комнате, где с ними занимаются психологи и дефектологи, что благоприятно сказывается на их психическом развитии. Ведь там дети не просто учатся взаимодействию друг с другом, но и развивают моторику рук, которая у детей с нарушением зрения развита несколько сильнее, чем у лиц без нарушения зрения, что является компенсацией.

Что касается психологических особенностей таких детей, опираясь на наблюдение за контингентом, то они сильно отличаются от психологии младших школьников без нарушения зрения. Дети с нарушением зрения наиболее эмоциональны. Любая похвала сопровождается искренней и широкой благодарностью, но любая критика подобна маленькой трагедии.



Чтобы провести исследование, необходимо было учитывать не только психологические особенности детей с нарушением зрения, но и физиологические. Одежда должна быть яркой, чтобы дети могли удерживать свое внимание на экспериментаторе. Время проведения занятий вдвое меньше, чем время проведения занятий в обычном классе. Между каждым занятием для школьников с нарушением зрения проводится специальная гимнастика для глаз. Также возникали некоторые трудности при объяснении задания. Дети задавали много дополнительных вопросов. В основном, из всех проведенных психологических тестов, наиболее сложным для детей показался тест «Дорисуй фигуру». По началу детям трудно давалось для понимания, зачем уже нарисованные на листе фигуры необходимо дорисовывать чем-либо еще. Но, после повторного пояснения требований к тесту, дети были рады показать свое воображение. Следует отметить, что дети наиболее часто рисовали то, чего им больше всего не хватает. Практически каждый ребенок фигуру квадрат «превратил» в телевизор или игровую приставку, что не вызвало нашего удивления — напрягать глаза детям с нарушением зрения запрещено. Также в проведении последующих тестов, где от детей требовалось изобразить себя или какого-либо персонажа, наиболее часто встречается изображение очков, повязок на глаз или глаза на рисунке вовсе изображаются закрытыми.



Что касается взаимодействия младших школьников с нарушением зрения между собой, то они, к нашему удивлению, потрясающие. Класс очень дружный, дети любят общаться, взаимодействовать, не дразнят друг друга на фоне своих особенностей, стараются друг другу помогать, искренне любят друг друга, что показали тесты «Моя семья» и «Семейная социограмма» - в некоторых случаях встречался достаточно интересный момент: ребенок рисовал или вписывал имя своего друга (одноклассника) в состав своей семьи.

Приятно отметить, что самооценка у этих детей, не взирая на особенности дефекта — не занижена. Они принимают тот факт, что они другие, но дети не стыдятся этого и не испытывают переживаний. Основываясь на тесте «Радости и огорчения», мы выяснили, что переживания этих детей наиболее глобальные. Например, дети переживают за своих родителей, счастье в Мире, справедливости. Младшие школьники не хотят, чтобы в Мире было зло, обида, предательство, ведь им важно, чтобы сердце каждого человека было светлым и добрым. Учащиеся класса с ОВЗ, где проводилось наше исследование нравственно воспитаны и чрезмерно негативно относятся к проявлениям зла, агрессии и несправедливости.

 


Просмотров 956

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!