Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формирование детско-родительских отношений в семьях с нарушением зрения у детей



 

Известно, что на формирование личностных качеств ребенка влияет непосредственно семья. От правильного поведения родителей зависит крайне много. Особенно это касается семей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения. Родителям необходимо как можно раньше обратиться к специалисту, как только нарушение было выявлено и подтверждено врачами.

 

Отметим, что большая часть детей с неглубокими нарушениями зрения посещают коррекционные группы. В связи с этим, возникла острая потребность разработать методическое обеспечение работы с такими детьми для родителей. Все это делается для того, чтобы вовлечь родителей в процесс коррекционной работы, так как это будет в дальнейшем влиять на детско-родительские отношения.

 

Подобная работа определена двумя факторами.

 

- Важнейший компонент социализации ребенка с нарушением зрения состоит из способов и форм совместной деятельности, особенности общения между ребенком и родителями, что определяет зону его ближайшего развития. Необходимым условием для закрепления коррекции специалиста в стенах специального учреждения является активное влияние родителей посредством взаимодействия и дополнительных занятий дома, в кругу семьи.

 

Следует учитывать, что полноценная реализация коррекции может быть достигнута исключительно путем совмещения коррекционной работы специалиста и дополнительных занятий с ребенком в семье. Разумеется, все это требует от взрослых определенных усилий. В случае неблагоприятного статуса семьи, где любые рекомендации специалистов игнорируются, происходит усугубления нарушения зрения у ребенка. Непосредственное преодоление данного нарушения может произойти только в том случае, если оно компенсируется активном влиянием семьи. Иными словами, комплексная программа коррекционного развития (специалист + семья) повышает компетентность и формирует адекватную оценку состояния ребенка с нарушением зрения.

 

В сравнении с другими органами чувств, наиболее важную роль играет именно зрение, потому как именно зрение отвечает за восприятие и понимание внешнего мира. Ведь полноценную информацию об окружающем мире, не прилагая непосредственных усилий, ребенок сможет получать, к сожалению, исключительно благодаря зрению. Возможность установить цвет объекта и его форму слух, увы, не предоставляет.



 

Задержка развития ребенка при нарушении зрения, в отличии от зрячих, обуславливается личностной деформацией (нарушением) [16].

 

Воспитание ребенка с нарушением зрения уже с детства должно быть основано на любви, понимании, чуткости и терпении. Но, при этом, препятствовать какой-либо самостоятельности ребенка также не следует, чтобы это не оказалось вмешательством в его личностное развитие. В том случае, если ребенок воспитывается исключительно гиперопекой, велика вероятность, что он вырастит инфантильным, с задержанным развитием и полностью зависящим от окружающих.

 

 

Родительское отношение к ребенку с нарушением зрения имеет два типа: адекватное и неадекватное.

 

К адекватному относится такое отношение, при котором ребенок воспринимается, как здоровый, только имеющий ряд некоторых особенностей, который учитывается в процессе его воспитания. В данном случае родители принимают, как своего ребенка, так и его зрительное нарушение. Принятие означает ни что иное, как способность примирения у родителей с тем фактом, что у ребенка нарушено зрение, и что существует необходимость «включать» такого ребенка в свою жизненную программу.



 

Для полноценного развития ребенка такая родительская позиция является необходимым условием. Чтобы качество жизни было высоким, а развитие ребенка максимально полноценным, от родителей требуется прилагать немало усилий, делая для него все возможное.

 

Неадекватная родительская позиция заключается в том, что ребенок воспринимается ими не иначе как жертва обстоятельств, существо обиженное судьбой, нуждающееся в постоянной опеке и защите. Матери чаще всего испытывают чувство вины перед своим ребенком, постоянно пытаются ее искупить. Но подобная гиперопека не приносит ребенку с нарушением зрения совершенно никакой пользы. В большинстве своем, в таких условиях вырастают неприспособленные к жизни эгоистичные натуры. Развитие предметной деятельности у них задерживается, навыки самообслуживания не формируются. Сохранные анализаторы, в том числе и осязание, не развиваются должным образом [17].

 

Также неблагоприятной для психического развития ребенка может являться одна из позиций родителей, когда произошло смирение с недостатком зрения у ребенка, но его самого они уже не принимают. Матери, в большинстве подобных случаев, считают, что у них попросту не мог появиться ребенок с нарушением в зрении. Якобы произошла роковая ошибка, за которую она расплачиваться не обязана. Мать психически отвергает ребенка, он вызывает у нее раздражение, в связи с чем время и внимание больному ребенку уделяется крайне мало. Как правило, родители стараются отдать своего ребенка на воспитание каким-либо родственникам или вовсе третьим лицам.

 

Существуют также случаи, когда самого ребенка родители принимают, но всяческим образом отрицают наличие у него каких-либо отклонений. Родители относятся к своему ребенку, как к здоровому, но и требования к нему у них соответствующие. Как правило, подобная ситуация заканчивается крайне плачевно в виду того, что родители создают своему ребенку такие учебные условия, с которыми ребенок не справляется. Именно это и вызывает у них раздражение, разочарование в ребенке, отчего психическое развитие их чада оказывается под большой угрозой.



 

В наиболее плачевных случаях родители относятся негативно не только к нарушению зрения, но и к самому ребенку. В подобной ситуации от ребенка попросту отказываются, сдают его в интернат.

 

Еще одна из наиболее распространенных ситуаций складывается так, что мать и отец занимают совершенно разные позиции по отношению к ребенку. К примеру, мать может принять ребенка, его дефект. Она готова приложить все усилия, использовать любую возможность, чтобы вылечить его или же, хотя бы, адаптировать его к жизни, социализировать, компенсируя его недостаток развитием других возможностей. Но, скажем, отец при этом считает своего ребенка неполноценным. Резко высказывает свое мнение о том, что заниматься с ним и развивать его до максимально возможных пределов бесполезно. Разумеется, любящая мать защищает своего ребенка, по причине чего негатив формируется между родителями, имеющими ребенка с нарушением. Такие семьи сохраняются крайне редко. Постоянных скандалов и расхождения во мнении мало кто выдерживает, поэтому либо мать подает на развод, либо отец уходит из семьи.

 

Исходя из этого, можно сделать вывод, что особое положение в семье занимают именно слабовидящие дети. Психологическая зависимость от окружающих может проявиться у таких детей, благодаря сентиментальному детоцентризму. Ведь предыдущий жизненный опыт, к сожалению, не готовит никого из родителей к тому, что у них может появиться ребенок с нарушением зрения. Родители изначально (в большинстве своем) не могут адекватно отнестись к слабовидящему или слепому ребенку, потому как не имеют представления, как корректировать его состояние, как с ним заниматься, как с ним общаться [18].

 

Следует помнить, что только благоприятный психологический опыт в семье положительно влияет как на психическое, так и физическое развитие детей с нарушением зрения.

 

 


Просмотров 982

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!