Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Виды детско-родительских отношений



 

Рассматривая по отдельности факторы социализации, наиболее важным является семья как первичная ячейка общества. Ребенок особенно сильно ощущает ее влияние, когда еще мал и восприимчив. Семейные условия воспитания ребенка, не обходя вниманием и род занятий, социальное положение, материальный достаток в большей мере формирует дальнейший жизненный путь ребенка [1]. Целенаправленного и сознательного воспитания ребенка, увы, недостаточно. Внутрисемейная атмосфера оказывает большое воздействие на ребенка, которое накапливается с возрастом и, разве что, несколько преломляется по некоторым течениям обстоятельств в его личностном развитии.

 

Особое внимание значимости семейного климата в целом и внутрисемейных взаимоотношений уделял исследователь П. Ф. Лестгаф [2], который отметил, что именно условия жизни внутри семьи активно помогут ребенку осознанно отнестись к своему причастию к человеческому роду. Ведь именно благодаря этому ребенок способен приобщаться к правам, языку, народным ценностям, что окажет немалое влияние на его дальнейшее жизненное процветание.

 

Первое научное направление, которое выделило детско-родительские отношения в качестве основного фактора личностного развития ребенка — психоанализ. Именно благодаря психоанализу исследователям (Э. Эриксон и К. Хорни) удалось установить определяющие концепции детского развития, где основную роль занимают взаимоотношения между родителями и их детьми [3].

 

Детско-родительские отношения — непосредственная взаимосвязь родителей и их ребенка. Такие отношения состоят не только из сознательно-избирательного и субъективно-оценочного представления о ребенке, определяющих особенности восприятие родителей, но и из различных способов общения с ребенком [4].

 

В психологии отношение как понятие определяется позицией личности ко всему, что ее окружает [5]. Что касается социальных общностей, то у людей, которые их составляют, между собой происходят уже взаимоотношения, что является взаимной позицией между двумя (или более) личностями. Иными словами, стороны общения. Разница состоит только лишь в том, что в отношении может не поступать обратного сигнала, тогда как при взаимоотношениях присутствуют сигналы, отличные по своей модальности [5].



 

Проблема отношений детей и их родителей, к сожалению, парадоксальна. Сложность ее заключается в скрытом характере человеческих отношений и чрезмерного внешнего вмешательства в них. Парадокс проблемы состоит непосредственно в том, что родители, к сожалению, не обладают психолого-педагогической информацией в достаточном количестве.

 

Немаленький вклад в рассмотрении взаимоодействия между детьми и родителей внес А. С. Макаренко [6].

 

Любое детско-родительское взаимодействие, в первую очередь, должно быть целесообразным: «Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети» [6].

 

Кроме того, педагогическая культура родителей оказывает наиболее эффективное влияние на взаимодействие: «Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года. Дело это совсем нетрудное. Нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям: оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже и на упрашивание; оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения; оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу; оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя. Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. Очень плохо, если вы распорядились, а потом и сами забыли о своем распоряжении» [6].



 

Противоречивость и двойственность в позиции родителей по отношению к своему ребенку является основной спецификой детско-родительских отношений. Ведь объективное и оценочное отношение, оказывает влияние на формирование общественного поведения, сочетаясь при этом с глубинной связью и безусловной любви к своему ребенку. Максимально выраженными и напряженными моментами являются внутренняя конфликтность и своеобразие родительского отношения, обозначаясь в качестве не только предметного, но и личностного отношения к ребенку. В виду того, что мать и ребенок изначально едины, материнская любовь является ни чем иным, как бескорыстной глубокой любовью к своему чаду. Но оценочную позицию, как и контроль за действиями со стороны родителя зачастую порождает большая ответственность за сохранность жизни и будущего ребенка. Эти аспекты смело можно считать основными составляющими детско-родительских отношений, так как эти качества присуще практически всем родителям. Такие отношения состоят из двух типов родительских позиций: оценочной и эмоциональной [7].

 

Факторы детско-родительских отношений.

 

- особенности форм поведения и личности родителей;

- уровень образования и родителей и их психолого-педагогическая компетентность;



- эмоционально-нравственная семейная атмосфера;

- виды средств воспитательного воздействия;

- степень включенности ребенка в семейную жизнедеятельность;

- учет степени удовлетворения актуальной потребности ребенка [8].

 

Многие из работ, что посвящены детско-родительским отношениям, раскрывают основные стили семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский [9].

 

Авторитарный — все решения за ребенка принимают исключительно родители. Как правило, они считают себя авторитетом в его глазах и убеждены, что ребенок должен полностью подчиняться их воле. Вместо аргументированного обоснования своих требований, такой тип родителей зачастую применяет повышенный контроль, суровые запреты, санкции, порой даже физические наказания. В таких семьях дети растут слишком робкими, почему в дальнейшем не способны принимать решений самостоятельно.

 

Демократический — родители напротив всячески поощряют самостоятельность своего ребенка, если она соизмерима с его возрастными возможностями в настоящий момент. Единственное требование родителей от ребенка — осмысленного поведения, принятия по-настоящему осознанных решений. К потребностям ребенка, по мере того, насколько они уместны, относятся с пониманием, порой даже трепетно. Всегда готовы помочь своему чаду и пойти ему навстречу в определенных ситуациях. При таком типе воспитания, дети вырастают ответственными и дисциплинированными.

 

Попустительский — ребенок в семье не знает никаких ограничений и запретов. В виду не способности или попросту нежелания родителей руководить процессом воспитания своего ребенка, он не выполняет никаких указаний или поручений с их стороны. Также к данному стилю можно отнести немного похожий — хаотический стиль воспитания, что иными словами означает непоследовательность при руководстве воспитательным процессом. Единый подход к воспитанию в таком стиле, как правило, отсутствует. Четких указаний или требований к ребенку со стороны родителей не наблюдается.

 


Просмотров 3062

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!