Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ



Мужские и женские половые железы (семенники и яичники), сформировавшись в период внутриутробного развития, подвергаются медленному морфологическому и функциональному созреванию уже после рождения.

Масса яичника у новорожденной девочки составляет 0,4г. На первом году жизни они увеличиваются в 3 раза, а число фолликулов в яичниках значительно уменьшается. На протяжении первых 9 лет размеры яичников увеличиваются незначительно, и к периоду полового созревания их масса достигает 2г. В 11-15 лет происходит интенсивное созревание фолликулов, наступает овуляция, и с этого момента начинаются менструации. Яичники окончательно формируются к 20 годам. После 35-40 лет их размеры начинают уменьшаться, а после 50 лет наступает менопауза, или климактерический период, во время которого за счет атрофии фолликулов и замены их соединительной тканью масса яичников снижается в 2 раза.

Вблизи каждого яичника находится конец яйцевода или маточной трубы с воронкообразным отверстием − органа, по которому оплодотворенная здесь яйцеклетка продвигается к матке. У новорожденной девочки маточные трубы извитые и не соприкасаются с яичниками. До полового созревания труба растет, расправляется, сохраняя один изгиб, приближается к яичнику. В пожилом возрасте изгибы трубы исчезают, стенки ее истончаются, бахрома атрофируется.

Матка небеременной женщины представляет собой полый мышечный орган грушевидной формы с толстыми стенками и развитым кровоснабжением. В ней выделяют дно, тело и шейку. Дном называют верхнюю часть матки. Ее тело уплощено и постепенно суживается к шейке. Длина матки составляет 5-7 см, ширина в области дна -4 см, а масса зависит от возраста и числа беременностей: в 20 лет -23г, в 30лет-46г, в 50 лет-50г. У женщин, рожавших много раз, масса матки увеличивается до 80-90г, а длина возрастает на 1 см.

У новорожденной девочки матка, имеющая цилиндрическую форму, расположена высоко в брюшной полости; ее длина равна 25-35мм, масса-2г. После рождения в течение первых 3-4 недель матка быстро растет, формируются изгибы маточных труб, сохраняющиеся у взрослой женщины. К 8-9 годам тело матки принимает округлую форму. Затем темпы роста замедляются, размеры и масса матки остаются постоянными до 9-10 лет. После 10 лет начинается быстрый рост матки и маточных труб. К 12-14 годам матка приобретает грушевидную форму и вскоре принимает тот вид, который свойствен матке взрослой женщины.



Шейка матки переходит во влагалище. У новорожденной девочки влагалище короткое (23-35мм), дугообразно изогнуто, имеет суженный просвет. До 10 лет оно мало изменяется, но быстро растет в подростковом возрасте. Тогда же образуются складки слизистой оболочки.

Наружные половые органы женщины расположены вокруг отверстия влагалища и вместе образуют вульву. Наружная часть вульвы− большие половые губы, между ними расположены малые половые губы. Впереди половой щели, месте схождения малых половых губ расположен клитор. У новорожденной девочки большие половые губы развиты слабо и поэтому из половой щели выступают клитор и малые половые губы. К 7-10 годам половая щель раскрывается только при разведенных бедрах. При родах влагалище растягивается, многие складки его слизистой оболочки сглаживаются. После 45-50 лет наступает атрофия половых губ и слизистых желез, слизистые оболочки истончаются и уплотняются.

 

Развитие мужских половых желез начинается на 5-й неделе внутриутробного развития. Во второй половине 2-го месяца пренатального развития (к 8-й неделе) появляются клетки вырабатывающие андрогены. Их количество достигает максимума к 3,5-4-м месяцам. Часть этих клеток сохраняет активность до конца внутриутробного развития. Семенники начинают синтезировать мужские половые гормоны очень рано. Их концентрация в крови между 11-й и 18-й неделями достигает уровня, характерного для взрослых мужчин. К 6 месяцам постнатального развития концентрация тестостерона в яичке существенно снижается.



Мужские половые гормоны влияют на реализацию генетически запрограммированного пола плода, определяя в период между 4,5 и 7 месяцами пренатального развития дифференцировку гипоталамуса по мужскому типу. При отсутствии мужских половых гормонов развитие гипоталамуса происходит по женскому типу. Андрогены обеспечивают развитие мужских половых органов: без них половые органы сохраняют женское строение, независимо от генетического пола плода. При недостатке андрогенов наблюдается недоразвитие полового члена и расщепление мошонки. При избытке андрогенов наружные половые органы плода женского пола развиваются по мужскому типу. Мужские половые гормоны необходимы для опускания яичек из брюшной полости в мошонку. Этот процесс начинается с 3-го месс и заканчивается к концу периода внутриутробного развития.

Масса яичка у новорожденных мальчиков составляет 0,3 г, в 1 год – 1 г, в 14 лет – 2 г, в 15-16 лет – 8 г, в 19 лет – 20 г. Интенсивный рост идёт с 1 года и с 10-15 лет.

Предстательная железа развивается очень медленно. Она несколько увеличивается к 6-10 годам жизни ребенка и сильно увеличивается в период половой зрелости. Как у взрослых мужчин предстательная железа становится к 17 годам.

Семенные канальцы у новорожденных узкие, за весь период развития их диаметр увеличивается в 3 раза. К моменту рождения семенники в большинстве случаев успевают опуститься из брюшной полости в мошонку. К 6—7 годам у мальчиков наблюдается небольшое, так называемое препубертатное, увеличение яичек. Этот период продолжается до 9—10 лет.



 

В период полового созревания происходят глубокие изменения организма. Изменяются взаимоотношения эндокринных желез и, прежде всего гипоталамо-гипофизарной систему. Активируются структуры гипоталамуса, нейросекреты которых стимулируют выделение тропных гормонов гипофиза. Под влиянием гормонов гипофиза усиливается рост тела в длину. Гипофиз также стимулирует деятельность щитовидной железы, отчего, особенно у девочек, во время полового созревания заметно увеличивается щитовидная железа. Возросшая активность гипофиза приводит к усилению деятельности надпочечников, начинается активная деятельность половых желез, усиливающаяся секреция половых гормонов приводит к развитию так называемых вторичных половых признаков – особенностей телосложения, оволосения, тембра голоса, развитию молочных желез.

Половое созревание девочек на 1-2 года опережает половое созревание мальчиков, имеется и значительный индивидуальный разброс в сроках и темпах полового созревания. У девочек он продолжается с 9—10 до 15—16 лет. Уже в 7-8 лет происходит развитие жировой клетчатки по женскому типу. В этот период происходит быстрый рост органов половой системы. Тело матки становится крупнее шейки, маточные трубы утрачивают извитость, появляются и развиваются вторичные половые признаки. Тело принимает очертания, характерные для женщины (относительно широкий таз, отложение жира на бёдрах, плечевом поясе и других местах по женскому типу, оволосение лобка, появление волос в подмышечных впадинах, изменение голоса, формирование грудных желёз, развитие половых органов и др.). В этот период начинается созревание фолликулов и овуляция (выброс зрелых яйцеклеток). К 12—13 годам, как правило, устанавливаются регулярные менструации.

У мальчиков этот период начинается несколько позже — в 10—11 лет. Он сопровождается увеличением семенников и полового члена и яичек. В последующие 3—4 года семенники продолжают интенсивно расти и созревать, увеличивается количество вырабатываемого ими гормона — тестостерона. Приблизительно с 13-14 лет начинают проявляться вторичные половые признаки, формируется мускулатура по мужскому типу, меняется голос. Одновременно с этими признаками тело приобретает типичные мужские очертания.

С установлением регулярных половых циклов начинается период половой зрелости, продолжающийся у женщин до 45-50 лет, а у мужчин в среднем до 60 лет.

 

Стадии полового созревания.

Половое созревание не плавный процесс, в нем выделяют определенные стадии, каждая из которых характеризуется спецификой функционирования желез внутренней секреции и соответственно всего организма в целом. Стадии определяются по совокупности первичных и вторичных половых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий полового созревания.

I стадия – предпубертат (период, непосредственно предшествующий половому созреванию). Характеризуется отсутствием вторичных половых признаков.

II стадия – начало пубертата. У мальчиков небольшое увеличение размеров яичек. Минимальное оволосение на лобке. Волосы редкие и прямые. У девочек набухание грудных желез. Небольшое оволосение вдоль половых губ. На этой стадии резко активизируется гипофиз, увеличиваются его гонадотропная и соматотропная функции. Усиление секреции соматотрогшого гормона на этой стадии больше выражено у девочек, что определяет усиление у них ростовых процессов. Усиливается выделение половых гормонов, активизируется функция надпочечников.

III стадия – у мальчиков дальнейшее увеличение яичек, начало увеличения полового члена, в основном в длину. Волосы на лобке становятся темнее, грубее, начинают распространяться на лонное сочленение. У девочек дальнейшее развитие молочных желез, оволосение распространяется по направлению к лобку. Происходит дальнейшее увеличение содержания в крови гонадотропных гормонов. Активизируется функция половых желез. У мальчиков усиленная секреция соматотропина определяет ускоренный рост.

IV стадия. У мальчиков увеличивается в ширину половой член, изменяется голос, появляются юношеские угри, начинается оволосение лица, подмышечное и лобковое оволосение. У девочек интенсивно развиваются молочные железы, оволосение по взрослому типу, но менее распространенное. На этой стадии усиленно выделяются андрогены и эстрогены. У мальчиков сохраняется высокий уровень соматотропина, определяющий значительную скорость роста. У девочек содержание соматотропина снижается и скорость роста падает.

V стадия – у мальчиков окончательно развиваются половые органы и вторичные половые признаки. У девочек молочные железы и половое оволосение соответствуют таковым взрослой женщины. На этой стадии у девочек стабилизируются менструации. Появление менструации свидетельствует о начале половой зрелости – яичники уже продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки.

Менструация в среднем продолжается от 2 до 5 дней. За это время выделяется около 50-150 см3 крови. Если менструации установились, то они повторяются примерно через каждые 24-28 дней. Цикл считается нормальным, когда менструации наступают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковой интенсивностью. Вначале менструации могут продолжаться 7-8 дней, исчезать на несколько месяцев, на год и больше. Лишь постепенно устанавливается регулярный цикл. У мальчиков на этой стадии полного развития достигает сперматогенез.

В период полового созревания, особенно на II-III стадии, когда резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы – ведущего звена эндокринной регуляции, все физиологические функции претерпевают значительные изменения.

За интенсивным ростом костного скелета и мышечной системы у подростков не всегда поспевает развитие внутренних органов – сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. Сердце опережает в росте кровеносные сосуды, вследствие чего кровяное давление повышается и затрудняет, прежде всего, работу самого сердца. В то же время бурная перестройка всего организма, происходящая в период полового созревания, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердцу. А недостаточная работа сердца («юношеское сердце») приводит нередко к головокружениям, посинению и похолоданию конечностей у мальчиков и девочек. Отсюда и головные боли, и быстрая утомляемость, и периодические приступы вялости; нередко у подростков наблюдается обморочное состояние из-за спазмов мозговых сосудов. С окончанием периода полового созревания эти нарушения обычно исчезают бесследно.

Существенные изменения на этом этапе развития в связи активацией гипоталамуса претерпевают функции центральной нервной системы. Изменяется эмоциональная сфера. Эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчивость – с нарочитой развязностью, проявляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдаются снижение работоспособности, невротические реакции, раздражимость, плаксивость (особенно у девочек в период менструации).

Литература:

1. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология: учеб. для студентов высш. учебн. Заведений: В 2 ч. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-Ч.1.-С. 44-55.

2. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. институтов. ─ М.: Просвещение, 1990.─ С. 138-143.

3. Симонова О.И. Возрастная анатомия и физиология. УМК.─Горно-Алтайск РИО ГАГУ, 2008.─ С. 50-51.

4. http://www.swadba.by/73-1385.html

5. http://mamuli.at.ua/publ/3-1-0-5

6. http://www.traktat.ru/tr/referats/id.6248.html


Контрольные вопросы.

1. Перечислите общие закономерности роста и развития мозга.

2. Какой отдел ЦНС к моменту рождения ребенка оказывается наиболее развитым?

3. В какой период происходит интенсивный рост мозжечка? С чем это связано?

4. Каким образом происходит развитие серого и белого вещества мозжечка?

5. С чем связано развитие моста у новорожденного?

6. Как у детей с возрастом меняется соотношение между поверхностью мозга и его массой?

7. В какое время происходит интенсивный рост всех отделов ЦНС? С чем это связано?

8. Какие этапы формирования проходит скелет человека?

9. В чем отличие первичных костей от вторичных? Назовите примеры костей.

10. За счет чего происходит рост костей в длину и в ширину?

11. Перечислите основные изгибы позвоночника. С чем связанно их формирование?

12. Как изменяется грудная клетка с возрастом? С какими особенностями развития это связанно?

13. С чем связан тот факт, что детям младших классов не удается бегло писать?

14. Какие причины могут привести к уплощению стопы?

15. Какие характерные особенности строения черепа детей грудного возраста способствуют прохождению головки плода по родовым путям?

16. С чем связано то, что в период новорожденности и в первые месяцы жизни детей тонус скелетных мышц повышен?

17. Чем объясняется увеличение с возрастом максимальной частоты движений?

18. От чего зависит положение сердца у ребенка? Как оно изменятся?

19. Что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни пневмоний и остеомиелитов?

20. С чем связана то, что частота пульса у новорожденных детей значительно выше, чем у взрослых?

21. В чем причина юношеской гипертонии?

22. С чем связано возрастное замедление скорости движения крови по сосудам?

23. Как с возрастом меняется количественный состав крови? С чем это связанно?

24. Почему у новорожденных детей свертываемость крови замедленна?

25. С чем связано изменение типа дыхания у детей с возрастом?

26. С чем связанно изменение ЖЕЛ с возрастом? Почему ЖЕЛ начинают измерять у детей с 4 лет?

27. Почему дети младшего возраста часто болеют простудными заболеваниями? Какие анатомические особенности приводят к тому, что заболевания верхних дыхательных путей у детей часто осложняются воспалением среднего уха (отит)?

28. Роль сурфактанта для новорожденного?

29. Какие анатомические особенности в строении желудочно-кишечного тракта предрасполагают у грудных детей к срыгиванию и рвоте, после кормления?

30. Почему дети до 6-7 лет более восприимчивы к желудочно-кишечным инфекциям?

31. Что служит причиной недостаточного усвоения жиров и появления их в кале при раннем прикорме?

32. С чем связана возможность возникновения заворотов кишок у детей младшего возраста?

33. Что такое меконий? Из чего он образуется?

34. С чем может быть связано чрезмерное брожение в кишечнике, усиленная перистальтика, метеоризм, частый стул, зудящая сыпь, экзема, покраснение и блефарит у детей младшего возраста?

35. Чем обуславливаются условия, предрасполагающие к застою мочи и развитию воспалительных процессов в почечной лоханке?

36. Какие анатомические особенности строения органов мочеиспускания создают у девочек предпосылки для внедрения и распространения инфекции в почки?

37. Чем обусловлена повышенная ранимость кожи у младенцев?

38. Что обуславливает значительно большую теплоотдачу организма детей по сравнению с взрослыми?

39. Что может явиться причиной того, что у детей сахарный диабет выявляется чаще всего в возрасте от 6 до 12 лет?

40. Что является одной из причин повышенной возбудимости, вплоть до невроза, увеличении частоты сердцебиений и усилении основного обмена, ведущего к похуданию у подростков в пубертатном периоде?

41. Почему роль собственных эстрогенов в развитии плода женского пола не столь высока?

42. Что может послужить причиной развития гипоталамуса мужчины по женскому типу?

Контрольный тест.

  1. Чему равна масса мозга у новорожденного?

А. 1250-1400гр

Б. 340-400гр

В. 800-925гр

Г. 125-200гр

 

  1. Какой отдел ЦНС к моменту рождения ребенка оказывается наиболее развитым?

А.спинной мозг

Б. мозжечок

В. промежуточный мозг

Г. средний мозг

 

  1. В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип:

А. сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые.

Б. сначала формируются филогенетически более молодые структуры, а затем более старые

В. формирование молодых и старых структур идет одновременно

Г. Развиваются только молодые структуры, а старые остаются в зачаточном состоянии

 

  1. Кости проходящие все три стадии развития (соединительнотканную, хрящевую, костную) называются:

А. трубчатые

Б. короткие

В. первичные

Г. вторичные

 

  1. Кости растут в длину…

А. за счет деления клеток хрящей, которые покрывают эпифиз кости

Б. за счет деления клеток надкостницы

В. за счет разрастания кровеносных сосудов

Г. за счет разрастания компактного вещества

 

  1. Когда появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз)?

А. в 1,5 года

Б. в 6 месяцев

В. сразу после рождения

Г. 2-3 месяца

 

  1. К какому времени происходит зарастание большого родничка?

А. в 1,5-2 года

Б. в 1,5-2 месяца

В. в 5-6 месяцев

Г. в течении недели после рождения

 

  1. Какие мышцы, прежде всего, развиваются у грудных детей?

А. лица

Б. живота

В. конечностей

Г. ягодичные

 

  1. Чему равна частота пульса новорожденных детей?

А. 60-80 ударов в минуту

Б. 45-60 ударов в минуту

В. 120-160 ударов в минуту

Г. 90-100 ударов в минуту

 

  1. Кровяное давление у детей …

А. неизменно на протяжении всего времени жизни

Б. равно давлению взрослых

В. значительно выше, чем у взрослых

Г. значительно ниже, чем у взрослых

 

  1. В лейкоцитарной формуле в первые дни жизни ребенка преобладают…

А. нейтрофилы

Б. лимфоциты

В. моноциты

Г. эозинофилы

 

  1. Чему равна жизненная емкость легких у взрослого человека?

А. 800-950 мл.

Б. 2500-2600 мл.

В. 1250-1400 мл.

Г. 3000-4500 мл.

 

  1. Слюнные железы новорожденных…

А. выделяют очень мало слюны

Б. выделяют очень много слюны

В. не выделяют слюны

Г. выделяют столько же слюны, сколько и взрослые

 

  1. Общая потребность в углеводах у детей до 1 года составляет…

А. 800 г в сутки

Б. 2500 г в сутки

В. 560 г в сутки

Г. 190 г в сутки

 

  1. Чему равна масса почки новорожденного ребенка?

А. 12 г

Б. 25 г

В. 125 г

Г. 30 г

 

  1. Какую форму имеет мочевой пузырь новорожденного?

А. округлую

Б. веретенообразную

В. грушевидную

Г. колокола

 

  1. В течение жизни общее количество потовых желез…

А. не меняется

Б. увеличивается

В. уменьшается

Г. сначала увеличивается, затем уменьшается

 

  1. Какой гормон выделяет аденогипофиз?

А. серотонин

Б. инсулин

В. тимозин

Г. соматотропин

 

  1. Какой гормон выделяет вилочковая железа?

А. серотонин

Б. инсулин

В. тимозин

Г. соматотропин

 

  1. В какое время начинается развитие мужских половых желез?

А. на 5-й неделе внутриутробного развития

Б. на 38 неделе внутриутробного развития

В. сразу после рождения

Г. в пубертатный период

 


Просмотров 6989

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!