Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Рост и развитие основных отделов головного мозга



Продолговатый мозг к моменту рождения вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении. Его масса вместе с мостом достигает 8 г у новорожденного, что составляет 2% массы головного мозга (у взрослого эта величина около 1,6%). Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением.

По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество.

Ядра черепно-мозговых нервов продолговатого мозга формируются рано. С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем. Ядра блуждающего нерва выявляются со 2-го месяца внутриутробного развития. К этому времени у новорожденного хорошо выражена ретикулярная формация, структура ее близка к строению взрослого.

К полутора годам жизни ребенка увеличивается количество клеток в ядрах блуждающего нерва. Значительно увеличивается длина отростков нейронов. У 7-летного ребенка ядра блуждающего нерва сформированы так же, как у взрослого.

Мост. У новорожденного расположен выше, чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма. Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы. Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

 

Мозжечок. В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка – червь, а затем – его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины.

Масса мозжечка новорожденного составляет 20,5-23г, в 3 месяца она удваивается, а у 6-месячного ребенка равна 62-65г.



Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 84-95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого. У 15-летнего ребенка масса мозжечка – 150 г. Кроме того, быстрое развитие мозжечка происходит и в период полового созревания.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее. Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого – почти в 5 раз. Миелинизация волокон мозжечка осуществляется приблизительно к 6 месяцам жизни, последними миелинизируются волокна его коры.

Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна. У детей дошкольного возраста, так же как и у взрослых, белое вещество преобладает над ядерными образованиями.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков. У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рождения и заканчивается к 3-5 неделям жизни. Клетки внутреннего зернистого слоя развиваются раньше клеток Пуркинье. Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам. Клетки коры мозжечка оказывают тормозные влияния на двигательные структуры створа мозга, обеспечивая точность и плавность движений.



Процесс формирования отделов нервной системы связан не только с образованием, но и с разрушением нервных клеток. В период новорожденности и первых дней жизни разрушение клеток мозжечка существенно не отражается на регулируемых им функциях. Завершение развития ножек мозжечка, установление их связей с другими отделами центральной нервной системы осуществляется в период от года до 7 лет жизни ребенка.

Становление функций мозжечка происходит параллельно с формированием продолговатого, среднего и промежуточного мозга. Они связаны с регуляцией позы, движений, вестибулярных реакций.

 

Средний мозг. Масса мозга у новорожденного составляет в среднем 2,5 г. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито. Хорошо развито красное ядро, связи которого с другими отделами мозга формируются раньше, чем пирамидная система. Крупные клетки красного ядра, которые обеспечивают передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга (нисходящее влияние), развиваются раньше, чем мелкие нейроны, через которые передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий (всходящие влияния). Об этом свидетельствует более ранняя миелинизация пирамидных волокон у новорожденного в сравнении с путями, идущими коре. Они начинают миелинизироваться с 4-го месяца жизни.



Пигментация нейронов красного ядра начинается с 2-летнего возраста и заканчивается к 4 годам.

У новорожденного черная субстанция хорошо выражена, её клетки дифференцированы, их отростки миелинизированы. Миелинизированы и волокна, связывающие черную субстанцию с красным ядром, но характерный пигмент (меланин) имеется лишь в небольшой части клеток. Пигментация начинает активно развиваться с 6 месяцев жизни и достигает максимального развития к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

 

Промежуточный мозг. Отдельные формации промежуточного мозга развиваются неравномерно.

Закладка зрительного бугра (таламус) осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце морфологически разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы. В 6 месяцев становятся хорошо видимыми клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. В последующем происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а к 13 годам этот отдел мозга достигает размеров взрослого.

Подбугорная область (гипоталамус) закладывается в эмбриональном периоде, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4-5-м месяце происходит накопление клеточных элементов будущих ядер и становятся хорошо выраженными на 8-м месяце.

Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам.

В процессе роста и развития промежуточного мозга уменьшается количество клеток на единицу площади и увеличиваются размер отдельных клеток и число проводящих путей.

Отмечают более быстрые темпы формирования гипоталамуса по сравнению с корой больших полушарий. Сроки и темпы развития гипоталамуса близки к сроками темпам развития ретикулярной формации.

 

Кора больших полушарий. До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой борозды, которая окончательно формируется только ко времени рождения. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд. К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: боковая, центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные борозды хорошо выражены, и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого. Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых борозд и извилин продолжается и после рождения. К 5-недельному возрасту рисунок коры можно считать завершенным, но полного развития борозды достигают к 6 месяцам.

Основные извилины коры больших полушарий к моменту рождения уже существуют, но выражены нечетко и их рисунок еще не установился. Спустя год после рождения появляются индивидуальные различия в распределении борозд и извилин, их строение усложняется.

У детей с возрастом меняется соотношение между поверхностью мозга и его массой (масса мозга растет быстрее, чем поверхность), между скрытой (находящейся внутри борозд и извилин) и свободной (находящейся сверху) поверхностью коры больших полушарий. Поверхность ее у взрослого человека составляет 2200-2600 см², из них 1/3 свободной и 2/3 скрытой. У новорожденного свободная поверхность лобной доли относительно невелика, она увеличивается с возрастом. Наоборот, поверхность височной и затылочной долей сравнительно велика, с возрастом она относительно уменьшается (развитие идет за счет увеличения скрытой поверхности).

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков.

Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро. Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого. После рождения идет дальнейшая миелинизация нервных волокон в разных отделах головного мозга, но в лобных и височных долях этот процесс находится в начальной стадии. К 9 месяцам миелинизация в большинстве волокон коры больших полушарий достигает хорошего развития, за исключением коротких ассоциативных волокон в лобной доле. Становятся более отчетливыми первые три слоя коры.

К первому году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Миелинизация волокон, расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам.

В возрасте 6-9 лет и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. В этот период масса мозга увеличивается незначительно.

В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность. На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная. Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, уменьшаются.

Литература:

1. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология: учеб. для студентов высш. учебн. Заведений: В 2 ч. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-Ч.1.-С. 169-192.

2. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: учеб. для студентов пед. Институтов по спец. Педагогика и психология -2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1986.-С. 141-157.

3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. институтов. ─ М.: Просвещение, 1990.─С. 23-28.

4. http://mewo.ru/tumb/16/233/

5.http://www.masmed.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=26&Itemid=31

6. http://atlas.likar.info/Razvitie_i_vozrastnyie_osobennosti_nervnoy_sistemyi/

7. http://www.studentmedic.ru/download.php?rub=1&id=1585

 


Просмотров 1554

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!