Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС 31 часть



109 Гора и Жиронда — название двух политических группировок буржуазии периода французской бур­
жуазной революции конца XVIII века. Горой — якобинцами называли наиболее решительных пред­
ставителей революционного класса своего времени — буржуазии, отстаивавших необходимость унич­
тожения абсолютизма и феодализма. Жирондисты, в отличие от якобинцев, колебались между рево­
люцией и контрреволюцией и шли по пути сделок с монархией. «Горой» — пролетарскими якобинца­
ми — Ленин называл революционных социал-демократов; «социалистической Жирондой» — оппор­
тунистическое течение в социал-демократии. После раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков
Ленин часто подчеркивал, что меньшевики представляют собой жирондистское течение в рабочем
движении. — 273.

110 Любекский партейтаг — съезд германской социал-демократии, проходивший в Любеке 9—15 (22—
28) сентября 1901 года. В центре внимания съезда стоял вопрос о борьбе с ревизионизмом, который к
этому времени получил законченное выражение со своей программой и литературным органом
«Sozialistische Monatshefte» («Социалистический Ежемесячник»). В своей речи на съезде лидер реви­
зионистов Бернштейн требовал «свободы критики» марксизма. Съезд отверг проект резолюции, пред­
ложенный сторонниками Бершптейна, и принял резолюцию, в которой вынес прямое предупреждение
Бернштейну. Вместе с тем съезд, ввиду примиренческой позиции большинства лидеров, не поставил
принципиально вопроса о несовместимости пребывания ревизионистов в рядах с.-д. партии. — 274.

111 Жоресисты — сторонники французского социалиста Ж. Жореса, образовавшего в 90-х годах вместе с
А. Мильераном группу «независимых социалистов» и возглавлявшего


450 ПРИМЕЧАНИЯ

правое, реформистское крыло французского социалистического движения. Под видом требования «свободы критики» жоресисты выступали с ревизией основных положений марксизма, проповедовали классовое сотрудничество пролетариата с буржуазией. В 1902 году они образовали Французскую со­циалистическую партию, стоявшую на реформистских позициях. — 274.



112 «Рабочая партия политического освобождения России» — небольшая организация народнического
направления, возникла в Минске в 1899 году. Отдельные группы ее были в Екатеринославе, Житоми­
ре, Белостоке и некоторых других городах. Ее возглавляли X. А. Гальперин, Г. Гершуни, Л. М. Клячко
(Родионова), Ш. Ш. Русанов, М. Д. Сладкопевцев и др. Летом 1902 года члены этой организации во­
шли в партию эсеров. — 274.

113 «Всеобщий еврейский рабочий Союз в Литве, Польше и России» («Бунд») был организован в 1897 году
на учредительном съезде еврейских социал-демократических групп в Вильно; объединял преимущест­
венно полупролетарские элементы еврейских ремесленников западных областей России. На I съезде
РСДРП (1898) Бунд вошел в состав РСДРП «как автономная организация, самостоятельная лишь в во­
просах, касающихся специально еврейского пролетариата» («КПСС в резолюциях и решениях съездов,
конференций и пленумов ЦК», 7 изд., ч. I, 1954, стр. 14).

Бунд являлся носителем национализма и сепаратизма в рабочем движении России. После того, как II съезд РСДРП отверг требование Бунда признать его единственным представителем еврейского про­летариата, Бунд вышел из партии. В 1906 году, на основании решения IV («Объединительного») съез­да, Бунд вновь вошел в состав РСДРП.

Внутри РСДРП бундовцы постоянно поддерживали оппортунистическое крыло партии («экономи­стов», меньшевиков, ликвидаторов), вели борьбу против большевиков и большевизма. Программному требованию большевиков о праве наций на самоопределение Бунд противопоставлял требование куль­турно-национальной автономии. В годы столыпинской реакции Бунд занимал ликвидаторскую пози­цию, активно участвовал в создании Августовского антипартийного блока. Во время первой мировой войны (1914—1918) бундовцы стояли на позициях социал-шовинизма. В 1917 году Бунд поддерживал контрреволюционное Временное правительство, боролся на стороне врагов Великой Октябрьской со­циалистической революции. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны бундов­ское руководство сомкнулось с силами контрреволюции. Одновременно с этим среди рядовых членов Бунда наметился перелом в пользу сотрудничества с Советской




ПРИМЕЧАНИЯ 451

властью. В 1921 году Бунд самоликвидировался, часть его членов вошла в РКП(б) на общих основа­ниях. — 275.

114 «Свод законов Российской империи» — сборник действовавших в царской России законов. Был обна­
родован в 1833 году и вступил в силу в 1835 году; состоял из 15 томов, в 1892 году был издан 16-й
том. — 278.

115 Ленин имеет в виду прокламацию «Первое письмо к голодающим крестьянам», изданную «Группой
народовольцев» в 1892 году за подписью «Мужицкие доброхоты». Прокламация была написана Н. М.
Астыревым и напечатана нелегальной Лахтинской типографией, организованной народовольцами в
Петербурге. — 282.

116 Иудушкино стремление — по имени Иудушки Головлева — персонажа произведения М. Е. Салтыко­
ва-Щедрина «Господа Головлевы». В образе Иудушки писатель отобразил духовный и физический
распад исторически обреченного, отживающего класса помещиков-крепостников, паразитизм, хищни­
чество, ханжество, безграничное лицемерие и предательство. В. И. Ленин неоднократно использовал
этот образ для разоблачения характерных черт враждебных народу социальных групп. — 284.



117 Здесь речь идет о Петербургском комитете «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», нахо­
дившемся в то время в руках «экономистов».

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса», организованный Лениным осенью 1895 года, объединял около двадцати марксистских рабочих кружков Петербурга. Вся работа «Союза борьбы» была построена на принципах централизма и строгой дисциплины. Во главе «Союза борьбы» стояла Центральная группа, в которую входили В. И. Ленин, А. А. Ванеев, П. К. Запорожец, Г. М. Кржижа­новский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов, М. А. Сильвин, В. В. Старков и др. Непосредственное руко­водство было сосредоточено в руках пяти членов группы во главе с Лениным. Организация была раз­делена на районные группы. Передовые, сознательные рабочие (И. В. Бабушкин, В. А. Шелгунов и др.) связывали эти группы с фабриками и заводами. На заводах имелись организаторы по сбору ин­формации и распространению литературы; на крупных предприятиях были созданы рабочие кружки.

«Союз борьбы» впервые в России стал осуществлять соединение социализма с рабочим движени­ем, переход от пропаганды марксизма среди небольшого круга передовых рабочих в кружках к поли­тической агитации среди широких масс пролетариата. «Союз» руководил рабочим движением, соеди­няя борьбу рабочих за экономические требования


452 ПРИМЕЧАНИЯ

с политической борьбой против царизма. В ноябре 1895 года «Союз борьбы» организовал стачку на суконной фабрике Торнтона. Летом 1896 года под руководством «Союза» проходила знаменитая стач­ка петербургских текстильщиков, в которой приняло участие более 30 тысяч рабочих. «Союз борьбы» выпускал листовки и брошюры для рабочих. Редактором изданий «Союза борьбы» был В. И. Ленин, под руководством которого подготовлялось издание политической рабочей газеты «Рабочее Дело». «Союз борьбы» распространил свое влияние за пределы Петербурга. По его почину произошло объе­динение рабочих кружков в «Союзы борьбы» в Москве, Киеве, Екатеринославе и других городах и об­ластях России.

В декабре 1895 года царское правительство нанесло «Союзу борьбы» серьезный удар: в ночь с 8 на 9 (с 20 на 21) декабря 1895 года была арестована значительная часть деятелей «Союза» во главе с В. И. Лениным; захвачен был и подготовленный к набору первый номер газеты «Рабочее Дело».

Через несколько дней на первом после арестов собрании группы было принято решение назвать организацию петербургских социал-демократов «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса». В ответ на арест Ленина и других членов «Союза борьбы» оставшиеся на воле члены «Союза» выпус­тили листок на политическую тему, написанный рабочими.

В. И. Ленин, находясь в тюрьме, руководил «Союзом», помогал ему своими советами, пересылал на волю зашифрованные письма и листовки, написал брошюру «О стачках» (до сих пор не разыскана), «Проект и объяснение программы социал-демократической партии» (см. Сочинения, 5 изд., том 2, стр. 81—ПО).

Значение созданного Лениным петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» заключалось в том, что он, по выражению Ленина, представлял собою зачаток революционной партии, которая опирается на рабочее движение, руководит классовой борьбой пролетариата.

В феврале 1897 года, перед отправкой в ссылку, вышедшие из тюрьмы старые руководители «Сою­за» организовали совместное собрание «стариков» и «молодых», на котором обнаружились разногла­сия по основному вопросу — о задачах социал-демократии в России. «Старики» настаивали на упро­чении «Союза борьбы» как политической руководящей организации рабочего класса, «молодые» стояли на тред-юнионистских позициях, отстаивали создание рабочих стачечных касс и т. п. Длитель­ное отсутствие основателей «Союза борьбы», отбывавших ссылку в Сибири, и в первую очередь В. И. Ленина, облегчило «молодым» проведение их политики. Со второй половины 1898 года «Союз борь­бы» оказался в руках «экономистов», насаждавших через газету «Рабочая


ПРИМЕЧАНИЯ 453

Мысль» идеи тред-юнионизма, бернштейнианства на русской почве. — 285.

118 Группа «Освобождение труда» — первая русская марксистская группа, основанная Г. В. Плехановым в 1883 году в Женеве. Кроме Плеханова, в группу входили П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов.

Группа «Освобождение труда» проделала большую работу по пропаганде марксизма в России. Она переводила на русский язык, издавала за границей и распространяла в России труды К. Маркса и Ф. Энгельса: «Манифест Коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке» и другие, а также популяризировала марксизм в своих изданиях. Группа «Освобо­ждение труда» нанесла серьезный удар народничеству, являвшемуся главным идейным препятствием на пути распространения марксизма и развития социал-демократического движения в России. В рабо­тах «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885) и др. Г. В. Плеханов под­верг марксистской критике реакционные народнические теории о некапиталистическом пути развития России, отрицание передовой роли пролетариата в революционном движении, субъективно-идеалистический взгляд народников на роль личности в истории и т. д. Два проекта программы рус­ских социал-демократов (1883 и 1885 гг.), написанные Г. В. Плехановым и изданные группой «Осво­бождение труда», явились важным шагом в подготовке и создании социал-демократической партии в России. Особенно большое значение в распространении марксистских взглядов, в защите диалектиче­ского и исторического материализма имела книга Плеханова (Н. Бельтова) «К вопросу о развитии мо­нистического взгляда на историю» (1895), на которой «воспиталось целое поколение русских мар­ксистов» (Ленин). Группа издала и распространила в России 4 книги сборника «Социал-Демократ», а также серию популярных брошюр для рабочих.

Ф. Энгельс приветствовал возникновение группы «Освобождение труда», «которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXVII, 1935, стр. 461). Г. В. Плеханов и В. И. Засулич были связаны с Ф. Энгельсом личной дружбой и в течение многих лет вели с ним переписку. Группа «Освобождение труда» устано­вила связи с международным рабочим движением и, начиная с первого конгресса II Интернационала в 1889 году (Париж), за все время своего существования представляла российскую социал-демократию на всех его конгрессах. Но у группы «Освобождение труда» были и серьезные ошибки: переоценка роли либеральной буржуазии, недооценка революционности крестьянства как резерва пролетарской революции. Эти ошибка


454 ПРИМЕЧАНИЯ

явились зародышем будущих меньшевистских взглядов Плеханова и других членов группы. В. И. Ле­нин указывал, что группа «Освобождение труда» «лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению» (Сочинения, 4 изд., том 20, стр. 255). На втором съезде РСДРП в августе 1903 года группа «Освобождение труда» заявила о прекращении своего суще­ствования. — 285.

119 «Заграничная лига русской революционной социал-демократии» была основана по инициативе В. И.
Ленина в октябре 1901 года. В Лигу вошли заграничный отдел организации «Искры» и «Зари» и орга­
низация «Социал-демократ» (включавшая в себя группу «Освобождение труда»). Задача Лиги состоя­
ла в том; чтобы распространять идеи революционной социал-демократии и содействовать выработке
боевой социал-демократической организации. Фактически Лига являлась заграничным представите­
лем организации «Искры». Она сплачивала сторонников «Искры» из числа русских социал-
демократов за границей, материально поддерживала ее, организовывала доставку газеты в Россию и
издавала популярную марксистскую литературу. Лига издала несколько «Бюллетеней» и брошюр. II
съезд РСДРП утвердил Лигу в качестве единственной заграничной партийной организации, имеющей
уставные права комитета, и обязал ее работать под руководством и контролем ЦК РСДРП.

После II съезда в «Заграничной лиге» окопались меньшевики и повели борьбу против Ленина, про­тив большевиков. На втором съезде Лиги в октябре 1903 года они выступили с клеветой на большеви­ков, после чего Ленин и его сторонники ушли с заседания съезда. Меньшевики утвердили новый устав Лиги, направленный против устава партии, принятого на II съезде РСДРП. С этого времени Лига стала оплотом меньшевизма; существовала до 1905 года. — 287.

120 Военные поселения — специальная организация войск в России; были введены при Александре I. Ор­
ганизуя военные поселения, царское правительство рассчитывало сократить расходы на содержание
армии, иметь подготовленные резервы для военного времени и, в лице создаваемой изолированной от
народа военной касты, получить опору против растущего революционного движения. Главным на­
чальником военных поселений был назначен военный министр, крайний реакционер А. А. Аракчеев
(отсюда название — аракчеевские поселения).

Все крестьяне, живущие на территории, отводимой под военные поселения, превращались в по­жизненных солдат. Из военных поселенцев в возрасте от 18 до 45 лет («хозяев») комплектовались во­енные подразделения, остальные крестьяне, годные к военной службе, становились «помощни-


ПРИМЕЧАНИЯ 455

ками хозяев». Каждый хозяин — поселянин должен был кормить своим трудом трех солдат, располо­женных на постое в военных поселениях. Все поселенцы обязаны были носить военную форму, посто­янно проходить военное обучение. Их жизнь подчинялась суровому режиму и подвергалась строгой регламентации даже в семейных вопросах. Военная муштра и различные регламентированные воен­ные работы не оставляли времени для ведения хозяйства, которое все более и более разорялось.

Каторжные условия жизни и работы в военных поселениях вызывали неоднократные крупные вос­стания, которые подавлялись царскими войсками с неимоверной жестокостью. В 1857 году военные поселения были упразднены. — 291.

121 Первая глава настоящей работы Ленина была выпущена отделкной брошюрой в двух изданиях под
заголовком «Борьба с голодающими». Первое издание вышло в виде отдельного оттиска из № 2—3
«Зари»; второе издание было напечатано в нелегальной искровской типографии в Кишиневе тиражом
в три тысячи экземпляров. — 297.

122 Выражение «дойти до геркулесовых столбов (столпов)» означает дойти до крайнего предела, чрез­
мерного преувеличения. Геркулесовы столбы, по древнегреческой мифологии, были воздвигнуты Гер­
кулесом (Гераклом) и, по представлению древних греков, являлись краем мира, дальше которого не
было пути. — 299.

123 Имеется в виду Аркадий Павлыч Пеночкин — персонаж рассказа И. С. Тургенева «Бурмистр» (см.
Тургенев, И. С. Собрание сочинений, т. 1, М., 1953, стр. 203). — 301.

124 По-видимому, В. И. Ленин не имел под рукой экземпляров «Искры» и сослался на №№ 6 и 7 газеты
«Искра» по памяти. В действительности корреспонденция из Симферополя (о первомайской демонст­
рации) была напечатана в «Искре» № 7; из Курска («Отклики на мартовские события в Петербурге и о
брожении среди учащихся и крестьян») — в «Искре» № 8. — 305.

125 Помпадуры — обобщенный сатирический образ, созданный М. Е. Салтыковым-Щедриным в произве­
дении «Помпадуры и помпадурши», в котором великий русский писатель-сатирик заклеймил высшую
царскую администрацию, министров и губернаторов. Меткое определение Салтыкова-Щедрина проч­
но вошло в русский язык как обозначение административного произвола, самодурства. — 307.

126 Ленин цитирует произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (см. Н. Щедрин
(М. Е. Салтыков). Полное собрание сочинений, т. IX, 1934, стр. 427). — 307.


456 ПРИМЕЧАНИЯ

127 Ленин имеет в виду доклад Саратовской губернской земской управы, представленный экстренному
губернскому земскому собранию, открывшемуся 29 августа 1901 года. Содержание доклада было из­
ложено в газете «Саратовский Дневник» №. 187, 29 августа 1901 года. Приводимые Лениным выдерж­
ки из доклада представляют собой пересказ отдельных положений доклада. — 309.

128 «Приазовский Край» — ежедневная газета, выходила в Ростове-на-Дону с 1892 по 1916 год; являлась
продолжением газеты «Донское Поле», выходившей с 1889 по 1891 год. — 312.

129 тг ?-

Круговая порука — принудительная коллективная ответственность крестьян каждой сельской общины за своевременное и полное внесение всех денежных платежей и выполнение всякого рода повинностей в пользу государства и помещиков (подати, выкупные платежи, рекрутские наборы и др.). Эта форма закабаления крестьян, сохранившаяся и после отмены крепостного права в России, была отменена лишь в 1906 году. — 312.

130 Статейными списками назывались документы, составлявшиеся местными губернскими правлениями
и содержавшие подробные сведения об арестантах, ссылаемых в Сибирь. — 316.

131 В. И. Ленин имеет в виду книгу Николая —она (Н. Ф. Даниельсона) «Очерки нашего пореформенного
общественного хозяйства», вышедшую в 1893 году в Петербурге. — 323.

132 «Русские Ведомости» — газета; выходила в Москве с 1863 года, выражала взгляды умеренно-
либеральной интеллигенции. В 80—90-х годах в газете принимали участие писатели демократическо­
го лагеря (В. Г. Короленко, М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский и др.), печатались произведения
либеральных народников. С 1905 года газета являлась органом правого крыла партии кадетов. Ленин
указывал, что «Русские Ведомости» своеобразно сочетали «правый кадетизм с народническим нале­
том» (Сочинения, 4 изд., том 19, стр. 111).

В 1918 году «Русские Ведомости» были закрыты вместе с другими контрреволюционными газета­ми. — 324.

133 Судебная палата — учреждение царского суда, создайное после судебной реформы 1864 года; рас­
сматривала особые гражданские и уголовные дела, являлась апелляционной инстанцией по делам,
рассмотренным в окружных судах. Судебная палата учреждалась на несколько губерний. — 326.


ПРИМЕЧАНИЯ 457

134 Имеется в виду Акакий Акакиевич Баитачкин — герой повести Н. В. Гоголя «Шинель». — 327.

135 Человек в футляре — персонаж одноименного рассказа А. П. Чехова. В литературе употребляется для
характеристики закостенелых, далеких от жизни людей, боящихся всего нового. — 327.

136 Имеется в виду «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденное Алексан­
дром III 12 июня 1890 года. — 329.

137 Кит Китыч или Тит Титыч — персонаж из комедии А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье».
Собирательный образ необразованного, дикого, тупого самодура. — 330.

138 «Миссионерское Обозрение» — ежемесячный богословский журнал, издававшийся церковными кру­
гами; выходил с 1896 по 1898 год в Киеве, с 1899 по 1916 год в Петербурге. Редактор-издатель — В.
М. Скворцов. Журнал объединял наиболее реакционные круги духовенства, отличавшиеся мракобеси­
ем и находившиеся в тесном союзе с полицией, вел борьбу против сектантов. — 337.

139 «Орловский Вестник» — ежедневная общественно-политическая и литературная газета умеренно-
либерального направления, выходила в Орле с 1876 по 1918 год. — 338.

140 «Вера и Разум» — богословско-философский журнал, издававшийся с 1884 по 1916 год при харьков­
ской духовной семинарии; выходил два раза в месяц. Журнал занимал крайне реакционную позицию и
яростно выступал против демократического движения и прогрессивной мысли. — 340.

141 «Свободное слово» — издательство, печатавшее за границей (Англия, Швейцария) произведения Л. Н.
Толстого, запрещенные царской цензурой, и брошюры, направленные против преследования сектан­
тов царским правительством. Издательство выпускало с 1899 по 1901 год журнал «Свободная Мысль»,
а с 1901 по 1905 год журнал «Свободное Слово». — 340.

142 «Свобода» — журнал, издававшийся в Швейцарии в 1901— 1902 годах группой одноименного назва­
ния, возникшей в мае 1901 года и именовавшей себя «революционно-социалистической группой».
Вышло два номера журнала: № 1 в 1901 и № 2 в 1902 году. Группой «Свобода» были изданы также
«Канун революции. Непериодическое обозрение вопросов теории и тактики» № 1, газета-журнал «От­
клики» № 1, брошюра Л. Надеждина «Возрождение революционизма в России» и другие.

Группа «Свобода» не имела «ни прочных, серьезных идей, программы, тактики, организации, ни корней в массах»


458 ПРИМЕЧАНИЯ

(В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 20, стр. 332). В своих изданиях группа «Свобода» проповедовала идеи «экономизма» и терроризма, выступала с поддержкой антиискровских групп в России. Ленин на­зывал «Свободу» группой «экономистов террористского толка» (Сочинения, 4 изд., том 5, стр. 450). Группа прекратила свое существование в 1903 году. — 358.

143 «Южный Рабочий» — социал-демократическая газета, издавалась нелегально группой того же назва­
ния с января 1900 по апрель 1903 года. Вышло 12 номеров. Редакторами и сотрудниками «Южного
Рабочего» в разное время являлись И. X. Лалаянц, А. Виленский («Илья»), О. А. Коган (Ерманский), Б.
С. Цейтлин (Батурский), Е. Я. и Е. С. Левины, В. Н. Розанов и другие. Типография газеты постоянно
меняла свое местопребывание и перебывала в Екатеринославе, Смоленске, Кишиневе, Николаеве и
других городах.

Группа «Южный Рабочий» выступала против «экономизма», терроризма, отстаивала необходи­мость развертывания массового революционного движения и вела большую революционную работу на юге России. В августе 1902 года группа «Южный Рабочий» вела переговоры с «Искрой» о совмест­ной работе, результатом которых явилось заявление о солидарности с «Искрой», напечатанное в газете «Искра» № 27, 1 ноября 1902 года и в «Южном Рабочем» № 10, декабрь 1902 года. В то же время она не разделяла до конца искровского организационного плана построения партии на основе принципов демократического централизма и, как указывал Ленин, принадлежала к числу тех организаций, кото­рые «признавая «Искру» руководящим органом на словах, на деле преследовали свои особые планы и отличались неустойчивостью в принципиальном отношении» (Сочинения, 4 изд., том 7, стр. 193).

II съезд РСДРП, отметив «плодотворную литературную и организационную деятельность группы «Южный Рабочий» на пользу объединения и восстановления партии», постановил прекратить издание «Южного Рабочего» и распустить издававшую его группу, как и все отдельные самостоятельные со­циал-демократические группы и организации. — 360.

144 В. И. Ленин дает в собственном переводе цитату из письма Ф. Лассаля к К. Марксу от 24 июня 1852
года. Часть этой цитаты В. И. Ленин использовал в качестве эпиграфа к своей работе «Что делать?».

— 367.

145 Двадцатипятилетие революционной деятельности Г. В. Плеханова отмечалось русскими социал-
демократами 6 (19) декабря 1901 года в Женеве вместе с двадцатипятилетием демонстрации у Казан­
ского собора в Петербурге. Эта демонстрация была организована рабочими и студентами 6 де-


ПРИМЕЧАНИЯ 459

кабря 1876 года в знак протеста против произвола самодержавия. На демонстрации Г. В. Плеханов произнес революционную речь. Демонстрация была разогнана полицией и войсками, многие ее участ­ники были арестованы и приговорены к тюрьме, ссылке и каторжным работам. Г. В. Плеханов вынуж­ден был эмигрировать за границу.

Торжественные собрания, посвященные двадцатипятилетнему юбилею революционной деятельно­сти Г. В. Плеханова, состоялись в Женеве, Берне, Париже, Цюрихе и других городах, где проживали в эмиграции русские социал-демократы. — 368.

146 С лозунгом «Земля и воля» в то время выступала нелегальная организация одноименного названия,
основанная в России народниками в 1876 году. Видными деятелями «Земли и воли» являлись А. Д.
Михайлов, Г. В. Плеханов, О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, С. М. Кравчинский (Степняк), С. Л.
Перовская, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и другие.

Считая крестьянство основной революционной силой в России, землевольцы пытались поднять крестьян на восстание против царизма. Они вели революционную работу в ряде губерний России: Тамбовской, Воронежской и др. В 1879 году внутри «Земли и воли» образовалась фракция террори­стов, считавшая террор главным средством борьбы с царизмом. На съезде, происходившем в Вороне­же в том же году, «Земля и воля» распалась на две организации: «Народная воля» и «Черный пере­дел». — 369.

147 Речь идет о I Интернационале («Международном Товариществе Рабочих») — первой международной
организации пролетариата, основанной 28 сентября 1864 года на международном рабочем собрании в
Лондоне, созванном английскими и французскими рабочими. Создание I Интернационала — результат
упорной многолетней борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса за революционную партию рабочего класса. К.
Маркс был организатором и руководителем I Интернационала, автором его «Учредительного манифе­
ста», Устава и других программных и тактических документов. Как отмечал В. И. Ленин, I Интерна­
ционал «заложил фундамент международной организации рабочих для подготовки их революционно­
го натиска на капитал», «заложил фундамент пролетарской, международной борьбы за социализм»
(Сочинения, 4 изд., том 29, стр. 280, 281).

Центральным руководящим органом I Интернационала был Генеральный совет Международного Товарищества Рабочих, бессменным членом которого являлся К. Маркс. Преодолевая мелкобуржуаз­ные влияния и сектантские тенденции, преобладавшие тогда в рабочем движении (тред-юнионизм в Англии, прудонизм и анархизм в романских странах, лассальянство в Германии), Маркс сплачивал


460 ПРИМЕЧАНИЯ

вокруг принципов научного социализма передовых рабочих Европы и Америки. I Интернационал ру­ководил экономической и политической борьбой рабочих различных стран и укреплял их междуна­родную солидарность. Огромна роль I Интернационала в деле распространения марксизма, в соедине­нии социализма с рабочим движением.

После поражения Парижской коммуны перед рабочим классом встала задача создания массовых национальных партий на основе принципов, выдвинутых I Интернационалом. «Принимая во внимание положение дел в Европе, — писал в 1873 году К. Маркс, — я считаю безусловно полезным временно отодвинуть на задний план формальную организацию Интернационала» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из­бранные письма, 1953, стр. 288). В 1876 году на Филадельфийской конференции I Интернационал был официально распущен. — 377.

148 Бакунизм — течение, названное по имени М. А. Бакунина, идеолога анархизма и ярого врага марксиз­ма и научного социализма. Бакунисты вели упорную борьбу против марксистской теории и тактики рабочего движения. Основным положением бакунизма является отрицание всякого государства, в том числе и диктатуры пролетариата, непонимание всемирно-исторической роли пролетариата. Бакунин выдвинул идею «уравнения» классов, объединения «свободных ассоциаций» снизу. Тайное революци­онное общество, составленное из «выдающихся» личностей, должно было, по мнению бакунистов, ру­ководить народными бунтами, которые совершаются немедленно. Так, бакунисты полагали, что в Рос­сии крестьянство готово немедленно подняться на восстание. Их тактика заговорщичества, немедлен­ных бунтов и терроризма была авантюристична и враждебна марксистскому учению о восстании. Ба­кунизм близок прудонизму — мелкобуржуазному течению, отражавшему идеологию мелкого разо­рившегося собственника. Одним из представителей бакунистов в России был С. Г. Нечаев, который поддерживал тесную связь с Бакуниным, жившим за границей. Программа заговорщического общест­ва была ими изложена в «Революционном катехизисе». В 1869 году Нечаев пытался создать в России узкую заговорщическую организацию «Народная расправа». Однако ему удалось организовать лишь ряд кружков в Москве. «Народная расправа» была вскоре обнаружена и в декабре 1869 года разгром­лена царским правительством. Теория и тактика бакунистов была резко осуждена К. Марксом и Ф. Энгельсом. В. И. Ленин характеризовал бакунизм как миросозерцание «отчаявшегося в своем спасе­нии мелкого буржуа» (Сочинения, 4 изд., том 18, стр. 11). Бакунизм явился одним из идейных источ­ников народничества. О Бакунине и бакунистах см. работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Альянс социа­листической демо-


Просмотров 269

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!