Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






X КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ НОВЫЙ ЗАКОН? 1 часть



Мы познакомились теперь во всех подробностях с новым законом. Остается рас­смотреть еще, какое значение для рабочих и для рабочего движения в России имеет этот закон.

Значение нового фабричного закона состоит в том, что он, с одной стороны, является вынужденной уступкой правительства, что он отвоеван у полицейского правительства соединенными и сознательными рабочими. Издание этого закона показывает успех ра­бочего движения в России, показывает, какую громадную силу заключает в себе созна­тельное и стойкое требование рабочих масс. Никакие преследования, ни массовые аре­сты и высылки, ни грандиозные политические процессы, ни затравливания рабочих — ничто не помогло. Правительство пустило в ход все свои средства и силы. Оно обру­шилось на петербургских рабочих всей тяжестью той громадной власти, которую оно имеет. Оно преследовало и травило рабочих без всякого суда с невиданной жестоко­стью, стараясь во что бы то ни стало выбить из рабочих дух протеста, борьбы, стараясь подавить начинающееся социалистическое движение рабочих против фабрикантов и против правительства. Ничто не помогло, и правительству пришлось убедиться, что никакие преследования отдельных рабочих не искоренят рабочего движения и что при­ходится идти на уступки. Неограниченное правительство, кото-


НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 301

рое считается всемогущим и независимым от народа, должно было уступить требова­ниям нескольких десятков тысяч петербургских рабочих. Мы видели, как незначитель­ны, как двусмысленны эти уступки. Но ведь это только первый шаг. Рабочее движение давно уже вышло за пределы С.-Петербурга; оно развивается все шире, охватывая все глубже массы промышленных рабочих во всей стране, и когда все эти массы, руково­димые одной партией социалистов, предъявят сообща свои требования, — тогда уже правительство не отделается такой ничтожной уступкой!

С другой стороны, значение нового закона состоит в том, что он необходимо и неиз­бежно дает новый толчок русскому рабочему движению. Мы видели, как закон поста­рался везде оставить лазейки фабрикантам, постарался оставить в неопределенности самые важные вопросы. Борьба между фабрикантами и рабочими из-за применения этого закона возникнет повсюду; эта борьба охватит гораздо более широкий район, ибо закон распространяется на всю Россию. И рабочие сумеют вести эту борьбу сознатель­но и твердо, сумеют настаивать на своих требованиях, сумеют обходить те ловушки, которые расставляют им наши полицейские законы против стачек. Введение новых фабричных порядков, изменение в громадном большинстве фабрик по всей России обычного, урочного дня принесет громадную пользу: оно встряхнет самые отсталые слои рабочих; оно пробудит везде самый живой интерес к вопросам и правилам фаб­ричного быта; оно послужит прекрасным, удобным, законным поводом для рабочих предъявлять свои требования, отстаивать свое понимание закона, отстаивать старые обычаи, когда они выгоднее для рабочих (напр., отстаивать обычные праздники, от­стаивать окончание работ по субботам не за 17г часа, а за 2 и более), добиваться более выгодных условий при новых соглашениях о сверхурочных работах, добиваться более высокой платы, чтобы сокращение рабочего дня принесло действительную пользу ра­бочим без всякого ущерба для них.




302__________________________ В. И. ЛЕНИН

ПРИЛОЖЕНИЕ

Книжка о новом фабричном законе (закон 2-го июня 1897 г.) была уже написана, ко­гда были опубликованы в начале октября правила о применении этого закона, утвер­жденные министерством финансов по соглашению с министерством внутренних дел 20 сентября 1897 года. О том, какое громадное значение должны иметь для всего закона эти правила, мы уже говорили раньше. На этот раз министерство поторопилось издать правила до введения нового закона, потому что в правилах (как сейчас увидим) указаны те случаи, когда дозволяется отступить от требований нового закона, т. е. дозволяется фабрикантам «вести работы» сверх определенного в законе времени. Не будь эти пра­вила настоятельно необходимы для фабрикантов, — рабочим, конечно, долго еще при­шлось бы ждать их издания. Вскоре после «правил» опубликована также «инструкция чинам фабричной инспекции» по применению закона 2 июня 1897 г. под видом того, чтобы разъяснить только фабричным инспекторам способ применения закона; эта ин­струкция узаконяет полный произвол чиновников и направлена целиком против рабо­чих, дозволяя фабрикантам всячески обходить закон. Императорское правительство очень любит писать хорошие слова в законах, а затем позволять обходить эти законы, заменяя их инструкциями. При подробном разборе правил мы увидим, что именно та­кова новая инструкция. Также отметим, что «инструкция» эта в значительной части слово в слово списана с той статьи «Вестника Финансов»,




НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 303

на которую мы не раз указывали в книжке о новом законе . Напр., мы указали там, как «Вестник Финансов» подсказал одну кляузу фабрикантам: именно, «Вестник Финан­сов» разъяснил, что новый закон не применим к тем случаям, когда в договоре рабочего с фабрикантом не сказано ничего о рабочем времени, так как рабочий, дескать, являет­ся в этом случае «не нанимаемым рабочим, а лицом, принимающим заказ». Это кляуз­ное разъяснение повторяет буквально «инструкция». Правила состоят из 22 статей, из которых, однако, многие просто повторяют целиком статьи закона 2 июня 1897 г. Заме­тим, что правила эти относятся только к фабрикантам, «состоящим в ведении мини­стерства финансов»; ни к горным заводам, ни к железнодорожным мастерским, ни к казенным заводам они не относятся. Правила эти надо строго отличать от самого зако­на: правила изданы только в развитие закона, и министры, издавшие их, могут допол­нить их, изменить, издать новые. Правила говорят о следующих пяти вопросах: 1) о пе­рерывах; 2) о воскресном и праздничном отдыхе; 3) об отступлениях от нового закона; 4) о сменах и 5) о сверхурочной работе. Рассмотрим подробно правила по каждому во­просу, а в связи с ними укажем, как советует министерство финансов в своей инструк­ции применять эти правила.



II

О перерывах постановлены такие правила: во-1-х, что перерывы не входят в число рабочих часов, что рабочий свободен на время перерыва; перерывы должны быть ука­заны в правилах внутреннего распорядка; во-2-х, что перерыв должен быть обязательно установлен только в том случае, когда рабочее время более 10 ч. в сутки и что перерыв должен быть не менее одного часа. Это правило нисколько не улучшает положения ра­бочих. Скорее напротив. Часовой перерыв крайне мал: на большинстве фабрик уста­новлен 1V2 час. перерыв на обед и иногда еще полчаса перерыва на

См. настоящий том, стр. 272. Ред.


304__________________________ В. И. ЛЕНИН

завтрак. Министры постарались взять самый меньший срок! В час рабочему сплошь да рядом не успеть даже сходить домой пообедать.

Разумеется, рабочие не дозволят установить такого короткого перерыва и будут тре­бовать большего. Другая оговорка насчет обязательности перерыва тоже грозит при­теснить рабочих: перерыв обязателен по правилам министров только тогда, когда ра­бочий день более 10-ти часов! Значит, когда рабочий день 10 часов, то фабрикант впра­ве не давать перерыва рабочим! Опять-таки придется уже самим рабочим позаботиться о том, чтобы фабриканты не могли и не смели пользоваться подобным правом. Рабочие могут не соглашаться на такие правила (когда они вводятся в правила внутреннего рас­порядка) и требовать перерыва чаще. Министрам показалось мало даже этих прижи­мок. В «примечании» к этому правилу сказано еще, что «в случаях значительных пре­пятствий допускаются отступления от этого требования», т. е. допускается, чтобы гг. фабриканты вовсе не давали рабочим перерыва! Министры-то это допускают, но рабо­чие вряд ли допустят. Кроме того, министры допускают отступления еще тогда, когда требование перерыва будет признано обременительным для рабочих. О, заботливые гг. министры! О том, что рабочим «обременительно» будет перерывать работы, наши ми­нистры подумали, а о том, что рабочим «обременительно» в час успеть пообедать или что еще более «обременительно» работать по 10 часов без перерыва, — об этом гг. ми­нистры не заикнулись! Третье правило насчет перерыва требует, чтобы рабочему была предоставлена возможность принятия пищи не реже, как через каждые 6 часов. Но пе­рерывов через каждые 6 часов правила не требуют; какой же смысл такого правила? Как же может рабочий принимать пищу без перерыва? Гг. министры на этот счет не затруднились. Если нет перерыва (говорится в правилах), то рабочему «должна быть предоставлена возможность принятия пищи в течение рабочего времени, причем в пра­вилах внутреннего распорядка должно быть обозначено место приема пищи». Все это правило —


НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 305

такая глупость, что можно только развести руками! Одно из двух: или это «место прие­ма пищи» будет обозначено не там, где рабочий работает; тогда неизбежен перерыв. Или это место будет обозначено там же, где рабочий работает; тогда какой смысл в надобности обозначения места? Перерывать работу рабочий не вправе, — как же может он, не перерывая работы, принимать пищу? Гг. министры смотрят на рабочего, как на машину: машину можно ведь на ходу покормить маслом, так отчего же (думают наши «заботливые» прихвостни капитала, министры) нельзя и рабочему напихать в себя пи­щу во время работы? Рабочим остается одна надежда, что такое глупое правило только в русских чиновничьих канцеляриях и могли выдумать, а на деле оно применяться не будет. Рабочие будут требовать, чтобы «местом для принятия пищи» обозначено было не то место, где они работают: рабочие будут требовать перерыва через каждые 6 часов. Вот и все правила о перерывах. Министры развили закон так, что он может толь­ко ухудшить положение рабочих, если рабочие сами себя не отстоят и не настоят со­обща на своих, а не на министерских правилах.

III

О воскресных и праздничных отдыхах постановлено только одно небольшое прави­ло, именно, что в воскресные и праздничные дни рабочие должны быть свободны от работы в продолжение не менее 24-х часов сряду. Это — самое меньшее, что можно было постановить «в развитие» закона о воскресном и праздничном отдыхе. Меньше нельзя было назначить. А о том, чтобы назначить рабочим побольше (напр., 36 часов, как принято в некоторых других странах), министры и не подумали. Насчет нехристиан ничего в правилах не сказано.

IV

Насчет отступлений от закона постановлено много правил, очень много и очень под­робных. Напомним рабочим, что закон предоставил министрам допускать в правилах отступления от закона, увеличивая требования


306__________________________ В. И. ЛЕНИН

закона (т. е. требуя от фабрикантов большего для рабочих) и уменьшая требования за­кона (т. е. требуя от фабрикантов меньшего для рабочих). Посмотрим, как поступили министры. Первое правило. Отступления от закона допускаются тогда, когда «рабочие заняты работами непрерывными, т. е. такими, которые не могут быть прерываемы в произвольное время без порчи приборов, материалов или изделий». В этих случаях можно гг. фабрикантам «вести работы» и свыше определенного в законе времени. Пра­вило требует только в этом случае, во-1-х, чтобы число рабочих часов в течение двух последовательных суток не превосходило для рабочего 24-х часов (а при ломке смен — тридцати часов). Почему сказано: 24 часа в двое суток, а не 12 часов в сутки, — мы увидим в параграфе о сменах. Во-2-х, правило требует, чтобы при непрерывной работе каждый рабочий был освобожден от работы в месяц на четверо суток, если рабочий день его больше 8-ми часов. Значит, для рабочих в непрерывных производствах число дней отдыха сильно уменьшено: 4 в месяц, в год 48, тогда как далее закон (при всем урезывании праздников) оставил 66 обязательных праздников в году. Какое разумное основание имели министры для того, чтобы уменьшить это число праздников? Ровно никакого; непрерывность все равно нарушается и при 4-х праздниках в месяц, т. е. фабриканты все равно должны нанимать других рабочих на время праздников (если производство действительно непрерывно, т. е. его нельзя остановить). Значит, гг. ми­нистры урезали еще рабочие праздники ради того только, чтобы поменьше «стеснить» фабрикантов, чтобы уменьшить случаи найма других рабочих! Мало того, «инструк­ция» разрешает даже фабричным инспекторам утверждать и такие правила внутреннего распорядка, в которых назначается еще меньший отдых рабочим! Фабричный инспек­тор должен только донести об этом департаменту торговли и промышленности. Это самый наглядный пример, показывающий, почему наше правительство любит ничего не говорящие законы и подробные правила и инструкции: чтобы переделать неприят­ное правило, достаточно попросить об этом


НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 307

в департаменте... безгрешных доходов! ! Точно так же фабричный инспектор может (со­гласно инструкции!) разрешить отнесение к непрерывным и таких работ, которые не указаны в списке, приложенном к инструкции: достаточно донести департаменту... Примечание к этому правилу говорит, что непрерывные работы должны быть особо обозначены в правилах внутреннего распорядка. «Отступления от этого закона допус­каются лишь постольку, поскольку это действительно необходимо» (так говорит пра­вило министров). А кому следить за тем, действительно ли необходимо или нет? Кро­ме рабочих некому: они должны не дозволять вносить в правила внутреннего распо­рядка оговорки насчет непрерывных работ без действительной надобности. Второе правило. Отступления от закона допускаются тогда, когда рабочие заняты работами вспомогательными при различных производствах (текущий ремонт, уход за котлами, двигателями и приводами, отопление, освещение, водоснабжение, сторожевая и пожар­ная служба и т. п.). Отступления эти тоже должны быть особо обозначены в правилах внутреннего распорядка. Насчет дней отдыха для этих рабочих правила не говорят ни слова. Рабочим опять-таки остается самим понаблюсти за тем, чтобы иметь отдых, т. е. не соглашаться на такие правила внутреннего распорядка, в которых не назначены дни отдыха для таких рабочих. Третье правило. Отступления от правил о рабочем дне и о воскресном и праздничном отдыхе и от правил внутреннего распорядка допускаются еще в двух случаях: во-1-х, в случаях внезапной порчи механизмов, орудий и т. п., вы­звавшей прекращение работ всей фабрики или отдела ее. Необходимый ремонт в этих случаях допускается производить вне правил. Во-2-х, вне правил разрешается произво­дить «временные работы в каком-либо отделе заведения в тех случаях, когда, вследст­вие пожара, поломки и т. п. непредвиденных обстоятельств, работы того или иного от­дела заведения были на некоторое время сокращены или совсем приостановлены и ко­гда то необходимо для полного хода других отделов заведения». (В этом случае фабри­кант должен в тот же день известить


308__________________________ В. И. ЛЕНИН

фабричного инспектора, который и разрешает такие работы.) Это последнее правило показывает громадную «заботливость» министров о том, чтобы фабриканты не израс­ходовали лишнего рубля. В одном отделе фабрики был пожар. Работа остановилась. Сделав исправления, фабрикант хочет наверстать потерянное время. Поэтому министр разрешает ему выжимать из рабочих сколько угодно лишнего труда, заставляя их рабо­тать хоть по 18 часов в сутки. Да при чем же тут рабочие? Когда фабрикант получает лишнюю прибыль, разве он делится с рабочими? разве он сокращает тогда рабочий день? С какой же стати рабочим удлинять рабочий день, когда фабрикант терпит убы­ток? Ведь это значит: прибыль себе беру, а убыток на рабочих валю. Если нужно навер­стать потерянное, почему же не нанять других рабочих? Удивительно, как «заботливы» русские министры о кармане гг. фабрикантов! Четвертое правило. Отступления от но­вого закона могут быть и «в других особо важных, исключительных случаях». (Какие это еще случаи? Да столько уже перечислено особо важных, исключительных случаев, что, кажется, других не осталось?) Такие отступления на каждый случай отдельно раз­решают министры финансов и внутренних дел. Значит, попросит фабрикант, — разре­шат, министры — и ладно. Рабочих и не спрашивают: статочное ли это дело, чтобы «господа» стали спрашивать мнение черного народа! Подлый народ должен работать на капиталистов, а не рассуждать о том, «исключительный» ли случай заставил фабри­канта попрошайничать или самая обыкновенная страсть к наживе. Таковы правила ми­нистров об отступлениях от нового закона. Как видим, все эти правила говорят о том, как и когда можно не исполнять закона, можно уменьшить то, что требует закон от фабрикантов для рабочих. О том, чтобы увеличить требования закона от фабрикантов в пользу рабочих, министры не говорят ни единого словечка. Пусть вспомнят рабочие, что было сказано в книжке о новом фабричном законе по вопросу о том, для чего закон предоставляет такие большие права министрам!


НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 309

Насчет смен постановлено только одно небольшое правило, которое позволяет при 18-часовой работе в две смены увеличивать число рабочих часов в сутки до 12-ти, с тем, чтобы в среднем, по расчету за две недели, рабочее время для каждого рабочего не превосходило 9 часов в сутки. Это правило опять-таки, след., дозволяет увеличивать рабочий день. Сколько уже правил об увеличении рабочего дня, об уменьшении не было ни одного — и не будет! По этому правилу можно заставить рабочих работать целую неделю по 12 часов в сутки, и «инструкция» опять-таки добавляет, что фабричные ин­спектора могут разрешать и другие отступления от закона, донося директору... Затем к сменам же относится вышеприведенное правило, определяющее рабочее время непре­рывной работы в 24 часа в двое суток. Инструкция поясняет, почему сказано 24 часа в двое суток, а не 12 часов в сутки. Это сказано для того, чтобы оставить неизменным принятый на некоторых фабриках безобразный порядок непрерывной работы 2-х смен через 8 часов: при таких сменах рабочий работает один день 16 часов, другой день 8 часов, не имея никогда ни правильного отдыха, ни правильного сна. Безобразнее этих смен трудно себе что-либо представить; но министры не только не сделали ничего для ограничения этих безобразий, но даже имели наглость сказать в «инструкции», что по­добные смены при многих условиях удобнее для рабочих! ! Вот как заботятся министры об удобстве рабочих!

VI

О сверхурочных работах в правилах даны, на первый взгляд, наиболее точные опре­деления. Ограничения сверхурочной работы — самое главное не только в министер­ских правилах, но и во всем новом законе. Мы уже говорили выше о полной неопреде­ленности самого закона по этому вопросу, о первоначальном намерении министерства финансов оставить сверхурочные работы


310__________________________ В. И. ЛЕНИН

без всяких добавочных правил. Теперь оказалось, что министры все-таки ограничили сверхурочные работы, ограничили именно так, как предполагала это сделать комиссия, составлявшая новый закон, т. е. 120-ю часами в год. Но зато министр финансов в «ин­струкции» повторил в назидание фабричным инспекторам все те уловки и кляузы про­тив рабочих, которые мы привели в книге о новом законе из «Вестника Финансов»: «инструкция», повторяем, списана с «Вестника Финансов».

Первое правило относится к тому положению нового закона, по которому фабрикант может вносить в договор с рабочим условие о сверхурочных работах, необходимых по техническим условиям производства. Мы уже говорили о неопределенности этого. А между тем эта статья закона имеет громадную важность: если условие о сверхурочных работах внесено в правила внутреннего распорядка, то сверхурочные работы обяза­тельны для рабочего, и весь закон при этом остается без применения. Теперь в мини­стерских правилах это выражение поясняется так: «необходимыми по техническим ус­ловиям производства» можно считать только такие работы, которые вызываются «ис­ключительно случайными и притом зависящими от свойств самого производства от­клонениями от нормального его хода». Значит, напр., такие отклонения, которые вызы­ваются усиленными заказами, сюда не относятся (так как они от свойств производства не зависят). Отклонения, вызванные пожаром, поломкой и т. п., тоже сюда не относят­ся, так как они тоже не зависят от свойств самого производства. По здравому смыслу надо бы понимать правило именно так. Но тут на помощь фабрикантам приходит «ин­струкция». «Инструкция» так блестяще развивает те случаи, когда сверхурочные рабо­ты можно делать обязательными для рабочих, внося их в условия найма, т. е. в правила внутреннего распорядка, — что к этим случаям можно отнести буквально что угодно. В самом деле, пусть вспомнят рабочие, как развивала закон статья в «Вестнике Финан­сов», и теперь сличат с ней «инструкцию». Сначала «инструкция» говорит о работах,


НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 311

«необходимых по техническим условиям производства», — затем она незаметно под­ставляет другое выражение: «работы безусловно необходимые» (вот как! а кто судит о необходимости?), — а еще дальше инструкция приводит и примерчики «безусловной необходимости»: оказывается, что сюда подходят и те случаи, когда фабриканту «не­возможно или затруднительно (старый знакомый!) увеличить число рабочих», когда работа идет очень спешно и срочно (напр., при сезонных работах); когда требуется вы­пускать газету из типографии ежедневно; когда работы нельзя было предвидеть заранее и т. д. Одним словом, чего хочешь, того просишь. Бесстыдные прихвостни капитали­стов, заседающие в министерстве финансов, так развили закон, что фабрикант вправе вносить в правила внутреннего распорядка требование каких угодно сверхурочных ра­бот. А раз такое требование внесено в правила внутреннего распорядка, то весь но­вый закон идет к черту, и все остается по-старому. Рабочие должны не допускать внесения этих требований в правила внутреннего распорядка, иначе их положение не только не улучшится, но даже ухудшится. Рабочие могут видеть на этом примере, как фабриканты и чиновники сговариваются о том, как им опять закабалить рабочих на за­конном основании. «Инструкция» ясно показывает этот сговор, это прислужничество министерства финансов интересам капиталистов.

Второе правило о сверхурочных работах постановляет, что число сверхурочных ра­бот на каждого рабочего не должно превышать 120 часов в год, причем в это число не включаются, во-1-х, те сверхурочные работы, которые условлены в договоре как обяза­тельные для рабочего «по техническим условиям производства», а мы сейчас видели, что под это выражение министры разрешили подводить какие угодно случаи, не имею­щие ничего общего с «техническими условиями производства»; во-2-х, не включаются те сверхурочные работы, которые происходят по случаю пожара или поломки и проч. или по случаю бывшей в каком-нибудь отделении остановки для наверстания потерян­ного.


312__________________________ В. И. ЛЕНИН

Взятые вместе, все эти правила о сверхурочной работе удивительно напоминают из­вестную басню о том, как лев делил «поровну» добычу между своими товарищами по охоте: первую часть он берет себе по праву; вторую часть за то, что он царь зверей; третью — за то, что он всех сильнее; а к четвертой — кто лапу протянет, тот с места жив не встанет108. Вот совершенно так и у нас будут теперь рассуждать фабриканты по поводу сверхурочных работ. Во-1-х, они «по праву» будут выжимать из рабочих сверх­урочную работу, «необходимую по техническим условиям производства», т. е. какую угодно работу, лишь бы занести ее в правила внутреннего распорядка. Во-2-х, они бу­дут выжимать из рабочих работу в «особых случаях», т. е. когда они хотят свалить на рабочих свои убытки. В-З-х, они будут выжимать с них еще 120 часов в год на том ос­новании, что они богаты, а рабочие — нищие. В-4-х, в «исключительных случаях» они получат особые льготы у министров. Ну, а затем, что после всего этого останется из 24 часов в сутки, — тем рабочие могут «свободно» пользоваться, памятуя крепко, что справедливое правительство отнюдь не «лишает их права» работать и по 24 часа в су­тки... Чтобы это выжимание из рабочих сверхурочной работы шло по закону, — для этого постановлено, чтобы фабриканты завели особые книги обо всех этих видах сверх­урочной работы. В одну книгу будут записывать то, что они дерут с рабочих «по пра­ву»; в другую книгу то, что дерут в «особых случаях»; в третью — то, что дерут по «особому соглашению» (не более 120 часов в год); в четвертую — то, что дерут в «ис­ключительных случаях». Вместо улучшения положения рабочих получится одна воло­кита и канцелярская переписка (как это и всегда бывает в результате всех реформ неог­раниченного русского правительства). Фабричные урядники будут приезжать на фаб­рики и «надзирать»... за этими книгами (в которых сам черт ногу сломит), а в свободное от этого полезного занятия время будут доносить директору департамента торговли и мануфактур о новых подачках фабрикантам, а департаменту полиции о стачках рабо­чих. И ловкие же люди, эти торгаши, в компании


НОВЫЙ ФАБРИЧНЫЙ ЗАКОН__________________________ 313

с башибузуками, которые составляют наше правительство! За сходную цену они теперь наймут еще заграничного представителя, который будет свистать на всех перекрестках перед «Европой», что вот, дескать, какие есть у нас заботливые о рабочих законы.

VII

Бросим, в заключение, общий взгляд на министерские правила. Вспомним, какие правила предоставил новый закон гг. министрам? Правила трех разрядов: 1) правила в разъяснение закона; 2) правила, увеличивающие или уменьшающие требования нового закона от фабрикантов; 3) правила об особо вредных для рабочих производствах. Как же воспользовались министры предоставленным им законом правом?

По первому разряду они ограничились самым необходимым, самым меньшим, без чего нельзя было уж обойтись. Сверхурочную работу они допустили в очень большом и растяжимом объеме, — 120 часов в год, введя при этом посредством инструкций та­кую уйму исключений, что они уничтожают всякое значение правил. Перерывы для ра­бочих они постарались урезать, смены со всеми их безобразиями оставили по-старому, если не ухудшили.

По второму разряду правил министры сделали все, чтобы уменьшить требования но­вого закона от фабрикантов, т. е. все сделали для фабрикантов кровно ничего не сдела­ли для рабочих: в правилах нет ни одного увеличения требований нового закона от фаб­рикантов в пользу рабочих.

По третьему разряду правил (т. е. в пользу рабочих, вынужденных работать в самых вредных производствах) министры не сделали ровно ничего, не обмолвились об этом ни единым словом. Только в инструкции помянуто, что фабричные инспектора могут доносить в департамент об особо вредных производствах! «Доносить»-то фабричные инспектора и раньше могли о чем угодно. Только по какой-то непонятной причине фабричные урядники до сих пор «доносили» о рабочих стачках,


314__________________________ В. И. ЛЕНИН

о способах травли, а не о защите рабочих в особенно вредных производствах.

Рабочие сами могут видеть отсюда, чего им ждать от чиновников полицейского пра­вительства. Для того, чтобы добиться 8-часового рабочего дня и полного запрещения сверхурочных работ, русским рабочим предстоит еще много упорной борьбы.



Обложка сборника статей В. И. Ленина «Экономические этюды и статьи»

Уменьшено




КУСТАРНАЯ ПЕРЕПИСЬ 1894/95 ГОДА В ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИИ

И ОБЩИЕ ВОПРОСЫ «КУСТАРНОЙ» ПРОМЫШЛЕННОСТИ



 


Написано в ссылке в августе сентябре, не позднее 7 (19), 1897 г.

Впервые напечатано в 1898 г.

в сборнике: Владимир Ильин.

«Экономические этюды и статьи».

СПБ.


Печатается по тексту сборника «Экономические этюды и статьи»,

сверенному с текстом сборника: Вл. Ильин. «Аграрный вопрос», 1908


СТАТЬЯ ПЕРВАЯ

(I. Общие данные. — П. «Кустарь» и наемный труд. — III. «Общинно-трудовая преемственность»)

Пермские ученые общества предприняли, при участии земства, обширный труд к выставке 1896 года в Нижнем Новгороде, носящий общее заглавие: «Обзор Пермского края». Материалов собрано более чем на 200 листов; все издание должно составить во­семь томов. К выставке его, как водится, не успели закончить, и пока издан только пер­вый том, содержащий очерк кустарной промышленности губернии . «Очерк» представ­ляет выдающийся интерес по новизне, богатству и полноте положенного в его основа­ние материала. Материал собран был специальной кустарной переписью, произведен­ной на земские средства в 1894/95 году, причем перепись была подворная, опрашивался каждый домохозяин в отдельности. Сведения собирались земскими начальниками. Программа подворного исследования была очень обширная, обнимая и личный состав семей кустарей-хозяев, и наемный труд, употребляемый кустарями, и сельское хозяйст­во, и сведения о заготовке сырья, о технике производства, о распределении работ по месяцам года, о сбыте продуктов, о времени возникновения заведений, о задолженно­сти кустарей. Насколько


Просмотров 294

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!