Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОСНОВНОЙ ВОПРОС СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 23 часть




ПРИМЕЧАНИЯ 637

Полное собрание сочинений, т. VII, М., 1950, стр. 222—
295). — 64.

50 В сочинении «Theogonie nach den Quellen des klassischen,
hebraischen und christlichen Altertums», 1857 («Теогония пo
источникам классической, еврейской и христианской древ-
ности») Л. Фейербах исследует происхождение представле-
ний о боге (греч. —, — происхождение, или родослов-
ная, богов). Упомянутые В. И. Лениным параграфы 34 и
36 озаглавлены: ««Христианское» естествознание» и «Теорети-
ческие основы теизма». — 64.

51 Конспект книги Л. Фейербаха «Darstellung, Entwicklung und
Kritik der Leibnizschen Philosophic»
(«Изложение, анализ и
критика философии Лейбница») написан в отдельной тетради,
озаглавленной «Фейербах»; Конспект составлен по IV тому
второго немецкою издания Сочинении Фейербаха. Главное
внимание уделено здесь изложению Фейербахом философ-
ской системы Лейбница, рассматривая которую Ленин ука-
зывает на ее идеалистический характер и вместе с тем
отмечает глубокие диалектические идеи философа. Сопоста-
вление начала Конспекта с началом статьи «Карл Маркс»,
где В. И. Ленин, сравнивая основной текст с добавлениями
1847 года, говорит об эволюции взглядов Фейербаха,
дает основание полагать, что он был написан до окончания
этой статьи, рукопись которой была отправлена из Берна
в Россию (в редакцию Энциклопедического словаря Гранат)
4 (17) ноября 1914 года. В настоящем издании Конспект
книги Фейербаха о философии Лейбница располагается
перед Конспектом «Науки логики», несмотря на то, что
начат он был, очевидно, позднее последнего (см. примеча-
ние 31), для того, чтобы объединить конспекты обоих про-
изведений Фейербаха и не нарушать последовательность
конспектов произведений Гегеля.

Сочинение Фейербаха о философии Лейбница было
написано в 1836 году, а добавления к нему — в 1847 (первое
немецкое издание книги вышло в 1837 году, дополненное —
в 1848, в пятом томе первого издания Сочинений Фейер-
баха). — 65.

52 В указанном месте Фейербах пишет: «Философия Спинозы —
телескоп, делающий доступными для человеческого глаза
предметы, невидимые в силу их отдаленности; философия
Лейбница — микроскоп, делающий видимыми предметы, не-
заметные в силу их малой величины и тонкости» (Samtliche
Werke, Bd. IV, 1910, S. 34). — 67.



53 В. И. Ленин имеет в виду письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от
10 мая 1870 года, в котором Маркс пишет о своем «прекло-
нении перед Лейбницем»; это место отмечено в ленинском


ПРИМЕЧАНИЯ

Конспекте «Переписки» (см. В. И. Ленин. Конспект «Пе-
реписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844—1883 гг. », 1959,
стр. 129). — 68.

54 Энтелехия — термин идеалистической философии, означаю-
щий, по Аристотелю, внутренне присущую предмету цель,
которая посредством своей деятельности из возможной пре-
вращается в действительную. По Лейбницу, энтелехия —
стремление монады к реализации потенциально заключен-
ного в ней совершенства. — 70.

55 В. И. Ленин имеет в виду следующее высказывание Фейер-
баха: «Предустановленная гармония, хотя это его любимое
детище, — слабая сторона Лейбница... Предустановленная
гармония, понимаемая в чисто внешнем смысле по отношению
к монаде, в корне противоречит духу философии Лейбница»
(Samtliche Werke, Bd. IV, 1910, S. 95). Теологическое
понятие «предустановленной гармонии» Лейбниц вводит для
того, чтобы объяснить, каким образом монады, каждая из
которых индивидуальна и следует только закону своего
внутреннего развития, вместе с тем в каждый данный мо-
мент времени находятся в точном соответствии, в гармонии
друг с другом. Это, по мысли Лейбница, объясняется тем,
что уже при создании монад бог обеспечил их единство,
предустановил их гармонию. — 70.



56 Окказионализм (от лат. occasio — случай) — религиозно-иде-
алистическое течение в философии XVII в., в основе кото-
рого лежит выдвинутая Р. Декартом идея дуализма души и
тела. Окказионалисты доказывали, что душа и тело являются
особыми, самостоятельными сущностями, что все действия
(как физические, так и психические) и взаимосвязь между
ними осуществляются богом, что человек полностью зависит
от «божьего промысла» и т. п. Главными представителями
окказионализма были И. Клауберг, А. Гейлинкс, Н. Маль-
бранш. — 71.

57 «Теодицея» («оправдание бога») — сокращенное название
книги Лейбница «Essais de Theodicee sur la bonte de Dieu,
la liberte de l'homme et l'origine du mal», 1710 («Опыты теоди-
цеи о благости бога, свободе человека и происхождении зла»);
русский перевод книги был издан в 1887—1892 годах.

Онтологический довод за бытие бога (онтологическое дока-
зательство бытия бога) — одна из наиболее распространен-
ных в теологии попыток логически доказать существование
бога и тем самым рационально обосновать веру в него;
впервые выдвинуто одним из «отцов церкви» Августином
«Блаженным» (354—430) и развито средневековым теологом-
схоластом Ансельмом Кентерберийским (1033—1109). '«Это


примечания 639

доказательство, — писал Ф. Энгельс, — гласит: «Когда мы
мыслим бога, то мы мыслим его как совокупность всех
совершенств. Но к этой совокупности всех совершенств
принадлежит прежде всего существование, ибо существо,
не имеющее существования, по необходимости несовершенно.
Следовательно, в число совершенств бога мы должны вклю-
чить и существование. Следовательно, бог должен существо-
вать»» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20,
стр. 42). С критикой онтологического доказательства высту-
пал ряд философов как в средние века, так и в новое время
(в том числе Дж. Локк, Вольтер и другие). Материалистиче-
ская философия окончательно опровергла как онтологиче-
ское, так и другие доказательства бытия бога, которые,
по словам Маркса, «представляют собой не что иное, как
пустые тавтологии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних
произведений. 1956, стр. 97). — 71.



58 Сочинение Лейбница «Nouveaux essais sur Ventendement
humain»,
1764 («Новые опыты о человеческом разуме»)
направлено против книги Дж. Локка «An Essay concerning
Human Understanding», 1690 («Опыт о человеческом разуме»),
в котором была развита сенсуалистическая теория познания.
К основному тезису сенсуализма: «nihil est in intellectu,
quod non prius fuerit in sensu» («нет ничего в интеллекте, чего
бы прежде не было в чувстве») Лейбниц, защищавший ра-
ционализм, добавлял: «nisi intellectus ipse» («кроме самого
интеллекта»). — 71.

59 В. И. Ленин имеет в виду признание Кантом необходимыми,
безусловными, истинными лишь априорных, независимых от
опыта знаний, что является одним из основных положений
идеалистической теории познания Канта. Ниже Ленип отме-
чает сравнение Фейербахом основных сочинений Лейбница
и Канта (см. настоящий том, стр. 72). — 71.

60 Имеется в виду произведение немецкого философа-карте-
зианца И. Клауберга «Defensio Cartesiana», 1652 («Защита
картезианства»). — 72.

61 Диссертация Фейербаха «De Ratione una, universall, infinita»,
представленная в 1828 году для получения права чтения
лекций в Эрлангенском университете, была напечатана в пере-
воде на немецкий язык под названием: «Uber die Vernunft;
ihre Einheit, Allgemeinheit, Unbegrenztheit» («О разуме;
его единстве, всеобщности, безграничности») в IV томе вто-
рого издания Сочинений Фейербаха. — 76.

62 В. И. Ленин имеет в виду произведение Фейербаха «Спиноза
и Гербарт» (1836), напечатанное в IV томе второго издания
Сочинений Фейербаха. — 76,


ПРИМЕЧАНИЯ

63 Имеется в виду написанное в 1843 году письмо JI. Фейербаха
К. Марксу, в котором подвергается критике философия
Шеллинга (см. L. Feuerbach. Samtliche Werke, Bd. IV,
1910, S. 434—440). Письмо Фейербаха написано в ответ на
письмо Маркса к нему от 3 октября 1843 года (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 27, стр. 375—377). — 76.

64 Конспект книги Гегеля «Наука логики» записан в трех
тетрадях, имеющих общую нумерацию страниц 1—115 и
озаглавленных, соответственно, «Hegel. Логика I», «Hegel.
Логика II» и «Hegel. Логика III». На обложке первой тет-
ради Лениным написан также общий заголовок всей серии:
«Тетрадки по философии. Гегель, Фейербах и разное», а
на внутренней стороне обложки записано содержание томов
Сочинений Гегеля (см. настоящий том, стр. 78); первые
четыре страницы рукописи написаны на вклеенных в те-
традь листках в клетку, меньшего формата, чем сама тетрадь,
и аналогичных тому, на котором записано содержание то-
мов Сочинений Фейербаха и Гегеля (см. стр. 346); это
свидетельствует о том, что тетрадь «Hegel. Логика I» была
начата раньше других «Тетрадок по философии» 1914—
1915 годов (см. примечание 31). На обложке второй тетради
помечено: «NB стр. 7 6» (на этой странице начинается кон-
спект третьего раздела «Учения1 о понятии» — «Идея» —
см. настоящий том, стр. 174). В конце страницы 111-ой (3-я
тетрадь) указана дата окончания работы Ленина над Кон-
спектом: «Конец «Логики». 17. XII. 1914». После 115 стра-
ницы, на которой кончается Конспект, следуют чистые
листы, а на последних двух страницах тетради «Hegel. Ло-
гика III» написаны заметки «К новейшей литературе о
Гегеле» (см. стр. 347—350). Параллельно с «Наукой логики»
Ленин конспектирует ряд разделов первой части «Энцикло-
педии философских наук».

Конспект главного произведения Гегеля занимает цеп-
тральное место среди ленинских философских конспектов
1914—1915 годов. В нем Ленин раскрывает идеализм и
историческую ограниченность гегелевской логики, показы-
вая вместе с тем, что в мистической форме Гегель прослежи-
вает «отражение в движении понятий движения объектив-
ного мира» (стр. 160). Ленин рассматривает все основные
законы, категории, элементы диалектики, их связь с прак-
тикой, соотношение диалектики, логики и теории познания,
диалектический характер развития философии, естество-
знания, техники. В Конспекте содержится важнейший ле-
нинский фрагмент об элементах диалектики (см. стр. 202—
203). — 77.

65 Имеется в виду первое немецкое издание Сочинений Гегеля;
1—18 тома вышли в 1832—1845 годах, 19 (дополнительный)
том в двух частях вышел в 1887 году. В. И. Ленин выписал


примечания 641

содержание этих томов на обложке тетради «Hegel. Логика I»
(см. настоящий том, стр. 78); на русском языке вышло
14 томов Сочинений Гегеля (тт. I—XIV, 1929—1959). — 79.

66 «Наука логики» («Wissenschaft der Logik») — главное сочи-
нение Гегеля. На основе идеалистического принципа то-
ждества бытия и мышления в нем исследуются логические
категории как моменты абсолютной идеи, в которой Гегель
видел сущность действительности. В «Науке логики» си-
стематически — в виде саморазвития понятий — изложена
идеалистическая диалектика Гегеля. Сочинение состоит из
трех книг: первая («Учение о бытии») была издана в начале
1812, вторая («Учение о сущности») — в 1813, третья («Уче-
ние о понятии») — в 1816 году в Нюрнберге. В 1831 году
Гегель приступил к подготовке нового издания, но успел
переработать лишь первую книгу и написать предисловие
ко второму изданию (датировано 7 ноября 1831 года). На рус-
ском языке «Наука логики» впервые была издана в 1916 году;
для Сочинений Гегеля (тт. V—VI, 1937—1939) был осуще-
ствлен новый перевод. — 79.

67 См. Аристотель. Метафизика, книга I, глава 1 (М. —Л,,
1934, стр. 20). — 82.

68 «Парменид» — диалог Платона, названный по имени глав-
ного представителя элейской школы (см. примечание 110).
В диалоге развита идеалистическая диалектика, которую Пла-
тон применяет здесь к своему учению об идеях. В «Лекциях
по истории философии» (это место отмечено В. И. Лениным —
см. настоящий том, стр. 278) Гегель, называя диалог
«знаменитейшим шедевром платоновской диалектики», вме-
сте с тем отмечает, что в «Пармениде» диалектика Платона
носит еще скорее отрицательный, чем положительный
характер, поскольку, говоря о противоречиях, философ
недостаточно подчеркивает их единство. Русский перевод
диалога см. в книге: Платон. Полное собрание творений,
т. IV, Л., 1929, стр. 15-89. — 89.

69 Имеется в виду известное высказывание Канта: «Я должен
был ограничить область знания, чтобы дать место вере»
(П. Кант. «Критика чистого разума», Пг., 1915, стр. 18).
Эта формула выражает противоречивость системы Канта,
его стремление «примирить» непримиримое: веру и знание,
науку и религию. В. И. Ленин в своем Конспекте пишет
далее: «Кант принижает знание, чтобы очистить место вере»
(настоящий том, стр. 153). — 91.

70 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 21, стр. 285). — 93.


642примечания

71 Говоря о категории бытия, Гегель не случайно вспоминает
об элеатах (о них см. примечание 110). Если логику он рас-
сматривает как развитие абсолютной идеи в чистом виде,
то в истории философии он видит исторический процесс этого
развития. Поэтому, по мысли Гегеля, каждая категория
логики исторически уже должна была быть выражена опре-
деленной философской системой (бытие — элеатами, ничто —
буддизмом, становление — Гераклитом и т. д. ). «То, что
есть первое в науке, — пишет он, — должно было оказаться
и исторически первым». Выписав это положение, Ленин
замечает: «Звучит весьма материалистично!», а в другом
месте пишет: «Видимо, Гегель берет свое саморазвитие поня-
тий, категорий в связи со всей историей философии. Это дает
еще новую сторону всей Логики» (см. настоящий том,
стр. 95 и 104). — 95.

72 <<Abstrakte und abstruse Hegelei» («абстрактная и темная ге-
гельянщина») — выражение Ф. Энгельса (см. «Людвиг Фейер-
бах и конец классической немецкой философии» — К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 21, стр. 281). — 97.

73 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 21, стр. 284). — 97.

74 Мысль о бесконечности материи и процесса ее познания
В. И. Ленин развивает в книге «Материализм и эмпи-
риокритицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18, стр. 274—
277). — 100.

75 Vberschwenglich (чрезмерный, преувеличенный, безмерный) —
термин, употребляемый И. Дицгеном при характеристике от-
ношения абсолютной и относительной истины, материи и духа
и т. п. (см., например, настоящий том, стр. 427—428, 431).
В. И. Ленин использует этот термин в ряде своих работ,
раскрывая материалистическое понимание диалектики по-
нятий. Так в «Материализме и эмпириокритицизме», разви-
вая данную Ф. Энгельсом формулировку основного вопроса
философии, Ленин писал: «Что в понятие материи надо
включить и мысли, как повторяет Дицген в «Экскурсиях»
(см. настоящий том, стр. 435—436. — Ред. ), это путаница, ибо
при таком включении теряет смысл гносеологическое про-
тивопоставление материи духу, материализма идеализму, на
каковом противопоставлении Дицген сам настаивает. Что
это противопоставление не должно быть «чрезмерным»,
преувеличенным, метафизическим, это бесспорно (и в под-
черкивании этого состоит большая заслуга диалектического
материалиста Дицгена). Пределы абсолютной необходимости
и абсолютной истинности этого относительного противопо-


примечания 643

ставления суть именно те пределы, которые определяют
направление гносеологических исследований. За этими пре-
делами оперировать с противоположностью материи и духа,
физического и психического, как с абсолютной противопо-
ложностью, было бы громадной ошибкой» (Сочинения, 5 изд.,
том 18, стр. 259). См. также замечание В. И. Ленина о диа-
лектическом характере истины в произведении «Детская
болезнь «левизны» в коммунизме» (Сочинения, 5 изд., том 41,
стр. 46). — 104.

76 О монадах Лейбница В. И. Ленин говорит также в Конспекте
книги Л. Фейербаха «Изложение, анализ и критика фило-
софии Лейбница» (см. настоящий том, стр. 68—71). — 104.

77 Антиномия — противоречие между двумя логически одина-
ково доказуемыми положениями. Кант считал, что челове-
ческий разум неизбежно впадает в антиномию, в противоре-
чие с самим собой, когда он пытается выйти за границы
чувственного опыта и познать мир как целое. Кант насчиты-
вал четыре аптиномии: 1) Мир имеет начало во времени и
пространстве и мир бесконечен; 2) Всякая сложная субстан-
ция состоит из простых вещей и в мире нет ничего простого;
3) В мире существует свобода и все подчинено только зако-
нам природы; 4) Существует некое необходимое существо
(бог) как часть или причина мира и никакого абсолютно
необходимого существа нет. Эти антиномии служили важ-
ным аргументом кантовского агностицизма, поскольку они,
по мнению Канта, указывали разуму границы его возмож-
ностей и тем самым предохраняли веру от его посягательств.
Вместе с тем в учении об антиномиях Кант констатировал
объективность противоречий в познающем мышлении, что
способствовало дальнейшему развитию диалектики. Уже
Гегель указал на формальный, ограниченный характер
антиномий Канта и подверг их критике. Материалистиче-
ская диалектика, научно объяснив человеческое познание,
показала, как в процессе достижения объективной истины
разрешаются аптиномии. — 106.

78 По-видимому, В. И. Ленин имеет в виду рассуждения
Ф. Энгельса в «Анти-Дюринге» о математической бесконеч-
ности и диалектическом характере доказательств в высшей
математике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд.,
т. 20, стр. 50-51, 138-139). — 107.

79 Намек на двустишие «Вопрос права» из сатирического стихо-
творения Ф. Шиллера «Философы»:

«Нос свой давно уже я для нюханья употребляю,
Можно ли мне доказать право свое на него?»
(Ф. Шиллер. Собрание сочинений, т. 1, M., 1955,
стр. 243). — 107.


Примечания

80 В. И. Ленин, очевидно, имеет в виду высказывания
Ф. Энгельса о дифференциальном и интегральном исчис-
лениях в «Анти-Дюринге» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-
нения, 2 изд., т. 20, стр. 88-89, 123, 138—139, 141-142,
145—146). — 108.

81 В. И. Ленин имеет в виду замечание Л. Фейербаха в произ-
ведении «Vorlaufige Thesen zur Reform der Philosophie»,
1842 («Предварительные тезисы к реформе философии»):
«Философ должен включить в состав самой философии
ту сторону человеческого существа, которая не философ-
ствует, которая скорее стоит в оппозиции к философии, к аб-
страктному мышлению, словом, то, что Гегелем низведено
к роли примечания» (Л. Фейербах. Избранные философские
произведения, т. I, 1955, стр. 124). — 112.

82 Имеется в виду сочинение И. Канта «Kritik der Urteilskraft»,
1790 («Критика способности суждения»); на русском языке
было издано в 1898 году. — 120.

83 Слово «hinuberretten» (спасти) взято из Предисловия ко вто-
рому изданию книги «Анти-Дюринг», в котором Ф. Энгельс
писал: «Маркс и я были едва ли не единственными людь-
ми, которые спасли из немецкой идеалистической фило-
софии сознательную диалектику и перевели ее в материали-

-. стическое понимание природы и истории» (К. Маркс и
Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 20, стр. 10). Это место
В. И. Ленин привел в своей статье «Карл Маркс» (см. Сочи-
нения, 5 изд., том 26, стр. 54). — 127.

84 В. И. Ленин имеет в виду появление трех следующих произ-
ведений: Г. В. Ф. Гегель. «Наука логики» (первые две книги
вышли в 1812 и 1813 годах); К. Маркс и Ф. Энгельс. «Мани-
фест Коммунистической партии» (написан в конце 1847,
вышел в свет в феврале 1848 года); Ч. Дарвин. «Происхож-
дение видов» (опубликовано в 1859 году). — 127.

85 Телеология (учение о цели) — идеалистическое учение, со-
гласно которому не только действия человека, но и все
развитие природы и истории как в целом, так и в деталях
направлено к заранее определенной цели; при этом чаще всего
высшей, конечной целью развития объявляется бог. — 129.

86 Это место находится в главе «Сила и рассудок, явление и
сверхчувственный мир» (см. Г. В. Ф. Гегель. Сочинения,
т. IV, 1959, стр. 86 и следующие). — 137.

87 Характеристику взглядов К. Пирсона и упоминаемой здесь
его книги «The Grammar of Science», 1892 («Грамматика
науки») В. И. Ленин дал в произведении «Материализм и


ПРИМЕЧАНИЯ



эмпириокритицизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18); на рус-
ском языке книга Пирсона была издана в Петербурге в
1911 году. — 138.

88 В. И. Ленин имеет в виду, по-видимому, те места из «Лек-
ций о сущности религии», где Фейербах рассматривает бога
как «абстрактную», «обособленную от ее материальности
и телесности» природу; эти места Ленин отметил в своем
Конспекте книги Фейербаха (см., например, настоящий том,
стр. 49—50). — 139.

89 «Малой логикой» в отличие от «большой» «Науки логики»
В. И. Ленин называет первую часть «Энциклопедии фило-
софских наук» (см. Г. В. Ф. Гегель. Сочинения, т. I, 1929).
Ф. Энгельс говорит о популярности гегелевской «Энцикло-
педии» в письме к К. Марксу от 21 сентября 1874 года; читая
немецкое издание четырехтомной Переписки Маркса и
Энгельса, Ленин законспектировал это письмо и выписал
соответствующее место (см. «Конспект «Переписки К. Маркса
и Ф. Энгельса 1844—1883 гг. »», 1959, стр. 144 и 419). К. Фи-
шер излагает логику Гегеля в своей «Истории новой фило-
софии» (см. т. VIII, «Гегель, его жизнь, сочинения и уче-
ние», первый полутом, 1933, стр. 330—442); на недостатки
его изложения Ленин указывает ниже (см. настоящий том,
стр. 158). — 141.

90 См. Г. В. Плеханов. «К шестидесятой годовщине смерти
Гегеля» (Избранные философские произведения, т. I, 1956,
стр. 422—450). — 144.

91 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 21, стр. 284). — 151.

92 О своем «подражании Гегелю» К. Маркс писал в Послесло-
вии ко второму изданию первого тома «Капитала», что
в ответ на третирование Гегеля в «образованной Германии»
того времени он «открыто объявил себя учеником этого
великого мыслителя и в главе о теории стоимости местами
даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выра-
жения» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23,
стр. 21—22). Ниже (см. настоящий том, стр. 162) В. И. Ленин
подчеркивает важность логики Гегеля для понимания
«Капитала» Маркса. — 160.

93 В. И. Ленин противопоставляет диалектическое понимание
движения метафизическим взглядам В. М. Чернова, которые
он подверг критике в книге «Материализм и эмпириокрити-
цизм» (см. Сочинения, 5 изд., том 18). Здесь имеется в виду
рассуждение Чернова о сущности механического движения
в работе «Марксизм и трансцендентальная философия», где
он по этому вопросу возражает Ф. Энгельсу (см. В. М. Чер-
нов. «Философские и социологические этюды», М., 1907,


ПРИМЕЧАНИЯ

стр. 65—66). Несостоятельность этого возражения В. И. Ленин
показал в Конспекте «Лекций по истории философии» Ге-
геля (см. настоящий том, стр. 232). — 182.

94 О роли практики и техники в процессе познания говорится
в конспекте предыдущего отдела «Науки логики» (см. на-
стоящий том, стр. 169—173). — 183.

95 Решение этого уравнения К. Ф. Гаусс дал в произведении
«Disquisitiones arithmeticae», 1801 («Арифметические ис-
следования»). — 191.

96 В. И. Ленин имеет в виду примечание Гегеля с примерами
из двух сочинений X. Вольфа: «Anfangsgriinde der Bau-
kunst» («Основоначала зодчества») и «Anfangsgriinde der Forti-
fikation»(«Oсновоначала фортификации») (см. Г. В. Ф. Гегель.
Сочинения, т. VI, 1939, стр. 286—287). — 192.

97 В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс, указывая на созерцатель-
ный характер предшествующего материализма, писал, что
«деятельная сторона, в противоположность материализму,
развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как
идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной
деятельности как таковой» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочи-
нения, 2 изд., т. 3, стр. 1). — 193.

98 О разработке Платоном диалектики Диоген Лаэрций гово-
рит в III книге своего сочинения «De vitis, dogmatibus et
apophthegmatibus clarorum philosophorum» («Жизнь и уче-
ния людей, прославившихся в философии»). Это сочинение,
состоящее из десяти книг, является важным источником
изучения взглядов древнегреческих философов. Русский
перевод I и II книг был опубликован в 1898—1899 годах
в журнале «Гимназия». — 204.

99 Имеется в виду Диоген из Синопа, представитель киниче-
ской школы, получивший прозвище «собака» за нищенский
образ жизни и пренебрежение к требованиям общественной
морали. — 206.

100 То есть скорость света — предельную скорость любого
возможного движения. О некоторых способах определения
скорости света говорится в заметке В. И. Ленина о книге
Л. Дармштедтера «Руководство по истории естественных
наук и техники» (см. настоящий том, стр. 356—357). — 209.

101 См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
2 изд., т. 21, стр. 285). — 215.


Примечания 647

102 В. И.Ленин имеет в виду второе примечание к пятой главе
I тома «Капитала», в котором К. Маркс приводит следующую
цитату из первой части «Энциклопедии» Гегеля: «Разум столь
же хитер, сколь могуществен. Хитрость состоит вообще в
опосредствующей деятельности, которая, обусловливая вза-
имное воздействие и взаимную обработку предметов соответ-
ственно их природе, без непосредственного вмешательства
в этот процесс, осуществляет свою цель» (К. Маркс и
Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, стр. 190). — 216.

103 Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии»
составлен после окончания Конспекта «Науки логики»,
по-видимому, в начале 1915 года; написан в двух тетрадях,
озаглавленных, соответственно, «(разное+) Hegel» и «Hegel».
На первых трех страницах первой тетради записаны заметки
о книгах П. Генова, П. Фолькмана и М. Ферворна (см. на-
стоящий том, стр. 353—354); в начале этой тетради цвет-
ным карандашом написано «См. стр. 4» (на четвертой стра-
нице начинается Конспект «Лекций по истории философии»).

Конспектируя «Лекции», В. И. Ленин отмечает такие
черты историко-философского метода Гегеля, как связь
исторического и логического, требование «строгой исто-
ричности», преимущественное прослеживание истории диа-
лектики и т. п. Вместе с тем Ленин критикует идеали-
стические предпосылки историко-философской концепции
Гегеля, показывает, как при изложении истории философии
Гегель игнорирует или фальсифицирует развитие материа-
лизма. — 219.

104 «Лекции по истории философии» Гегеля впервые былп из-
даны после его смерти в 1833—1836 годах; источниками
послужили записи самого Гегеля и его слушателей, обра-
ботанные К. Л. Михелетом. В «Лекциях» Гегель впервые
сделал попытку представить историю философии как законо-
мерный процесс поступательного движения к абсолютной
истине. К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали гегелев-
ские «Лекции по истории философии»; отмечая указанную
Гегелем связь категорий логики с историей философии,
Энгельс называет «Лекции» «одним из гениальнейших про-
изведений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма,
1953, стр. 442).


Просмотров 244

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!