Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОБРАБОТКА МАКСА ГЕЙНЦЕ) З т. 1876—1880. ЛЕЙПЦИГ



|Книга носит несколько странный характер: коротень-
кие §§ с парой слов о содержании учений и длиннейшие
мелким шрифтом набранные пояснения, на 3/4 полные

имен и пазваний книг [притом старо: библиография до
60-х, 70-х годов]. Нечто unleserliches! * История имен
и книг!;

Ф. ПАУЛЬСЕН. «ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ» 171

Прехарактерна откровенная постановка вопроса в
введении: задача новейшей философии „примирить ре-
лигиозное миросозерцание и научное объяснение приро-
ды" (стр. IV ** [V] ***). Sic! И эта идея развита преобсто-
ятельно: борьба-де на два фронта — с материализмом
и „иезуитизмом" (и католическим и протестантским).
Материализм, конечно, понимается (выдается?) за rein
mechanisch, physikalisch u. s. w. ****

* — неудобочитаемое! Ред.

** F. Paulsen. «Einleitung in die Philosophie». Berlin, 1899. Ред.

*** Ф. Паулъсен. «Введение в философию». M., 1899 Ред.

**** — чисто механический, физический и т. д. Ред.



Автор прямо также говорит, что новейшая филосо-
фия опирается на Канта и является представительни-
цей „идеалистического монизма".

До — стр. 10 [10]... «Мир между знанием и верой»...

И стр. 11 [11]: «Установить этот мир» — «вот центральный пункт философии Канта... Отдать должное тому и другому: знанию против скептицизма Юма, вере против догматического ее отрицания в материализме — вот итог его работы» (12) [11].

?

«Только одно обстоятельство может смутить полное
надежд» (надежда на этот мир) «ожидание: это — абсо-
лютно враждебный религии радикализм, распростра-
няющийся теперь в широких массах населения... Так
атеизм является теперь» (как прежде у буржуазии)
«догматом социал-демократии» (стр. 14—15 [14]). «Это —катехизис наизнанку. И как старая догматика, так и
эта новая, отрицательная догматика, враждебна науке,
поскольку она в своих догмах налагает цепи на дух
критики и сомнения». (Напоминает название Anti-
pfaffen *
и уверяет, что христианство чуждо пристрастия к богатым, что оно, христианство, переживет и ту борьбу, к которой идет Европа. )



Опровергая материализм и защищая теорию Allbe-
seelung ** (которую он толкует в идеалистическом
смысле), Паульсен игнорирует 1) что он опровергает
не материализм, а лишь некоторые доводы некото-
рых
материалистов; 2) что он противоречит себе,
толкуя современную психологию в идеалистическом
смысле.

X Ср. стр. 126 [125]. «Сила... не что иное, как тенден-
ция к определенной деятельности, и, следовательно, по
своей общей сущности совпадает с бессознательной
волей».

(Ergo — Seelenvorgange und Kraft вовсе не так
unuberbruckbar ***, как казалось автору раньше,
стр. 90 [88] u. ff. )

* — противопоповцы. Ред.
**
— всеобщей одушевленности. Ред.

* * * — Следовательно — душевные явления и сила вовсе не так
не соединимы. Ред.



Стр. 112—116 [111—115]: почему бы Weltall * не мог-
ла быть носителем des Weltgeistes **? (Потому что
человек и его мозг есть высшее развитие духа, как
автор и сам признает.

NB

Когда Паульсен критикует материалистов, —
он противопоставляет материи высшие формы
духа. Когда он защищает идеализм и толкует
идеалистически современную психологию, — он
сближает низшие формы духа с Krafte etc. ***.
Это — самая уязвимая пята его философии).

Ср. особенно стр. 106—107 [105—106], где Паульсен высказывается против взгляда на материю как на нечто мертвое.


X Contra стр. 86 [84]: «в движении не кроется реши-
тельно никакой мысли»...



Автор как будто бы слишком легко отделывается
от той мысли, что Gedanke ist Bewegung ****. Его
доводы сводятся только к «обычному человеческому
рассудку: бессмысленно», «мысль есть не движение,
а мысль» (87) [85]. Может быть и теплота не есть движе-
ние, а есть теплота??

Совсем глупы доводы автора, что-де физиолог не пере-
станет же говорить о мыслях, а не о движениях, равных
этим мыслям? И о теплоте никто никогда не перестанет
говорить.

Влюбившись, не будет же он говорить «даме о соот-
ветствующем сосудодвигательном процессе... Ведь это
же очевидная бессмыслица» (86—87) [85]. Именно! —
г-на Паульсена! И почувствовав недостаток теплоты,
мы будем говорить не о том, что теплота есть род дви-
жения, а о том, как добыть угля.


* — вселенная. Ред. ** — мирового духа. Ред. *** — с силами и т. д. Ред. **** — мысль есть движение. Ред. ***** — бессмысленным. Ред.

Паульсен считает sinnlos ***** положение, что мысль
есть Bewegung. Сам же и против дуализма и гово-
рит об „эквиваленте". (140 и 143 [139 и 143-144]) —
,. физический эквивалент психического" (или Begleit-


erscheinung *). Разве это не та же begriffliche Konfu-
sion **, за которую он презрительно ругает Бюхнера?

Когда Паульсен объявляет свой параллелизм „не мест-
ным", а „идеальным" (стр. 146 [145]), то его дуали-
стический характер выступает еще яснее. Это не объ-
яснение дела, и не теория, а простое словесное ухищ-
рение.

Написано в 1903 г.

Впервые напечатано в 1930 г. Печатается по рукописи


*— сопутствующее явление. Ред, ** — путаница понятий. Ред.

в Ленинском сборнике XII


1904 г.

ЗАМЕТКА О РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ Э. ГЕККЕЛЯ
«ЧУДЕСА ЖИЗНИ» И «МИРОВЫЕ ЗАГАДКИ»172

Frankfurter Zeitung. 1904, № 348 (15 декабря)
1-й утренний выпуск



Фельетон о новых биологических книгах

Ernst Н а е с к е l. „Lebenswunder" (Gemeinverstand-
liche Studien iiber biologische Philosophie). Stuttgart
(Alfred Kroner) *.

(Для Геккеля «дух есть физиологическая функция
коры головного мозга». Стр. 378 его книги. Автор от-
зыва, конечно, против этого мнения. )

Его же „Weltratsel" ** ((раньше вышли)) (где доказы-
вается, что, собственно говоря, нет мировых загадок).


Написано в конце 1904 г.

Впервые напечатано в 1958 г,
в 4 издании Сочинений
В. И. Ленина, том 38


Печатается по рукописи


* — Эрнст Ге к к е л ь. «Чудеса жизни» (Популярные очерки
по
философии биологии). Штутгарт (Альфред Крёнер), Ред.

** — «Мировые загадки». Ред,


Г.

ИЗ КНИГ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ И ФИЛОСОФИИ
СОРБОНН
СКОЙ БИБЛИОТЕКИ173

Сорбонна. Новые книги: С. 819 (7) *.

Рихард Лукас. Библиография радиоактивных веществ. Гамбург и Лейпциг. 1908. 8. (А. 47. 191).

Мах. Очерк физики (обработано Гарбордтом и Фише-
ром). Лейпциг. 1905 — 1908. 2 тома. 8°. (А. 46. 979). S. Ф. . 587.

Макс Планк. Принцип сохранения энергии. Лейпциг.
1908. (2 издание). 12°. (А. 47. 232). S. . . 63.

Эдуард Рикке. Руководство по физике. 4 издание.
Лейпциг. 1908. 2 тома. 8°. (А. 47. 338). S. Ф. . 301а.

Фенелон Салинъяк. Вопросы общей физики и астро-
номии. Тулуза. 1908. 4°. (D. 55. 745). С. 818 (2).

Дж. Дж. Томсон. Атомная теория материи. Браун-
швейг. 1908. 8°. S. D. е. 101 (25).

В Сорбоннской библиотеке:


* Здесь и ниже буквенные и цифровые обозначения являются библио- течными шифрами книг. Ред.

I. „Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie" (174 - см. прим). P. 5 3 (8°) (A. 16. 404).


II. „Archiv für Philosophie". 2-te Abteilung. P. 4 8. (A. 17. 027).



 


„Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie". 1909. Heft I. Рецензия Рауля Рихтера (сочувственная, даже хвалебная) на

Людвига Штейна. Философские течения современности. Штутгарт. 1908. (Энке. ) XVI + 452 страниц. (12 марок. )


Стр. 1—293 —фило-
софские течения
294—445 философ-
ские проблемы


— Десять философских течений:

1) неоидеализм (волюнтари-
стическая метафизика)

2) неопозитивизм (прагматизм) W. James.

3) „новое натурфилософское
движение" (Ostwald и „победа"
энергетики над материализмом)

4) „неоромантика" (Н. St.
Chamberlain etc. )

5) неовитализм

6) эволюционизм (Спенсер)

7) индивидуализм (Ницше)

8) geisteswissenschaftliche
Bewegung * (Dilthey)

9) philosophiegeschichtliche **

10) неореализм (Эдуард фон Гартман!!!).


Из новых книг:


Макс Шинц. Истина религии по воззрениям новейшпх представителей философии религии. Цюрих. 1908. 8° (307 страниц. 6. 50 марок).

Кр. Гюнтер. От первобытного животного до человека.
(Атлас картин. ) Штутгарт. 1909. (7—19 выпуски
1 марки. )

* — гуманитарно-научное движение. Ред,
**
— философеко-иеторическое. Ред.


А. Пелацца. Р. Авенариус и эмпириокритицизм.
1908? 9? Турин (Бокка). 130 страниц.

Спавента. Итальянская философия в ее связи с фило-
софией европейской. 1908? 9? Бари (Латерца).

Из новых книг (1909):

Л. Болъцман. Венские научные трактаты. Лейпциг.
(Барт).

Г. Штрахе. Единство материи, мирового эфира и сил
природы. Вена (Дейтике).



 


Р. 48

„Archiv fur Philosophie", 2 отдел = „Archiv fur s y-
stematische
Philosophie". 1908. 4: вторая
статья Vitalis Norstrom'a (стр. 447—496) ((интересно;
почти вся о Махе)).

 

где первая?? примечание — опоздала 175??

Написано в первой половине 1909 г.

Впервые напечатано в 1933 г.
в Ленинском сборнике XXV


Печатается по рукописи


 



 


Г.

ИЗ ТЕТРАДИ „АВСТРИЙСКАЯ


Просмотров 276

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!