Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ТО ЖЕ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ (ТОМ VI). 12 часть



 

Прелестно! Нет сомнений в реальности внешнего
мира. Путается человек именно в диалектике общего
и отдельного, понятия и ощущения etc., сущности и
явления etc.    

NB

(Стр. 146 [146], книга 8 — едва ли не вставленная
после — глава 5, § 2—3. )

... «Труден вопрос ( ) о том, как относится ма-

терия той или другой вещи к противоположному.
Например, если какое-нибудь тело по своей потен-
ции ( ) здорово, а здоровью противостоит бо-
лезнь, то не является ли тело тем и другим в воз-
можности?...

... Далее, не является ли живой человек в возмож-
ности ( ) мертвым?»



(Стр. 181 [182]), книга 11, глава 1, § 12—14:
... «Математическое они» (философы) «помещают между
идеями и чувственно воспринимаемым в качестве чего-то
третьего, существующего вне идей и посюстороннего
мира. И тем не менее нет еще третьего человека и
третьего коня, кроме человека в себе (или коня в себе)
и отдельного человека или коня. Но если дело обстоит
не так, как они говорят, то чем же тогда приходится
заниматься математику? Во всяком случае не посю-
сторонним, ибо в нем ничто не существует так, как
того ищут математические науки»...

Ibidem, глава 2, § 21—23:

... «Далее, спрашивается, существует ли что-нибудь
кроме конкретного, или нет. Конкретным я называю
материю и все материальное. Если не существует, то
все преходяще, ибо все материальное во всяком слу-
чае преходяще. Если же что-нибудь существует,
кроме конкретного, то это, по-видимому, форма и об-
раз. Но относительно этих последних трудно опре-
делить, в каких вещах они присутствуют и в каких
нет»...

Стр. 185—186 [185-186], книга И, глава 3, § 12 —
математик оставляет в стороне теплоту, тяжесть и про-
чие «чувственные противоречия» и имеет в виду «лишь
количественное»... «точно так же обстоит дело и с су-
ществующим».




Здесь точка зрения диалектического материализма, но случайно, не выдержано, неразвито, мимолетно.

 




Windelband в „Очерке истории древней философии"
(Muller's Handbuch der Klassischen Altertumswis-
senschaft *, V, I, S. 265) («Читальный зал» в Берн-
ской библиотеке) подчеркивает, что в логике Арис-

— Справочник Мюллера по истории классической древности. Ред.



тотеля (die Logik) «имеет в качестве самой общей
предпосылки тождество форм мышления и форм
бытия» и цитирует „Metaphysik" V, 7: « ,

»*. Это § 4. Швеглер пере-
водит: Denn so vielfach die Kategorien ausgesagt wer-
den, so vielfach bezeichnen sie eia Sein **. Перевод
плох!

Подход к богу:
Книга 12, глава 6, § 10—11:

... «Ибо как может происходить движение, если ничто
действенное не является причиной? Ведь не может
материя двигать сама себя, ее приводит в движение
строительное искусство; точно так же не могут двигать
сами себя месячное и земля, — их приводят в движение
семя и оплодотворение»...

Leukipp (id., § 14) принимает вечное движение, но
не объясняет, почему (§ 11).

Глава 7, § 11—19 — бог (стр. 213 [211]).

... «Вечное движение должно исходить от чего-
то... вечного» (глава 8, § 4)...
Книга 12, глава 10 — снова „переборка"
основных вопросов философии; „знаки вопроса", так
сказать. Очень свежее, наивное, сомневающееся
изложение (чаще намек) разных точек зрения.

В книге 13 Аристотель снова возвращается
к критике Пифагорова учения о числах (и Платона об
идеях), отдельных от чувственных вещей.

Идеализм
NB NB

первобытный: общее (понятие, идея)
есть отдельное существо. Это кажется
диким, чудовищно (вернее: ребячески) нелепым.
Но разве не в том же роде {совершенно в том же
роде) современный идеализм, Кант, Гегель, идея
бога? Столы, стулья и идеи стола и стула; мир и
идея мира (бог); вещь и „нумен", непознаваемая



* — «сколькими способами эти различные высказывания произво-
дятся, столькими путями они указывают на бытие». Ред.

** — ибо столько же раз, сколько высказываются категории, столько
же раз обозначают они бытие. Ред.


 

 

 



„вещь всебе"; связь земли и солнца, природы
вообще — и закон, *, бог. Раздвоение по-

знания человека и возможность идеализма (= ре-
лигии) даны уже в первой, элементарнойаб-
стракции [„дом" вообще и отдельные домы]


Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие
слепка (= понятия) с нее не есть простой, непо-
средственный, зеркально-мертвый акт, а сложный,
раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя
возможность отлета фантазии от жизни; мало того: воз- '
можность превращения (и притом незаметного, несозна- '
ваемого человеком превращения) абстрактного понятия,
идеи в фантазию (in letzter Instanz ** = бога). Ибо
и в самом простом обобщении, в элементарнейшей
общей идее („стол" вообще) есть известный кусочек
фантазии. (Vice versa: нелепо отрицать роль фантазии
и в самой строгой науке: ср. Писарев о мечте полезной,
как толчке к работе, и о мечтательности пустой 169. )

Наивное выражение „трудностей" насчет „философии
математики" (говоря по-современному): книга 13,
глава 2, § 23:

... «Далее, тело есть субстанция, ибо оно обладает
известной законченностью. Но как могли бы быть
субстанциями линии? Они не могли бы таковыми быть
ни в смысле формы и образа, подобно, например, душе,
ни в смысле материи, подобно телу: ибо очевидно, что
ничто не может состоять ия линий, или из плоскостей,
или из точек»... (стр. 224 [220])...




* — логос. Ред. ** — в последнем счете. Рев,

Книга 13, глава 3 разрешает эти трудности превос-
ходно, отчетливо, ясно, материалистически (матема-
тика и другие науки абстрагируют одну из сторон тела,
явления, жизни). Но автор не выдерживает последова-
тельно этой точки зрения.



NB

Швеглер в своем комментарии (т. IV, стр. 303)
говорит: Аристотель дает здесь позитивное из-
ложение «своего взгляда на математическое:
математическое есть нечто отвлеченное от чув-
ственного».

Книга 13, глава 10 касается вопроса, лучше изложенного у Швеглера в комментарии (в связи с „Ме-
taphysik" VII, 13, 5): наука касается только общего
(ср. книга 13, глава 10, § 6), а действительно (субстан-
циально) только отдельное. Значит, пропасть между
наукой и реальностью? Значит, бытие и мышление несо-
измеримы? „Истинное познание действительного невоз-
можно?" (Швеглер, т. IV, стр. 338). Аристотель отве-
чает: потенциально знание направлено на общее,
актуально на особое.

Швеглер (ib. ) называет hochst beachtenswert

сочинение F. Fischer: „Die Metaphysik, von
empirischem Standpunkte aus dargestellt"
* [год
издания (1847)], который говорит о „реализме"
Аристотеля.

Книга 14, глава 3, § 7:... «если в чувственных вещах
вовсе не находится математическое, то почему же чув-
ственным вещам присущи свойства математического?»...
(стр. 254 [245]).

(Тот же смысл последней фразы книги, книга 14,
глава 6, § 21. )

Конец „Метафизики".

# Friedrich Fischer (1801—1853), профессор фи-
лософии в Базеле. В статье о нем Ргаntl'я

* — в высшей степени ценным сочинение Ф.Фишера:«Метафизика,
изложенная о эмпирической точки з
рения». Ред.

 



ха-ха!!!


(„Allgemeine Deutsche Biographie" *, т. 7, стр. 67)
дается пренебрежительный отзыв о нем и гово-
рится, что он-де «вследствие своего полнейшего
неприятия субъективного идеализма чуть было
не впал в противоположную крайность — в эмпиризм, чуждый идеальному».


 

 

* — «Всеобщая немецкая биография». Ред.


II

ЗАМЕТКИ О КНИГАХ,
СТАТЬЯХ И РЕЦЕНЗИЯХ


Г.

Ф. ИБЕРВЕГ.«ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»170


Просмотров 282

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!